Окружающий мир, 2 класс «Школа 2100».
Тема: Моря.
Цель: познакомить обучающихся с характерными особенностями морей, научить находить и показывать моря на карте.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
Минимум - должны знать характерные особенности морей, уметь находить и показывать по карте моря. Понятие: море.
Максимум - должны иметь чёткое представление о том, что такое море, уметь показывать моря Баренцево, Средиземное, Чёрное, Балтийское, Карское, Лаптевых, Охотское, Берингово, Красное, на карте, знакомство с обитателями морей.
2. Метапредметные:
а) личностные – осознание необходимости учения, формирование умения самостоятельно формулировать и выражать свои мысли;
умение работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха и неуспеха в учебной деятельности;
б) регулятивные – определять тему и цели урока, планировать свою деятельность; контролировать и оценивать свою деятельность по ходу выполнения задания;
в) познавательные – работать с разными видами информации и ориентироваться в ней, выполнять действия по образцу, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; на основе анализа объектов делать выводы, ориентироваться на развороте учебника;
г) коммуникативные – работать в паре, группе, выслушивать разные точки зрения и принимать коллективное решение.
Оборудование: учебник А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А. С. Раутиан «Окружающий мир», 2 класс, 1 часть, интерактивная доска, ноутбук, документ-камера, физическая карта материка Евразия, словарь Ожегова, карточки для индивидуальной работы детей, пазлы для групповой работы, путевые листы, картина «Море», набор предметов «Морские обитатели», оборудование для опыта (шланг с воронкой, колба с водой, тарелочка с кристалликами соли), рыбки.
Ход урока:
I. Организованное начало урока.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок окружающего мира буду вести я, Физалия Фирдависовна СЛАЙД 1
- В природе есть солнышко. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и предаст сил, уверенности в знаниях - Улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет радость общения друг с другом. - Ребята, любите путешествовать, узнавать что-то новое? - Я тоже люблю путешествовать и узнавать что-то новое. - А можно ли путешествовать, не выходя из дома? - Сегодня мы с вами совершим путешествие по нашей Земле, не выходя из класса. Для этого нам понадобятся определённые знания. Многое вы уже знаете, а что-то новое, возможно, узнаете сегодня.
II. Актуализация опорных знаний.
-С какой темой вы познакомились на прошлом уроке окружающего мира? (Реки и озера). СЛАЙД 2
-Давайте вспомним с вами тему вашего прошлого урока и выполним задания по данной теме.
а) - Ребята перед вами таблица. Вам нужно выбрать правильные ответы и обвести в кружок. (Карточки на столах). СЛАЙДЫ 3-4 1 вариант
Что такое «река»? | а) Замкнутый водоем, заполняющий естественную впадину на поверхности суши. б) Постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. |
Каким цветом на карте обозначаются реки? | а) зеленым б) голубым |
Назовите основную реку материка Евразия. | а) Волга б) Байкал
|
2 вариант
Что такое «озеро»? | а) Замкнутый водоем, заполняющий естественную впадину на поверхности суши. б) Постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. |
Каким цветом на карте обозначаются реки? | а) зеленым б) голубым
|
Назовите основное озеро материка Евразия. | а ) Обь б) Байкал |
(Даю время для выполнения задания)
-Сейчас проверим заполнение таблиц. Вывожу ответы на экран СЛАЙД 5-6
- У кого совпали ответы, думаю, можно поставить пятерки, у кого были ошибки ? (Отметка на путевом листе). Кому не удалось выполнить задание, расстраиваться не надо, в следующий раз у вас все получится, надо вам еще раз дома повторить эту тему.
СЛАЙД 7
- Какая вода в реках? Пресная. А в озерах? В проточных озерах вода пресная, а в бессточных – соленая.
б) – Какие реки протекают по нашей республике Башкортостан? (Белая, Уфимка и т.д.) Какие реки протекают рядом по нашей местности? ( Кама, Буй)
СЛАЙД 8
III. Определение темы и цели, задач урока.
1)-Молодцы, ребята! Думаю, с таким багажом знаний не страшно отправляться в наше путешествие. - А вот для того, чтобы узнать, куда мы с вами отправимся, я предлагаю послушать загадку (звучит музыка «Шум воды»)
- Отгадайте загадку.
Обманывать не стану,
— Я меньше океана,
Но всё же, я большое,
На океан похоже.
Могу спокойным быть,
Могу и заштормить.
Есть у меня всегда
Солёная вода.
СЛАЙД 9 2)Догадались? Верно, мы отправляемся на море. Кто из вас ездил на море? Понравилось море? Чем море привлекает людей? Есть ли моря в нашей местности? А вода в морях на вкус какая? Можно ли пить морскую воду? Относится к суше или воде? Вы так много знаете! Молодцы!
- Как вы, думаете, какая тема нашего урока?
- Тема нашего урока « Моря» СЛАЙД 10
- Какова цель нашего урока? (Получить новые знания о морях). - Чтобы хотели узнать? - Как много вопросов у вас возникло! Но, к сожалению, одного урока нам не хватит, чтобы ответить на все вопросы, поэтому давайте остановимся на некоторых из них.
3) План: СЛАЙД 11
1. Что такое «море» 2. Где располагаются моря? 3. С какими объектами связаны моря? 4. Особенности морей. 5. Почему вода в морях такая солёная? 6. Обитатели морей.
IV. Открытие новых знаний.
1. Что означает слово море?- Продолжите предложение «Море - это…». Где мы можем проверить наши ответы? ( У взрослых, в книге, словарике). Откройте учебники на стр.137, найдите в вашем словаре определение. Кто уже нашел? Зачитай.
-Чтобы запомнить определение, давайте прочитаем его ещё раз хором. Вывод:
Море – большой водоем с соленой водой |
2.Следующий вопрос нашего плана: Где располагаются моря? Чем воспользуемся, чтобы ответить на второй вопрос? (Картой) Точно такая же карта есть у вас в учебнике на стр.130
Предлагаю работать в паре.
-Вспомним правила работы в паре (кратко):
1. Работают оба. 2. Один говорит, другой слушает. 3.Свое несогласие высказывай вежливо. 4. Если не понял, переспроси.
1 ряд– Найти и показать на карте Евразии, моря, которые находятся на Севере.
2 ряд– Найти и показать на карте Евразии моря, которые находятся на западе..
3 ряд– Найти и показать на карте Евразии моря, которые находятся на востоке (по 1 выходят к доске ,показывают и называют моря на карте). Кто готов?
-Оцените работу в паре. (Отметка на путевом листе).
3. С какими объектами связаны моря?
- По месту расположения, на какие группы можно разделить моря? - Это внутренние и окраинные моря. Что это значит? Внутренние моря находятся внутри материка, имеют соединения с и небольшое соединение с океаном. Так Черное море связано со Средиземным морем и соединяется с Атлантическим океаном. Некоторые моря являются частью, продолжением океана и омывают материк. Их называют окраинные моря. Например, Баренцево, Карское, Лаптевых. Они находятся на окраине и являются продолжение Северного Ледовитого океана. - Значит, с какими объектами связаны моря?
Моря связаны друг с другом и с океанами |
4. Особенности морей.
- Ребята, как вы думаете, уровень поверхности воды во всех морях одинаков?
- Попробуем доказать это на опыте. Кто желает провести вместе со мной опыт?(2 обучающихся выходят к доске) Возьмем шланг, согнем его, нальем воды через воронку. Медленно опускаем один коней шланга. Что происходит? Опускаем другой конец шланга. - Каков будет уровень воды в шлангах? К чему стремится вода? Вода всегда выливается из нижнего конца и она стремится быть на одинаковой высоте.
Уровень поверхности воды во всех морях одинаков |
5. Почему вода в морях такая солёная?
- Сегодня несколько раз говорили о том, что вода в некоторых озерах соленая.
- Почему вода в морях такая солёная? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к учебнику стр.122
- Какие вещества в природе переносятся по кругу? Как называется такое явление? А какие – остаются на месте? Как они обозначены на схеме? Какие вещества накапливаются в морях и бессточных озерах?
– Какая же вода в морях: пресная или соленая?
- Прочитайте вывод в учебнике.
Вода в морях соленая |
- Ребята, на улице сейчас зима, вместе окунемся в летнее теплое море, проведем физминутку СЛАЙД 12
6. Обитатели морей.
–Вернёмся к плану нашего урока. СЛАЙД 13 Обитатели морей – жители морей.
–Чтобы ответить на последний вопрос нашего плана, предлагаю работать в группе. Ребята, вам нужно собрать пазл, узнать какое животное живет в море, если узнали его, рассказать о нем.
Вспомним правила работы в группе (кратко):
В группе должен быть ответственный. Работать должен каждый на общий результат. Один говорит, другие слушают. Свое несогласие высказывай вежливо. Если не понял, переспроси.
1 группа – дельфин (Дельфин – это млекопитающее. У них нет жабр, а вместо этого названные существа используют легкие.
2 группа – кит (Усатые и зубастые. Длина – до 30 метров, вес до 150 тонн)
3 группа – морская звезда (Морские звезды — это морские беспозвоночные, относящиеся к классу иглокожих. Свое название морские звезды получили благодаря своей оригинальной форме: они имеют от 5 до 40 конечностей) (лучей)
4 группа – черепаха (Самые крупные из всех черепах. В морях живут 5 видов черепах)
5 группа – морской котик (У морских котиков длинное и толстое туловище, покрытое густой жесткой шерстью. Морские котики могут нырять на глубину до 60 метров)
Оценить работу группы. (Отметка на путевом листе).
СЛАЙД 14
Вывод: Правильно. В морях живет множество животных, самых разнообразных, необычных и интересных. Есть здесь и рыбы – клоуны, и акула, рыбы – бабочки, рыба-хирург, медуза - морская оса, морские котики, и морские звезды, морские ежи, рыбка – игла,
V. Закрепление полученных знаний.
- Чтобы проверить наши знания, поиграем в игру «Правда ли». Если «да» поднимите тихонечко руку, если «Нет», то поднимать не надо. СЛАЙД 15
Море – большой водоем с пресной водой.
Карское, Берингово, Лаптевых– моря Северного Ледовитого океана.
Уровень поверхности воды в морях разный.
Моря связаны с океанами.
Водоемы надо беречь.
-Оцениваем. (Отметка на путевом листе).
VI. Итог урока. Рефлексия.
- На все ли поставленные вопросы мы нашли ответы? (СЛАЙД 16 с планом).
- Чем интересно было путешествие по морям России?
- Где пригодятся полученные знания?
- Кто из ребят больше всего помог в открытии знаний? (Ставим оценки). - Оцените свою работу на уроке, для этого каждый из вас заполнит море оценками успеха: свою рыбку пустит в море.
- «зеленую», если все понял на уроке, выполнял задания без ошибок, доволен собой; - «желтую», если допустил неточность в работе; - «красную» – “ещё надо постараться, и придет успех”
-Молодцы! Сегодня я всем на память хочу подарить мыло с фигурками морских обитателей. ( Показываю и даю учителю) А домашнее задание, записано на доске: стр. 39№ 4, рабочая тетрадь, придумать сказку про Дракошу -Водохлепа стр. 121 учебник (по желанию)
-Спасибо за урок! СЛАЙД 17