«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок по теме "Моря"

Урок по окружающему миру во 2 классе по теме "Моря"

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Окружающий мир, 2 класс «Школа 2100».

Тема: Моря.

Цель: познакомить обучающихся с характерными особенностями морей, научить находить и показывать моря на карте.



Планируемые результаты:

1. Предметные:

Минимум - должны знать характерные особенности морей, уметь находить и показывать по карте моря. Понятие: море.


Максимум - должны иметь чёткое представление о том, что такое море, уметь показывать моря Баренцево, Средиземное, Чёрное, Балтийское, Карское, Лаптевых, Охотское, Берингово, Красное, на карте, знакомство с обитателями морей.



2. Метапредметные:

а) личностные – осознание необходимости учения, формирование умения самостоятельно формулировать и выражать свои мысли;

умение работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха и неуспеха в учебной деятельности;

б) регулятивные – определять тему и цели урока, планировать свою деятельность; контролировать и оценивать свою деятельность по ходу выполнения задания;

в) познавательные – работать с разными видами информации и ориентироваться в ней, выполнять действия по образцу, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; на основе анализа объектов делать выводы, ориентироваться на развороте учебника;

г) коммуникативные – работать в паре, группе, выслушивать разные точки зрения и принимать коллективное решение.

Оборудование: учебник А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А. С. Раутиан «Окружающий мир», 2 класс, 1 часть, интерактивная доска, ноутбук, документ-камера, физическая карта материка Евразия, словарь Ожегова, карточки для индивидуальной работы детей, пазлы для групповой работы, путевые листы, картина «Море», набор предметов «Морские обитатели», оборудование для опыта (шланг с воронкой, колба с водой, тарелочка с кристалликами соли), рыбки.







Ход урока:

I. Организованное начало урока.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок окружающего мира буду вести я, Физалия Фирдависовна СЛАЙД 1

- В природе есть солнышко. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и предаст сил, уверенности в знаниях - Улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет радость общения друг с другом. - Ребята, любите путешествовать, узнавать что-то новое? - Я тоже люблю путешествовать и узнавать что-то новое. - А можно ли путешествовать, не выходя из дома? - Сегодня мы с вами совершим путешествие по нашей Земле, не выходя из класса. Для этого нам понадобятся определённые знания. Многое вы уже знаете, а что-то новое, возможно, узнаете сегодня.

II. Актуализация опорных знаний.

-С какой темой вы познакомились на прошлом уроке окружающего мира? (Реки и озера). СЛАЙД 2

-Давайте вспомним с вами тему вашего прошлого урока и выполним задания по данной теме.

а) - Ребята перед вами таблица. Вам нужно выбрать правильные ответы и обвести в кружок. (Карточки на столах). СЛАЙДЫ 3-4 1 вариант

Что такое «река»?

а) Замкнутый водоем, заполняющий естественную впадину на поверхности суши.

б) Постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши.

Каким цветом на карте обозначаются реки?

а) зеленым

б) голубым

Назовите основную реку материка Евразия.

а) Волга

б) Байкал


2 вариант

Что такое «озеро»?

а) Замкнутый водоем, заполняющий естественную впадину на поверхности суши.

б) Постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши.

Каким цветом на карте обозначаются реки?

а) зеленым

б) голубым


Назовите основное озеро материка Евразия.

а ) Обь

б) Байкал

(Даю время для выполнения задания)



-Сейчас проверим заполнение таблиц. Вывожу ответы на экран СЛАЙД 5-6

- У кого совпали ответы, думаю, можно поставить пятерки, у кого были ошибки ? (Отметка на путевом листе). Кому не удалось выполнить задание, расстраиваться не надо, в следующий раз у вас все получится, надо вам еще раз дома повторить эту тему.

СЛАЙД 7

- Какая вода в реках? Пресная. А в озерах? В проточных озерах вода пресная, а в бессточных – соленая.

б) – Какие реки протекают по нашей республике Башкортостан? (Белая, Уфимка и т.д.) Какие реки протекают рядом по нашей местности? ( Кама, Буй)

СЛАЙД 8

III. Определение темы и цели, задач урока.

1)-Молодцы, ребята! Думаю, с таким багажом знаний не страшно отправляться в наше путешествие. - А вот для того, чтобы узнать, куда мы с вами отправимся, я предлагаю послушать загадку (звучит музыка «Шум воды»)

- Отгадайте загадку.

Обманывать не стану,
— Я меньше океана,
Но всё же, я большое,
На океан похоже.
Могу спокойным быть,
Могу и заштормить.
Есть у меня всегда
Солёная вода.
СЛАЙД 9 2)Догадались? Верно, мы отправляемся на море. Кто из вас ездил на море? Понравилось море? Чем море привлекает людей? Есть ли моря в нашей местности? А вода в морях на вкус какая? Можно ли пить морскую воду? Относится к суше или воде? Вы так много знаете! Молодцы!

- Как вы, думаете, какая тема нашего урока?

- Тема нашего урока « Моря» СЛАЙД 10

- Какова цель нашего урока? (Получить новые знания о морях). - Чтобы хотели узнать? - Как много вопросов у вас возникло! Но, к сожалению, одного урока нам не хватит, чтобы ответить на все вопросы, поэтому давайте остановимся на некоторых из них.

3) План: СЛАЙД 11

1. Что такое «море» 2. Где располагаются моря? 3. С какими объектами связаны моря? 4. Особенности морей. 5. Почему вода в морях такая солёная? 6. Обитатели морей.

IV. Открытие новых знаний.

1. Что означает слово море?- Продолжите предложение «Море - это…». Где мы можем проверить наши ответы? ( У взрослых, в книге, словарике). Откройте учебники на стр.137, найдите в вашем словаре определение. Кто уже нашел? Зачитай.

-Чтобы запомнить определение, давайте прочитаем его ещё раз хором. Вывод:

Море – большой водоем с соленой водой

2.Следующий вопрос нашего плана: Где располагаются моря? Чем воспользуемся, чтобы ответить на второй вопрос? (Картой) Точно такая же карта есть у вас в учебнике на стр.130

Предлагаю работать в паре.

-Вспомним правила работы в паре (кратко):

1. Работают оба. 2. Один говорит, другой слушает. 3.Свое несогласие высказывай вежливо. 4. Если не понял, переспроси.

1 ряд– Найти и показать на карте Евразии, моря, которые находятся на Севере.

2 ряд– Найти и показать на карте Евразии моря, которые находятся на западе..

3 ряд– Найти и показать на карте Евразии моря, которые находятся на востоке (по 1 выходят к доске ,показывают и называют моря на карте). Кто готов?

-Оцените работу в паре. (Отметка на путевом листе).

3. С какими объектами связаны моря?

- По месту расположения, на какие группы можно разделить моря? - Это внутренние и окраинные моря. Что это значит? Внутренние моря находятся внутри материка, имеют соединения с и небольшое соединение с океаном. Так Черное море связано со Средиземным морем и соединяется с Атлантическим океаном. Некоторые моря являются частью, продолжением океана и омывают материк. Их называют окраинные моря. Например, Баренцево, Карское, Лаптевых. Они находятся на окраине и являются продолжение Северного Ледовитого океана. - Значит, с какими объектами связаны моря?

Моря связаны друг с другом и с океанами


4. Особенности морей.

- Ребята, как вы думаете, уровень поверхности воды во всех морях одинаков?

- Попробуем доказать это на опыте. Кто желает провести вместе со мной опыт?(2 обучающихся выходят к доске) Возьмем шланг, согнем его, нальем воды через воронку. Медленно опускаем один коней шланга. Что происходит? Опускаем другой конец шланга. - Каков будет уровень воды в шлангах? К чему стремится вода? Вода всегда выливается из нижнего конца и она стремится быть на одинаковой высоте.

Уровень поверхности воды во всех морях одинаков


5. Почему вода в морях такая солёная?

- Сегодня несколько раз говорили о том, что вода в некоторых озерах соленая.

- Почему вода в морях такая солёная? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к учебнику стр.122

- Какие вещества в природе переносятся по кругу? Как называется такое явление? А какие – остаются на месте? Как они обозначены на схеме? Какие вещества накапливаются в морях и бессточных озерах?

– Какая же вода в морях: пресная или соленая?

- Прочитайте вывод в учебнике.

Вода в морях соленая



- Ребята, на улице сейчас зима, вместе окунемся в летнее теплое море, проведем физминутку СЛАЙД 12

6. Обитатели морей.

–Вернёмся к плану нашего урока. СЛАЙД 13 Обитатели морей – жители морей.

–Чтобы ответить на последний вопрос нашего плана, предлагаю работать в группе. Ребята, вам нужно собрать пазл, узнать какое животное живет в море, если узнали его, рассказать о нем.

Вспомним правила работы в группе (кратко):

В группе должен быть ответственный. Работать должен каждый на общий результат. Один говорит, другие слушают. Свое несогласие высказывай вежливо. Если не понял, переспроси.

1 группадельфин (Дельфин – это млекопитающее. У них нет жабр, а вместо этого названные существа используют легкие.

2 группа – кит (Усатые и зубастые. Длина – до 30 метров, вес до 150 тонн)

3 группа – морская звезда (Морские звезды — это морские беспозвоночные, относящиеся к классу иглокожих. Свое название морские звезды получили благодаря своей оригинальной форме: они имеют от 5 до 40 конечностей) (лучей)

4 группачерепаха (Самые крупные из всех черепах. В морях живут 5 видов черепах)

5 группаморской котик (У морских котиков длинное и толстое туловище, покрытое густой жесткой шерстью. Морские котики могут нырять на глубину до 60 метров)

Оценить работу группы. (Отметка на путевом листе).

СЛАЙД 14

Вывод: Правильно. В морях живет множество животных, самых разнообразных, необычных и интересных. Есть здесь и рыбы – клоуны, и акула, рыбы – бабочки, рыба-хирург, медуза - морская оса, морские котики, и морские звезды, морские ежи, рыбка – игла,

V. Закрепление полученных знаний.

- Чтобы проверить наши знания, поиграем в игру «Правда ли». Если «да» поднимите тихонечко руку, если «Нет», то поднимать не надо. СЛАЙД 15

  • Море – большой водоем с пресной водой.

  • Карское, Берингово, Лаптевых– моря Северного Ледовитого океана.

  • Уровень поверхности воды в морях разный.

  • Моря связаны с океанами.

  • Водоемы надо беречь.

-Оцениваем. (Отметка на путевом листе).

VI. Итог урока. Рефлексия.

- На все ли поставленные вопросы мы нашли ответы? (СЛАЙД 16 с планом).

- Чем интересно было путешествие по морям России?

- Где пригодятся полученные знания?

- Кто из ребят больше всего помог в открытии знаний? (Ставим оценки). - Оцените свою работу на уроке, для этого каждый из вас заполнит море оценками успеха: свою рыбку пустит в море.

- «зеленую», если все понял на уроке, выполнял задания без ошибок, доволен собой; - «желтую», если допустил неточность в работе; - «красную» – “ещё надо постараться, и придет успех”

-Молодцы! Сегодня я всем на память хочу подарить мыло с фигурками морских обитателей. ( Показываю и даю учителю) А домашнее задание, записано на доске: стр. 39№ 4, рабочая тетрадь, придумать сказку про Дракошу -Водохлепа стр. 121 учебник (по желанию)

-Спасибо за урок! СЛАЙД 17

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее