Тема: Имя существительное как часть речи
Цель: ознакомить уч-ся с именем существительным как частью речи; учить распознавать слова, отвечающие на вопрос кто? что?; повторить правописание безударных гласных и сомнительных согласных в словах. Развивать логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость и правильную, грамотную речь учащихся. Воспитывать чувство ответственности, самостоятельности принятия решения, коммуникативности, интерес к русскому языку, создать условия для воспитания товарищества, взаимоуважения, дисциплины.
Оборудование: магнитофон, карточки с заданиями, кроссворд, дидактический материал.
Ход урока
І. Организация класса.
В класс крадётся тишина,
Подожди её пока,
Ну, а чтобы подождать.
Надо просто замолчать.
Раз, два, смолк звонок,
Три – ротик на замок,
На четыре помолчи,
А на пять – урок начни!
ІІ. Мотивация учебной деятельности
1. Беседа
Сегодня у нас не совсем обычный урок . Наш класс сегодня превращается в детективное агентство «Поиск».
-Вы знаете кто работает в детективном агенстве?
- Как вы, думаете, какими качествами должен обладать настоящий сыщик?
-И так, ещё раз назовем эти качества:
Иметь зоркий глаз;
Слушать и запоминать;
Уметь думать и рассуждать;
Быть внимательным.
-Ребята, а вы хотите стать сыщиками? Для этого необходимо пройти проверку. Вы готовы?
ІІІ. Актуализация опорных знаний
1. Работа со скороговоркой ( письмо по памяти; определение однокоренных слов)
Каждый хороший детектив ведет журнал, в котором записывает, как проходит расследование. Мы тоже будем вести такой журнал. Откройте тетради и запишите число. Послушайте скороговорку и повторите её:
Проворонила ворона воронёнка.
-Какой звук произносится звонче других? (р)
–Пропишем заглавную и строчную буквы Р в соединении.
–Ещё раз повторим скороговорку. Сейчас вы по памяти запишите эту скороговорку в тетрадь, а на доске запишет ………… (проверка предложения на доске)
–Ребята, скажите, чем интересны слова в этом предложении?(похожи)
–Чем они похожи? Какое общее слово есть в этих словах? Подчеркните это слово в словах.(ворон)
– Вы успешно справились с заданием и теперь все зачислены в детективное агентство.
VІ. Сообщение задач урока и ожидаемых учебных результатов.
-У нас первое сообщение. Прислала его королева Грамматика.
«Уважаемые сыщики! В нашем королевстве приключилась беда. Пропал первый министр кабинета «Части речи». Пожалуйста, срочно отыщите его!»
-И так у нас первое дело. С чего же нам нужно начать поиск? Конечно же со сбора ….. (информации). В этом нам помогут вопросы:
Как зовут (называется)?
На какие вопросы отвечает?
Что обозначает?
Это и есть задачи нашего урока:
Познакомиться с новой частью речи;
Узнать на какие вопросы отвечает;
Узнать что обозначает.
-А тему мы сформулируем, когда найдем пропавшую часть речи.
(вывесить название «Часть речи»)
V. Изучение нового материала – интерактивные упражнения.
1. «Замени одним словом»
-
Наш след ведет на урок «Окружающего мира». Внимательно прослушайте предложения и замените их одним словом:
Осадки, состоящих из кусочков льда, выпадают обычно во время дождя, в тёплое время года – гра (т-д)
Сильный дождь с молнией и громом – гр(о-а)за
Самое холодное время года – з(е-и)ма
Твёрдые атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде снежинок – сне(г-х)
-Запишите слова в тетрадь. Как узнать какую букву нужно писать?
- Как назвать эти слова одним словом? (явления природы) Какой вопрос можно поставить к этим словам? ( что?) (ВЫВЕСИТЬ НА ДОСКЕ)
Физминутка
Музыкальная.
2. «Математический след»
- Ну а теперь следы привели нас на урок математики. Послушайте задачу и решите её:
У Мартышки было 7 бананов, у Попугая – 4 банана. А у Слоненка столько, сколько у Мартышки и Попугая вместе. Сколько бананов было у Слоненка? (7+4=11)
-Ребята о ком наша задача?
-Как одним словом назвать Мартышку, Попугая и Слоненка? (животные) На какой вопрос отвечают эти слова? (кто?) – (вывесить на доске) – На вопрос кто? кроме животных, кто ещё отвечает? (люди)
3. Игра «Кто я?»
-Соедините предложение с подходящим словом.
В школе я пешеход
В магазине я ученик
На улице я покупатель
В транспорте я пассажир
-Запишите эти слова в тетрадь. – (вывесить на доске)
4. «Собери цепочку слов»- групповая работа (карточки)
-У нас осталась последняя подсказка, с помощью которой мы найдём пропавшего министра. Для этого мы поработаем в парах. Вы знаете, сыщики работают не только в одиночку, но и с напарником. И сейчас последнее задание вы выполните с соседом по
парте. Вы должны выписать в тетрадь слова, которые относятся к вашей группе.
1. Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Растения». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.
Пёс, роза, корова, дуб, кошка, огурец, мяч, кукла.
2. Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Одежда». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.
Роза, рубашка, морковь, платье, ветер, юбка, незабудка.
3. Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Профессии». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.
Доктор, молоток, лётчик, топор, космонавт, пиджак, щипцы.
4. Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Инструменты». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.
Стакан, молоток, морковь, топор, чашка, пиджак, сковорода, пила.
5. Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Чувства». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.
Доктор, радость, лётчик, топор, печаль, пиджак, фокусник, злость.
- А пока наши пары справляются с заданиями, я предлагаю остальным разгадать кроссворд «Перекрёсток»
1. Инструмент, с помощью которого забивают гвозди. (Молоток)
2. Инструмент, с помощью которого рубят дрова. (Топор)
3. Малина, черника, смородина – одним словом. (Ягоды)
4. Крупный населенный пункт. (Город)
5. Овощ красного цвета. (Помидор)
| о |
|
|
| о |
|
|
|
| о |
| о |
|
|
|
|
|
| о |
|
|
|
|
|
| о |
| о |
|
|
|
| о |
|
|
| о |
|
|
-Выслушаем каждую группу.(после каждой группы вывесить названия)
5. «Шифрограмма»
-И так наше расследование подходит к концу. Давайте подведем итог, что вы узнали? (работа по схеме на доске)
Часть речи
Что? Кто?
Явления природы Животные
Растения Люди
Одежда
Профессия
Инструменты
Чувства
-Как же называется часть речи, которую мы так долго искали? Вы узнаете правильно прочитав шифрограмму.
3, 4, 1, 5, 12, 10, 2, 5, 13, 6, 3, 13, 2, 7, 11, 8, 9, 2.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Имя существительное (вывесить на доске – вместо часть речи)
Всему название дано – и зверю и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,-
Обозначено словами.
VІ. Итог урока. Рефлексия.
-Давайте вспомним, какие задачи стояли перед нами в начале урока
-Выполнили мы эти задачи? Ну и последнее нам осталось вернуть Имя существ. Королеве Грамматике, а для этого – вспомним:
- Как называется часть речи, которую мы сегодня изучали?
– На какие вопросы отвечает имя существ.?
- Что обозначает?
2. Оценивание учащихся.
Сегодня на уроке:
Я научился…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Мне понравилось…
-А сейчас за отлично выполненную работу самые активные детективы будут награждены оценками.
Вы ребята молодцы.