«Осенний фестиваль знаний 2024»

Технологическая карта урока УМК "Школа 2100"

Я посчитала интересным представить урок окружающего мира для 4 класса «Человек и человечество». УМК «Школа 2100»

Тема урока «Посмотри в свое зеркало».

Это второй урок из первого раздела «Человек» главы первой «Человек и его внутренний мир»

Тип урока-Урок открытия новых знаний.

Вообще специфика программы «Окружающий мир» развивается по двум линиям: первая- формирование целостной картины мира. Согласитесь, современные школьники отличаются от тех,что были 15-20 лет назад, существенно большей информированностью. Однако их телевизионный опыт хаотичен и опосредован, поэтому знания есть, но они раздроблены и не систематизированы. У детей возникают разные вопросы и перед педагогом встает трудная задача, с одной стороны удовлетворить любопытство детей, с другой- обеспечить усвоение необходимых знаний. Важно с первых шагов научить их целостному взгляду на мир. И с точки зрения методики необходимо на каждом уроке обеспечить актуализацию знаний для изучения новой темы.

Вторая линия развития- формирование оценочного, эмоционального отношения к миру.

Принципиально важно не останавливаться на холодном рассудочном анализе окружающего мира. Ведь Человек неотделим от эмоций,чувств, оценок которые он испытывает ко всему, что происходит вокруг. И необходимо помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру.

На мой взгляд, во взаимоотношениях между людьми главный приоритет- формирование толерантной личности, т.е. человека, способного самостоятельно определять свою позицию, терпимо относиться к взглядам и интересам других людей.

Структура урока соответствует технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и как средство УУД используется технология продуктивного чтения (чаще для групповой работы):

Определяем проблему урока- определяем основной вопрос, цель, проблему урока. В диалоге создается проблемная ситуация и существует авторский вариант, который дает возможность сопоставить свой ответ с версией авторов.

След.этап -вспоминаем то, что знаем- это вопросы по актуализации знаний, необходимых для изучения темы.

Решаем проблему, открываем новые знания- непосредственно учебный материал новой темы.

Применяем новые знания- репродуктивные вопросы для проверки усвоения, творческие вопросы.

На данном уроке поставлены

Цели по линиям развития личности ученика.

ЛИНИЯ 1. Овладение картиной мира: учиться отделять внешность человека от внутреннего духовного мира личности.

ЛИНИЯ 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: учиться определять, какие наши действия могут задеть внутренний духовный мир другой личности.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Я посчитала интересным представить урок окружающего мира для 4 класса «Человек и человечество». УМК «Школа 2100»

Тема урока «Посмотри в свое зеркало».

Это второй урок из первого раздела «Человек» главы первой «Человек и его внутренний мир»

Тип урока-Урок открытия новых знаний.

Вообще специфика программы «Окружающий мир» развивается по двум линиям: первая- формирование целостной картины мира. Согласитесь, современные школьники отличаются от тех ,что были 15-20 лет назад, существенно большей информированностью. Однако их телевизионный опыт хаотичен и опосредован, поэтому знания есть, но они раздроблены и не систематизированы. У детей возникают разные вопросы и перед педагогом встает трудная задача, с одной стороны удовлетворить любопытство детей, с другой- обеспечить усвоение необходимых знаний. Важно с первых шагов научить их целостному взгляду на мир. И с точки зрения методики необходимо на каждом уроке обеспечить актуализацию знаний для изучения новой темы.

Вторая линия развития- формирование оценочного, эмоционального отношения к миру.

Принципиально важно не останавливаться на холодном рассудочном анализе окружающего мира. Ведь Человек неотделим от эмоций ,чувств, оценок которые он испытывает ко всему, что происходит вокруг. И необходимо помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру.

На мой взгляд, во взаимоотношениях между людьми главный приоритет- формирование толерантной личности, т.е. человека, способного самостоятельно определять свою позицию, терпимо относиться к взглядам и интересам других людей.

Структура урока соответствует технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и как средство УУД используется технология продуктивного чтения (чаще для групповой работы):

Определяем проблему урока- определяем основной вопрос, цель, проблему урока. В диалоге создается проблемная ситуация и существует авторский вариант, который дает возможность сопоставить свой ответ с версией авторов.

След.этап -вспоминаем то, что знаем- это вопросы по актуализации знаний, необходимых для изучения темы.

Решаем проблему, открываем новые знания- непосредственно учебный материал новой темы.

Применяем новые знания- репродуктивные вопросы для проверки усвоения, творческие вопросы.

На данном уроке поставлены

Цели по линиям развития личности ученика.

ЛИНИЯ 1. Овладение картиной мира: учиться отделять внешность человека от внутреннего духовного мира личности.

ЛИНИЯ 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: учиться определять, какие наши действия могут задеть внутренний духовный мир другой личности.



Хочу показать фрагмент урока – совместное открытие знаний.




ΙΙI. Совместное открытие знаний.


4 3 2 4

2. Сила воли.

– Каждая личность не только имеет свои интересы, мысли, желания, но и умеет ими управлять. Сильная личность лучше справляется со своими желаниями, слабая – хуже. Посмотрите на рисунки на с. 14. Что вы видите на первом рисунке? (Малыш хочет игрушку, а мама не может её купить.)

– Малыш смог сам преодолеть своё желание? (Нет, он плачет, требует игрушку.)

– Что вы видите на другом рисунке? (Девочка устала, хочет отдохнуть, но дошивает кукле платье.)

– Девочка смогла преодолеть своё желание отдохнуть? (Да.)

– Чья личность сильнее? (Девочки.)

– Как называется качество личности, которое проявляет эта девочка?


Может прозвучать ответ «сила воли», может возникнуть затруднение, тогда обращаю внимание учеников на название фрагмента «Зачем человеку сила воли?» Предлагаю им ответить на этот вопрос. Если позволяет время, закрепить материал можно с помощью текста учебника..

Вместо рисунков учебника использую отрывки из мультфильмов или иллюстрации из сказок:

2. Буратино с азбукой на развилке дорог. В конце одной – здание с надписью «школа», а в конце другой – здание с надписью «кукольный театр». Буратино сворачивает с дороги к школе на дорогу к кукольному театру и говорит: «Я только на минуточку…» (СЛАБАЯ ВОЛЯ)

3. Винни-Пух сидит на тропинке под указателем: «На день рождение к Иа». Винни-Пух залезает лапой в горшок с мёдом и говорит: «Мёд – это очень странный предмет: если он есть, то его сразу нет!» (СЛАБАЯ ВОЛЯ)


4. Винни-Пух висит под шариком напротив пчелиного улья. Внизу Пятачок, зажмурившись, стреляет из ружья в шарик и одновременно говорит: «Если я не выстрелю в шарик, то испортится Винни-Пух». (СИЛЬНАЯ ВОЛЯ)

5. Буратино с азбукой сидит на коленях у папы Карло и говорит: «Где же твоя единственная куртка?» Папа Карло отвечает: «Я её продал – главное ты учись на здоровье!» (СИЛЬНАЯ ВОЛЯ)

6. Котенок Гав сытый и довольный сидит перед Щенком. Щенок спрашивает: «Куда же ты спрятал мою сосиску?» Котенок Гав показывает лапой на свой живот и говорит: «Сюда». (СЛАБАЯ ВОЛЯ)

Эти же сюжеты распределяю в группы и даю задание насколько сильна их личность в предложенной ситуации.

Обобщая работу в группах предлагаю соотнести ситуацию и качества воли

Акцентирую внимание на формировании УУД

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?


Развивали умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника и слайдов.

2. Оценивали учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

При помощи презентации показываю примеры сильной воли (слайды)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.





Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



2 1 2 3 1

В конце урока возвращаемся к проблеме, поставленной ранее.

– (В чём разница выражений – «лицо человека» и «личность человека»?)

– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы. С моей помощью приходим к выводу, что лицо даётся нам от рождения, а личность – это сочетание врождённых и приобретённых качеств человека. Наиболее важными характеристиками личности являются сознание (умение мыслить самостоятельно и самому принимать решения) и воля (способность человека управлять своими желаниями, мыслями и поступками).




Применяем полученные знания

Мини-тестирование (слайд)


Подводим итоги

слайд




И хочу предложить Вам варианты рефлексии которые можно использовать как шаблон на любом уроке. (три слайда).

И последний момент на котором я хочу завершить разговор-это « пирог формирования личности». Который очень люблю обсуждать с родителями на собрании. И каждому на память я такие пироги пусть не съедобные , но состряпала.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее