Урок-путешествие «Времена года» (5 класс)
Тема: Родная природа в стихах русских поэтов XIX века.
Цель: Повторение и обобщение изученного по теме; закрепление умения анализировать стихотворные произведения на уровне восприятия и частичного анализа; воспитывать внимательное отношение к слову, а через поэтическое слово формировать нравственные и эстетические качества: любовь к природе и Родине, чувство прекрасного; продолжить работу по формированию навыка выразительного чтения стихотворных произведений.
Оформление: портреты поэтов, художников; картины художников; презентация
Ход урока.
(на фоне лирической музыки учитель читает стихотворение Н.И. Рыленкова «Все в тающей дымке…»)
Все в тающей дымке: холмы, перелески.
Здесь краски не ярки и звуки не резки.
Здесь медленны реки,туманны озеры,
И все ускользает от беглого взора.
Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.
Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
Учит. Это стихотворение Н.И. Рыленкова удивительно созвучно теме нашего урока. Сегодня мы совершим путешествие в этот удивительный поэтический мир природы, созданный поэтами XIX века, попытаемся вслушаться, чтобы услышать, и всмотреться, чтобы увидеть «всю прелесть застенчивой русской природы». А помогут нам совершить это путешествие картины знаменитых художников, музыкальные произведения Вивальди и Чайковского и наш необычный пароход. Пропуском на наш пароход будут сочинения миниатюры о временах года и стихи русских поэтов ХIX века о родной природе. Но чтобы наш пароход отошел от причала и отправился в путешествие, вы должны отгадать загадку:
Летело триста гусей,
Да пятьдесят лебедей,
Да двенадцать орлов,
Да четыре вороны. (Год)
?? Ребята, а что такое год?
Мы сегодня путешествуем на необычном пароходе.
Это странный пароход,
Необычный пароход.
И плывет не по воде он,
Он по времени плывет.
Ночью он плывет и днем,
Как велит природа,
По морям, что мы зовем
Временами года.
Итак, в путь!
Солнце печёт,
Липа цветёт,
Рожь поспевает.
Когда это бывает?
Так уж устроен человек: летом он мечтает о зиме, а зимой о лете. Поэтому первая пристань, которая ждет нас – это ЛЕТО.
Лето – что это такое?
Это чайки над рекою,
Берег, солнцем залитой,
Теплый дождик золотой.
Учит. Ребята, а каким вы себе представляете лето? Прочтите сочинения миниатюры.
Спасибо! Вы молодцы!
Композиторы и художники тоже очень любят природу и поэтому так много музыкальных произведений и картин, посвященных временам года. У Антонио Вивальди и Петра Ильича Чайковского есть музыкальные произведения «Времена года», где гениальным образом отражено настроение и чувство каждого месяца в году.
Сейчас вы услышите фрагмент из музыкального произведения Вивальди «Времена года. Лето» и увидите картины знаменитых художников, посвящённых этому времени года.
?? А какие картины летней природы рисует Афанасий Афанасьевич Фет?
Учен. В стихотворении «Зреет рожь над жаркой нивой» он рисует картину июльского вечера. (Выразительно читает и комментирует).
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.
?? Чем удивило вас это стихотворение?
оно вызывает восхищение красотой летнего вечера, плавно перетекающего в ночь и быстро сменяющегося рассветом. Каждый русский человек, хоть раз в своей жизни видевший закат и встречавший рассвет, очень быстро воспроизведет в своей памяти саму картину, когда-то им увиденную, но, прочитав стихотворение А. Фета "Зреет рожь под жаркой нивой", скорее, переживет ощущение восторга, испытанное им когда-то.
Учит. А вот еще одна картина Летнего вечера. Федор Иванович Тютчев. «Летний вечер тих и ясен».
Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки блестят извивы.
От вершин скользя к вершинам,
Ветр ползет лесною высью.
Слышишь ржанье по долинам?
То табун несется рысью.
Учит. Неслучайно поэт описывает природу вечером, когда стихает дневной шум и можно услышать, как волнами переливается ржаное поле или ветерок тихонько перебирает листву деревьев.
Но проходит ночь, поднимается солнце, и день нас радует летним ливнем, который описывает Ф.И.Тютчев. Прислушайтесь, и вы услышите музыку летнего дождя. (Ученик читает стихотворение «Неохотно и несмело…», комментирует).
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы,
Дальный гром и дождь порой.
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя —
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля —
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.
Стихотворение «Неохотно и несмело», написанное Федором Тютчевым в 1849 году, с присущей поэту скрупулезностью и образностью передает миг перед грозой, когда природа затихает и преображается. Солнце выглядывает из-за туч, земля «принахмурилась», а «ветра теплого порывы» мягко поглаживают «зеленеющие нивы».
Учит. Вы хорошо потрудились, и лето припасло для вас подарок: корзинку с ягодами. (Вручает команде «Лето»).
А мы отправляемся дальше.
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
Правильно!
Учит. Ребята, как вы думаете, кто из авторов встречает нас на этой пристани?
Конечно, А.С.Пушкин, потому что для него осень – любимое время года. В одном из стихотворений он писал:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой…
А чем вам нравится осень? Прочитайте свои сочинения-миниатюры. Какое стихотворение А.С.Пушкина созвучно вашим чувствам? (Чит. «Унылая пора! Очей очарованье!», комментирует).
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
?? А какие картины осени рисует А.А.Фет?
(Читают стихотворения «Осенняя роза», «Ласточки пропали», комментируют).
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица-роза,
Благоуханна и пышна.
Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Выйдешь - поневоле
Тяжело - хоть плачь!
Смотришь - через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.
Учит. Послушайте, как удивительно созвучно стихотворение Ф.И. Тютчева и миниатюра П.И. Чайковского, посвященная осени.
(Читает под музыку учитель).
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
Такое удивительное созвучие еще раз подчеркивает то, что поэзия и Ф.И.Тютчева и А.А.Фета удивительно лирична и музыкальна. Вы сами смогли услышать, что строки их стихотворений так и ложатся на музыку.
Богата осень красками и звуками, богата и подарками. С поклоном посылает вам эту корзинку.
Снег на полях,
Лёд на ручьях,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
Кто пойдет зимою в лес,
Тот увидит сто чудес.
Там деревья в снежных шапках,
Клен в папахе, дуб в ушанке.
Учит. А какой зиму видите вы, ребята? (читают сочинения миниатюры, собственные стихи). А как передают красоту зимней природы композиторы и художники? Вивальди. Зима.
Конец зимы у Вивальди является одновременно и предвестником новой весны. Поэтому несмотря на грусть холодного периода, нет пессимизма ни в музыке, ни в стихах. Произведение завершается достаточно оптимистично. Очень холодно. От холода стучат зубы, хочется притопнуть ногами, чтобы согреться, завывает лютый ветер. Но и зимой есть радости. Например, катание на коньках. В занимательных “кувыркающихся” пассажах скрипки Вивальди иллюстрирует, как можно на льду легко поскользнуться. Но вот подул южный ветер – первая знак приближающейся весны. И между ним и северным ветром разворачивается борьба. Победой южного ветра и наступлением весны рано или поздно закончится это противоборство, но этой бурной драматической сценой противоборства завершается “Зима”
Учит. Какие картины природы рисует Ф.И.Тютчев?
Учен. Ф.И. Тютчев. «Чародейкою зимою…» (чит. и коммент.)
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, —
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Физминутка-достань звезду. Ребята, встали, представим, что над нами звездное небо. Посмотрите вверх, выберите себе звезду. Закройте глаза и медленно тяните ручки вверх медленно, глаза открывать нельзя, загадывайте желание и берите звездочку, бережно кладите ее па парту. Открыли глаза. (Улыбки, удивление).
Что вы представляете, когда читаете стихи А.А.Фета?
(ученик чит. стих. А.А. Фета «Скрип шагов вдоль улиц белых…»)
Скрип шагов вдоль улиц белых,
Огоньки вдали;
На стенах оледенелых
Блещут хрустали.
От ресниц нависнул в очи
Серебристый пух,
Тишина холодной ночи
Занимает дух.
Ветер спит, и все немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть.
Учит. Постаралась зима и предстала перед нами во всем своем великолепии, укрыла пушистым снегом землю, посеребрила инеем деревья и для вас подарки припасла: снежинки.
А мы отправляемся дальше. Заглянем в будущее. Что же ждет нас впереди? Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
Учит. Гонимы вешними лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года…
?? Случайно ли весну называют утром года?
Прочитайте свои миниатюры. Вивальди. Весна.
Как же рисуют это время года поэты? (Ф.И. Тютчев. «Весенние воды»).
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят —
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед».
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!
Учит. Неслучайно зиму сравнивают с колдуньей. Об этом следующее стихотворение. («Зима недаром злится»).
Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
(Ученики читают и комментируют стихотворения «Весенняя гроза», «Весенний дождь» А.А.Фет)
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный -
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листям барабанит.
Учит. Весна тоже оставила вам подарки – первых ласточек.
Следующая пристань, которая нас встречает, - Поэтическая мастерская. Сегодня вы тоже будете поэтами. Но работать будете в парах. Напишите синквейны: ЛЕТО, ОСЕНЬ, ЗИМА, ВЕСНА.
Учит. И последняя пристань позади, путешествие заканчивается. Времена года наградили вас подарками, а я вас награжу оценками.
Наше путешествие не последнее. Мы только начинаем постигать тот удивительный мир, который называется поэзией, а помогать нам в этом будут русские поэты разных веков. Они откроют нам красоту родного края, научат понимать язык природы и язык поэзии. Ведь поэзия – это великое чудо. Но открывается оно, как и чудо природы, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному, доброму, чуткому, внимательному. Постарайтесь же быть такими!
?? Чем же удивительны и неповторимы картины русской природы, нарисованные поэтами XIX века?
(Простотой и загадочностью, красотой, которую может увидеть только человек, всматривающийся в окружающий мир; теплом и любовью, с которыми поэты рисуют картины родной природы. Нельзя не любить окружающий мир, ведь ты родился в нем, в нем живешь. Этот мир называется одним емким словом РОДИНА. И невозможно разделить эти два понятия: природа и Родина.)
Рефлексия
Подведем итоги нашего урока.
1.С произведениями каких поэтов мы познакомились?
2. Какова главная тема поэзии русских поэтов I X века?
А сегодняшний урок на тему «Времена года в русской поэзии» мне бы хотелось закончить синквейном на тему «Природа»:
Природа.
Неброская, родная
Меняется, живёт, восхищает
Воспета в произведениях русских поэтов.
Времена года.