«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

«В царстве грибов»

Технологическая карта урока

по окружающему миру в 3 классе (в соответствии с ФГОС) Тема: «В царстве грибов»

УМК «Школа России»

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)

Вид урока: устный журнал

Методы работы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, исследовательские

Формы работы: фронтальная, групповая

Используемые технологии:

  • Технология проблемного обучения
  • Технология разноуровневого обучения
  • Технология развития критического мышления
  • ИКТ

Цель урока: формирование представления о разнообразии и размножении грибов, их роли в природном сообществе.

Задачи урока:

Обучающие:

- познакомить учащихся со строением грибов, особенностью питания и размножения, значением в природе;

- с некоторыми видами, занесёнными в Красную книгу, их охраной;

- учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов;

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта урока

по окружающему миру в 3 классе (в соответствии с ФГОС)
Тема: «В царстве грибов»

УМК «Школа России»


Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)

Вид урока: устный журнал

Методы работы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, исследовательские

Формы работы: фронтальная, групповая

Используемые технологии:

  • Технология проблемного обучения

  • Технология разноуровневого обучения

  • Технология развития критического мышления

  • ИКТ

Цель урока: формирование представления о разнообразии и размножении грибов, их роли в природном сообществе.

Задачи урока:

Обучающие:

- познакомить учащихся со строением грибов, особенностью питания и размножения, значением в природе;

- с некоторыми видами, занесёнными в Красную книгу, их охраной;

- учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов; 
Развивающие:

- развивать умение работать с учебником и дополнительной литературой, выделять главную мысль, обобщать;

- развивать активную речь учащихся;

- развитие самоконтроля и оценочной самостоятельности учащихся

Воспитывающие:

- воспитывать культуру общения при фронтальной и групповой работе;

- воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Планируемые результаты:

Предметные 

Научатся характеризовать строение шляпочных грибов, их значение в природе и жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать их.

Метапредметные

Регулятивные. Понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем; сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве; выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия;

Познавательные. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; находить в тексте ответ на вопрос;

воспринимать смысл познавательного текста;

Коммуникативные. Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные мнения и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; использовать в общении правила вежливости.

Личностные.  Осознавать значение грибов для леса, для животных, для человека; осознавать важность правильного сбора грибов; осознавать значение бережного отношения к природе

Сценарий урока

1.Организационный момент. Приветствие.

- Сегодня на уроке у нас гости.

- Давайте поздороваемся с гостями.

ВСЕМ! ВСЕМ! ДОБРЫЙ ДЕНЬ!

- Тихонько сели. Спины прямые. Плечики расправили.

2. Мотивация к учебной деятельности.

- Возьмите конверт (1) и выполните задание: составьте из слов предложение и определите девиз нашего урока.

«Мир освещается солнцем, а голова – знанием» /открыть на доске/

- Как вы понимаете эти слова? Зачем человеку знания?

/ответы уч-ся/

- Солнце - символ жизни, оно несет свет, развитие, без него все живое перестало бы существовать. О человеке, который обладает знанием или стремится его получить, говорят «светлая голова». Знания дают человеку возможность жить, развиваться и принимать правильные решения. Я желаю вам сегодня на уроке получить новые знания, которые пригодятся в жизни.

3. Самоопределение к деятельности.

- Сегодня к нам на урок пожаловал старичок – лесовичок и пришел он к нам не с пустыми руками.

/достать красиво упакованный подарок/

- Ребята, как вы думаете, какой подарок приготовил вам лесовичок? Отгадайте.

/развернуть/

- Для чего нам лукошко?

- Кто из вас догадался, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока!

- Сегодня мы с вами отправимся в царство грибов.

/открыть тему урока/

- Возьмите конверт (2) , внимательно рассмотрите картинки и распределите грибы на группы.

- Какие группы получились?

- Какую цель поставите перед собой?

/познакомиться с разнообразием грибов, …/

- Чтобы достичь цели урока составим план /кластер/

- На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?

/слайд 1/

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: - Какое значение имеют грибы в природе и жизни человека???

- Это главный вопрос нашего урока, я надеюсь, что в конце урока, вы сможете дать на него полный ответ.


- Для того чтобы решить поставленные задачи, я предлагаю вам сегодня быть в роли исследователей.

-Каждый исследователь должен владеть основными доступными методами исследования:

  • подумать самостоятельно;

  • понаблюдать;

  • найти информацию в книге;

  • спросить у другого человека;

(каждая группа работает по плану, который написан в маршрутном листе)

4. Актуализация знаний.

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова ПРИРОДА? (это то, что нас окружает, но не сделано руками

человека)


ПРИРОДА



неживая

живая




растения

животные

грибы




биология

зоология

?





- Что относится к неживой природе?

-Назовите признаки жизни (питание, движение, рост, развитие, смерть)

- Что относится к живой природе?

- Какая наука изучает растения? Животных?

- Какая наука изучает грибы?

- Возьмите маршрутные листы и найдите ответ на вопрос, задание № 1.

Ответ уч-ся МИКОЛОГИЯ («микос – гриб, «логос» - наука)

/открыть на доске/

5. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

- Чтобы познать и проникнуть в тайны грибов Лесовичок приглашает вас в путешествие по страницам устного журнала «Удивительная природа».









- Первая страница журнала






- Возьмите технологические карты, прочитайте задание и изучите строение гриба.


- Грибы – это удивительные живые существа, населяющие нашу планету.

- Если в том месте, где растет гриб разрыть почву, то можно увидеть ветвящиеся белые нити.

- Как они называются? /грибница/

/слайд 2/

- Грибница – подземная часть гриба, это и есть сам гриб, очень похожа на паутину.

- Из каких частей состоит наземная часть гриба? /шляпка, ножка или пенек/

- Все вместе плодовое тело.

- Грибница растет более 100 лет, а плодовое тело появляется лишь на несколько дней (от 3 до 7)

РАБОТА В ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ

- Следующая страница







- Сейчас вам необходимо найти и изучить информацию о питании, размножении и о связи грибов с деревьями. Возьмите карандаши и при чтении делайте пометки. (обратить внимание на табличку над доской)

Обсудите полученные знания в группе и подготовьте результаты исследования.

1 гр. – питание, 2 гр. –размножение, 3 гр. – с кем дружат грибы, 4 гр. – роль грибов в природе.

Сообщение групп: 1 гр. –ВЫВОД…. И т.д.

РАБОТА В ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ

Физминутка.

Мы шли, шли, шли,

Белый гриб нашли.

Раз — грибок, два — грибок -

Положили в кузовок.

(собирают рассыпанные грибы)

Продолжение работы по теме урока.


- Откроем еще одну страницу журнала:






- Ученые насчитали на Земле около 100 тысяч разнообразных грибов. Из шляпки и ножки состоят ШЛЯПОЧНЫЕ ГРИБЫ

они похожи на зонтик. /слайд 3/
- Какие шляпочные грибы вы знаете?
- Грибы разнообразны по форме и цвету, есть грибы, похожие на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки. Посмотрите на

необычный гриб – это березовый гриб – чага. /слайд 4/
- Ребята, как вы думаете, что будет, если хлеб долго пролежит в пакете? 
- Он покроется вот такой плесенью. (Показываю) /слайд 5/
- Оказывается плесень - это тоже грибы, только очень маленькие – одноклеточные, ПЛЕСНЕВЫЕ. Плесень очень живуча. Даже если случится катастрофа и мир погибнет, плесень выживет. Победить ее невозможно и оградиться от ее вторжения тоже. Она способна вызвать аллергию, легочные заболевания. Покрывшиеся плесенью продукты могут быть смертельно опасными для человека. В тоже время плесень используют для приготовления некоторых сортов сыра, лекарства, например, пенициллина, который спас жизни миллионам людей.

На свете есть еще и дрожжевые грибы, которые мы употребляем в пищу каждый день! С их помощью выпекают хлебобулочные изделия. /слайд 6/
Вывод: грибы бывают шляпочные, плесневые и дрожжевые. /слайд 7/


- Некоторые виды грибов внесены в Красную книгу России и Хабаровского края.

/слайд 8/

РАБОТА В ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ

- Следующая страница журнала:





Загадки на слайде появляются отгадки /слайд 9/

- А сейчас, ребята, я буду загадывать загадки, а вы, будете отгадывать названия грибов.


1. Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой?
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой. (опята)


2. Под деревцем, под осинкой
Стоит мальчик-с-пальчик,
На нём сер кафтанчик,
Красна шапочка. (Подосиновик)


3. А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошки. (мухомор)


4. Лета первая примета -
Под берёзой в холодке,
Гриб коричневого цвета
на пятнистом корешке. (Подберёзовик)


5. Я была в лесу.
Поймала лису,
Домой несу.
Отварю, посолю,
А зимой похвалю. (Лисичка)


6. Посмотрите все направо.
Этот лес красив. Дубрава.
А живёт здесь главный гном.
Шляпа тёмная на нём
Гриб отважный, смелый,
И зовётся … (Белый.)


7. Тот грибочек очень бледен
И никем ещё не еден,
Потому что ядовит
И очень этим знаменит. (Поганка)

- На какие две группы можно разделить эти грибы?

/съедобные, несъедобные/

- Как вы думаете, а несъедобные или ядовитые грибы, играют какую-либо роль в природе ? Может быть они совсем не нужны?

«Значение для природы и человека ядовитых грибов»

1. Я - бледная поганка,

очень опасна для человека, но

Я нужна деревьям.

Сосны, ели, берёзы без меня зачахнут.

А ещё меня используют для

приготовления сильных лекарств.

2. Я - мухомор людям тоже пригожусь.

Ведь они меня так и назвали, мухомор значит мух морить.

И лесным жителям я просто необходим: они лечатся мной от паразитов.


3. Мы - ложные опята, мы ярче и

красивее своих съедобных собратьев.

Мы разрушаем пни, поваленные стволы,

Опавшие сучья.

Мы - санитары леса!

Вывод: все грибы полезны для природы и человека.


- Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Поэтому мы обязательно должны с вами знать отличительные признаки. Работа по таблицам.

Вывод: Многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников. Нужно уметь их различать!

РАБОТА В ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ

6. Этап первичной проверки понимания изученного.

- Последняя страница нашего журнала:





Работа в группах. Группы: грибники, кулинары, медики, экологи.

Каждая группа получает определенные символы (медики- картинка «Айболит», грибники- корзина, кулинары –поваренок, экологи – эмблема зеленая планета). Каждая группа работает по индивид. заданиям.

Грибники:

- как правильно собирать грибы?

Медики:

- Первая помощь при отравлении грибами.

Кулинары:

- Чем полезны грибы?

- Что делать с грибами, принесенными домой?

Экологи:

- Охрана грибов

Группы представляют результаты работы.

7. Закрепление и контроль полученных знаний.

- Сегодня мы много говорили о грибах. А сейчас мне бы хотелось проверить ваши знания по теме.

- Руководитель группы раздаст тест, из конверта.

- Напротив высказывания, которое вы считаете верным, поставьте плюс; напротив неверного высказывания, поставьте минус.

1. Ядовитые грибы лесу не нужны.

2. Шляпка и ножка образуют плодовое тело.

3. Грибы – санитары леса..

4. Ядовитые грибы надо уничтожать.

5. В лесу нужны только съедобные грибы.

6. В лесу нужны все грибы: и ядовитые, и съедобные.

7. Размножаются спорами.

8. Собирая грибы без ножа, их надо вырывать с грибницей.

9. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь.

10. Не производят питательные вещества, а поглощают из почвы.


Взаимопроверка (ключ на доске)


8. Рефлексия.

- Вернемся к началу урока (работа с кластером)

- Что узнали о строении гриба? И т.д.

- Давайте ответим на наш проблемный вопрос:

- Грибы помогают деревьям всасывать из почвы воду и соли

- Грибами питаются животные и люди

- Украшают лес, люди любуются ими


- Ребята, какую цель мы сегодня поставили на урок?

- Кто из вас достиг цели урока?

- Кто из вас усвоил знания не в полном объеме? Почему

- Кто не достиг цели и почему?

- Оцените свою деятельность на уроке и достигнутые результаты!!!

/лестница успеха/

9. Информация о д/з

Обязательная часть: тетрадь с.66, №1,2, 4,5.

По выбору: 1) Найти интересные факты о грибах,

2) Придумать хитрые вопросы по теме,

3) Подготовить сообщение об одном из необычных грибов Красной книги.

- ПОЧЕМУ необходимо выполнять д/з?

10. Подведение итогов.

- Наш урок подошел к концу.

Вернуться к девизу урока…


Благодарю всех за урок.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее