«Зимний фестиваль знаний 2025»

Окружающий мир "Царство грибов"

Разработка урока по окружающему миру "Царство грибов" с презентацией и дополнительным материалом. 3 класс. УМК "Школа России".

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

1.Почему грибы выделены в отдельное царство?



2.Какое значение для леса имеют грибы?



3.Как деревья и грибы связаны друг с другом?



4.Сколько видов грибов известно?



5.На какие группы делят грибы?



6.Почему некоторые виды грибов занесены в Красную книгу?



7.В нашем крае есть редкие и исчезающие виды грибов?







1.Почему грибы выделены в отдельное царство?



2.Какое значение для леса имеют грибы?



3.Как деревья и грибы связаны друг с другом?



4.Сколько видов грибов известно?



5.На какие группы делят грибы?



6.Почему некоторые виды грибов занесены в Красную книгу?



7.В нашем крае есть редкие и исчезающие виды грибов?







1.Почему грибы выделены в отдельное царство?



2.Какое значение для леса имеют грибы?



3.Как деревья и грибы связаны друг с другом?



4.Сколько видов грибов известно?



5.На какие группы делят грибы?



6.Почему некоторые виды грибов занесены в Красную книгу?



7.В нашем крае есть редкие и исчезающие виды грибов?







1.Почему грибы выделены в отдельное царство?



2.Какое значение для леса имеют грибы?



3.Как деревья и грибы связаны друг с другом?



4.Сколько видов грибов известно?



5.На какие группы делят грибы?



6.Почему некоторые виды грибов занесены в Красную книгу?



7.В нашем крае есть редкие и исчезающие виды грибов?







1.Почему грибы выделены в отдельное царство?



2.Какое значение для леса имеют грибы?



3.Как деревья и грибы связаны друг с другом?



4.Сколько видов грибов известно?



5.На какие группы делят грибы?



6.Почему некоторые виды грибов занесены в Красную книгу?



7.В нашем крае есть редкие и исчезающие виды грибов?





БЕЛЫЙ ГРИБ

1.Внешний вид (модель и описание);

2.Где и когда встречается?

3. Где используется?




ПОДОСИНОВИК

1.Внешний вид (модель и описание);

2.Где и когда встречается?

3. Где используется?




ПОДБЕРЁЗОВИК

1.Внешний вид (модель и описание);

2.Где и когда встречается?

3. Где используется?




ШАМПИНЬОН

1.Внешний вид (модель и описание);

2.Где и когда встречается?

3. Где используется?




ЛИСИЧКИ

1.Внешний вид (модель и описание);

2.Где и когда встречается?

3. Где используется?




РЫЖИКИ

1.Внешний вид (модель и описание);

2.Где и когда встречается?

3. Где используется?



Содержимое разработки


Конспект урока

Предмет: окружающий мир

Программа: Плешаков А. А. Окружающий мир (Школа России)

Тема: В царстве грибов

Класс: третий

Цель: формирование представлений о грибах, как особом царстве живой природы.

Задачи: 1.образовательные: расширить и систематизировать знания о грибах;

2.воспитательные: воспитывать любознательность, бережное отношение к природе, своему здоровью;

3.развивающие: развивать мышление ( операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения), коммуни- кативные качества.

Оборудование: (для учителя) компьютер, мультимедийный проектор, экран; (для учащихся) учебник Плешаков А. А. «Окружающий мир», атлас-определитель Плешаков А. А. «От земли до неба», карточки с вопросами, тестовые работы, энциклопедии о грибах, карточка – план для составления рассказа (5 шт).

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивация

- Назовите царства живой природы.

-О каких царствах уже говорили?

-Сегодня мы с вами поговорим еще об одном царстве. Отгадайте загадку и узнаете. (Презентация, слайд 2)

-Я думаю, что все вы догадались. Тема урока:

-Зачем нам нужно знакомиться с этим царством?

-Растения, животные, грибы, бактерии.

- О растениях и животных.





-(хором)Грибы.

- Чтобы знать, для чего они нужны, чтобы отличать съедобные грибы от несъедобных.

Личностные УУД

(интерес к изучаемому материалу через игровой материал, установление значения результатов для удовлетворения своих потребностей, интересов, установление связи между целью и мотивом)

Коммуникативные УУД (умение вступать в диалог

Актуализация знаний

-Правда ли, что у гриба только шляпка да ножка, как говорится в загадке? (Презентация, слайд 3)

- У гриба есть надземная часть и подземная. Надземная часть состоит из шапки, в которой созревают споры, и ножки, по которой из почвы движутся питательные вещества. Шляпка и ножка – это плодовое тело. А сам гриб (мицелий или грибница) –это подземная часть.

Познавательные УУД (постановка проблемного вопроса, анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков)

Фиксация инд. затруднения

У вас на руках карточки - таблицы. В первой колонке записаны вопросы. Во второй колонке поставьте «+» напротив тех вопросов, ответы на которые вы уже знаете.(Презентация, слайд 4)


(Заполнение карточек)

Регулятивные УУД (постановка учебной задачи, на основе соотношения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно, определение задач урока, деятельности на урок)

Выявление места и причины затруднения

- Кто знает ответ на первый вопрос?

- У кого есть предположения?

-Почему мы не можем отнести грибы к животным?

-Почему не можем отнести грибы к растениям?


-Поразмышляем над 2,3 и 4 вопросами.

-Давайте убедимся в правильности наших рассуждений. Прочитаем текст учебника.

Презентация, слайды 5,6,7,8 .


-На какие группы делят грибы?


-Назовите несколько съедобных грибов. Презентация, слайд 9

-Познакомимся с некоторыми съедобными грибами поближе. Для этого разделимся на группы. Каждая группа подготовит рассказ об одном виде по плану. Презентация, слайд 10



-Грибы размножаются спорами, как растения, не двигаются.

-Грибы не умеют вырабатывать сахар и крахмал, как растения.

(Высказывания детей)





(Сравнение высказываний с текстом, обсуждение)

-Грибы делят на съедобные и несъедобные.

(Ответы детей)



(Распределение работы в группе)


Познавательные УУД (умение ориентироваться в познавательном пространстве)

Коммуникативные УУД (умение участвовать в коллективном обсуждении, вступать в диалог)




Регулятивные (корректирование своих ответов)





Коммуникативные УУД (распределение обязанностей)

Построение проекта

(Оказание индивидуальной помощи группам)

(Работа в группах по карточкам с названием гриба и планом)


Коммуникативные УУД (сотрудничество в поиске и сборе информации, умение участвовать в коллективном обсуждении, договариваться, приходить к общему решению)

Познавательные УУД (информационный поиск, умение ориентироваться в познавательном пространстве, выделять необходимую информацию, перерабатывать и преобразовывать её, структурировать знания)

Реализация проекта

(Дополнение ответов детей, показ фотографий грибов, о которых рассказывают дети) Презентация, слайды 11-16

-Кроме съедобных есть еще несъедобные и даже ядовитые грибы.

Презентация, слайд 17

Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи, поэтому нужно быть очень внимательным и осторожным. Научимся отличать некоторые несъедобные грибы от съедобных. Прочитаем текст.

Закончим предложения, вставим пропущенные слова.

Презентация , слайды 18-20

-Почему некоторые виды грибов занесены в Красную книгу?

-Рассмотрим некоторые из них.

-К этим грибам относится и мухомор. Почему этот ядовитый гриб охраняется? Кому он нужен?

Выступления групп по плану.












(Самостоятельно читают текст)


(Дополняют предложения)



-Некоторые виды грибов стали редкими и исчезающими.

(Учащиеся называют грибы, занесенные в красную книгу.)

-Лось лечится, поедая мухоморы.

Коммуникативные УУД (умение слушать и слышать участвовать в коллективном обсуждении)

Познавательные УУД (произвольное и осознанное построение речевого высказывания)

Личностные УУД (выделение морально этического содержания, нравственно этическое оценивание)

Сам. раб. с самопроверкой

по эталону

-Проверим, как вы усвоили материал, выполним тест.

Проверим свои работы по ключам.

Презентация, слайд 21


(Учащиеся отвечают на вопросы теста.)

(Учащиеся проверяют, оценивают)

1.В 2.В 3.А 4.Б 5.В

6.В 7.Б 8.Б 9.Б 10.А

Регулятивные УУД (умение контролировать результат своей деятельности, сличать результат с заданным эталоном)


Включение в систему знаний

-А теперь составим синквейн к слову «ГРИБ»

Название (имя существительное) Описание (2 слова, имя прилагательное)

Действия (3 глагола)

Чувство (фраза) – (4 слова)

Повторение сути (1 слово)

(Учащиеся работают в парах, а затем отвечают)

СИНКВЕЙН

1.Грибы.

2.Съедобные, несъедобные.

3.Питают, заражают, лечат.

4.Будь умён и осторожен!

5.Царство.

или


1.Гриб.

2Съедобный, старый.

3.Стоит, растёт, прячется.

4.Люблю собирать грибы.

5.Поляна.


Познавательные УУД (умение делать выводы, обобщать и систематизировать, моделировать)

Коммуникативные УУД (умение работать в паре, слушать и слышать другого)

Рефлексия

-Вернемся к карточкам с вопросами, поставим в третьей колонке «+» напротив тех вопросов, ответы на которые теперь знаем.


-Ответ на какой вопрос остался неизвестным?


-Интересно ли узнать ответ на него?

-Куда можно обратиться за информацией по этому вопросу?

Предлагаю вам дома узнать ответ на этот вопрос.

(Учащиеся заполняют карточки, строят речевые высказывания.)

-Я узнал, что…

Мне удалось понять …

Теперь я…

-В нашем крае есть редкие и исчезающие виды грибов?



- Спросить у взрослых, посмотреть в Красной книге, интернете.

Регулятивные УУД (выделение и осознание того, что уже усвоено и того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)

Коммуникативные УУД (оформление мыслей в устной форме)

Познавательные УУД (осознанное построение речевого высказывания)





Содержимое разработки

Тест по теме «В царстве грибов»

1.В каком ряду верно названы части гриба?

А) шляпка, ножка, корень;

Б) шляпка, столбик, грибница;

В) Шляпка, ножка, грибница.

2.Какая часть гриба является подземной?

А) шляпка;

Б) ножка;

В) грибница.

3.Где можно собирать грибы?

А) в лесу;

Б) в городских скверах;

В) у автомобильных дорог.

4.Где грибы берут питательные вещества?

А) производят сами;

Б) поглощают из остатков растений и животных;

В) получают от животных.

5.С какими растениями тесно связаны грибы в лесу?

А) с травами;

Б) с кустарниками;

В) с деревьями.

6.Как грибы связаны с деревьями?

А) нити грибницы срастаются с корнями деревьев и не дают им всасывать из почвы воду и соли;

Б) нити грибницы срастаются с корнями деревьев и засушивают их;

В) грибы получают от деревьев те питательные вещества, которые деревья производят на свету.

7.Какой гриб является несъедобным?

А) белый гриб;

Б) желчный гриб

В) шампиньон.

8.В каком ряду названы только съедобные грибы?

А) белый гриб, подосиновик, бледная поганка;

Б) подберёзовик, шампиньон, сыроежка;

В) лисичка, опёнок осенний, желчный гриб.

9.Какой гриб можно выращивать в теплице?

А) лисичка;

Б) шампиньон;

В) белый гриб.

10. Как называется ярко- жёлтый гриб со шляпкой в виде зонтика или воронки?

А) лисичка

Б) подберёзовик;

В) белый гриб.


Тест по теме «В царстве грибов»

1.В каком ряду верно названы части гриба?

А) шляпка, ножка, корень;

Б) шляпка, столбик, грибница;

В) Шляпка, ножка, грибница.

2.Какая часть гриба является подземной?

А) шляпка;

Б) ножка;

В) грибница.

3.Где можно собирать грибы?

А) в лесу;

Б) в городских скверах;

В) у автомобильных дорог.

4.Где грибы берут питательные вещества?

А) производят сами;

Б) поглощают из остатков растений и животных;

В) получают от животных.

5.С какими растениями тесно связаны грибы в лесу?

А) с травами;

Б) с кустарниками;

В) с деревьями.

6.Как грибы связаны с деревьями?

А) нити грибницы срастаются с корнями деревьев и не дают им всасывать из почвы воду и соли;

Б) нити грибницы срастаются с корнями деревьев и засушивают их;

В) грибы получают от деревьев те питательные вещества, которые деревья производят на свету.

7.Какой гриб является несъедобным?

А) белый гриб;

Б) желчный гриб

В) шампиньон.

8.В каком ряду названы только съедобные грибы?

А) белый гриб, подосиновик, бледная поганка;

Б) подберёзовик, шампиньон, сыроежка;

В) лисичка, опёнок осенний, желчный гриб.

9.Какой гриб можно выращивать в теплице?

А) лисичка;

Б) шампиньон;

В) белый гриб.

10. Как называется ярко- жёлтый гриб со шляпкой в виде зонтика или воронки?

А) лисичка

Б) подберёзовик;

В) белый гриб.


Содержимое разработки

В царстве грибов

В царстве грибов

Шапочка да ножка, Вот и весь Ерошка .

Шапочка да ножка,

Вот и весь Ерошка .

Строение гриба. споры шляпка ножка плодовое тело грибница (мицелий)

Строение гриба.

споры

шляпка

ножка

плодовое тело

грибница (мицелий)

1.Почему грибы выделены в отдельное царство? 2.Какое значение для леса имеют грибы? 3.Как деревья и грибы связаны друг с другом? 4.Сколько видов грибов известно? 5.На какие группы делят грибы? 6.Почему некоторые виды грибов занесены в Красную книгу? 7.В нашей области есть редкие и исчезающие виды грибов?

1.Почему грибы выделены в отдельное царство?

2.Какое значение для леса имеют грибы?

3.Как деревья и грибы связаны друг с другом?

4.Сколько видов грибов известно?

5.На какие группы делят грибы?

6.Почему некоторые виды грибов занесены в Красную книгу?

7.В нашей области есть редкие и исчезающие виды грибов?

Грибы быстро заселяют пни. Они перерабатывают мёртвую древесину и очищают лес.

Грибы быстро заселяют пни. Они перерабатывают мёртвую древесину и очищают лес.

А ещё грибы нужны лесу потому, что ими питаются многие лесные животные.

А ещё грибы нужны лесу потому, что ими питаются многие лесные животные.

Нити грибниц оплетают корни деревьев и помогают деревьям всасывать из почвы воду и соли, взамен получая питательные вещества.

Нити грибниц оплетают корни деревьев и помогают деревьям всасывать из почвы воду и соли, взамен получая питательные вещества.

Царство грибов очень разнообразно. Учёным известно около 100 тысяч видов грибов.

Царство грибов очень разнообразно. Учёным известно около 100 тысяч видов грибов.

План 1.Внешний вид (модель и описание); 2.Где и когда встречается? 3. Где используется?

План

1.Внешний вид (модель и описание);

2.Где и когда встречается?

3. Где используется?

1.Шляпка у белого гриба снизу белая или желтоватая, а у желчного гриба – розовая. 2. На ножке у белого гриба рисунок в виде белой сеточки, а у желчного на ножке кольцо. 3. У белого гриба мякоть белая, а у желчного на срезе розовеет. .

1.Шляпка у белого гриба снизу белая или желтоватая, а у желчного гриба – розовая.

2. На ножке у белого гриба рисунок в виде белой сеточки, а у желчного на ножке кольцо.

3. У белого гриба мякоть белая, а у желчного на срезе розовеет. .

1.Шляпка у осеннего опёнка снизу желтовато -белая, а у ложного опёнка – тёмная.  2. На ножке у осеннего опёнка есть кольцо, а у ложного опёнка нет кольца.  3. У осеннего опёнка мякоть белая с приятным запахом, а у ложного опёнка желтоватая с неприятным запахом.

1.Шляпка у осеннего опёнка снизу желтовато -белая, а у ложного опёнка – тёмная. 2. На ножке у осеннего опёнка есть кольцо, а у ложного опёнка нет кольца. 3. У осеннего опёнка мякоть белая с приятным запахом, а у ложного опёнка желтоватая с неприятным запахом.

1.Шляпка у шампиньона снизу розовая или фиолетовая, а у бледной поганки – белая.  2.На ножке у шампиньона нет мешочка, а у бледной поганки разорванный мешочек.

1.Шляпка у шампиньона снизу розовая или фиолетовая, а у бледной поганки – белая. 2.На ножке у шампиньона нет мешочка, а у бледной поганки разорванный мешочек.

Ответы к тесту:  В  В  А  Б  В  6. В  7. Б  8. Б  9. Б 10. А

Ответы к тесту:

  • В
  • В
  • А
  • Б
  • В

6. В

7. Б

8. Б

9. Б

10. А

СИНКВЕЙН 1.Название (имя существительное) 2.Описание (2 слова, имя прилагательное) 3.Действия (3 глагола) 4.Чувство (фраза) – (4 слова) 5.Повторение сути (1 слово)

СИНКВЕЙН

1.Название (имя существительное)

2.Описание (2 слова, имя прилагательное)

3.Действия (3 глагола)

4.Чувство (фраза) – (4 слова)

5.Повторение сути (1 слово)

Ссылки: http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/79/916/79916944_large_3453311_Gribi_036_650.jpg http://wallpaper.goodfon.ru/image/24841-1600x1200.jpg http://www.wallon.ru/_ph/38/434436285.jpg http://www.ostashkov.ru/foto/big-46715.jpeg http://hq-wallpapers.ru/wallpapers/13/hq-wallpapers_ru_animals_63605_1280x1024.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/60/849/60849581_48396_jpg.jpg http://canadianletters.com/canada/images/2006/mushrooms/mushroom4.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/74/647/74647970_2576358_ee2178e4526ba0dbdecbc1383fcb5201_2_.jpg http://ogulov07.narod.ru/foto/os10.jpg http://www.depresium.ro/wp-content/uploads/2011/03/Hydnellum-peckii.jpg http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/70/Fr%C3%BChjahrslorchel.JPG

Ссылки:

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/79/916/79916944_large_3453311_Gribi_036_650.jpg

http://wallpaper.goodfon.ru/image/24841-1600x1200.jpg

http://www.wallon.ru/_ph/38/434436285.jpg

http://www.ostashkov.ru/foto/big-46715.jpeg

http://hq-wallpapers.ru/wallpapers/13/hq-wallpapers_ru_animals_63605_1280x1024.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/60/849/60849581_48396_jpg.jpg

http://canadianletters.com/canada/images/2006/mushrooms/mushroom4.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/74/647/74647970_2576358_ee2178e4526ba0dbdecbc1383fcb5201_2_.jpg

http://ogulov07.narod.ru/foto/os10.jpg

http://www.depresium.ro/wp-content/uploads/2011/03/Hydnellum-peckii.jpg

http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/70/Fr%C3%BChjahrslorchel.JPG

http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/67/Clathrus_ruber.jpg http://hvotography.ru/foto/mushrooms/images/IMG_0711.jpg http://debri.ru/uploads/posts/2010-07/1279710327_022.jpg http://900igr.net/datai/biologija/Griby-jagody/0011-057-Griby-jagody.jpg http://kartinki2008.ru/Griby/Griby-002.jpg http://7ba.ru/u/blog_files/1317713212.jpg http://sim-portal.ru/photogallery.html?g2_view=core.DownloadItem&g2_itemId=4414&g2_serialNumber=1 http://infofishing.ru/uploads/posts/2011-12/1322839318_shimpinen_obiknovenniy.jpg http://kuharka.com/uploads/taginator/Nov-2011/lisichki.jpg http://umeyka.ucoz.ru/_pu/0/34881383.jpg http://lukyanova544.ucoz.ru/_si/0/96188557.jpg http://atlasgribov.ru/wp-content/uploads/2011/06/zhelchniy_grib1.jpg http://mycoweb.narod.ru/fungi/Agaricales/Armillaria_mellea_3.jpg http://vitaest-s.ru/wp-content/uploads/2012/07/Lozhnyie-gribyi6.jpg http://www.eastkorr.net/sites/default/files/news_images/55_2_1.jpg

http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/67/Clathrus_ruber.jpg

http://hvotography.ru/foto/mushrooms/images/IMG_0711.jpg

http://debri.ru/uploads/posts/2010-07/1279710327_022.jpg

http://900igr.net/datai/biologija/Griby-jagody/0011-057-Griby-jagody.jpg

http://kartinki2008.ru/Griby/Griby-002.jpg

http://7ba.ru/u/blog_files/1317713212.jpg

http://sim-portal.ru/photogallery.html?g2_view=core.DownloadItem&g2_itemId=4414&g2_serialNumber=1

http://infofishing.ru/uploads/posts/2011-12/1322839318_shimpinen_obiknovenniy.jpg

http://kuharka.com/uploads/taginator/Nov-2011/lisichki.jpg

http://umeyka.ucoz.ru/_pu/0/34881383.jpg

http://lukyanova544.ucoz.ru/_si/0/96188557.jpg

http://atlasgribov.ru/wp-content/uploads/2011/06/zhelchniy_grib1.jpg

http://mycoweb.narod.ru/fungi/Agaricales/Armillaria_mellea_3.jpg

http://vitaest-s.ru/wp-content/uploads/2012/07/Lozhnyie-gribyi6.jpg

http://www.eastkorr.net/sites/default/files/news_images/55_2_1.jpg

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее