Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Щебетовская школа им. М.А.Македонского г. Феодосии Республики Крым
Открытый урок по русскому языку по теме
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях.
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Безвушко Т.И.
2018г.
Предмет: Русский язык (2 класс). Урок № 102 14.02.18.
Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах , отчествах, фамилиях.
Тип урока: урок закрепления знаний .
Задачи:
-Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.
-Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся.
- Воспитание интереса к изучению русского языка.
Планируемые результаты:
Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:
-Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
-Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников.
-Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий; карточки для учащихся с заданиями для парной и индивидуальной работы; «светфорики » для самооценки, презентация для рефлексии.
Ход урока:
1. Организационный момент.
-приветствие гостей.
Прозвенел уже звонок, значит начался урок ,
Друг на друга посмотрели и за парты тихо сели.
- проверка готовности к уроку;
-повторение правил посадки.
2. Чистописание (строчная буква ф).
- прописывание в воздухе;
- проговаривание алгоритма написания буквы с опорой на образец;
- запись в тетрадь буквы и слогов с этой буквой.
3. Орфографическая минутка.
- запись предложения (один ученик у доски, остальные – в тетрадях);
Зимой Петя катался на коньках.
- работа с орфограммами в словах;
- разбор предложения по членам предложения и по частям речи.
4. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности
1. – К какой части речи относится слово «Петя»?
Какие слова относятся к именам существительным?
Дайте характеристику слову «Петя».
Какие существительные относятся к одушевлённым (неодушевлённым)?
2. Игра «Кто или что?» (если слово относится к одушевлённым, следует хлопнуть в ладоши, если к неодушевлённым – топнуть ногой):
Клоун, курица, олень, дедушка, стул, чайник, продавец, снег, солнце, улитка.
3. – Какие слова относятся к собственным именам существительным (к нарицательным)?
Работа в паре с карточкой №1 (над словами указать к какой группе относится данное существительное – к собственным или нарицательным) с последующей проверкой.
Карточка №1.
Медведь, Елена, Сидорова, сестра, капуста, облако, Андрей Сергеевич, дедушка, Саша.
5. Сообщение темы, целей.
- Как вы думаете, о какой части речи мы будем говорить на уроке? Мы продолжим говорить о правописании собственных и нарицательных имён существительных, узнаем правило правописания имён сказочных героев, названий книг, газет и журналов.(Записать на доске.)
6. Работа по теме урока.
К нам на урок зашел Незнайка. Ему стало любопытно, какие еще слова кроме имен отчеств и фамилий пишутся с большой буквы и относятся к именам собственным. Он постоит тихонечко в сторонке а мы ему все расскажем и покажем.
Посмотрите на доску. Вам нравятся такие буквы? А как вы думаете когда ими пользовались и пользуются сечас?
1Работа с учебником Упр 92 . Прочитайте . А почему назвали былины былинами как вы думаете? К какому
жанру они относятся?, кто их придумал?
Вопросы по тексту. Выполняем задание к упражнению.
2. – Запишите имя этих былинных героев в тетрадь. Как вы их записали ? Почему?
- Какая орфограмма встречается в этих словах? Давайте проверим с помощью слайда.( проверка ) У кого все правильно ставим на полях !, у кого 1-2 ошибки +, остальные -.
3.- Приведите примеры сказочных персонажей из других книг. Слайды
Как будем писать их имена?
7* Физ.минутка.
8. Первичное закрепление.
1. Индивидуальная работа с карточкой №2 (соединить названия сказок и рассказов с авторами произведений) с последующей взаимопроверкой.
Карточка №2.
«Золушка» К.И. Чуковский
«Незнайка и его друзья» С.Я. Маршак
«Федорино горе» Н.Н. Носов
«Кот и лодыри» Ш. Перро
- Как пишутся имена, отчества и фамилии писателей?
Как пишутся названия произведений?
Остальные дети работают с учебником упр 95
2. - Откройте уч. с. 57, прочитайте информацию раздела «Обрати внимание!».
Что узнали из данного текста?
9.*Гимнастика для глаз.
VII Вторичное закрепление материала.
Как пишутся названия сказок, рассказов, картин, спектаклей?
1. Работа с упр.97 с.57 (по заданию).Где будем искать слова- ответы?
10.Итог урока. Рефлексия (с помощью светофора )
Ребята
-О каких двух больших группах существительных рассказали Незнайке на уроке?
Что нового он вместе с вами узнал о правописание имён собственных?
Давайте еще раз перечислим собственные имена существительные чтоб Незнайка хорошо их запомнил и как они пишутся.
Какое задание вызвало интерес? Что показалось трудным?
Покажите зеленый у кого все получилось и было легко запомнить орфограмму, красный кому было трудно, поднимите руку кому нужна помощь, и не все понятно.
Оценивание работы учителем с опору на мнение детей. Всем кому поставили сегодня оценки после урока дадите мне дневнички.
Домашнее задание.( дифференцированное)
с. 57 упр. 96.( разбираем как выполнять) .
Желающие могут найти информацию о происхождении своей фамилии и записать рассказ из 3-5 предложений .