Класс: 4а
Предмет: окружающий мир.
Тема: У Чёрного моря.
Цель урока: сформировать представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.
Предметные результаты:
сформировать у учащихся представление о географическом положении субтропической зоны, о её климатических условиях и экологических проблемах;
познакомить с разнообразием растительного и животного мира Черноморского побережья;
Метапредметные результаты:
научить самостоятельно под руководством учителя добывать знания на основе работы с текстом, выделять смысловые единицы, работать с кластером;
Личностные результаты:
воспитывать навык самооценки, интерес к предмету и активное взаимодействие на уроках окружающего мира.
Коррекционно-развивающие результаты:
развивать внимание, память, логическое мышление.
Оборудование: доска и магниты;
проектор и презентация; карточки с заданиями;
«бортовые журналы»;
карточки для составления кластера;
учебники Окружающий мир, 4 класс, Плешаков А. А.; пиктограммы для оценки деятельности на уроке.
Ход урока
Название этапа | Содержание | Примечание |
I. Организация начала урока | + Ребята, поприветствуйте наших гостей. - Здравствуйте! + Садитесь, пожалуйста. Начинаем урок окружающего мира. |
|
II. Актуализация знаний, сообщение темы, постановка учебной проблемы, составление плана | + Ребята, назовите общую тему, которую мы изучаем.
«Природные зоны России». + Вспомните названия тех природных зон, которые мы с вами уже изучили и покажите их на карте.
арктических пустынь, тундру, лесную зону, зону степей и зону пустынь. + Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие по России. Выполнив задание, мы сможете узнать тему урока. Выделите из названия предметов, изображенных на картинках, первые буквы и составьте два слова. + Прочитайте тему урока.
|
1-5-ый слайды Названные зоны ученик показывает на карте. 6-ой слайд Складывают первые буквы слов на карточках. |
| + Итак, к берегам какого моря мы отправимся в путешествие?
+ Что мы узнаем о Черноморском побережье?
растительного мира, особенности животного мира, экологические проблемы. + Вы готовы к путешествию?
+ Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, отметимся в «бортовом журнале». Возьмите лист самооценки и оцените себя по 1-ому заданию. Прочитайте название таблицы.
+ Сейчас я прочитаю утверждения, а вы выберете среди них те, которые считаете верными и в колонке «до» обведете напротив них вариант ответа «да» или «нет». В конце путешествия мы еще раз вернемся к этой таблице и сравним ваши ответы. |
7-ой слайд В центре размещается ключевое понятие. Составляется план в виде кластера.
У каждого на парте индивидуальный «бортовой журнал». Оценивают себя.
8-ой слайд |
III. Изучение нового материала, работа с текстом | + Посмотрите, что мы должны узнать в первую очередь?
+ А после этого?
+ Для этого обратимся к карте. Найдите на карте Черное море. Эта удивительная зона расположена на побережье и занимает очень маленькую территорию. С одной стороны находятся Кавказские горы, а с другой – Чёрное море. + Рассмотрите схему «Пояса Земли». Как называется тепловой пояс, в котором расположено Черноморское побережье?
+ Эту зону называют субтропической. В переводе с латинского языка «суб» означает «под». «Субтропическая» означает «расположенная под тропиками», то есть вблизи тропической зоны. Основная часть этой зоны расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, - лишь маленький кусочек. + Можем ли мы теперь дополнить схему? - Да, можем дополнить название природной зоны – субтропическая. Географическое положение – побережье Черного моря. + В расположении зоны кроется секрет ее климата. Давайте рассмотрим пример: вы на пляже. Когда вода теплее – днем или вечером? - Вечером вода теплее. + Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. Поскольку Черноморское побережье ближе к Северному тропику, значит, солнце посылает сюда прямые лучи. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья. Подумайте, какое влияние оказывают горы Кавказа на климат побережья? - Высокие горы ограждают побережье от ветров. + Да, они являются преградой для холодных северных ветров, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и теплая зима. + Дополните схему.
+ Кто знает, как называется наука, изучающая растения?
+ А животных?
+ А влияние людей на окружающую среду?
+ Сейчас мы разобьемся на 3 группы: ботаники, зоологи и экологи. Ботаники будут изучать особенности растительного мира, зоологи – животного, экологи – рассмотрят экологические проблемы. |
9-ый слайд
Ищут на карте в «бортовом журнале», затем ученик показывает на экране.
10-ый слайд
11-ый слайд Размещают карточки на доске.
12-ый слайд 13-ый слайд
Размещают карточку на доске.
14-ый слайд |
IV. Динами- ческая пауза | + Настало время отдохнуть. Встаньте возле парт. Смотрим на экран и повторяем движения под музыку. | Звучит музыка «Шум моря», дети выполняют движения «Море волнуется». |
V. Включение знаний в систему | + Сейчас мы выслушаем сообщения всех групп. Будьте внимательны, поскольку после прослушивания вам предстоит дополнить схему: экологи – карточками с изображениями растений, ботаники – с изображениями животных, зоологи – с примерами экологических проблем. Выслушаем сообщение ботаников. - В лесах на склонах гор растут дубы, буки и каштаны. В парках выращивают растения, привезенные из разных теплых стран: кипарисы, магнолии, пальмы. В садах зреют грецкие орехи, инжир, абрикосы и персики. + Назовите особенности растений этой зоны. В сравнении с карликовой березой растения, растущие в субтропической зоне какие?
+ А листья у них какие?
+ А могут ли эти растения расти в тундре? Почему?
+ Повторите особенности растений.
листьями. + А теперь сообщение зоологов.
Черноморского побережья разнообразен. К обитателям суши относятся насекомые: цикада, богомол, кавказская жужжелица, олеандровый бражник. Из крупных животных назовем косулю. К обитателям суши, добывающим пищу в море, относятся чайки и бакланы. Морские обитатели: дельфины, морские коньки и морские иглы, а также крабы и медузы. + Сообщение экологов. - Берега Черного моря – это место, куда приезжают для отдыха и лечения многие тысяч людей. Здесь расположен красивейший город-курорт Сочи. В нем построены санатории, дома отдыха, пансионаты. Но люди, приезжающие отдыхать, не всегда относятся к природе бережно. Они обрывают красивые цветы, ломают ветки деревьев, вырезают надписи на стволах, выбрасывают мусор где попало, ловят бабочек, уничтожают крабов, медуз. Сточные воды попадают в море и загрязняют его. + Команда экологов, дополните схему карточками с изображениями растений субтропической зоны. Назовите лишние карточки. Почему они лишние? - Лишние карточки с ягелем и джузгуном. Ягель растет в тундре, а джузгун – в пустыне.
+ Команда ботаников,дополните схему карточками с изображениями животных, обитающих в субтропической зоне. Назовите лишние карточки. Почему? - Лишние карточки с песцом и рябчиком. Песцы обитают в тундре, а рябчики – в тайге. + Команда зоологов,дополните схему карточками с примерами факторов экологических проблем Черноморского побережья. Назовите лишние карточки. Почему? - Неумеренный выпас скота и распашка земель – это основные проблемы степи. + Возьмите лист самооценки и оцените себя по работе в группе.
|
Отчет научных групп с показом иллюстраций и комментариями учителя. 15-20-ый слайды
Размещают карточки на доске.
21-28-ой слайды
29-ый слайд
30-ый слайд Размещают карточки на доске.
Размещают карточки на доске
Размещают карточки на доске.
Оценивают себя.
|
VI. Подведение итогов. Рефлексия | + Возьмите карточки с утверждениями и выберите правильные ответы в колонке «после». + Проверим ваши ответы. Поднимите руку те, у кого были правильные ответы еще до изучения материала. Поднимите руку те, кто выбрал верные ответы после изучения материала. + Возьмите лист самооценки и оцените себя по этому заданию. + Исходя из схемы и таблицы, расскажите, что новое вы узнали? + Молодцы! Наше путешествие подошло к концу. Подсчитайте на листе самооценки заработанные вами баллы и назовите итоговую отметку. + Подойдите к доске и прикрепите веселый смайлик - те, кто получил «5», задумчивый - те, у кого «4», грустный - те, у кого «3». |
31-ый слайд
32-ой слайд |