Урок русского языка

Урок русского языка по теме " Изменение глаголов по лицам и числам " 4 класс

Олимпиады: Технология 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Предмет: русский язык

Класс: 4

Тема урока: Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение).

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

Образовательная программа: «Классическая начальная школа» - «Школа России»


Цель: создать условия для первичного знакомства со спряжением глаголов.

Задачи:

Обучающая:

- ознакомление с изменением глаголов по лицам и числам;

- формирование умения распознавать лицо и число глагола, спрягать глаголы

в настоящем и будущем времени.

Развивающая:

- развивать орфографическую зоркость, внимание, память, восприятие на слух;

- формировать жизненные установки и жизненные приоритеты на здоровье и здоровый образ жизни.

Воспитательная:

- воспитывать любовь и интерес к русскому языку, коммуникативные качества, умение работать в группе.

- воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою малую Родину.

Оборудование:

Учитель: карточки с заданиями; карточки для работы с текстами, интерактивная доска.

Ученик: учебник, рабочая тетрадь, карточки с цифрами 1, 2, 3.



















Ход урока

Организационно-мотивационный этап







II.

Актуализация знаний






























Сообщение темы урока

































































IV.

Осознание и осмысление новой учебной информации






























V.

Физминутка







VI.

Первичное закрепление










































VII.

Итог урока






















IX.

Рефлексия






















Х.

Домашнее задание





Слайд 2

– Ребята, я, очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки. Давайте улыбнёмся, оглянемся вокруг и подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и делаем прекраснее окружающий нас мир.


- Урок я хочу начать со стихотворения.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду – все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растет.

- О какой части речи говорится в стихотворении?

- Расскажите, что вы знаете о глаголе?

Слайд 3

Глагол

- часть речи;

- отвечает на вопросы что делать? что сделать?

- обозначает действие предмета;

- изменяется по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и числам (единственное и множественное);

- в прошедшем времени изменяется по родам;

- имеет неопределённую форму;

- в предложении чаще всего является сказуемым.


- Молодцы, вы показали хорошие знания.

И вот вам новое задание.



Слайд 4

- Прочитайте стихотворение А. Плещеева.

Уж таять снег, бежать ручьи,

В окно повеяло весною

Засвистеть скоро соловьи

И лес одеться листвою!

Чиста небесная лазурь

Теплей и ярче солнце стало

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

А. Плещеев


- Всё ли вам нравится в этом стихотворении?

- А что необходимо сделать, чтобы оно зазвучало правильно?

(изменить окончания глаголов)

- На что надо обратить внимание, изменяя окончания?

- Кто догадался, какова тема нашего урока? Что будем учиться делать на уроке?

- Давайте исправим ошибки, допущенные в стихотворении.

Слайд 5

Работа по вариантам

- Прочитайте ещё раз стихотворение.

- Назовите глаголы, которые в нём встретились.

- Выпишите их в тетрадь и определите время и число.

1 вариант – выписывает глаголы в настоящем времени (тает, бегут);

2 вариант – в будущем времени (засвищут, оденется);

3 вариант – в прошедшем времени (повеяло, стало, миновала).


Работа в группах

Цифровой диктант

Каждой группе даётся карточка под №1 с пронумерованными глаголами.

1 группа – выберите из данных

глаголов глаголы настоящего времени и

запишите через запятую только номера

глаголов.

2 группа – аналогично, записывает

номера глаголов будущего времени.

3 группа – номера глаголов прошедшего времени.

4 группа – выписать номера глаголов в неопределённом времени.


1 – пишу 7 – загорали

2 – нарисуешь 8 – бегать

3 – прочитали 9 – подумаем

4 – поём 10 – катались

5 – смотреть 11 – рассмотрим

6 – отдыхаете 12 – латать


Наст. вр. – 1 4 6 (1 группа)

Буд. вр. – 2 9 11 (2 группа)

Прош. вр. – 3 7 10 (3 группа)

Н.ф. - 5 8 12 (4 группа)


Проверка


Звучит фонограмма припева песни С. Ротару «Родина моя»

- Какие местоимения прозвучали в отрывке песни?

(я, мы, ты, он она)

- Какие это местоимения? (личные)

- Назовите их парами по лицам.

- А теперь будем при помощи личных местоимений задавать вопросы к глаголам и записывать вновь полученные глаголы в тетрадь, выделяя в них окончания.


Слайд 6

(Таблица «Изменение глагола по лицам и числам» - гиперссылка)


- В каком времени стояли глаголы, которые мы изменяли?

(в настоящем)

- Как изменяли глаголы?

(по лицам и числам)

- Какая часть слова менялась при изменении глаголов по лицам и числам?

(окончание)

- Сейчас мы проспрягали глаголы. Так кто сделает вывод – что такое спряжение?



Слайд 7

Вывод: изменение окончаний глаголов по лицам и числам называется спряжением.


Чтение правила в учебнике на стр. 75.



Почитали? Пописали?

И, наверно вы устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Слайд 8

Электронная физминутка для рук и ног Л.Г. Масько.



- Проверим вашу внимательность. Назовите, какие действия вы сейчас выполняли?

(шагали, приподнимались, качались, подпрыгивали, кружились, наклонялись, подтягивались)

- А какие действия упоминались в песне?

(прыгать, танцевать, не видеть, не замечать, сверкает, греет, целовались, похлопали, потопали, держались, не бойся, не говори, поднимайте)


Игра «Узнай лицо»

- У каждого из вас на столе лежат карточки с цифрами 1, 2, 3. Я буду называть глаголы, которые вы сейчас назвали, только изменив их, а вы будете показывать карточку, соответствующую лицу глагола.

Прыгаю, приподнимаешься, качаюсь, подпрыгивают, кружимся, наклоняетесь, подтягиваешься, танцуем, замечу, сверкает, греет, хлопаю, топаете, держимся.


- Как вы определяли лицо глагола?

- А теперь мы будем изменять глаголы не только по лицам, но и по числам. Как называется изменение окончаний по лицам и числам?


Слайд 9

Работа с интерактивной таблицей

«Спряжение глаголов» и доской.

Один ученик спрягает глагол у доски, второй у интерактивной доски. Меняются местами, сравнивают результат.

Класс выполняет работу в тетрадях.


Работа в группах

- У каждой группы на столах лежит карточка №2. Прочитайте текст на карточке. Выпишите глаголы. Определите время, лицо и число.

Проверка.





Слайд 10

- Для того, чтобы узнать как вы усвоили урок, проведём небольшое тестирование. Я буду называть задание, а вы показывать карточку с правильным утверждением.


  1. Глаголы:

  1. склоняются

  2. спрягаются


  1. У глаголов при спряжении изменяется

  1. окончание

  2. основа


  1. Лицо глагола определяй:

  1. по местоимению

  2. окончанию

  3. по предлогу


  1. Что называется спряжением?

  1. изменение глагола по падежам

  2. изменение глагола по лицам и числам

  3. изменение глагола по родам и числам


- Чему научились на уроке?

- Что вам особенно понравилось?

- Что вызвало затруднения?


- И в заключении я предлагаю вам ещё раз поработать в группах. Возьмите карточку под номером 3. Прочитайте высказывания известных людей и скажите, как вы их понимаете.



1 группа – 3 группа

«Глагол - самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола - выражать само действие». (А. Югов.)

2 группа – 4 группа

«...По моему глубокому убеждению, вся разительность прозы - в глаголе, ибо глагол - это действенность характера». (Ю. Бондарев.)



Слайд 11

Домашнее задание по выбору:

  1. Упр. 426.

  2. Проспрягать 5 глаголов.

  3. Сочинить сказку о глаголе.


Спасибо за урок! Урок закончен!




Эмоционально поло­жительный настрой на урок

Создание ситуации успеха, доверия Мотивационный компонент урока



Нацеливание на работу.










Повторение ранее полученных знаний


















Постановка проблемы



















Формулирование темы и целей урока

















Воспитание чувства взаимопомощи

Развитие концентрации и устойчивости внимания






















Подготовка к изучению нового материала






























Снять утомляемость, поддержать положительный эмоциональный настрой


Задание на развитие внимания





















Закрепить умение изменять глаголы по лицам и числам (спрягать)









Закрепление умения работать в группе

Дифференцированное задание





Проверить концентрацию внимания учащихся на протяжении всего урока
























7



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее