План-конспект открытого урока в шестом классе на тему "Разносклоняемые имена существительные"

разработка для урока русского языка в 6 классе на тему " Разносклоняемые имена существительные"

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Конспект урока по русскому языку

6 класс

Тема: Разносклоняемые имена существительные

Цель: знакомство с несклоняемыми существительными.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

II. Знакомство с новым материалом.

1. Прослушайте стихотворение « Про то, как не надо говорить»

Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,

И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,

Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне…

А вернее – я и ты без кашна и без пальты.

Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.

И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.

Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

В гардероб пора бежать – будут польта выдавать!

- Употребление каких слов показалось странным? (кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду)

- Все значения слов вам понятны?

кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка,

какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове,

кашне – шейный шарф,

пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,

манто – широкое дамское платье.

фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.

- А теперь поработай редактором. Нельзя же так оставлять стихотворение с ошибками. Возьми листок с текстом и исправь ошибки.

2. Определение темы урока. Целеполагание.

Что общего у всех слов, исправленных нами в стихотворении ?

(Все они не изменяются, не склоняются, многие из них заимствованы из других языков).

Какова же тема нашего урока?

Тема урока: Несклоняемые существительные»

Какова цель урока? Что мы должны узнать? Чему научиться на уроке?

Мы должны познакомиться с этой группой существительных, научиться находить их в тексте, уметь употреблять в речи.

3. Группы несклоняемых существительных.

Несклоняемые существительные – это существительные, которые во всех падежах имеют форму только именительного падежа.

Попробуем просклонять одно из несклоняемых существительных:

И.п. построено метро

Р.п. стою у метро

Д.п. иду по метро

В.п. вижу метро

Т.п. восхищаюсь метро

П.п. еду в метро

4. Работа со схемой.

Познакомимся с группами несклоняемых существительных

1.Заимствованные существительные с конечным гласным -О, - Е, -И,-У, -Ю и конечным ударным гласным – А (нарицательные и собственные)

- Животный мир: кенгуру, какаду, шимпанзе, колибри, пони.

- Одежда, пища и жилище человека: кашне, трико, пенсне, манто, портмоне, хаки, пальто, манго, какао, кофе, эскимо, салями, иваси, филе, жалюзи, фойе, трюмо, пианино, кашпо, домино, фортепьяно, радио.

- Город: авеню, шоссе, табло, шоу, панно, ателье, кафе, метро, такси, кино.

- Имена, фамилии, названия: Тбилиси, Конго, Токио, Сочи, А. Дюма, Чиполлино, Пеппи, Маугли, Буратино. .

2. Заимствованные существительные, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный: мисс, мадам, Э.Войнич, М.Поппинс

3. Русские и украинские фамилии на –О и –ЫХ(-ИХ): Рудых, Малых,

Левченко, Дайнеко, Головных, Тихих, Т.Г. Шевченоко, А.Н.Приходько.

4. Сложносокращённые слова: ГИБДД, ЛФК, СМИ, ВВЦ,

Закрепление новой темы.

1.Игра « значение слов» Ученица выходит к доске и вытягивает слово, ей нужно сказать значение слова.

Пальто - слово это происходит от латинского palla, что означает «верхнее платье». В средние века пальто было без рукавов. Так называли прямоугольный или круглый кусок ткани с отверстием для головы. И гораздо позже пальто стало обозначать одежду с рукавами и застежкой на пуговицах.

Эскимо - название всеми любимого мороженого дано ему в честь эскимосов — северного народа, живущего в снегах и льдах, а история его такова: в 1919 г. американец Христиан Нельсон разработал рецепты мороженого, глазированного шоколадом. Его назвали «пирожок эскимоса» (по-английски — эскимо-пай). Нельсон возил свою продукцию по городам и продавал, одновременно показывая фильм про эскимосов. В конце концов слово «пай» выпало, и мороженое на деревянной палочке стали называть просто эскимо.

Метро - первое метро появилось в 1863 году в Лондоне. Первая линия была на паровой тяге, а сам тоннель находился на небольшой глубине. Строительство вела компания «Метрополитен Рейлвейз» (отсюда название этого вида транспорта). В первый же год услугами метро воспользовались 9,5 миллионов человек!

Какаду - особого рода попугай с хохолком.

Колибри - очень маленькая птичка отряда длиннокрылых с пестрыми перьями, живущая в Центральной и Южной Америке.

ВВЦ Всероссийский выставочный центр

СМИ средства массовой информации

Портмоне - небольшой кошелёк.

Фойе - зал в театре (кинотеатре, клубе) для пребывания зрителей во время антрактов, перед началом спектакля, сеанса.

Салями - сорт твёрдой копчёной колбасы.

Кашпо - декоративная ваза для цветочного горшка.

2. Соедините несклоняемое имя существительное с его значением

Манто спортивный судья ( в боксе)



Кашне работник консульства



Кашпо выдающийся музыкант или композитор



Жалюзи меховое широкое женское пальто



Атташе декоративный поддон для цветочного горшка



Маэстро шторы, состоящие из жёстких пластин.



3. Упражнение 267. Спишите, раскрывая скобки и расставляя пропущенные запятые. Подчеркните несклоняемые существительные как члены предложения, укажите их падеж. Почему некоторые собственные имена заключены в кавычки? Составьте предложения на тему «Современные спортивные состязания», используя несклоняемые существительные.



1. В Осло вышли на лёд сильнейшие конькобежцы Дании, Швеции, Норвегии, США , Канады. 2. В Гренобле закончились соревнования по фигурному катанию ,лыжному двоеборью, скоростному спуску. 3. В Воскресенске московская хоккейная команда ЦСКА сыграла вничью с местным «Химиком». Таким же был результат встречи в Москве между «Спартаком» и «Динамо». 4. В футбольном товарищеском матче молодёжь ФК «Кубань» разгромила сверстников из «Крыльев Советов».

  1. Подведение итогов. Рефлексия

Что нового вы узнали на уроке?

Что понравилось на уроке?

Что было самым интересным?

Что было самым трудным?

-Оцените наш урок при помощи лепестков ромашки

V. Оценки за урок. Домашнее задание.

Используя несклоняемые существительные, составить 7 предложений.

































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее