«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок-практикум по русскому языку в 7 классе по теме «Правописание суффиксов действительных причастий»

Урок-практикум по русскому языку в 7 классе по теме

«Правописание суффиксов действительных причастий»

Цели урока:

Обучающая – закрепить знания об образовании действительных причастий настоящего и прошедшего времени; о причастии как особой форме глагола.

Развивающая – самостоятельно находить причастия в тексте и предложениях, различать их по значению; вырабатывать навыки правописания суффиксов и окончаний причастий; навыки выделения прич. оборота.

Воспитательная – воспитывать любовь к окружающему миру.

Задачи урока: обучающие: учить применять полученные знания о сложноподчинённом предложении с различными придаточными на практике, а также выявлять пробелы в определении конкретного вида придаточного обстоятельственного предложения;

развивающие: развивать мыслительные процессы (речь (устную и письменную), умение обобщать, анализировать, умение различать вид сложноподчинённого предложения), умение самостоятельно определять уровень своих знаний по изучаемой теме, развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

воспитательные: способствовать формированию положительной учебной мотивации, чувств взаимопомощи и взаимоподдержки в коллективе.

Методы и приемы: словесные, наглядно-практические, проблемного изложения, самоконтроля и взаимоконтроля.

Форма работы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Технологии: технология проблемного обучения, технология разноуровневого обучения, здоровьесберегающие технологии.

Вид урока: урок комплексного обобщения знаний.

Тип урока: урок актуализации практических компетенций и речевого развития обучающихся.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок-практикум по русскому языку в 7 классе по теме

«Правописание суффиксов действительных причастий»

Цели урока: 

Обучающая – закрепить знания об образовании действительных причастий настоящего и прошедшего времени; о причастии как особой форме глагола.

Развивающая – самостоятельно находить причастия в тексте и предложениях, различать их по значению; вырабатывать навыки правописания суффиксов и окончаний причастий; навыки выделения прич. оборота.

Воспитательная – воспитывать любовь к окружающему миру.

Задачи урока: обучающие: учить применять полученные знания о сложноподчинённом предложении с различными придаточными на практике, а также выявлять пробелы в определении конкретного вида придаточного обстоятельственного предложения;

развивающие: развивать мыслительные процессы (речь (устную и письменную), умение обобщать, анализировать, умение различать вид сложноподчинённого предложения), умение самостоятельно определять уровень своих знаний по изучаемой теме, развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

воспитательные: способствовать формированию положительной учебной мотивации, чувств взаимопомощи и взаимоподдержки в коллективе.

Методы и приемы: словесные, наглядно-практические, проблемного изложения, самоконтроля и взаимоконтроля.

Форма работы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Технологии: технология проблемного обучения, технология разноуровневого обучения, здоровьесберегающие технологии.

Вид урока: урок комплексного обобщения знаний.

Тип урока: урок актуализации практических компетенций и речевого развития обучающихся.


Ход урока


I. Организационный момент.

Определение темы и целей урока.

Экспресс-опрос.

О какой части речи так говорил М. Ломоносов: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу»?


Найдите слова этой части речи в стихотворении С. Есенина.

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер, (стр. пр.)

Близок сердцу желтеющий дол. (д. наст.)

Отрок-ветер по самые плечи

Заголил на березке подол.

И в душе, и в долине прохлада,

Синий сумрак как стадо овец,

За калиткою смолкшего сада (д. пр.)

Прозвенит и замрет бубенец.


Словарный диктант «Отсеки лишнее».


готовящий запасы – д. наст.вр. + зс

ползучее растение - прил.

стелющийся туман – д. наст. вр., возвр.

раскрашенные деревья - стр. пр.вр.

повеявший ветерок - д. пр.вр.


Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке, что будем делать?


II. Обобщение ранее пройденного материала, поиск ответа на поставленные вопросы.

В каком случае суффиксы действительных причастий настоящего времени указаны правильно:

а) -вш-, -ш-; дейст. пр.вр
б) -ущ-, -уч-, -яч-, -ящ-;
в
) -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-;
г) -ем-, -ом-, -им-. стр. наст

Действительные причастия обозначают признак лица или предмета, который сам производит действие: 

пожелтевшая трава (трава, которая пожелтела) 

бегущий ручеёк (ручеёк, который бежит), 

падающая капля (капля, которая падает).

От глагола идти образуется действительное причастие прошедшего времени шедший, от глагола расти  росший.





Укажите действительные причастия прошедшего времени, от какого глагола они образованы.

а) собир…щий, сверка…щий, дыш…щий;
б) пропит…нный, рассе…ны, сбереж…нный;
в) услыш…вший, увид…вший, засе…вший.

  • Услышал – услышать – услышавший шорох.

  • Увидел – увидеть – увидевший террасу.

  • Засеял –засеять – засеявший поле.

Написание гласной в глаголах прошедшего времени перед -л- и в действительных причастиях прошедшего времени не определяется спряжением, а зависит от того, какая гласная стоит в инфинитиве перед –ть.

Заменить глагол причастием.

1) Выглянуло из-за горизонта солнце.
2) Облака проплывают над деревьями.

3) Деревья еще не сбросили листву.
4) Туман расстилался над рекой.

1) Выглянувшее из-за горизонта солнце.
2) Облака, проплывающие над деревьями.
3) Деревья, еще не сбросившие листву.
4) Туман, расстилавшийся над рекой.



Синтаксическая пятиминутка.

Туман, расстилавшийся над рекой, ещё не рассеялся.

Эмоциональная разрядка.

Изобразите героя:

Огорчённая бабушка.

Нахмурившийся отец.

Ласково посмотревшая мама.

Загадочно улыбающийся дедушка.



Приступая к изучению образования причастий, следует помнить, что:

1) от глаголов несовершенного вида образуются причастия настоящего и прошедшего времени,

а от глаголов совершенного вида — причастия только прошедшего времени;

2)  действительные причастия образуются от переходных и непереходных глаголов,

а страдательные - только от переходных;

3) правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени определяется тем, к какому спряжению относится глагол.






Действительные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени переходных и непереходных глаголов несовершенного вида. Правописание суффиксов зависит от спряжения глагола.

I спряжения -ущ-, -ющ-: нес-ут — нес-ущ-ий, кол-ют-ся — кол-ющ-ий-ся

II спряжения -ащ-, -ящ:- молч-ат — молч-ащ-ий, стро-ят-ся — стро-ящ-ий-ся


Укажите действительные причастия прошедшего времени:

а) колебл…щий, сверка…щий, дыш…щий;
б) пропитанный, сжатый, сбережённый;
в) сморщившийся, покрывший, повлёкший;
г) песчаный, ветреный, золочёный.


В каком случае надо писать суффикс -ющ-?

а) ненавид…щий ненастье, смотр…щий вверх, стро…щий жилище;

б) паш…щий поле, ре…щий на ветру, кол…щий лёд;
в) сверка…щий на солнце, спе…щий квыжовник, дремл…щий в тишине.



Запомните глаголы, от которых образуются следующие причастия: 


алчущий — алкать,

пышущий — пыхать,

колышущийся — колыхать,

брезжущий — брезжить (разноспряг. глагол)


1. Рассветать.  День уже начинал брезжить. безл. На дворе чуть брезжило.

2. Слабо светиться, мерцать. Заря брезжит на востоке. Брезжит в поле огонёк (Жуковский).

3. Едва намечаться, зарождаться. Брезжит в голове мысль. Брезжит надежда.

Укажите номера слов, в которых пропущена буквы а. (2,7)

1. колыш_щий
2.слыш_щий
3. бор_щийся
4. трепещ_щий
5. стел_щийся

6. скач_щий

7. дыш_щий







Можно ли образовать действительные причастия настоящего времени от глаголов облететь, побледнеть, появиться, появляться, увянуть? Почему?

Все они совершенного вида, кроме глагола появляться, поэтому только от него можно образовать действительное причастие настоящего времени: появляющийся.

Произноси правильно!

Поблёкший

Увядший

Поднявший

Словарная работа.

Поблёкнуть Сов. Неперех. — 1. Лишиться яркости; выцвести.

// перен. Потерять живость, яркость (о впечатлениях, воспоминаниях и т.п.).

2. Померкнуть, побледнеть. 3. Увянуть, потерять свежесть (о растениях).

Толковый словарь Ефремовой

Поблёкнуть — поблёкну, поблёкнешь, прош. поблёк, поблёкла. Сов. к блекнуть. Он пел поблекший жизни цвет. Пушкин.Толковый словарь Ушакова

Поблекнуть — -ну, -нешь; поблёкни; поблёк, -ла, ло; поблёкший и поблёкнувший; побле́кши и поблёкнув св.(нсв. блёкнуть). Стать блёклым, более блёклым. Старые гравюры поблёкли. Толковый словарь Кузнецова

Причастие поблёкший. Приставка: по-; корень: -блёк-; суффикс: -ш; окончание: -ий [Тихонов, 1996].

III. Работа с текстом. Искусствоведческий текст.

Вот как описал картину И.И. Левитана «Золотая осень» автор книги «Беседы об искусстве» В.Б. Розенвассер.

Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.

Она окружена деревьями, покрытыми золотой и красной осенней листвой. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются поредевшие осенние леса, видны деревенские домики, поля, окрашенные в оттенки жёлтого цвета. Перед нами расстилается земля, покрытая уже побуревшей травой. Багряно-золотые березы слева и красно-бронзовые дубы справа, как бы расступающиеся, открывают взгляду бескрайние дали полей и лесов.

А над всем этим — голубое небо, покрытое легкими белыми облаками.

Посмотрите, каким плотным слоем художник накладывал краски там, где изображена золотая листва берез на переднем плане, как написаны трава и вода. Но чем далее в глубину пейзажа, тем менее густыми и более легкими становятся мазки.

Всматриваясь в картину И.И. Левитана, мы как бы вместе с художником переживаем безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров русской пейзажной живописи.

Вывод.

Итак, способность причастий передавать признак предмета по действию является выразительным средством. Причастия придают тексту художественного стиля яркость, образность, выразительность. Поскольку причастия и причастные обороты являются определениями в тексте, их присутствие позволяет дать более точное представление о предмете, сделать текст более ярким и выразительным.

IV. Работа с стихотворными текстами.



Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.



«Отговорила роща золотая… »

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

С.Есенин

Вывод.

Употребление причастий делает речь более яркой и выразительной. В художественной речи, там, где нужны торжественность и краткость, причастия особенно необходимы. Читая строки С.Есенина, убеждаешься в том, что это мастер, умеющий подобрать яркое и точное слово.

V. Подведение итогов.

Причастие – особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию и отвечающая на вопрос какой?

В.И. Даль говорил: «Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе

прилагательного».

Причастия бывают действительными и страдательными.

Действительные причастия настоящего времени образуются от глаголов несоверш. вида I и II спр. при помощи суффиксов -ащ-(-ящ-), -ущ-(-ющ-). Действительные причастия прошедшего времени образуются от глаголов несовершенного и совершенного вида при помощи суффиксов -вш- (-ш-).

Составим синквейн о причастии:

1. Причастие
2. Действительное, страдательное
3. Обозначает, отвечает, помогает
4. Имеет признаки глагола и прилагательного
5. Форма глагола



VI. Рефлексия.

И

интересно

Т

творчество

О

обучение

Г

главное







VII. Домашнее задание. 


  1. Повторить п.18, 19.

  2. Написать сочинение-миниатюру «Парк осенью».




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее