Технологическая карта урока
по окружающему миру в 3 классе (в соответствии с ФГОС)
Тема: «В царстве грибов»
УМК «Школа России»
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)
Вид урока: устный журнал
Методы работы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, исследовательские
Формы работы: фронтальная, групповая
Используемые технологии:
Технология проблемного обучения
Технология разноуровневого обучения
Технология развития критического мышления
ИКТ
Цель урока: формирование представления о разнообразии и размножении грибов, их роли в природном сообществе.
Задачи урока:
Обучающие:
- познакомить учащихся со строением грибов, особенностью питания и размножения, значением в природе;
- с некоторыми видами, занесёнными в Красную книгу, их охраной;
- учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов;
Развивающие:
- развивать умение работать с учебником и дополнительной литературой, выделять главную мысль, обобщать;
- развивать активную речь учащихся;
- развитие самоконтроля и оценочной самостоятельности учащихся
Воспитывающие:
- воспитывать культуру общения при фронтальной и групповой работе;
- воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Планируемые результаты:
Предметные
Научатся характеризовать строение шляпочных грибов, их значение в природе и жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать их.
Метапредметные
Регулятивные. Понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем; сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве; выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия;
Познавательные. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; находить в тексте ответ на вопрос;
воспринимать смысл познавательного текста;
Коммуникативные. Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные мнения и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; использовать в общении правила вежливости.
Личностные. Осознавать значение грибов для леса, для животных, для человека; осознавать важность правильного сбора грибов; осознавать значение бережного отношения к природе
Сценарий урока
1.Организационный момент. Приветствие.
- Сегодня на уроке у нас гости.
- Давайте поздороваемся с гостями.
ВСЕМ! ВСЕМ! ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
- Тихонько сели. Спины прямые. Плечики расправили.
2. Мотивация к учебной деятельности.
- Возьмите конверт (1) и выполните задание: составьте из слов предложение и определите девиз нашего урока.
«Мир освещается солнцем, а голова – знанием» /открыть на доске/
- Как вы понимаете эти слова? Зачем человеку знания?
/ответы уч-ся/
- Солнце - символ жизни, оно несет свет, развитие, без него все живое перестало бы существовать. О человеке, который обладает знанием или стремится его получить, говорят «светлая голова». Знания дают человеку возможность жить, развиваться и принимать правильные решения. Я желаю вам сегодня на уроке получить новые знания, которые пригодятся в жизни.
3. Самоопределение к деятельности.
- Сегодня к нам на урок пожаловал старичок – лесовичок и пришел он к нам не с пустыми руками.
/достать красиво упакованный подарок/
- Ребята, как вы думаете, какой подарок приготовил вам лесовичок? Отгадайте.
/развернуть/
- Для чего нам лукошко?
- Кто из вас догадался, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока!
- Сегодня мы с вами отправимся в царство грибов.
/открыть тему урока/
- Возьмите конверт (2) , внимательно рассмотрите картинки и распределите грибы на группы.
- Какие группы получились?
- Какую цель поставите перед собой?
/познакомиться с разнообразием грибов, …/
- Чтобы достичь цели урока составим план /кластер/
- На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?
/слайд 1/
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: - Какое значение имеют грибы в природе и жизни человека???
- Это главный вопрос нашего урока, я надеюсь, что в конце урока, вы сможете дать на него полный ответ.
- Для того чтобы решить поставленные задачи, я предлагаю вам сегодня быть в роли исследователей.
-Каждый исследователь должен владеть основными доступными методами исследования:
подумать самостоятельно;
понаблюдать;
найти информацию в книге;
спросить у другого человека;
(каждая группа работает по плану, который написан в маршрутном листе)
4. Актуализация знаний.
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова ПРИРОДА? (это то, что нас окружает, но не сделано руками
человека)
ПРИРОДА
неживая живая
растения животные грибы
биология зоология ?
- Что относится к неживой природе?
-Назовите признаки жизни (питание, движение, рост, развитие, смерть)
- Что относится к живой природе?
- Какая наука изучает растения? Животных?
- Какая наука изучает грибы?
- Возьмите маршрутные листы и найдите ответ на вопрос, задание № 1.
Ответ уч-ся МИКОЛОГИЯ («микос – гриб, «логос» - наука)
/открыть на доске/
5. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
- Чтобы познать и проникнуть в тайны грибов Лесовичок приглашает вас в путешествие по страницам устного журнала «Удивительная природа».
- Первая страница журнала
- Возьмите технологические карты, прочитайте задание и изучите строение гриба.
- Грибы – это удивительные живые существа, населяющие нашу планету.
- Если в том месте, где растет гриб разрыть почву, то можно увидеть ветвящиеся белые нити.
- Как они называются? /грибница/
/слайд 2/
- Грибница – подземная часть гриба, это и есть сам гриб, очень похожа на паутину.
- Из каких частей состоит наземная часть гриба? /шляпка, ножка или пенек/
- Все вместе плодовое тело.
- Грибница растет более 100 лет, а плодовое тело появляется лишь на несколько дней (от 3 до 7)
РАБОТА В ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ
- Следующая страница
- Сейчас вам необходимо найти и изучить информацию о питании, размножении и о связи грибов с деревьями. Возьмите карандаши и при чтении делайте пометки. (обратить внимание на табличку над доской)
Обсудите полученные знания в группе и подготовьте результаты исследования.
1 гр. – питание, 2 гр. –размножение, 3 гр. – с кем дружат грибы, 4 гр. – роль грибов в природе.
Сообщение групп: 1 гр. –ВЫВОД…. И т.д.
РАБОТА В ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ
Физминутка.
Мы шли, шли, шли,
Белый гриб нашли.
Раз — грибок, два — грибок -
Положили в кузовок.
(собирают рассыпанные грибы)
Продолжение работы по теме урока.
- Откроем еще одну страницу журнала:
- Ученые насчитали на Земле около 100 тысяч разнообразных грибов. Из шляпки и ножки состоят ШЛЯПОЧНЫЕ ГРИБЫ
они похожи на зонтик. /слайд 3/
- Какие шляпочные грибы вы знаете?
- Грибы разнообразны по форме и цвету, есть грибы, похожие на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки. Посмотрите на
необычный гриб – это березовый гриб – чага. /слайд 4/
- Ребята, как вы думаете, что будет, если хлеб долго пролежит в пакете?
- Он покроется вот такой плесенью. (Показываю) /слайд 5/
- Оказывается плесень - это тоже грибы, только очень маленькие – одноклеточные, ПЛЕСНЕВЫЕ. Плесень очень живуча. Даже если случится катастрофа и мир погибнет, плесень выживет. Победить ее невозможно и оградиться от ее вторжения тоже. Она способна вызвать аллергию, легочные заболевания. Покрывшиеся плесенью продукты могут быть смертельно опасными для человека. В тоже время плесень используют для приготовления некоторых сортов сыра, лекарства, например, пенициллина, который спас жизни миллионам людей.
На свете есть еще и дрожжевые грибы, которые мы употребляем в пищу каждый день! С их помощью выпекают хлебобулочные изделия. /слайд 6/
Вывод: грибы бывают шляпочные, плесневые и дрожжевые. /слайд 7/
- Некоторые виды грибов внесены в Красную книгу России и Хабаровского края.
/слайд 8/
РАБОТА В ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ
- Следующая страница журнала:
Загадки на слайде появляются отгадки /слайд 9/
- А сейчас, ребята, я буду загадывать загадки, а вы, будете отгадывать названия грибов.
1. Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой?
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой. (опята)
2. Под деревцем, под осинкой
Стоит мальчик-с-пальчик,
На нём сер кафтанчик,
Красна шапочка. (Подосиновик)
3. А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошки. (мухомор)
4. Лета первая примета -
Под берёзой в холодке,
Гриб коричневого цвета
на пятнистом корешке. (Подберёзовик)
5. Я была в лесу.
Поймала лису,
Домой несу.
Отварю, посолю,
А зимой похвалю. (Лисичка)
6. Посмотрите все направо.
Этот лес красив. Дубрава.
А живёт здесь главный гном.
Шляпа тёмная на нём
Гриб отважный, смелый,
И зовётся … (Белый.)
7. Тот грибочек очень бледен
И никем ещё не еден,
Потому что ядовит
И очень этим знаменит. (Поганка)
- На какие две группы можно разделить эти грибы?
/съедобные, несъедобные/
- Как вы думаете, а несъедобные или ядовитые грибы, играют какую-либо роль в природе ? Может быть они совсем не нужны?
«Значение для природы и человека ядовитых грибов»
1. Я - бледная поганка,
очень опасна для человека, но
Я нужна деревьям.
Сосны, ели, берёзы без меня зачахнут.
А ещё меня используют для
приготовления сильных лекарств.
2. Я - мухомор людям тоже пригожусь.
Ведь они меня так и назвали, мухомор значит мух морить.
И лесным жителям я просто необходим: они лечатся мной от паразитов.
3. Мы - ложные опята, мы ярче и
красивее своих съедобных собратьев.
Мы разрушаем пни, поваленные стволы,
Опавшие сучья.
Мы - санитары леса!
Вывод: все грибы полезны для природы и человека.
- Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Поэтому мы обязательно должны с вами знать отличительные признаки. Работа по таблицам.
Вывод: Многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников. Нужно уметь их различать!
РАБОТА В ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ
6. Этап первичной проверки понимания изученного.
- Последняя страница нашего журнала:
Работа в группах. Группы: грибники, кулинары, медики, экологи.
Каждая группа получает определенные символы (медики- картинка «Айболит», грибники- корзина, кулинары –поваренок, экологи – эмблема зеленая планета). Каждая группа работает по индивид. заданиям.
Грибники:
- как правильно собирать грибы?
Медики:
- Первая помощь при отравлении грибами.
Кулинары:
- Чем полезны грибы?
- Что делать с грибами, принесенными домой?
Экологи:
- Охрана грибов
Группы представляют результаты работы.
7. Закрепление и контроль полученных знаний.
- Сегодня мы много говорили о грибах. А сейчас мне бы хотелось проверить ваши знания по теме.
- Руководитель группы раздаст тест, из конверта.
- Напротив высказывания, которое вы считаете верным, поставьте плюс; напротив неверного высказывания, поставьте минус.
1. Ядовитые грибы лесу не нужны.
2. Шляпка и ножка образуют плодовое тело.
3. Грибы – санитары леса..
4. Ядовитые грибы надо уничтожать.
5. В лесу нужны только съедобные грибы.
6. В лесу нужны все грибы: и ядовитые, и съедобные.
7. Размножаются спорами.
8. Собирая грибы без ножа, их надо вырывать с грибницей.
9. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь.
10. Не производят питательные вещества, а поглощают из почвы.
Взаимопроверка (ключ на доске)
8. Рефлексия.
- Вернемся к началу урока (работа с кластером)
- Что узнали о строении гриба? И т.д.
- Давайте ответим на наш проблемный вопрос:
- Грибы помогают деревьям всасывать из почвы воду и соли
- Грибами питаются животные и люди
- Украшают лес, люди любуются ими
- Ребята, какую цель мы сегодня поставили на урок?
- Кто из вас достиг цели урока?
- Кто из вас усвоил знания не в полном объеме? Почему
- Кто не достиг цели и почему?
- Оцените свою деятельность на уроке и достигнутые результаты!!!
/лестница успеха/
9. Информация о д/з
Обязательная часть: тетрадь с.66, №1,2, 4,5.
По выбору: 1) Найти интересные факты о грибах,
2) Придумать хитрые вопросы по теме,
3) Подготовить сообщение об одном из необычных грибов Красной книги.
- ПОЧЕМУ необходимо выполнять д/з?
10. Подведение итогов.
- Наш урок подошел к концу.
Вернуться к девизу урока…
Благодарю всех за урок.