МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»
Рассмотрена и рекомендована к Утверждено приказом
утверждению № от . .2019г.
Педагогическим советом
Протокол № 1 от . .2019г.
Рабочая программа
дополнительной образовательной услуги
«Изучение русского языка образовательной области «Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами»
«За страницами учебника "Русский язык"»
для 6 класса
2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа направлена на приобретение учащимися дополнительных знаний по русскому языку, предусматривает расширение и углубление знаний по наиболее важным и сложным темам, предоставляет возможность значительно расширить границы программы по русскому языку. Усвоение новых теоретических сведений и углубление имеющихся представлений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении, группировке фактов языка, при проведении речеведческого, стилистического, лексического и орфоэпического анализа текстов разной структуры.
Данная программа предлагается для учащихся 6 класса как элемент активизации интереса к урокам русского языка, внимания к вопросам истории развития родного языка. Программа предполагает целенаправленное знакомство с этимологией, которое раскрывает перед учащимися многие тайны родного языка, знакомит с историко-культурными традициями русского народа, отраженными в слове.
Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на развитие коммуникативных и языковых компетенций учащихся, формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения. В основу курса положен утвердившийся в современной лингвистике триединый взгляд на языковые явления: анализ и его значение, формы и функции в их взаимосвязи и зависимости. Последовательное применение в обучении триединого взгляда на явления языка поможет по-новому подойти к решению очень важной методической проблемы, которая заключается в реализации межпредметных связей, то есть в стремлении анализировать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями и закономерностями. Поэтому каждое занятие предусматривает выполнение комплексного анализа текста.
Методологической основой программы является личностно-ориентированный подход, дающий возможность создать условия для формирования социально активной личности.
Цель курса – обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Основные задачи курса:
закрепить навыки речевой культуры;
пробудить у учащихся потребность к самостоятельной работе над познанием языка;
обогатить словарный запас; совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
воспитать культуру обращения с книгой; развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
совершенствовать умения учащихся ориентироваться в современном потоке информации;
развивать культуру поведения в процессе коммуникативного общения;
содействовать воспитанию гражданских, нравственных качеств личности.
Программа курса рассчитана на 72 часа.
Материал курса разбит на блоки:
1. теоретическая часть (лекции, беседы, сообщения);
2. практическая часть (исследовательская работа, комплексная работа с тексом);
3. подведение итогов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностными результатами являются:
- осознание эстетической ценности языка; популяризация сохранности и чистоты русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- расширение объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами являются:
- способность извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации.
Предметными результатами освоения курса являются умения
- узнавать изученные явления языка среди других явлений;
- определять признаки изученных явлений;
- классифицировать изученные языковые явления;
- обобщать и систематизировать изученные языковые явления по тем или иным признакам;
- умение учащихся «вглядеться» в язык, задуматься над тем, как он устроен, как он работает.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
№ |
Тема | Содержание |
1 | Застывшие письмена. | О происхождении письменности. Древние письмена. Обнаружение ранних систем письма на территории Европы. Первые алфавиты и их роль в развитии культуры народов. Язык, которого нет. Мертвые языки. Новая жизнь одного языка, которого уже нет (латынь) |
2 | Язык – вековой труд поколений. | Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Конкурс – аукцион на лучшего знатока п ословиц и поговорок о языке, речи, грамоте. |
3 | Слово - «одежда всех фактов, всех мыслей». | Рождение слова. Этимология слова и «морфологическое чутьё». Этимологические родственники. Лингвистическая игра «Происхождение слов». |
4 | Как найти слово? | Лексикография – наука о составлении словарей. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. |
5 | Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово | Типы переноса значения. Связь между значениями слова. Использование многозначных слов в художественных произведениях. Слова и вещи. |
6 | Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов. | Пути возникновения синонимов. Идеографические синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистические синонимы. Игра - конкурс «Кто больше?». |
7 | Не все годится, что говорится | Жаргонизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. |
8 | Крылатые выражения и афоризмы. | Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. |
9 | Каков человек, такова его и речь | «И то, да не то; и так, да не так» (понятие нормы). Литературная норма и кодификация. Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке. Фонетический КВН. |
10 | «С русским языком можно творить чудеса!» | Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. «Странные» корни». Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев». |
11 | Различай и отличай | Слова с двумя-тремя приставками. Словесная живопись. Сложные слова с составной частью САМО- |
12 | Командира приказ — закон для нас, или кто командует корнями? | Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова. Викторина «Узнай меня». |
13 | Оружие смеха. | Как с помощью словообразовательных элементов выразить своё отношение к предмету разговора. |
14 | Нет той тайны, чтобы не была явна | Самостоятельные и служебные части речи. «Родственники» числительного. Слова разных частей речи, образованных от числительных. |
15 | Коротко да ясно, оттого и прекрасно. | Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора: краткость, содержательность, информативность; дружелюбный тон, вежливость; четкое произношение слов, фамилий, чисел, средний темп речи; средняя громкость голоса; умеренная эмоциональность. |
16 | В многословии не без пустословия. | Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность. |
17 | Долой однообразие! | Редактирование текста с целью избавления от скучных повторов. |
18 | По речи узнают человека | Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Демонстрация внимания, уважения, заинтересованности в теме разговора, в собеседнике. Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова. |
19 | Что в имени тебе моем? | История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой. Проект о происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала. Защита проекта. |
20 | Кто грамоте горазд, тому не пропасть. | Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. Лимерики. Игры с рифмой. Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной тематике. |
21 | Итоговое занятие. | Аукцион знаний. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Основные разделы | Кол-во часов |
1 | Застывшие письмена. | 3 |
2 | Язык – вековой труд поколений. | 3 |
3 | Слово - «одежда всех фактов, всех мыслей». | 4 |
4 | Как найти слово? | 4 |
5 | Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово. | 4 |
6 | Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов. | 3 |
7 | Не все годится, что говорится. | 2 |
8 | Крылатые выражения и афоризмы. | 3 |
9 | Каков человек, такова его и речь. | 4 |
10 | «С русским языком можно творить чудеса!» | 4 |
11 | Различай и отличай. | 3 |
12 | Командира приказ — закон для нас, или кто командует корнями? | 4 |
13 | Оружие смеха. | 3 |
14 | Нет той тайны, чтобы не была явна. | 4 |
15 | Коротко да ясно, оттого и прекрасно. | 3 |
16 | В многословии не без пустословия. | 4 |
17 | Долой однообразие! | 3 |
18 | По речи узнают человека | 4 |
19 | Что в имени тебе моем? | 4 |
20 | Кто грамоте горазд, тому не пропасть. | 4 |
21 | Итоговое занятие. | 2 |
| ИТОГО: | 72 часа |
Календарно - тематическое планирование
учебного материала
на 2019-2020 учебный год
Класс: 6
Учитель:
Количество часов в год - 64
Количество уроков в неделю – 2 (8 занятий в месяц)
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | Примечание | |
По плану | Фактически | ||||
1 | Застывшие письмена. О происхождении письменности. Древние письмена. Обнаружение ранних систем письма на территории Европы. Первые алфавиты и их роль в развитии культуры народов. | 1 | 23.09 |
|
|
2 | Язык, которого нет. Мертвые языки. Новая жизнь одного языка, которого уже нет (латынь) | 1 | 23.09 |
|
|
3-4 | Язык – вековой труд поколений. Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте. | 2 | 30.09
30.09 |
|
|
5-6 | Рождение слова. Этимология слова и «морфологическое чутьё». Этимологические родственники. Лингвистическая игра «Происхождение слов». | 2 | 7.10
7.10 |
|
|
7-8 | Как найти слово? Лексикография – наука о составлении словарей. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. | 2 | 16.10
16.10 |
|
|
9 | Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово. Типы переноса значения. Связь между значениями слова. | 1 | 25.10 |
|
|
10 | Использование многозначных слов в художественных произведениях. Слова и вещи. | 1 | 25.10 |
|
|
11-12 | Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов. Пути возникновения синонимов. Идеографические синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистические синонимы. | 2 | 8.11
8.11 |
|
|
13 | Игра - конкурс «Кто больше?». | 1 | 11.11 |
|
|
14-15 | Не все годится, что говорится. Жаргонизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. | 2 | 11.11 18.11 |
|
|
16-17 | Крылатые выражения и афоризмы. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. | 2 | 18.11 25.11 |
|
|
18 | «Своя игра» | 1 | 25.11 |
|
|
19-20 | Каков человек, такова его и речь. «И то, да не то; и так, да не так» (понятие нормы). Литературная норма и кодификация. | 2 | 2.12
2.12 |
|
|
21 | Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке. | 1 | 9.12 |
|
|
22 | Фонетический КВН. | 1 | 9.12 |
|
|
23-24 | «С русским языком можно творить чудеса!» Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. «Странные» корни». | 2 | 16.12
16.12 |
|
|
25 | Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. | 1 | 23.12 |
|
|
26 | Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев». | 1 | 23.12 |
|
|
27 | Различай и отличай. Слова с двумя-тремя приставками. | 1 | 10.01 |
|
|
28 | Словесная живопись. | 1 | 10.01 |
|
|
29 | Сложные слова с составной частью САМО- | 1 | 13.01 |
|
|
30 | Командира приказ — закон для нас, или кто командует корнями? | 1 | 13.01 |
|
|
31-32 | Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова. | 2 | 20.01 20.01 |
|
|
33 | Викторина «Узнай меня». | 1 | 27.01 |
|
|
34-36 | Оружие смеха. Как с помощью словообразовательных элементов выразить своё отношение к предмету разговора. | 3 | 27.01 3.02 3.02 |
|
|
37 | Нет той тайны, чтобы не была явна. Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | 10.02 |
|
|
38 | «Родственники» числительного. Слова разных частей речи, образованных от числительных. | 1 | 10.02 |
|
|
39 | Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. | 1 | 17.02 |
|
|
40 | Игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи. | 1 | 17.02 |
|
|
41-42 | Коротко да ясно, оттого и прекрасно. Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора. | 2 | 21.02 21.02 |
|
|
43 | Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте». | 1 | 2.03 |
|
|
44 | В многословии не без пустословия. Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность. | 1 | 2.03 |
|
|
45 | Плеоназм. Скрытая тавтология. | 1 | 13.03 |
|
|
46 | Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. | 1 | 13.03 |
|
|
47 | Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение. | 1 | 16.03 |
|
|
48-50 | Долой однообразие! Редактирование текста с целью избавления от скучных повторов. | 3 | 16.03 30.03 30.03 |
|
|
51 | По речи узнают человека. Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Речевые поддержки разговора. | 1 | 6.04 |
|
|
52 | Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора. Поддержание разговора с соседями, попутчиками. | 1 | 6.04 |
|
|
53 | Темы, используемые для поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях. | 1 | 13.04 |
|
|
54 | Конкурс знатоков речи. | 1 | 13.04 |
|
|
55 | Что в имени тебе моем? История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. | 1 | 20.04 |
|
|
56 | Проект о происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала. | 1 | 20.04 |
|
|
57 | Знакомство с наукой антропонимикой. | 1 | 27.04 |
|
|
58 | Защита проекта. | 1 | 27.04 |
|
|
59 | Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Решение филологических задач. | 1 | 8.05 |
|
|
60 | Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы. | 1 | 8.05 |
|
|
61 | Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. Игры с рифмой. | 1 | 15.05 |
|
|
62 | Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной тематике. | 1 | 15.05 |
|
|
63-64 | Итоговое занятие. | 2 | 18.05 18.05 |
|
|