«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

«Мышцы, типы мышц, их значение, основные группы скелетных мышц»

Тема урока: « Мышцы, типы мышц, их значение, основные группы скелетных мышц»

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и значением мышц, основными группами мышц, их работой.

Задачи:

Образовательные: сформировать знания о строении и значении мышц; дать характеристику основным группам мышц человеческого организма; выяснить функции мышц и нервной системы при движениях человека;

Развивающие: продолжить развивать умения сравнивать, выделять главное, обобщать, анализировать, мыслить логически;

Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к выполнению полученного задания, интереса к изучению биологии через использование электронных учебников.

Оборудование: презентация по теме: « Мышцы, типы мышц, их значение, основные группы скелетных мышц», Драгомилов А.Г., учебник по Биологии 3-е изд., перераб. – М., 2019. – 336 с., компьютер и проектор.

Основные термины, понятия: сократимость, мышцы головы, жевательные мышцы, мимические мышцы, мышцы туловища, мышцы конечностей.

Планируемые результаты: совершенствовать hard и soft skills технологии

Личностные:

  • дальнейшее формирование познавательного интереса в процессе выявления условий, необходимых для согласованной работы мышц и их отдыха;
  • формирование навыков здоровьесбережения;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебной деятельности.

Метапредметные:

Формирование:

  • ИКТ-компетентности;
  • умения получать биологическую информацию из различных источников /видеофильм, компьютерная презентация, учебник, кейс/;
  • умения обрабатывать информацию и фиксировать в виде таблиц;
  • умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися и учителем, работать индивидуально и в группе;
  • развитие умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умения осознанно использовать речевые средства, излагать свою точку зрения, обобщать материал, делать выводы;
  • исследовательской культуры: умения использовать научные методы познаний во время проведения эксперимента (наблюдение, сравнительный анализ).

Предметные:

  • умение определять виды мышц на рисунках;
  • знать источники энергии, обеспечивающие работу мышц;
  • объяснять отличия между статической и динамической работой;
  • называть причины возникновения утомления и условия восстановления работоспособности мышц.

План урока:

  1. Орг. момент. 1 мин
  2. Проверка домашнего задания 8 мин

3. Целеполагание. 3 мин

4. Изучение нового материала. 30 мин

5. Закрепление материала. Итог урока 5 мин

6. Домашнее задание.1 мин

7. Рефлексия.1 мин

8. Оценивание. 1мин

Ход урока

  1. Организационный момент. 1 слайд

Цель: создание обстановки психологического комфорта на уроке, снятие напряжения. Подготовка к уроку. Педагог предлагает детям методику «Сон на берегу моря».

П.: Послушайте шум моря. Представьте, что вам снится сон (ведущий рассказывает его содержание — варианты сна могут быть разные, в зависимости от того, что делали дети на занятии): вы видите во сне то, чем мы сегодня занимались… (таким образом происходит закрепление полученных впечатлений и навыков). (Пауза.) По сигналу (по счету, когда заиграет дудочка, и т. д.) вы проснетесь. (Пауза.)

2. Проверка домашнего задания.

Тест на тему: «Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей». Приложение 1

3. Целеполагание.

Учитель приглашает испытуемого ( по желанию) и просит сесть на стул, затем подняться с него, а учащиеся наблюдают внимательно за положением тела при подъеме, ( туловище наклонятся вперед). Затем просит подняться с ровной спиной, это не удается.

- Как вы думаете, благодаря чему испытуемый поднимается,

о чем пойдет речь?

- Почему испытуемый наклоняется вперед при подъеме?

- Затрудняетесь ответить. А хотите узнать?

- Что уже мы знаем по этой теме?

- Что бы вы хотели еще узнать?

- Итак, тема нашего урока «Мышцы, типы мышц, их значение, основные группы скелетных мышц». 2 слайд

4. Изучение нового материала.

Беседа: Мышцы состоят из мышечной ткани, которая образована вытянутыми многоядерными клетками, которые имеют вид поперечно-исчерченных волокон. Существует несколько типов мышц – гладкие и скелетные.

Гладкие мышцы входят в состав стенок внутренних органов (сердца, кровеносных сосудов, желудка и кишечника). Они играют важную роль в процессах, не зависящих от нашего сознания, например в перемещении пищи по пищеварительному тракту. Работа гладких мышц не зависит от воли человека, сокращаются они медленно и могут долго находиться в таком состоянии.

Мышца состоит из большого количества мышечных волокон, которые способны сокращаться. Они идут параллельно друг другу и собраны в пучки. 3 слайд

Мышечное волокно образовано тонкими нитямимиофибриллами, которые в свою очередь состоят из тончайших белковых нитей. Благодаря их взаимодействию происходит напряжение и укорочение мышц.

Каждое мышечное волокно покрыто соединительнотканной оболочкой, которая переходит к концам мышц в сухожилия. Сухожилияпассивная, несокращающаяся часть скелета, с помощью которой мышцы крепятся к костям. Они прочно срастаются с надкостницей (оболочкой, которая покрывает кость снаружи). Сухожилия обладают большой прочностью, практически не могут растягиваться и выдерживают нагрузку до 600 килограммов при растяжении.

Снаружи мышца покрыта фасцией тонкой оболочкой из соединительной ткани. Мышцы хорошо снабжаются кровью, которая приносит кислород и питательные вещества и удаляет конечные продукты обмена.

Строение двуглавой и трёхглавой мышц плеча. 4 слайд, стр. 112

Тело мышцы, состоящее из мышечных волокон, называется брюшко. То сухожилие, которое прикрепляется к кости, остающейся малоподвижной при движении, называется головка. А другое сухожилие, которое прикрепляется к подвижным костям, называется хвостом.

В мышцах располагаются нервные окончания – рецепторы. Они воспринимают степень растяжения и укорочения мышц и доставляют информацию в спинной и головной мозг, которые управляют движениями. Сокращение мышц происходит тогда, когда они получают сигнал от центральной нервной системы. Если нерв повреждён, мышца не будет сокращаться.

У женщин мышцы составляют около 30 процентов массы тела, а у мужчин – от 35 до 45 процентов. У человека описано 639 мышц, из них только пять – непарные. Самая маленькая мышцастременная – находится в среднем ухе и имеет длину всего 1,3 миллиметра. Самая длинная мышцапортняжная – начинается от верхней части таза, проходит наискось по передней поверхности бедра и прикрепляется к внутренней части колена. Самые крупныебольшие ягодичные мышцы, они приводят в движение ноги.

В зависимости от расположения у человека выделяют мышцы головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей.

На голове у человека располагается круговая мышца рта, мышца, опускающая угол рта, круговая мышца глаза, височная, затылочная и грудино-ключично-сосцевидная мышцы. Слайд 5, стр 113

Среди мышц головы выделяют две группы: жевательные и мимические. Жевательные мышцы обеспечивают движение нижней челюсти, пережёвывание пищи и участвуют в формировании звуков. Одним своим концом они прикрепляются к костям черепа, а другим – к нижней челюсти. Жевательные мышцы являются самыми сильными у человека. В книге рекордов Гиннеса указано, что в 1982 году Хоффман смог развить ими усилие в 442 килограмма.

Мимические мышцы, в отличие от всех остальных мышц, крепятся к кости только одним своим концом, а другой заканчивается свободно в коже. С помощью сокращения мимических мышц мы выражаем свои эмоции и настроение.

С помощью мышц шеи человек поворачивает, опускает и поднимает голову. Если повернуть голову в сторону, то легко можно прощупать одну из самых крупных мышц шеи – грудино-ключично-сосцевидную.

К мышцам туловища относятся мышцы груди, живота и спины.

К мышцам груди относятся наружные и внутренние межрёберные мышцы и диафрагма, которые обеспечивают дыхательные движения. 6 слайд, стр. 114

Диафрагма ─ главная дыхательная мышца. Она изогнута в форме купола и отделяет грудную полость от брюшной. Большая и малая грудные мышцы осуществляют движения верхних конечностей.

Мышцы животапоперечные, косые и прямые – образуют брюшной пресс, они участвуют в повороте туловища и его наклонах.

На спине находятся трапециевидная мышца и широчайшая мышца спины. Мышцы спины образуют несколько слоёв: мышцы, лежащие на поверхности, способствуют движению верхних конечностей; глубокие мышцы разгибают позвоночник и обеспечивают сохранение вертикального положения.

Рука человека образована сорока девятью мышцами. При сокращении дельтовидная мышца поднимает руку, двуглавая мышца сгибает руку в локтевом суставе, а трёхглавая – разгибает.

К мышцам нижней конечности относятся портняжная, прямая и широкая мышцы бедра, передняя большеберцовая, икроножная и большая ягодичная мышцы. Четырёх- и двуглавая мышцы приводят в движение голень.

Диафрагма ─ главная дыхательная мышца. Она изогнута в форме купола и отделяет грудную полость от брюшной. Большая и малая грудные мышцы осуществляют движения верхних конечностей.

Мышцы животапоперечные, косые и прямые – образуют брюшной пресс, они участвуют в повороте туловища и его наклонах.

На спине находятся трапециевидная мышца и широчайшая мышца спины. Мышцы спины образуют несколько слоёв: мышцы, лежащие на поверхности, способствуют движению верхних конечностей; глубокие мышцы разгибают позвоночник и обеспечивают сохранение вертикального положения.

Рука человека образована сорока девятью мышцами. При сокращении дельтовидная мышца поднимает руку, двуглавая мышца сгибает руку в локтевом суставе, а трёхглавая – разгибает.

К мышцам нижней конечности относятся портняжная, прямая и широкая мышцы бедра, передняя большеберцовая, икроножная и большая ягодичная мышцы. Четырёх- и двуглавая мышцы приводят в движение голень.

5. Итог урока. 7 слайд

Какие же группы мышц позволили нашему испытуемому подняться со стула?

- Правильно – Скелетные мышцы обеспечивают передвижение человека. Они прикрепляются к костям и являются активной частью опорно-двигательной системы. В теле человека выделяют поперечно-полосатые мышцы головы, туловища и конечностей.

- Почему при вставании испытуемый наклоняется вперед ?

- Да, работа нервной системы и мышечной взаимосвязаны, но об этом мы будем говорить на другом уроке.

- А вот центр тяжести находится не над площадью опоры, а сзади. А при наклоне вперед центр тяжести подводится под площадь опоры, тело человека приобретает устойчивость и он может выпрямиться.

Гладкие мышцы обеспечивают двигательную активность внутренних органов.

Мышцы состоят из мышечных волокон, способных сокращаться.

6. Домашнее задание. 8 слайд

7. Рефлексия.9 слайд

Педагог предлагает детям методику «Лентяи»

П.: Сегодня вы много учились и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного полениться. Вы — лентяи и нежитесь на мягком-мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает все ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги… (пауза — поглаживание детей). Отдыхают руки у… (имя), отдыхают ноги у… (имя). Приятное тепло охватывает все ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, все тело расслаблены. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счет «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

Формы контроля и оценки результатов урока :

Нет ошибок – оценка «5»;

«1»- «3» – оценка «4»;

«4» – «5» – оценка «3»;

«6» – «8» – оценка «2».

Список использованной литературы:

  1. Драгомилов А.Г., учебник по Биологии 3-е изд., перераб. – М., 2019. – 336 с.
  2. Упражнения по релаксации для детей, педагогов и родителей - https://multiurok.ru/files/uprazhnieniia-po-rielaksatsii-dlia-dietiei-piedagh.html.

Приложение 1

Вопрос № 1

Каковы признаки наружного артериального кровотечения?

медленное и тягучее кровотечение быстрое и пульсирующее кровотечение кровь сочится по каплям кровь темно-красного цвета

Вопрос № 2

Каковы признаки поверхностного венозного кровотечения?

кровь спокойно вытекает из раны кровь фонтанирует из раны кровь сочится по каплям кровь ярко-красного цвета

Вопрос № 3

В чем заключается оказание первой медицинской помощи при незначительных открытых ранах?

наложить жгут обработать края раны раствором йода обработать края раны раствором йода и наложить стерильную повязку залить рану раствором йода и наложить стерильную повязку

Вопрос № 4

На какое максимальное время можно накладывать кровоостанавливающий жгут?

30 мин 60 мин 90 мин 120 мин

Вопрос № 5

Каким образом оказывается первая медицинская помощь при ушибах?

приложить холод к месту ушиба приложить тепло к месту ушиба наложить тугую повязку обездвижить повреждённое место

Вопрос № 6

В чем заключается оказание первой медицинской помощи при растяжениях?

приложить тепло к месту ушиба обездвижить повреждённое место наложить тугую повязку наложить шину

Вопрос № 7

Каким образом оказывается первая медицинская помощь при вывихах?

наложить стерильную повязку и дать пострадавшему обильное питье обеспечить поврежденной конечности покой вправить вывих провести иммобилизацию конечности в том положении, в котором она оказалась в момент повреждения

Вопрос № 8

Какой должна быть первая медицинская помощь при переломах?

вправить вышедшие наружу кости наложить шину устранить искривление конечности, забинтовать приложить тепло

Вопрос № 9

Какой должна быть первая медицинская помощь при подозрении на сотрясение головного мозга?

на голову пострадавшему положить теплую грелку забинтовать голову надо обеспечить пострадавшему абсолютный покой надо больше двигаться

Вопрос № 10

Что необходимо сделать, оказывая первую медицинскую помощь при переломе ребер?

наложить тугую бинтовую повязку на грудную клетку на вдохе наложить тугую бинтовую повязку на грудную клетку на выдохе дать обильноу питьё наложить гипс

Презентация по теме: "Мышцы,типы мышц,их значение, основные группы скилетных мышц.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

   Тема: « Мышцы, типы мышц, их значение, основные группы скелетных мышц»  9 класс   Разработала: С.М.И. с. им. П. Осипенко, 2019

 

Тема: « Мышцы, типы мышц, их значение, основные группы скелетных мышц»

9 класс

 

Разработала: С.М.И.

с. им. П. Осипенко, 2019

Здравствуйте

Здравствуйте

Тема урока: « Мышцы, типы мышц, их значение, основные группы скелетных мышц»

Тема урока: « Мышцы, типы мышц, их значение, основные группы скелетных мышц»

Мышца состоит из большого количества мышечных волокон, которые способны сокращаться. Они идут параллельно друг другу и собраны в пучки.
  • Мышца состоит из большого количества мышечных волокон, которые способны сокращаться. Они идут параллельно друг другу и собраны в пучки.
Строение двуглавой и трёхглавой мышц плеча.
  • Строение двуглавой и трёхглавой мышц плеча.
мышцы головы

мышцы головы

К  мышцам груди  относятся  наружные  и  внутренние межрёберные мышцы  и  диафрагма , которые обеспечивают дыхательные движения.
  • К  мышцам груди  относятся  наружные  и  внутренние межрёберные мышцы  и  диафрагма , которые обеспечивают дыхательные движения.
Закрепление материала. Итог урока . Скелетные мышцы обеспечивают передвижение человека. Они прикрепляются к костям и являются активной частью опорно-двигательной системы. В теле человека выделяют поперечно-полосатые мышцы головы, туловища и конечностей.   Гладкие мышцы обеспечивают двигательную активность внутренних органов.  Мышцы состоят из мышечных волокон, способных сокращаться.

Закрепление материала. Итог урока . Скелетные мышцы обеспечивают передвижение человека. Они прикрепляются к костям и являются активной частью опорно-двигательной системы. В теле человека выделяют поперечно-полосатые мышцы головы, туловища и конечностей. Гладкие мышцы обеспечивают двигательную активность внутренних органов. Мышцы состоят из мышечных волокон, способных сокращаться.

Домашнее задание: параграф 22,вопросы с1-6, 1 вопрос в тет.
  • Домашнее задание: параграф 22,вопросы с1-6, 1 вопрос в тет.
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее