«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме " У Черного моря"

Класс:

Предмет: окружающий мир.

Тема: У Чёрного моря.

Цель урока: сформировать представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.

Предметные результаты:

  • сформировать у учащихся представление о географическом положении субтропической зоны, о её климатических условиях и экологических проблемах;
  • познакомить с разнообразием растительного и животного мира Черноморского побережья;

Метапредметные результаты:

  • научить самостоятельно под руководством учителя добывать знания на основе работы с текстом, выделять смысловые единицы, работать с кластером;

Личностные результаты:

  • воспитывать навык самооценки, интерес к предмету и активное взаимодействие на уроках окружающего мира.

Коррекционно-развивающие результаты:

  • развивать внимание, память, логическое мышление.
Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Класс:

Предмет: окружающий мир.

Тема: У Чёрного моря.

Цель урока: сформировать представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.


Предметные результаты:
  • сформировать у учащихся представление о географическом положении субтропической зоны, о её климатических условиях и экологических проблемах;

  • познакомить с разнообразием растительного и животного мира Черноморского побережья;


Метапредметные результаты:
  • научить самостоятельно под руководством учителя добывать знания на основе работы с текстом, выделять смысловые единицы, работать с кластером;

Личностные результаты:
  • воспитывать навык самооценки, интерес к предмету и активное взаимодействие на уроках окружающего мира.

Коррекционно-развивающие результаты:
  • развивать внимание, память, логическое мышление.


Оборудование: доска и магниты;

проектор и презентация; карточки с заданиями;

«бортовые журналы»;

карточки для составления кластера;

учебники Окружающий мир, 4 класс, Плешаков А. А.; пиктограммы для оценки деятельности на уроке.

Ход урока


Название этапа

Содержание

Примечание


I.

Организация начала урока

+ Ребята, поприветствуйте наших гостей.

- Здравствуйте!

+ Садитесь, пожалуйста.

Начинаем урок окружающего мира.


II.

Актуализация знаний,

сообщение темы,

постановка учебной проблемы, составление плана

+ Ребята, назовите общую тему, которую мы изучаем.

  • Мы изучаем тему

«Природные зоны России».

+ Вспомните названия тех природных зон, которые мы с вами уже изучили и покажите их на карте.

  • Мы изучили зону

арктических пустынь, тундру, лесную зону, зону степей и зону пустынь.

+ Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие по

России. Выполнив задание, мы сможете узнать тему урока.

Выделите из названия предметов, изображенных на картинках, первые буквы и

составьте два слова.

+ Прочитайте тему урока.

  • … «У Чёрного моря».









1-5-ый слайды Названные зоны ученик показывает на карте.

6-ой слайд

Складывают первые буквы слов на карточках.


+ Итак, к берегам какого моря мы отправимся в путешествие?

  • Мы отправимся в путешествие к берегам Черного моря.

+ Что мы узнаем о

Черноморском побережье?

  • Название природной зоны, географическое положение, климат, особенности

растительного мира, особенности животного мира, экологические проблемы.

+ Вы готовы к путешествию?

  • Да!

+ Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, отметимся в «бортовом

журнале». Возьмите лист

самооценки и оцените себя по 1-ому заданию.

Прочитайте название таблицы.

  • Таблица называется «Верные и неверные утверждения».

+ Сейчас я прочитаю

утверждения, а вы выберете

среди них те, которые считаете верными и в колонке «до» обведете напротив них вариант ответа «да» или «нет».








В конце путешествия мы еще раз вернемся к этой таблице и сравним ваши ответы.



7-ой слайд

В центре размещается ключевое понятие.

Составляется план в виде кластера.


У каждого на парте индивидуальный

«бортовой журнал». Оценивают себя.








8-ой слайд

III.

Изучение нового материала, работа с

текстом

+ Посмотрите, что мы должны

узнать в первую очередь?

  • Мы должны узнать название природной зоны.

+ А после этого?

  • После этого мы узнаем ее географическое положение.

+ Для этого обратимся к карте. Найдите на карте Черное море.

Эта удивительная зона расположена на побережье и занимает очень маленькую территорию. С одной стороны находятся Кавказские горы, а с другой – Чёрное море.

+ Рассмотрите схему «Пояса Земли». Как называется тепловой пояс, в котором

расположено Черноморское побережье?

  • Это умеренный пояс, ближе к северному тропику.

+ Эту зону называют

субтропической. В переводе с латинского языка «суб»

означает «под».

«Субтропическая» означает «расположенная под тропиками», то есть вблизи

тропической зоны. Основная часть этой зоны расположена южнее нашей страны, а здесь,

на Черноморском побережье, - лишь маленький кусочек.

+ Можем ли мы теперь дополнить схему?

- Да, можем дополнить

название природной зоны – субтропическая.

Географическое положение – побережье Черного моря.

+ В расположении зоны кроется секрет ее климата. Давайте рассмотрим пример: вы на пляже. Когда вода теплее – днем или вечером?

- Вечером вода теплее.

+ Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. Поскольку Черноморское побережье ближе к Северному тропику, значит, солнце посылает сюда прямые лучи.

Солнце за лето нагревает море, а затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у

самого побережья. Подумайте, какое влияние оказывают горы Кавказа на климат побережья?

- Высокие горы ограждают побережье от ветров.

+ Да, они являются преградой

для холодных северных

ветров, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и теплая зима.

+ Дополните схему.

  • Умеренно жаркое лето и теплая зима.

+ Кто знает, как называется наука, изучающая растения?

  • Наука, изучающая растения, называется ботаника.

+ А животных?

  • Наука, изучающая растения, называется зоология?

+ А влияние людей на окружающую среду?

  • Эта наука называется экология.

+ Сейчас мы разобьемся на 3 группы: ботаники, зоологи и экологи. Ботаники будут изучать особенности растительного мира, зоологи – животного, экологи –

рассмотрят экологические

проблемы.






9-ый слайд


Ищут на карте в «бортовом журнале», затем ученик показывает на экране.


10-ый слайд



11-ый слайд

Размещают карточки на доске.

12-ый слайд






13-ый слайд




Размещают карточку на доске.


14-ый слайд

IV.

Динами-

ческая пауза

+ Настало время отдохнуть.

Встаньте возле парт. Смотрим на экран и повторяем

движения под музыку.

Звучит музыка «Шум моря», дети выполняют движения «Море волнуется».


V.

Включение знаний в

систему

+ Сейчас мы выслушаем

сообщения всех групп. Будьте внимательны, поскольку после прослушивания вам предстоит дополнить схему:

экологи – карточками с изображениями растений, ботаники – с изображениями животных, зоологи – с

примерами экологических проблем. Выслушаем

сообщение ботаников.

- В лесах на склонах гор растут дубы, буки и каштаны. В

парках выращивают растения, привезенные из разных теплых стран: кипарисы, магнолии,

пальмы. В садах зреют грецкие орехи, инжир, абрикосы и

персики.

+ Назовите особенности растений этой зоны.

В сравнении с карликовой березой растения, растущие в субтропической зоне какие?

  • Они высокие.

+ А листья у них какие?

  • Листья у них широкие.

+ А могут ли эти растения расти в тундре? Почему?

  • Они теплолюбивые.

+ Повторите особенности растений.

  • Особенности растений – высокие, теплолюбивые растения с широкими

листьями.

+ А теперь сообщение зоологов.

  • Животный мир

Черноморского побережья разнообразен. К обитателям суши относятся насекомые: цикада, богомол, кавказская жужжелица, олеандровый бражник. Из крупных

животных назовем косулю. К обитателям суши, добывающим пищу в море, относятся чайки и бакланы. Морские обитатели:

дельфины, морские коньки и морские иглы, а также крабы и медузы.

+ Сообщение экологов.

- Берега Черного моря – это место, куда приезжают для отдыха и лечения многие тысяч людей. Здесь

расположен красивейший город-курорт Сочи. В нем построены санатории, дома

отдыха, пансионаты. Но люди, приезжающие отдыхать, не всегда относятся к природе бережно. Они обрывают

красивые цветы, ломают ветки деревьев, вырезают надписи на стволах, выбрасывают мусор где попало, ловят бабочек, уничтожают крабов, медуз.

Сточные воды попадают в море и загрязняют его.

+ Команда экологов, дополните схему карточками с изображениями растений субтропической зоны. Назовите лишние карточки. Почему они лишние?

- Лишние карточки с ягелем и джузгуном. Ягель растет в тундре, а джузгун – в пустыне.


+ Команда ботаников,дополните схему карточками с изображениями животных, обитающих в субтропической зоне.

Назовите лишние карточки. Почему?

- Лишние карточки с песцом и рябчиком. Песцы обитают в тундре, а рябчики – в тайге.

+ Команда зоологов,дополните схему карточками с примерами факторов экологических проблем

Черноморского побережья. Назовите лишние карточки. Почему?

- Неумеренный выпас скота и распашка земель – это

основные проблемы степи.

+ Возьмите лист самооценки и оцените себя по работе

в группе.




Отчет научных групп с показом иллюстраций и комментариями учителя.

15-20-ый слайды






Размещают карточки на доске.






21-28-ой слайды


29-ый слайд



30-ый слайд

Размещают карточки на доске.


Размещают карточки на доске




Размещают карточки на доске.



Оценивают себя.



VI.

Подведение итогов.

Рефлексия

+ Возьмите карточки с утверждениями и выберите

правильные ответы в колонке «после».

+ Проверим ваши ответы. Поднимите руку те, у кого были правильные ответы еще до изучения материала. Поднимите руку те, кто выбрал верные ответы после изучения материала.

+ Возьмите лист самооценки и оцените себя по этому заданию.

+ Исходя из схемы и таблицы, расскажите, что новое вы узнали?

+ Молодцы! Наше путешествие подошло к концу.

Подсчитайте на листе

самооценки заработанные вами баллы и назовите итоговую отметку.

+ Подойдите к доске и прикрепите веселый смайлик - те, кто получил «5»,

задумчивый - те, у кого «4»,

грустный - те, у кого «3».


31-ый слайд




32-ой слайд


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее