Урок по окружающему миру

Расширение знаний о природных явления и т.д.

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема: Почему идёт дождь и дует ветер?

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели: расширять знания о дожде и ветре, знании этих явлений для жизни растений, животных и человека; объяснять причины возникновения ветра и дождя; развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни понимание активной роли человека в природе; Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально  относиться к явлениям живой и неживой природы.

Ход урока

1.Орг. момент.           

2.Актуализация знаний.   Игра « Доскажи словечко»

*Солнце – это огромный пылающий … (шар).

*Солнце – это ближайшая к Земле… (звезда).

*Солнце создаёт нам … (день).

*По размерам Солнце… (больше) Земли.

*Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится …(далеко от Земли)

*Звезды – это огромные пылающие … (шары).

*Они  кажутся нам маленькими… (точками), потому что находятся …( далеко от Земли).

*Звезды отличаются друг от друга по …(цвету) и по … (размеру).

* Звёзд на небе очень много, и люди объединили их в …(в созвездия).

3.Самоопределение к деятельности.

- О чём пойдёт речь сегодня на уроке, вы узнаете, если отгадаете загадки.

Он пришёл, наполнил кадки,

Поливал усердно грядки,

С шумом окна промывал,

На крыльце потанцевал.

Побродил по крыше вволю

И ушёл по лужам в поле. ( Дождь)

-А почему идёт дождь?  (Ответы детей.)

Носится, свищет,

Мечется, рыщет,

Где пробежит – листик дрожит.

Где пронесётся – дерево гнётся. (Ветер)

- Что вы знаете о ветре? (Ответы детей.)

- Предположите, о чём сегодня пойдёт на уроке. ( О дожде и ветре)

-Прочитайте тему урока на с. 36 учебника. (Почему идёт дождь и дует ветер?)

- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

4.Работа по теме урока.

- Ребята, какое настроение у вас возникло, когда вы слушали это стихотворение, грустное или весёлое? (Грустное.) Почему?( Дождь льёт день и ночь. Мокнут птенчики, электрички, мамы, папы. Весёлое, потому что  лягушки рады )

-А всегда дождь вызывает грустное настроение? ( Дети рассказывают о том какую пользу приносит дождь, весенний летний-поливает траву, освежает воздух в жару, осенью - грибная пора.)

-Ребята,  а вы знаете, откуда берётся дождь? (Из тучи)

- А как дождик попадает в тучу? ( Не знаем)

-Три дня назад мы с вами  налили воды и поставили в тёплое место. Что произошло с водой? Давайте проверим.

(Вода испарилась)

-Тоже происходит на поверхности земли. Вода испаряется непрерывно и в большом количестве. Она испаряется не только с поверхности рек, озёр, океанов, но и с суши.

-Что же происходит с водой в небе? Высоко в воздухе намного холоднее, чем на поверхности земли. Невидимый пар превращается в капельки воды. Их очень много, и они образуют облако.

-Нижний край тучи становится тёмным от крупных капелек, которые не могут   держаться в воздухе. Они падают на землю. Это множество падающих капель мы называем дождём.

-Ребята, посмотрите, как образуются тучи и осадки.

Плотно сжать сухой комок ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться, и набухать от воды. Осторожно приподнять вату ( пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.

-Ребята, представьте, что у вас в руках маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облачко превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь.

Работа в группах:

-Прочитайте первое задание на с. 36 учебника. Обсудите в группах.

(Учитель выслушивает ответы нескольких групп)

-Проверьте себя. Прочитайте  текст на с. 87

 Почему так назвали дожди?   (Ливень, или проливной дождь. Говорят, льёт как из ведра. Ситничек – мелкий дождь как из сита. Косой дождь, или косохлёст)

-Прочитайте второе задание на с. 36 учебника. Обсудите в группах.

(Учитель выслушивает ответы нескольких групп)

-Проверьте себя. Прочитайте  текст на с. 87

-Что же такое туча?   (Тёмное густое облако)

-Из чего состоят тучи?   (Их тяжёлых капель воды)

- Почему они падают?  (Капельки тяжёлые и не могут долго держаться на небе. Они падают и образуют дождь.)

5. Физкультминутка.

6.Продолжение работы по теме урока.

-Ребята, а вы задумывались, кто гонит облака в небе?

-Что такое ветер?    (Это движущийся воздух.)

Работа в группах:

-Прочитайте третье задание на с. 36 учебника. Обсудите в группах.

-Проверьте себя. Прочитайте  текст на с. 87

- Ребята, а мы можем сами получить ветер?

Помашите перед лицом рукой. Что вы чувствуете?   (Ветер)

-Откуда он взялся? (Мы заставили рукой двигаться воздух)

Верно, но движение воздуха вы можете не только почувствовать, но и увидеть.

На подоконник положить воздушный шарик, учитель открывает окно на несколько секунд. Дети замечают, что холодный воздух сдул шарик с окна.

-Прочитайте четвёртое задание на с. 36 учебника.

-Проверим  себя, правильно ответили на вопрос. Прочитайте  текст на с. 87

- Ребята, а вы знаете, что ветер может быть другом человека. Но может быть и врагом. Расскажите, какие несчастья приносит ветер.  

(Обрывает провода, срывает крыши с домов…)

Выполнение заданий в рабочей тетради

1(с.23-24) работа в парах

2 (с.24)

Творческая работа



7.Рефлексия

-Учащиеся отвечают на вопросы учебника с.37, в рамке

-Оцените свои достижения на уроке.

8.Итог: - Вернёмся к учебной задаче урока. Выяснили мы причины возникновения дождя и ветра?

- Что интересного вы сегодня узнали, услышали?

- Какие открытия вы для себя сделали?



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее