Предмет: русский язык
Класс: 4
Тема урока: Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение).
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.
Образовательная программа: «Классическая начальная школа» - «Школа России»
Цель: создать условия для первичного знакомства со спряжением глаголов.
Задачи:
Обучающая:
- ознакомление с изменением глаголов по лицам и числам;
- формирование умения распознавать лицо и число глагола, спрягать глаголы
в настоящем и будущем времени.
Развивающая:
- развивать орфографическую зоркость, внимание, память, восприятие на слух;
- формировать жизненные установки и жизненные приоритеты на здоровье и здоровый образ жизни.
Воспитательная:
- воспитывать любовь и интерес к русскому языку, коммуникативные качества, умение работать в группе.
- воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою малую Родину.
Оборудование:
Учитель: карточки с заданиями; карточки для работы с текстами, интерактивная доска.
Ученик: учебник, рабочая тетрадь, карточки с цифрами 1, 2, 3.
Ход урока
Организационно-мотивационный этап II. Актуализация знаний
Сообщение темы урока IV. Осознание и осмысление новой учебной информации V. Физминутка VI. Первичное закрепление VII. Итог урока IX. Рефлексия Х. Домашнее задание
| Слайд 2 – Ребята, я, очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки. Давайте улыбнёмся, оглянемся вокруг и подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и делаем прекраснее окружающий нас мир. - Урок я хочу начать со стихотворения. Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – все в действие придет. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады. И хлеб в полях растет. - О какой части речи говорится в стихотворении? - Расскажите, что вы знаете о глаголе? Слайд 3 Глагол - часть речи; - отвечает на вопросы что делать? что сделать? - обозначает действие предмета; - изменяется по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и числам (единственное и множественное); - в прошедшем времени изменяется по родам; - имеет неопределённую форму; - в предложении чаще всего является сказуемым.
- Молодцы, вы показали хорошие знания. И вот вам новое задание.
Слайд 4 - Прочитайте стихотворение А. Плещеева. Уж таять снег, бежать ручьи, В окно повеяло весноюЗасвистеть скоро соловьи И лес одеться листвою! Чиста небесная лазурь Теплей и ярче солнце стало Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала.А. Плещеев - Всё ли вам нравится в этом стихотворении? - А что необходимо сделать, чтобы оно зазвучало правильно? (изменить окончания глаголов) - На что надо обратить внимание, изменяя окончания? - Кто догадался, какова тема нашего урока? Что будем учиться делать на уроке? - Давайте исправим ошибки, допущенные в стихотворении. Слайд 5 Работа по вариантам - Прочитайте ещё раз стихотворение. - Назовите глаголы, которые в нём встретились. - Выпишите их в тетрадь и определите время и число. 1 вариант – выписывает глаголы в настоящем времени (тает, бегут); 2 вариант – в будущем времени (засвищут, оденется); 3 вариант – в прошедшем времени (повеяло, стало, миновала).
Работа в группах Цифровой диктант Каждой группе даётся карточка под №1 с пронумерованными глаголами. 1 группа – выберите из данных глаголов глаголы настоящего времени и запишите через запятую только номера глаголов. 2 группа – аналогично, записывает номера глаголов будущего времени. 3 группа – номера глаголов прошедшего времени. 4 группа – выписать номера глаголов в неопределённом времени.
1 – пишу 7 – загорали 2 – нарисуешь 8 – бегать 3 – прочитали 9 – подумаем 4 – поём 10 – катались 5 – смотреть 11 – рассмотрим 6 – отдыхаете 12 – латать
Наст. вр. – 1 4 6 (1 группа) Буд. вр. – 2 9 11 (2 группа) Прош. вр. – 3 7 10 (3 группа) Н.ф. - 5 8 12 (4 группа)
Проверка
Звучит фонограмма припева песни С. Ротару «Родина моя» - Какие местоимения прозвучали в отрывке песни? (я, мы, ты, он она) - Какие это местоимения? (личные) - Назовите их парами по лицам. - А теперь будем при помощи личных местоимений задавать вопросы к глаголам и записывать вновь полученные глаголы в тетрадь, выделяя в них окончания.
Слайд 6 (Таблица «Изменение глагола по лицам и числам» - гиперссылка)
- В каком времени стояли глаголы, которые мы изменяли? (в настоящем) - Как изменяли глаголы? (по лицам и числам) - Какая часть слова менялась при изменении глаголов по лицам и числам? (окончание) - Сейчас мы проспрягали глаголы. Так кто сделает вывод – что такое спряжение?
Слайд 7 Вывод: изменение окончаний глаголов по лицам и числам называется спряжением.
Чтение правила в учебнике на стр. 75.
Почитали? Пописали? И, наверно вы устали? Ну, тогда все дружно встали. Слайд 8 Электронная физминутка для рук и ног Л.Г. Масько.
- Проверим вашу внимательность. Назовите, какие действия вы сейчас выполняли? (шагали, приподнимались, качались, подпрыгивали, кружились, наклонялись, подтягивались) - А какие действия упоминались в песне? (прыгать, танцевать, не видеть, не замечать, сверкает, греет, целовались, похлопали, потопали, держались, не бойся, не говори, поднимайте)
Игра «Узнай лицо» - У каждого из вас на столе лежат карточки с цифрами 1, 2, 3. Я буду называть глаголы, которые вы сейчас назвали, только изменив их, а вы будете показывать карточку, соответствующую лицу глагола. Прыгаю, приподнимаешься, качаюсь, подпрыгивают, кружимся, наклоняетесь, подтягиваешься, танцуем, замечу, сверкает, греет, хлопаю, топаете, держимся.
- Как вы определяли лицо глагола? - А теперь мы будем изменять глаголы не только по лицам, но и по числам. Как называется изменение окончаний по лицам и числам?
Слайд 9 Работа с интерактивной таблицей «Спряжение глаголов» и доской. Один ученик спрягает глагол у доски, второй у интерактивной доски. Меняются местами, сравнивают результат. Класс выполняет работу в тетрадях.
Работа в группах - У каждой группы на столах лежит карточка №2. Прочитайте текст на карточке. Выпишите глаголы. Определите время, лицо и число. Проверка.
Слайд 10 - Для того, чтобы узнать как вы усвоили урок, проведём небольшое тестирование. Я буду называть задание, а вы показывать карточку с правильным утверждением.
Глаголы: склоняются спрягаются
У глаголов при спряжении изменяется окончание основа
Лицо глагола определяй: по местоимению окончанию по предлогу
Что называется спряжением? изменение глагола по падежам изменение глагола по лицам и числам изменение глагола по родам и числам
- Чему научились на уроке? - Что вам особенно понравилось? - Что вызвало затруднения?
- И в заключении я предлагаю вам ещё раз поработать в группах. Возьмите карточку под номером 3. Прочитайте высказывания известных людей и скажите, как вы их понимаете.
1 группа – 3 группа «Глагол - самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола - выражать само действие». (А. Югов.) 2 группа – 4 группа «...По моему глубокому убеждению, вся разительность прозы - в глаголе, ибо глагол - это действенность характера». (Ю. Бондарев.)
Слайд 11 Домашнее задание по выбору: Упр. 426. Проспрягать 5 глаголов. Сочинить сказку о глаголе.
Спасибо за урок! Урок закончен!
| Эмоционально положительный настрой на урок Создание ситуации успеха, доверия Мотивационный компонент урока Нацеливание на работу. Повторение ранее полученных знаний Постановка проблемы Формулирование темы и целей урока Воспитание чувства взаимопомощи Развитие концентрации и устойчивости внимания Подготовка к изучению нового материала Снять утомляемость, поддержать положительный эмоциональный настрой Задание на развитие внимания Закрепить умение изменять глаголы по лицам и числам (спрягать) Закрепление умения работать в группе Дифференцированное задание Проверить концентрацию внимания учащихся на протяжении всего урока
|
|
7