Технологическая карта урока по теме "Суффиксы имён существительных с увеличительным и уменьшительным значением.Русские фамилии и названия населённых пунктов на -ин, -ын, -ов, -ев ".

Представлена технологическая карта урока по теме "Суффиксы имён существительных с увеличительным и уменьшительным значением.Русские фамилии и названия населённых пунктов на -ин, -ын, -ов, -ев ". Тема урока разработана по учебнику под. ред. Е.А. Быстровой.-М: ООО "Русское слово", 2015г. К уроку поставлены цели и задачи, указаны планируемые результаты.

Тип урока -уроу усвоения новых знаний. Технологическая карта составлена согласно требованиям разработки уроков по ФГОС.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Среднекибечская средняя общеобразовательная школа»

Канашского района Чувашской Республики







Технологическая карта урока русского языка по теме:

Суффиксы имен существительных с увеличительным и уменьшительным значением.

Русские фамилии и названия населённых пунктов на -ин, -ын, -ов, -ев.

(ФГОС)

6 класс

(«Русский язык. 6 класс» (авторы: Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева, Е.С.Антонова)





Составитель: Федотова Лидия Калистратовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Среднекибечская СОШ» Канашского района ЧР.



Тема урока: Суффиксы имен существительныхс увеличительным и уменьшительным значением.

Русские фамилии и названия населённых пунктов на -ин, -ын, -ов, -ев. §28 стр.183-185.

УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока: усвоение новых знаний.


Цели урока:

- формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся в предметной области «Русский язык» по теме;

- создание условий для осознания учащимися необходимости знать суффиксы имен существительных с увеличительным и уменьшительным значением;

- развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- осваивать роли ученика; формировать интерес (мотивации) к учению.

Метапредметные УУД:

- развивать умения искать  и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;

- способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

Познавательные УУД:

- определять основную и дополнительную информацию

Коммуникативные УУД:

- описывать содержание совершаемых действий с целью ориетировки учебно-практической деятельности

Регулятивные УУД:

- принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

Предметные УУД

- формировать интерес к новому учебному материалу

Тип урока: Урок общеметодической направленности

Методы и приёмы: Учебное исследование, мозговой штурм.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.



п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

I

Организационный момент

включение учащихся в деятельность

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя


Подготовка класса к работе.

Л: самоопределение;

Р: целеполагание;

К: планирование учебного сотрудничества

II

Сообщение темы и цели урока

повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

2. Составление предложений:

Я хочу..

Мне надо научиться…

Сегодня на уроке я могу..

3. Составление плана и последовательности действий.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Составляют предложения:

Я хочу..

Мне надо научиться…

Сегодня на уроке я могу..

Л: формирование познавательного интереса

К: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других

III

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

  1. Интеллектуальная разминка.

— Запишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Воробей Чуть ж...вой.

(Не)чирикает даже.

Зам...рза...т совсем в...р...бей.

Как замет...т подводу с поклажей,

Из-под крыш... бр...са...тся к ней.

И др...жит он над зёрнышком бедным,

И л...тит к чердаку св...ему.

А гл..ди, (не)ст...новится вредным

Оттого, что так трудно ему... (Н. Рубцов)

— Найдите слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом, разберите его по составу, выполните словообразовательный разбор.

Записывают стихотворение. Вставляют пропущенные буквы.










Выполняют задание. Объясняют свой выбор.


К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

IV

Проблемное объяснение нового знания


обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися

3. Обращение к теоретическому материалу IV § 28 на с. 183—184.

- Что вы узнали нового?

- О каких суффиксах сущ. идет речь?

4. Работа с таблицей.

— Составьте таблицу «Окончания существительных с уменьшительными и увеличительными суффиксами».

Окончания существительных с уменьшительными и увеличительными суффиксами

Суффиксы


Окон-

чания

Признаки сущ.

Примеры

уменьшительные

-ушк-(-юшк-)

-ышк-(-ишк-)


сущ. ж. р.,

ед. ч., И. п.

сущ. одуш., м. р„ ед. ч., И. п.

думушка парнишка


сущ. ср.р.,

ед. ч., И.п. сущ. неодуш., м. р., ед.ч.,И. п.

пальтишко голосишко


увеличительный

-ищ


сущ. м. р. и ср. р., ед. ч.

арбузище


сущ. ж. р., ед. ч.

бородища, скучища

5. Обращение к теоретическому материалу V § 28 на с. 184.

-Какие окончания пишутся в русских фамилиях и названиях населённых пунктов в творительном падеже?

- Какие окончания пишутся в иноязычных фамилиях в творительном падеже?


Читают теоретический материал.

Отвечают на вопросы.



Работают над созданием таблицы.


Р: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов;

П: самостоятельное выделение- формул-ние познавательной цели;

Л: формулирование проблемы

V

Первичное закрепление


проговаривание и закрепление нового знания

5. Упр. 235 Комментированное письмо.

- Допишите окончания сущ.

- Обозначьте суффиксы.

- Выполните разборы слов: паучишка1, котище3

6.Упр.236 Комментированное письмо.

- Поставьте фамилии и названия населённых пунктов в форму творительного падежа единственного числа и запишите их в алфавитном порядке.



Читают текст.

Отвечают на вопрос.

Производят разборы слов.







Р: контроль, оценка, коррекция;

выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

П: умение структурировать знания

VI

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся;

6. Творческая работа.

- Составьте 3-4 предложения со словами: гнездышко, перышко, соловушка и полюшко.

-Придумайте и запишите 3 предложения с фамилиями и названиями населённых пунктов в творительном падеже единственного числа?

Составляют предложения.


Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

Л: самоопределение

Р: умение давать самооценку.

Л: адекватная самооценка

VII

Итог урока (рефлексия деятельности)


самооценка результатов деятельности

- Что нового открыли на уроке?

- Какие трудности возникли?

- Что удалось легче всего?

- Чего добились?

Осуществляют самооценку.

Расставляют себе баллы.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

П: рефлексия

VIII

Домашнее задание

Дифференцированное

Читать теоретический

§ 28 (IV-V) ,

1 вариант — упр. 237

2 вариант — выписать из газет 5 предложений с собственными именами существительными.

Рассматривают задание.

Задают вопросы по выполнению.



1. Л.B. Бабкина Методическое пособие Тематическое и поурочное планирование к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 6 класса общеобразовательных организаций

2. Учебник «Русский язык» 6 класс под редакцией Е.А.Быстровой.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее