«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа дополнительных услуг «За страницами учебника "Русский язык"» для 6 класса

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги «Изучение русского языка образовательной области «Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами» «За страницами учебника "Русский язык"» предлагается для учащихся 6 класса как элемент активизации интереса к урокам русского языка, внимания к вопросам истории развития родного языка.Рабочая программа направлена на приобретение учащимися дополнительных знаний по русскому языку, предусматривает расширение и углубление знаний по наиболее важным и сложным темам, предоставляет возможность значительно расширить границы программы по русскому языку.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»


Рассмотрена и рекомендована к Утверждено приказом

утверждению № от . .2019г.

Педагогическим советом

Протокол № 1 от . .2019г.






Рабочая программа


дополнительной образовательной услуги

«Изучение русского языка образовательной области «Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами»



«За страницами учебника "Русский язык"»


для 6 класса


2019-2020 учебный год













ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа направлена на приобретение учащимися дополнительных знаний по русскому языку, предусматривает расширение и углубление знаний по наиболее важным и сложным темам, предоставляет возможность значительно расширить границы программы по русскому языку. Усвоение новых теоретических сведений и углубление имеющихся представлений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении, группировке фактов языка, при проведении речеведческого, стилистического, лексического и орфоэпического анализа текстов разной структуры.

Данная программа предлагается для учащихся 6 класса как элемент активизации интереса к урокам русского языка, внимания к вопросам истории развития родного языка. Программа предполагает целенаправленное знакомство с этимологией, которое раскрывает перед учащимися многие тайны родного языка, знакомит с историко-культурными традициями русского народа, отраженными в слове.

Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на развитие коммуникативных и языковых компетенций учащихся, формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения. В основу курса положен утвердившийся в современной лингвистике триединый взгляд на языковые явления: анализ и его значение, формы и функции в их взаимосвязи и зависимости. Последовательное применение в обучении триединого взгляда на явления языка поможет по-новому подойти к решению очень важной методической проблемы, которая заключается в реализации межпредметных связей, то есть в стремлении анализировать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями и закономерностями. Поэтому каждое занятие предусматривает выполнение комплексного анализа текста.

Методологической основой программы является личностно-ориентированный подход, дающий возможность создать условия для формирования социально активной личности.

Цель курса – обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Основные задачи курса:

  • закрепить навыки речевой культуры;

  • пробудить у учащихся потребность к самостоятельной работе над познанием языка;

  • обогатить словарный запас; совершенствовать общее языковое развитие учащихся;

  • воспитать культуру обращения с книгой; развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
    - приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
    совершенствовать умения учащихся ориентироваться в современном потоке информации;

  • развивать культуру поведения в процессе коммуникативного общения;

  • содействовать воспитанию гражданских, нравственных качеств личности.


Программа курса рассчитана на 72 часа.


Материал курса разбит на блоки:

1. теоретическая часть (лекции, беседы, сообщения);

2. практическая часть (исследовательская работа, комплексная работа с тексом);

3. подведение итогов.


































ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА


Личностными результатами являются:

- осознание эстетической ценности языка; популяризация сохранности и чистоты русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

- расширение объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами являются:

- способность извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

- способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- умение выступать перед аудиторией; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации.
Предметными результатами освоения курса являются умения

- узнавать изученные явления языка среди других явлений;

- определять признаки изученных явлений;

- классифицировать изученные языковые явления;

- обобщать и систематизировать изученные языковые явления по тем или иным признакам;

- умение учащихся «вглядеться» в язык, задуматься над тем, как он устроен, как он работает.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА



Тема


Содержание

1

Застывшие письмена.

О происхождении письменности. Древние письмена. Обнаружение ранних систем письма на территории Европы. Первые алфавиты и их роль в развитии культуры народов. Язык, которого нет. Мертвые языки. Новая жизнь одного языка, которого уже нет (латынь)

2

Язык – вековой труд поколений.

Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Конкурс – аукцион на лучшего знатока п

ословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.

3

Слово - «одежда всех фактов, всех мыслей».

Рождение слова. Этимология слова и «морфологическое чутьё». Этимологические родственники. Лингвистическая игра «Происхождение слов».

4

Как найти слово?

Лексикография – наука о составлении словарей. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.

5

Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово

Типы переноса значения. Связь между значениями слова. Использование многозначных слов в художественных произведениях. Слова и вещи.

6

Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов.

Пути возникновения синонимов. Идеографические синонимы.

Контекстуальные синонимы.

Стилистические синонимы.

Игра - конкурс «Кто больше?».

7

Не все годится, что говорится

Жаргонизмы, использование историзмов и лексических неологизмов.

8

Крылатые выражения и афоризмы.

Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. 
Работа с фразеологическим словарём. «Своя игра»

9

Каков человек, такова его и речь

«И то, да не то; и так, да не так» (понятие нормы). Литературная норма и кодификация. Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке. Фонетический КВН.

10

«С русским языком можно творить чудеса!»

Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке.

«Странные» корни».

Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке.

Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев». 

11

Различай и отличай

Слова с двумя-тремя приставками.

Словесная живопись. Сложные слова с составной частью САМО-

12

Командира приказ — закон для нас, или кто командует корнями?

Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова. Викторина «Узнай меня».

13

Оружие смеха.

Как с помощью словообразовательных элементов выразить своё отношение к предмету разговора.

14

Нет той тайны, чтобы не была явна

Самостоятельные и служебные части речи. «Родственники» числительного. Слова разных частей речи, образованных от числительных.
Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы.
Звукоподражательные слова, их роль и употребление.
Игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи.

15

Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора: краткость, содержательность, информативность; дружелюбный тон, вежливость; четкое произношение слов, фамилий, чисел, средний темп речи; средняя громкость голоса; умеренная эмоциональность. 
Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».

16

В многословии не без пустословия.

Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность. 
Плеоназм. Скрытая тавтология. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение.

17

Долой однообразие!

Редактирование текста с целью избавления от скучных повторов.

18

По речи узнают человека

Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Демонстрация внимания, уважения, заинтересованности в теме разговора, в собеседнике. Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова.
Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора. Поддержание разговора с соседями, попутчиками. Темы, используемые для поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях. Конкурс знатоков речи.

19

Что в имени тебе моем?

История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой.

Проект о происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала. Защита проекта.

20

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. Лимерики. Игры с рифмой. Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной тематике.

21

Итоговое занятие.

Аукцион знаний. 














УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п

Основные разделы

Кол-во

часов

1

Застывшие письмена.

3

2

Язык – вековой труд поколений.

3

3

Слово - «одежда всех фактов, всех мыслей».

4

4

Как найти слово?

4

5

Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово.

4

6

Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов.

3

7

Не все годится, что говорится.

2

8

Крылатые выражения и афоризмы.

3

9

Каков человек, такова его и речь.

4

10

«С русским языком можно творить чудеса!»

4

11

Различай и отличай.

3

12

Командира приказ — закон для нас, или кто командует корнями?

4

13

Оружие смеха.

3

14

Нет той тайны, чтобы не была явна.

4

15

Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

3

16

В многословии не без пустословия.

4

17

Долой однообразие!

3

18

По речи узнают человека

4

19

Что в имени тебе моем?

4

20

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

4

21

Итоговое занятие.

2


ИТОГО:

72 часа

















Календарно - тематическое планирование

учебного материала

на 2019-2020 учебный год


Класс: 6


Учитель:


Количество часов в год - 64


Количество уроков в неделю – 2 (8 занятий в месяц)



занятия

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

Примечание

По плану

Фактически

1

Застывшие письмена. О происхождении письменности. Древние письмена. Обнаружение ранних систем письма на территории Европы. Первые алфавиты и их роль в развитии культуры народов.

1

23.09



2

Язык, которого нет. Мертвые языки. Новая жизнь одного языка, которого уже нет (латынь)

1

23.09



3-4

Язык – вековой труд поколений. Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.

2

30.09




30.09



5-6

Рождение слова. Этимология слова и «морфологическое чутьё». Этимологические родственники. Лингвистическая игра «Происхождение слов».

2

7.10


7.10



7-8

Как найти слово? Лексикография – наука о составлении словарей. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.

2

16.10


16.10



9

Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово. Типы переноса значения. Связь между значениями слова.

1

25.10



10

Использование многозначных слов в художественных произведениях. Слова и вещи.

1

25.10



11-12

Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов. Пути возникновения синонимов. Идеографические синонимы.

Контекстуальные синонимы.

Стилистические синонимы.

2

8.11


8.11



13

Игра - конкурс «Кто больше?».

1

11.11



14-15

Не все годится, что говорится. Жаргонизмы, использование историзмов и лексических неологизмов.

2

11.11

18.11



16-17

Крылатые выражения и афоризмы. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. 
Работа с фразеологическим словарём.

2

18.11

25.11



18

«Своя игра»

1

25.11



19-20

Каков человек, такова его и речь. «И то, да не то; и так, да не так» (понятие нормы). Литературная норма и кодификация.

2

2.12


2.12



21

Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке.

1

9.12



22

Фонетический КВН.

1

9.12



23-24

«С русским языком можно творить чудеса!» Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке.

«Странные» корни».

2

16.12


16.12



25

Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке.

1

23.12



26

Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев». 

1

23.12



27

Различай и отличай. Слова с двумя-тремя приставками.

1

10.01



28

Словесная живопись.

1

10.01



29

Сложные слова с составной частью САМО-

1

13.01



30

Командира приказ — закон для нас, или кто командует корнями?

1

13.01



31-32

Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова.

2

20.01

20.01



33

Викторина «Узнай меня».

1

27.01



34-36

Оружие смеха. Как с помощью словообразовательных элементов выразить своё отношение к предмету разговора.

3

27.01

3.02

3.02



37

Нет той тайны, чтобы не была явна. Самостоятельные и служебные части речи.

1

10.02



38

«Родственники» числительного. Слова разных частей речи, образованных от числительных.

1

10.02



39

Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы.
Звукоподражательные слова, их роль и употребление.

1

17.02



40

Игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи.

1

17.02



41-42

Коротко да ясно, оттого и прекрасно. Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора.

2

21.02

21.02



43

Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».

1

2.03



44

В многословии не без пустословия. Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность. 

1

2.03



45

Плеоназм. Скрытая тавтология.

1

13.03



46

Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм.

1

13.03



47

Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение.

1

16.03



48-50

Долой однообразие! Редактирование текста с целью избавления от скучных повторов.

3

16.03

30.03

30.03



51

По речи узнают человека. Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Речевые поддержки разговора.

1

6.04



52

Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора. Поддержание разговора с соседями, попутчиками.

1

6.04



53

Темы, используемые для поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях.

1

13.04



54

Конкурс знатоков речи.

1

13.04



55

Что в имени тебе моем? История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке.

1

20.04



56

Проект о происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала.

1

20.04



57

Знакомство с наукой антропонимикой.

1

27.04



58

Защита проекта.

1

27.04



59

Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Решение филологических задач.

1

8.05



60

Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы.

1

8.05



61

Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. Игры с рифмой.

1

15.05



62

Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной тематике.

1

15.05



63-64

Итоговое занятие.

2

18.05

18.05



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее