Урок по русскому языку на тему "Действительные и страдательные причастия"

Урок по ФГОС. На уроке применены образовательные технологии: технология сотрудничества, технология проблемного обучения, ИКТ.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

МАОУ "Ликино-Дулёвский лицей"





Урок русского языка на тему

"Действительные и страдательные причастия"

7 класс





Подготовила

учитель русского языка и литературы

Шомина А.В.







































Тема урока: "Действительные и страдательные причастия".

Цели урока:

Образовательные:

- повторение распознавания, обозначения и обособления причастного оборота речи;

- знакомство с действительными и страдательными причастиями;

- отработка смыслового различения действительных и страдательных причастий.

Развивающие:

- развитие умения самостоятельно получать знания;

- развитие речи и грамотности;

- развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сопоставление, а также внимание, логическое мышление.

Воспитательные:

- воспитание любви к родному языку;

- воспитание умения работать в паре.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебная доска Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.]. – 30-е изд. – М:. Просвещение, 2008. – 223с.

Образовательные технологии: информационно-коммуникационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, технология уровневой дифференциации.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, настрой на предстоящую работу.

Запись в тетрадях числа.



2. Актуализация прежних знаний и способов действий.

Работа по вариантам (2 ученика работают у доски, остальные – в тетрадях)


Запись предложений:


I вариант: Маленькие игривые волны, рождаемые ласковым дыханием моря, тихо бились о борт.

II вариант: На другой день войска, преследовавшие неприятеля, получили приказ возвратиться в лагерь.


Задание: найти и обозначить графически причастный оборот речи; выделить определяемое слово; расставить знаки препинания при причастном обороте и объяснить их постановку.


Взаимопроверка: ученики обмениваются тетрадями с соседом по парте и проверяют правильность выполнения задания, исправляют ошибки.

Что такое причастный оборот речи? (причастие с зависимыми словами)

Когда причастный оборот речи обособляется? (когда определяемое слово стоит перед причастным оборотом речи).


3.Формирование новых знаний и способов действий.


Создание проблемной ситуации.

Сравните значения причастий в первом и втором предложениях:

– Какое из причастий обозначает признак того, что предмет сам действует? (преследовавшие, т.к войска преследуют кого-то сами).

– Какое причастие обозначает признак того, что кто-то совершает над ним действие? (рождаемые, т.к. волны рождает кто-то другой).

– Подумайте, какое из данных причастий вы могли бы назвать действительным, а какое – страдательным? Почему?

(причастие «рождаемые» можно назвать страдательным, т.к. оно обозначает признак предмета, который испытывает на себе действие другого предмета, т.е. страдает;

причастие «преследовавшие» можно назвать действительным, т.к. оно обозначает признак предмета, который сам выполняет действие, т.е действует).

Определение темы самими учащимися.

– Итак, давайте сформулирует тему нашего урока (причастия действительные и страдательные) и запишем её в тетрадь (слайд 1 )

Организация целеполагания.

– Как вы думаете, какова цель нашего урока? Что мы должны узнать и чему научиться? (должны узнать, что причастия бывают действительными и страдательными, а также научиться отличать их друг от друга)

Подсказка: в словосочетание со страдательным причастием можно подставить слово, обозначающее, кем производится действие.

Например: скошенная (кем?) работниками трава; нарисованная (кем?) художником картина.


- Сверим вашу формулировку с темой и правилом в учебнике.

Наблюдение и анализ материала учебника (с. 38). Чтение правила.


4. Применение знаний и формирование умений и навыков.



1. Устная работа.

(слайд 2) Определите вид причастия ( действительное или страдательное), обоснуйте свой выбор:

Поднимаемый груз – поднимающий груз, видимый издали корабль – всё видящий человек, построенный дом – строящий дом, надетый костюм – надевающий костюм, обжигающий огонь – обжигаемый в печи, качаемая колыбель – качающий колыбель.

2. Физкультминутка.

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать.

Руки вниз и так стоять.

Наклонились вправо, влево

И берёмся вновь за дело.

3. Письменная работа в тетрадях.

(слайд 3) Запишите в два столбика действительные и страдательные причастия, образованные от данных глаголов, обозначьте их суффиксы:

д. с.

Пример. Исполнять: исполняющий – исполняемый


Сооружать, читать, облаивать, изменять, освежать .


Одинаковые или разные суффиксы у действительных и страдательных причастий? (разные)


Какой отсюда можно сделать вывод? Какую ещё подсказку в различении суффиксов действительных и страдательных причастий мы можем использовать? (можно различать эти причастия по суффиксам)



Обратите внимание на то, что суффиксы действительных причастий содержат шипящие, суффиксы страдательных причастий их не содержат.


Резервное задание.

(слайд 4) Перепишите предложения, вставляя нужные причастия и согласуя их с существительными. Над действительными причастиями надпишите букву д, над страдательными – с:

1) Школьный драматический кружок, … артистом городского театра, готовит новую постановку. – Артист, … школьным драматическим кружком, тщательно разъясняет роль каждому участнику спектакля (руководящий, руководимый).

2) Юннаты, … большую работу по расширению пришкольного сада, написали о своем опыте в школьную стенгазету. – Большая работа, … юннатами, была подробно описана в школьной стенгазете (проделавший, проделанный).

3) Девушка, ... новую книгу, рассказала подругам о своем впечатлении от этой книги. – Новая книга, … девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный).

4) Новый прибор, … инженером, имеет большую ценность. – Инженер, … новый прибор, получил премию (изобретший, изобретённый).



5. Подведение итогов.

– Итак, с какой категорией причастия вы познакомились сегодня? (причастие действительное и страдательное)

– Какие выводы сделали, образуя действительные и страдательные причастия? (суффиксы действительных причастий содержат шипящие, суффиксы страдательных причастий их не содержат)


Рефлексия:


- Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?


- Что было самым трудным?



Выставление оценок за урок.



6. Дифференцированное домашнее задание :

- всем учащимся выучить правило на с. 38.;

- индивидуальное задание для "сильных" учащихся - подобрать как можно больше причастий (действительных и страдательных) по теме "Осень"; составить с этими словами предложения, чтобы получился небольшой связный текст;

- задание для остальных - упражнение 85.


7


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее