«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Районирование России.

Тема : Районирование России.

Цели: 1. научить обучающихся применять новые способы действия при работе с географической картой и со статистическими материалами расширение понятийной базы за счёт включения новых элементов: «экономический район», «отрасль специализации», «географическое разделение труда», «федеральный округ»

Задачи

1. Изучить подходы к районированию территории России и виды районирования

2. Определить понятия «экономический район», «географический район», «федеральный округ»

3. Определить принадлежность некоторых субъектов РФ к географическим районам

4. Определить специализацию крупных экономических районов РФ

5. Способствовать формированию ценностей географических знаний

6. Развивать умения работать в группе со статистическими данными, способствовать формированию географической культуры, развитие кругозора, памяти, логики, воображения и интеллекта

Планируемые результаты

1. Называют виды районирования

2. Дают определения понятиям

3. Показывают на карте экономические районы, федеральный округ проживания

4. Выбирают гео­гра­фи­че­ский рай­о­н Рос­сии для определения географического положения субъекта РФ

5. Применяют формулу для расчёта специализации

6. Объясняют факторы, влияющие на специализацию района

7. Формулируют понятие «географическое разделение труда»

1. Осознание ценностей географического знания для использования в повседневной жизни

1. Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный анализ информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с статистическими данными для исследования

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: УМК, физическая и политическая карты России, атласы.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

- Кто разведал путь в Сибирь? (Ермак).

- Кто открыл озеро Байкал ? (К.Иванов)

- К какому морю вышел Иван Москвитин? (Охотское море).

- В чем заслуга С. Дежнева? (открытие прохода из Ледовитого океана в Тихий).

- Он в 1696 г. совершил поход на Камчатку (В. Атласов).

- В честь каких братьев названо море?

3.Актуализаця опорных знаний.

-На территории какого субъекта РФ вы проживаете?

4. Формирование новых З.У.Н.

4.1.Рассказ с элементами беседы:

- Районирование – важнейший метод географии – единственной науки, для которой он является основным. Особенности и проблемы любой страны нельзя понять, не изучая её внутреннее территориальное разнообразие. Без глубокого изучения порайонных географических особенностей невозможно решение сложных проблем и самих районов, и страны в целом.

- Районирование – деление страны на районы, отличающиеся друг от друга природными, экономическими, историческими особенностями, условиями жизни людей.

-А с какой целью и для чего проводят районирование? (Дать учащимся возможность обсудить данный вопрос и сформулировать ответ.)

- Районирование должно выполнять следующие функции:

  • упорядочивать информацию о территории;
  • синтезировать (объединять) информацию для её более глубокого понимания и выработки целостного представления о районах;
  • создавать “образ района”, как для лиц, принимающих решение, так и для всего населения страны.

- Последняя функция важна для “самопознания страны”: народ любой страны должен представлять, в какой стране он живёт, а каждый житель – иметь хотя бы элементарное представление и о своём районе, и о других частях страны.

- Какие группы районов вы можете назвать? По каким признакам они выделены?

  1. Субъекты федерации – по национальному, территориальному, государственному устройству.
  2. Природные зоны – по физико-географическому.
  3. Основная зона и зона Севера – по степени заселённости территории.
  4. По степени благоприятности природных условий и жизни населения – благоприятные, неблагоприятные и экстремальные.

- В России районирование проводится в соответствии с экономическими, национальными, административными принципами.

- Для того чтобы начать изучение любой страны, её следует разделить на какие-то “естественные части” – районы. Особенно это важно при изучении таких больших стран, как Россия. В 8-м классе вы изучали природу России на основе деления её на физико-географические районы. Назовите эти районы. (Учащиеся перечисляют названия: Восточно-Европейская равнина, Урал, Кавказ, горы Южной Сибири, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток).

- Чем больше страна, тем труднее ею управлять из центра и тем важнее для неё разделение территории на части, каждая из которых обладает определённой самостоятельностью при решении местных вопросов, т.е. самоуправлением. Россия в разные периоды своей истории делилась на воеводства, наместничества, губернии, генерал-губернаторства и т.д.

- Современное административно-территориальное устройство России определено Конституцией, принятой 12 декабря 1993года. В последнее время всё чаще стали происходить изменения в определении статуса некоторых субъектов федерации. Пермская и Камчатская области стали называться краем. Иркутская область объединилась с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом. В состав Красноярского края вошли Таймырский и Эвенкийский автономные округа. Возможно это не последние изменения в административном устройстве нашей страны. Российская Федерация состоит уже не из 89, а из 84 равноправных субъектов (по последним данным ИТАР).

- В мае 2000 года по указу Президента были образованы 7 федеральных округов. Они непосредственно подчинены Президенту через назначаемых в них полномочных представителей. Таким образом, структура административно-территориального деления России дополнилась “верхним этажом” – федеральными округами, при увеличении числа городов федерального подчинения, помимо Москвы и Санкт-Петербурга это: Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск и Хабаровск.

- А что лежит в основе деления страны на экономические районы?

(В основе деления страны на экономические районы лежит географическое разделение труда, которое выражается в специализации территории)

- Какие правила надо соблюдать при выделении районов?

  1. Территория одной области не может относиться к разным экономическим районам.
  2. Ни одно национальное образование (республика, округ) не может быть разделено границами экономических районов.

Работа по карте учебника. “Экономические районы России” (парная работа).

Показать на карте экономические районы страны.

Пары объединяются в группы.

- Прочитайте задания, и выберите себе одно из них, в соответствии с номером группы.

Задание 1 группе:

  1. Дать определение понятию “экономический район”.
  2. Напишите названия макрорегионов России и районов, входящих в их состав.

Результат работы.

1. Экономический район – это территория страны, состоящая из нескольких субъектов, которая отличается от других своей специализацией. В России выделено 11 экономических районов. Основой для деления страны на экономические районы является географическое разделение труда. Такое деление страны часто называют “госплановским”, т.к. эту схему районирования разработал Госплан. Это районирование используется проектными организациями, по нему сводится статистика.

2.

Западный макрорегион

Северный

Северо-Западный

Центральный

Волго-Вятский

Центрально-Чернозёмный

Поволжский

Северо-Кавказский

Уральский

Восточный макрорегион

Западно-Сибирский

Восточно-Сибирский

Дальневосточный

Задание 2 группе.

  1. Дать определение понятию “специализация”
  2. Представить отличительные черты специализации в виде схемы

Результат работы может быть представлен в виде модели, словесного рассказа с показом на карте, с объяснением решения задачи на классной доске.

Задание 3 группе:

- Указать на схеме расположение экономических районов страны.

Федеральные округа

13 мая 2000 года на карте России появилось 7 федеральных округов. Главной целью формирования Федеральных округов являлся - контроль за исполнением законов Российской Федерации. 19 января 2010 года из состава Южного Федерального округа был выделен Северо-Кавказский Федеральный округ.

таким образом, на карте России появилось 8 федеральных округов.

5.Закрепление и обобщение.

4.1. Работа в к/к

Подписать субъекты федерации

4.2.Обобщающая беседа.

1. Почему Москва и Санкт-Петербург стали городами федерального подчинения и субъектами Федерации?

2. По карте Федеральных округов России рассмотрите особенности географического положения федеральных округов, найдите их центры.

6. Домашнее задание.

§8

7 Итог урока.

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки


УРОК 7

План-конспект по географии в 8 классе.

Тема : Районирование России.

Цели: 1. научить обучающихся применять новые способы действия при работе с географической картой и со статистическими материалами расширение понятийной базы за счёт включения новых элементов: «экономический район», «отрасль специализации», «географическое разделение труда», «федеральный округ»

Задачи

1. Изучить подходы к районированию территории России и виды районирования

2. Определить понятия «экономический район», «географический район», «федеральный округ»

3. Определить принадлежность некоторых субъектов РФ к географическим районам

4. Определить специализацию крупных экономических районов РФ

5. Способствовать формированию ценностей географических знаний

6. Развивать умения работать в группе со статистическими данными, способствовать формированию географической культуры, развитие кругозора, памяти, логики, воображения и интеллекта

Планируемые результаты

1. Называют виды районирования

2. Дают определения понятиям

3. Показывают на карте экономические районы, федеральный округ проживания

4. Выбирают гео­гра­фи­че­ский рай­о­н Рос­сии для определения географического положения субъекта РФ

5. Применяют формулу для расчёта специализации

6. Объясняют факторы, влияющие на специализацию района

7. Формулируют понятие «географическое разделение труда»

1. Осознание ценностей географического знания для использования в повседневной жизни

1. Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный анализ информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с статистическими данными для исследования



Тип урока: комбинированный.

Оборудование: УМК, физическая и политическая карты России, атласы.


ХОД УРОКА


1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

- Кто разведал путь в Сибирь? (Ермак).

- Кто открыл озеро Байкал ? (К.Иванов)

- К какому морю вышел Иван Москвитин? (Охотское море).

- В чем заслуга С. Дежнева? (открытие прохода из Ледовитого океана в Тихий).

- Он в 1696 г. совершил поход на Камчатку (В. Атласов).

- В честь каких братьев названо море?

3.Актуализаця опорных знаний.

-На территории какого субъекта РФ вы проживаете?


4. Формирование новых З.У.Н.

4.1.Рассказ с элементами беседы:

- Районирование – важнейший метод географии – единственной науки, для которой он является основным. Особенности и проблемы любой страны нельзя понять, не изучая её внутреннее территориальное разнообразие. Без глубокого изучения порайонных географических особенностей невозможно решение сложных проблем и самих районов, и страны в целом.

- Районирование – деление страны на районы, отличающиеся друг от друга природными, экономическими, историческими особенностями, условиями жизни людей.

-А с какой целью и для чего проводят районирование? (Дать учащимся возможность обсудить данный вопрос и сформулировать ответ.)

- Районирование должно выполнять следующие функции:

  • упорядочивать информацию о территории;

  • синтезировать (объединять) информацию для её более глубокого понимания и выработки целостного представления о районах;

  • создавать “образ района”, как для лиц, принимающих решение, так и для всего населения страны.

- Последняя функция важна для “самопознания страны”: народ любой страны должен представлять, в какой стране он живёт, а каждый житель – иметь хотя бы элементарное представление и о своём районе, и о других частях страны.

- Какие группы районов вы можете назвать? По каким признакам они выделены?

  1. Субъекты федерации – по национальному, территориальному, государственному устройству.

  2. Природные зоны – по физико-географическому.

  3. Основная зона и зона Севера – по степени заселённости территории.

  4. По степени благоприятности природных условий и жизни населения – благоприятные, неблагоприятные и экстремальные.

- В России районирование проводится в соответствии с экономическими, национальными, административными принципами.


- Для того чтобы начать изучение любой страны, её следует разделить на какие-то “естественные части” – районы. Особенно это важно при изучении таких больших стран, как Россия. В 8-м классе вы изучали природу России на основе деления её на физико-географические районы. Назовите эти районы. (Учащиеся перечисляют названия: Восточно-Европейская равнина, Урал, Кавказ, горы Южной Сибири, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток).

- Чем больше страна, тем труднее ею управлять из центра и тем важнее для неё разделение территории на части, каждая из которых обладает определённой самостоятельностью при решении местных вопросов, т.е. самоуправлением. Россия в разные периоды своей истории делилась на воеводства, наместничества, губернии, генерал-губернаторства и т.д.

- Современное административно-территориальное устройство России определено Конституцией, принятой 12 декабря 1993года. В последнее время всё чаще стали происходить изменения в определении статуса некоторых субъектов федерации. Пермская и Камчатская области стали называться краем. Иркутская область объединилась с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом. В состав Красноярского края вошли Таймырский и Эвенкийский автономные округа. Возможно это не последние изменения в административном устройстве нашей страны. Российская Федерация состоит уже не из 89, а из 84 равноправных субъектов (по последним данным ИТАР).

- В мае 2000 года по указу Президента были образованы 7 федеральных округов. Они непосредственно подчинены Президенту через назначаемых в них полномочных представителей. Таким образом, структура административно-территориального деления России дополнилась “верхним этажом” – федеральными округами, при увеличении числа городов федерального подчинения, помимо Москвы и Санкт-Петербурга это: Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск и Хабаровск.

- А что лежит в основе деления страны на экономические районы?

(В основе деления страны на экономические районы лежит географическое разделение труда, которое выражается в специализации территории)

- Какие правила надо соблюдать при выделении районов?

  1. Территория одной области не может относиться к разным экономическим районам.

  2. Ни одно национальное образование (республика, округ) не может быть разделено границами экономических районов.

Работа по карте учебника. “Экономические районы России” (парная работа).

Показать на карте экономические районы страны.

Пары объединяются в группы.

- Прочитайте задания, и выберите себе одно из них, в соответствии с номером группы.

Задание 1 группе: 

  1. Дать определение понятию “экономический район”.

  2. Напишите названия макрорегионов России и районов, входящих в их состав.

Результат работы.

1. Экономический район – это территория страны, состоящая из нескольких субъектов, которая отличается от других своей специализацией. В России выделено 11 экономических районов. Основой для деления страны на экономические районы является географическое разделение труда. Такое деление страны часто называют “госплановским”, т.к. эту схему районирования разработал Госплан. Это районирование используется проектными организациями, по нему сводится статистика.

2.

Западный макрорегион

Северный

Северо-Западный

Центральный

Волго-Вятский

Центрально-Чернозёмный

Поволжский

Северо-Кавказский

Уральский

Восточный макрорегион

Западно-Сибирский

Восточно-Сибирский

Дальневосточный

Задание 2 группе. 

  1. Дать определение понятию “специализация”

  2. Представить отличительные черты специализации в виде схемы

Результат работы может быть представлен в виде модели, словесного рассказа с показом на карте, с объяснением решения задачи на классной доске.

Задание 3 группе:

- Указать на схеме расположение экономических районов страны.

Федеральные округа

13 мая 2000 года на карте России появилось 7 федеральных округов. Главной целью формирования Федеральных округов являлся  - контроль  за исполнением законов Российской Федерации. 19 января 2010 года из состава Южного Федерального округа был выделен Северо-Кавказский Федеральный округ. 

таким образом, на карте России появилось 8 федеральных округов.


5.Закрепление и обобщение.

4.1. Работа в к/к

Подписать субъекты федерации

4.2.Обобщающая беседа.

1. Почему Москва и Санкт-Петербург стали городами федерального подчинения и субъектами Федерации?

2. По карте Федеральных округов России рассмотрите особенности  географического положения федеральных округов, найдите их центры.


6. Домашнее задание.

§8

7 Итог урока.













7


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее