Конспект урока Ф.И.О. учителя__Абитова Руаят Эдиковна_
Класс 6
Тема урока: Урок развития речи «Работа с текстом в 6 классе»
Цель урока: Повторить знания о тексте и его признаках, о типах речи, выразительных средствах, используемых писателем.
Задачи урока:
умение общаться в коллективе.
Оборудование урока: Учебник русского языка для 6 кл. под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др., 2017, электронная доска
1)Предметные:
Анализируют текст (определяют тему, идею, стиль, тип речи, определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте, характеризуют текст с точки зрения орфографии и пунктуации); обобщают знания изученных правил орфографии и пунктуации (правописание корней и приставок); получат возможность научиться правильно строить свою речь и высказывание в зависимости от речевой ситуации.
2)Метапредметные:
Познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверяют информацию. Находят дополнительную информацию, используя справочную литературу; используют схемы для решения задач; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; структурируют знания; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; владеют основами смыслового чтения художественных текстов; строят рассуждения.
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.
Коммуникативные – умеют координировать различные позиции в сотрудничестве (слушают и понимают речь других); договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им; формулируют собственное мнение и позицию, простые выводы; создают свой текст; оформляют свои мысли в устной и письменной форме.
Личностные – выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества; принимают, осваивают социальную роль обучающегося, выражают уважительное, ценностное отношение к окружающему миру природы, демонстрируют экологическую ответственность.
Ход урока
Этап урока | Время | Работа учителя | Работа учащихся |
I. Вводная часть |
| Здравствуйте, ребята
|
|
I. Организационный момент | -2 мин | Учитель: «Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть. Надеюсь, что сегодня вы уже сказали много добрых слов друг другу, заметили что-то новое и хорошее в себе и других. Скажите, вам приятно слушать в свой адрес добрые слова? Вы хотите, чтобы их было как можно больше? Вы сами умеете выражать чувства и мысли в словах?» | Ученики отвечают на вопросы учителя. |
II. Постановка цели урока |
| ||
Актуализация знаний. Повторение теоретического материала. |
| Запись на доске. Дождь. Дождь льётся отвесно, сильно. Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу… При этом по всей реке стоит стеклянный звон. Учитель: «Давайте сравним эти три записи. Что вы можете сказать о них? Из какой записи вы получили больше информации? О чем мы будем говорить на уроке? Что такое текст? На доске написано: Восстановите текст. Текст - это связное…на определённую… .В большинстве случаев текст состоит из нескольких…., связанных между собой … и … | Ученики читают записи и отвечают на вопросы. Перед нами слово, предложение и текст. Текст даёт больше информации. Ученики дают определение слову, предложению, тексту. Записывают в тетрадях восстановленный текст. |
Мотивация на работу на уроке |
| Учитель:»Важно ли уметь строить монологическую речь, текст? Нужно это современному человеку?» Сейчас очень остро стоят проблемы правильности речи, умения строить высказывание, общаться как устно, так и письменно. Уместно использовать лексику, выразительные средства. Что является эталоном для нас? - Произведения классиков, тексты художественных произведений. . Д. С. Лихачёв писал о том, что нужно послушать, как человек говорит, чтобы узнать его моральный облик, его характер. | Ученики отвечают, что говорить на уроке будем о тексте, его особенностях, выразительных средствах. |
III. Основная часть |
|
|
|
Повторение пройденного материала, поиск, взаимодействие, диалог |
| Учитель: -Какие признаки текста вы знаете? -Назовите типы речи? - Какие стили речи вы знаете? Работа с текстом. Тексты у каждого ученика на индивидуальных листах. День был жаркий, светлый, лучезарный день, несмотря на перепадавшие дождики. По ясному небу плавно неслись, не закрывая со…нца, низкие, дымчатые тучи и по временам р…няли на поля обильные потоки внезапного и мгновенного ливня. Крупные, сверкающие капли сыпались быстро, с каким-то сухим шумом, точно алмазы; солнце играло сквозь их мелькающую сетку; трава, еще недавно взволнованная ветром, не шевелилась, жадно погл…щая влагу; орошенные деревья томно трепетали всеми своими листочками; птицы не переставали петь, и отрадно было слушать их болтливое щ…бетанье при свежем гуле и ропоте пробегавшего дождя. Пыльные дороги дымились и слегка пестрели под резкими ударами частых брызг. Но вот тучка пронеслась, запорхал ветерок, изумрудом и золотом начала переливать трава… Пр…липая друг к дру…ке, засквозили листья деревьев… Сильный запах поднялся отовсюду…(И. Тургенев) Прочитать текст и назвать его признаки. Озаглавить. Сформулировать тему текста. Определить тип речи. Определить стиль. По каким признакам вы определили, что это художественный стиль? Объяснить значение слов «лучезарный», «поглощая», «ропот»,»томно». Записать синонимы к ним. Лучезарный – полный блеска, сияющий, озаряющий своим светом Поглощая- впитывая в себя, сжирая. Ропот- глухой, невнятный шум. Томно- утомлённо, устало-нежно. Выписать образные средства ,при помощи которых достигается выразительность (например: эпитеты- лучезарный, ясному; сравнения- точно алмазы; олицетворения- тучи неслись; метафоры – запорхал ветерок изумрудом и золотом). Вставить пропущенные буквы в слова и сделать взаимопроверку в парах, объясняя устно орфограммы. | Ученики отвечают на вопросы, читают текст, затем один ученик читает его вслух. Придумывают название к тексту и записывают его на листах, формулируют тему, определяют тип речи и стиль. Работают со словами в парах, в случае затруднения обращаются к толковому словарю. Образные средства выписывают на листы, затем называют. Вставляют пропущенные буквы, объясняя устно в парах написание |
|
| ||
IV. Освоение учащимися нового материала: формирование конкретных представлений об изучаемых фактах, явлениях, их сущности и взаимосвязях у учащихся. |
|
|
|
Проведение работы, объяснения учителя. |
| Учитель: «А теперь давайте сами попробуем создать текст. Перед вами слова, используя их, попробуйте написать сочинение-миниатюру о дожде». На доске написаны слова: отвесно, барабанит, моросит, сыплется, льёт стеной, звенит, закапал. Задание. Ученики делятся на три группы. Первая группа пишет сочинение-миниатюру о весеннем дожде, вторая- о летнем, третья- об осеннем, включая выбранные слова, которые видят на слайде | Ученики пишут сочинение-миниатюру
|
Оценка результатов |
| Прочитать вслух сочинения-миниатюры от каждой группы. | Ученики читают свои сочинения. Обсуждают работы. |
V. Краткий опрос (диагностика) учащихся по новому материалу для контроля усвоенного и проведения первичного закрепления материала. |
|
|
|
Рефлексия |
| ||
VI. Информация о домашнем задании и рекомендации по его выполнению |
|
|
|
Выдача задания на дом по результатам проведенного урока |
| Придумать и записать опорные слова для сочинения- повествования о животном. Написать сочинение-повествование о животном.(7-10 предложений). | Ученики записывают домашнее задание, которое выбрали для себя. |
VII. Завершение урока |
| Наш урок окончен. До завтра! Спасибо за вашу активность! Все молодцы! |
|
Подведение итогов. |
| Спасибо всем за работу. Мы становимся интересными собеседниками, когда научимся владеть словом, умеем высказывать свои мысли. Выставление оценок за урок |
|