Тема: Почему идёт дождь и дует ветер?
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели: расширять знания о дожде и ветре, знании этих явлений для жизни растений, животных и человека; объяснять причины возникновения ветра и дождя; развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни понимание активной роли человека в природе; Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы.
Ход урока
1.Орг. момент.
2.Актуализация знаний. Игра « Доскажи словечко»
*Солнце – это огромный пылающий … (шар).
*Солнце – это ближайшая к Земле… (звезда).
*Солнце создаёт нам … (день).
*По размерам Солнце… (больше) Земли.
*Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится …(далеко от Земли)
*Звезды – это огромные пылающие … (шары).
*Они кажутся нам маленькими… (точками), потому что находятся …( далеко от Земли).
*Звезды отличаются друг от друга по …(цвету) и по … (размеру).
* Звёзд на небе очень много, и люди объединили их в …(в созвездия).
3.Самоопределение к деятельности.
- О чём пойдёт речь сегодня на уроке, вы узнаете, если отгадаете загадки.
Он пришёл, наполнил кадки,
Поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал,
На крыльце потанцевал.
Побродил по крыше вволю
И ушёл по лужам в поле. ( Дождь)
-А почему идёт дождь? (Ответы детей.)
Носится, свищет,
Мечется, рыщет,
Где пробежит – листик дрожит.
Где пронесётся – дерево гнётся. (Ветер)
- Что вы знаете о ветре? (Ответы детей.)
- Предположите, о чём сегодня пойдёт на уроке. ( О дожде и ветре)
-Прочитайте тему урока на с. 36 учебника. (Почему идёт дождь и дует ветер?)
- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
4.Работа по теме урока.
- Ребята, какое настроение у вас возникло, когда вы слушали это стихотворение, грустное или весёлое? (Грустное.) Почему?( Дождь льёт день и ночь. Мокнут птенчики, электрички, мамы, папы. Весёлое, потому что лягушки рады )
-А всегда дождь вызывает грустное настроение? ( Дети рассказывают о том какую пользу приносит дождь, весенний летний-поливает траву, освежает воздух в жару, осенью - грибная пора.)
-Ребята, а вы знаете, откуда берётся дождь? (Из тучи)
- А как дождик попадает в тучу? ( Не знаем)
-Три дня назад мы с вами налили воды и поставили в тёплое место. Что произошло с водой? Давайте проверим.
(Вода испарилась)
-Тоже происходит на поверхности земли. Вода испаряется непрерывно и в большом количестве. Она испаряется не только с поверхности рек, озёр, океанов, но и с суши.
-Что же происходит с водой в небе? Высоко в воздухе намного холоднее, чем на поверхности земли. Невидимый пар превращается в капельки воды. Их очень много, и они образуют облако.
-Нижний край тучи становится тёмным от крупных капелек, которые не могут держаться в воздухе. Они падают на землю. Это множество падающих капель мы называем дождём.
-Ребята, посмотрите, как образуются тучи и осадки.
Плотно сжать сухой комок ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться, и набухать от воды. Осторожно приподнять вату ( пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.
-Ребята, представьте, что у вас в руках маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облачко превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь.
Работа в группах:
-Прочитайте первое задание на с. 36 учебника. Обсудите в группах.
(Учитель выслушивает ответы нескольких групп)
-Проверьте себя. Прочитайте текст на с. 87
Почему так назвали дожди? (Ливень, или проливной дождь. Говорят, льёт как из ведра. Ситничек – мелкий дождь как из сита. Косой дождь, или косохлёст)
-Прочитайте второе задание на с. 36 учебника. Обсудите в группах.
(Учитель выслушивает ответы нескольких групп)
-Проверьте себя. Прочитайте текст на с. 87
-Что же такое туча? (Тёмное густое облако)
-Из чего состоят тучи? (Их тяжёлых капель воды)
- Почему они падают? (Капельки тяжёлые и не могут долго держаться на небе. Они падают и образуют дождь.)
5. Физкультминутка.
6.Продолжение работы по теме урока.
-Ребята, а вы задумывались, кто гонит облака в небе?
-Что такое ветер? (Это движущийся воздух.)
Работа в группах:
-Прочитайте третье задание на с. 36 учебника. Обсудите в группах.
-Проверьте себя. Прочитайте текст на с. 87
- Ребята, а мы можем сами получить ветер?
Помашите перед лицом рукой. Что вы чувствуете? (Ветер)
-Откуда он взялся? (Мы заставили рукой двигаться воздух)
Верно, но движение воздуха вы можете не только почувствовать, но и увидеть.
На подоконник положить воздушный шарик, учитель открывает окно на несколько секунд. Дети замечают, что холодный воздух сдул шарик с окна.
-Прочитайте четвёртое задание на с. 36 учебника.
-Проверим себя, правильно ответили на вопрос. Прочитайте текст на с. 87
- Ребята, а вы знаете, что ветер может быть другом человека. Но может быть и врагом. Расскажите, какие несчастья приносит ветер.
(Обрывает провода, срывает крыши с домов…)
Выполнение заданий в рабочей тетради
№1(с.23-24) работа в парах
№2 (с.24)
Творческая работа
7.Рефлексия
-Учащиеся отвечают на вопросы учебника с.37, в рамке
-Оцените свои достижения на уроке.
8.Итог: - Вернёмся к учебной задаче урока. Выяснили мы причины возникновения дождя и ветра?
- Что интересного вы сегодня узнали, услышали?
- Какие открытия вы для себя сделали?