Гайдуцкая Валентина Владиславовна,
учитель начальных классов
БОУ «Литковская СОШ»
Тема: Письмо строчной буквы г.
Цели: Знакомство с написанием буквы г, слов с буквой г.
Задачи:
учить писать букву г, развивать графические навыки;
развивать словарный запас учащихся, устную и письменную речь;
фонематический слух, зрительное сосредоточение, пространственные
ориентировки; мелкую моторику рук:
воспитывать аккуратность, опрятность, чувства коллективизма, самостоятельности
Планируемые результаты:
Личностные:
проявление творческого отношения к процессу обучения;
проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Метапредметные:
Познавательные умения:
обобщать полученную информацию;
давать оценку своим действиям, оценивать результат;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные умения:
работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;
формулировать вопрос (проблему, затруднение), с которым столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию;
Коммуникативные умения:
оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и её результат, слушать мнение других;
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные:
усвоение правильного написания буквы гстрочной,
умение выполнять звуко - буквенный анализ слов,
умение писать слова с буквой г строчной.
Оборудование:тетрадь для 1 класса, Пропись №3, презентация «Письмо букв Г,г », компьютер, проектор, карточки со словами, звуковые схемы, цветные ручки.
Ход урока.
I. Настрой на урок. Мотивация.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Сядьте, пожалуйста, девочки.
Сядьте, мальчики.
-Ножки где у нас? Ручки где у нас? Все посмотрите на меня.
II. Подготовка к восприятию нового материала. Актуализация знаний.
Чтение стихотворения. Выделение звука [г].
-Сейчас Юля прочитает стихотворение, а вам нужно внимательно послушать и сказать, какие звуки в этом стихотворении встречается чаще, чем другие. Дослушайте до конца.
Гусь отважный, гусь герой,
За гусыню гусь горой.
Он гусят не даст в обиду,
Погляди, как грозен с виду.
(С. Пшеничных)
-Какие звуки чаще вы слышали?
-Мы договорились на уроке обучения грамоте обозначать эти звуки какой буквой?
-Вот мы сейчас и расскажем всё, что мы узнали про букву г на уроке обучения грамоте. (Буква Г,г – это печатные, заглавная и строчная, согласная, даёт нам звук твердый [г] и мягкий [гʼ], звонкий, парный, родственники звуки [к] и [кʼ]; нам нужна заглавная буква, чтобы писать имена людей, слова в начале предложения, а строчная нужна чтобы писать простые слова).
- Вот сейчас нам надо написать слова гуси и гляди письменными буквами. Можем написать? Что вы заметили? (Мы еще не проходили строчную букву г).
- Что будем делать? (Будем учиться писать письменную букву г).
Значит, напишем тогда, когда научимся ее писать.
- Итак, кто мне сформулирует сейчас тему урока? Чем же мы будем сегодня заниматься весь урок? Самое главное чему мы должны научиться на уроке? (на уроке мы должны научиться писать письменную букву г)
-Какую письменную букву мы учимся писать сначала? (строчную)
- Значит, наша цель сегодня научиться писать строчную букву г. Эта наша цель и тема урока. Значит, к концу урока что вы должны уметь делать?
Составление плана урока.
- А теперь давайте составим план урока и задачи определим. Как же этого мы будем добиваться?
(1.Сначала мы будем писать узор.
2.Будем писать элементы буквы и букву.
3.Слоги с буквой г.
5.Составлять звуковые схемы слов.
6.Будем писать предложения.
7. Переводить печатный текст в письменный.)
- Ребята, посмотрите, я на доске составила план урока. Всё ли вам здесь нравится? Только будьте внимательны. С чего мы начнем? И т.д
- Итак, мы с вами наметили задачи на урок для того чтобы основную нашу цель выполнить.
III. Работа в прописи.
1. Письмо узора.
-Открываем нашу пропись. Найдите узоры. На что они похожи? Этот узор подготовит вас к написанию буквы г. (Письмо узоров).
-Заканчиваем работу раз, закончили работу два, показали ручки три. (Убрать с доски карточку «узор»)
2. Письмо буквы г.
- Посмотрите на экран. Из каких элементов состоит эта строчная буква г?(линия с закруглением вверху и внизу, т.е. этот элемент уже есть буква)
- Внимательно следим за написанием строчной буквы г. (Посадку напомнить).
-Начинаем на середине строки. Вверх, отклоняясь вправо, ведем плавную линию, закругляем вправо, касаемся верхней линейки, опускаем вниз прямую, не дойдя немного до нижней линейки, закругляем вправо, коснувшись нижней линейки, и доводим до середины рабочей строки.
-На что похожа буква г?(на гуся)
-А сейчас напишем строчную букву г на ладошке. Показали левую ладошку, правый указательный палец. Точку поставили. Начали – и-раз-и.(Учитель пишет тряпкой на доске).
-Теперь возьмите ручку. Приняли позу письма. Раз, два, три. Обведите букву г и закончите строчку. Начали работу. (Посадка). (Убрать с доски карточку «письмо буквы г»).
IV. Физкультминутка.
V. Работа в прописи.
1. Письмо соединений.
- Теперь нам нужно написать соединения. Какие соединения будем писать? (га гугегл) Заканчиваем строчку 1,2,3. Слоги научились писать. (Убираем карточку).
2. Письмо слов.
-Проблему мы можем решить? Слово гуси и гляди можем написать?
Один раз рядышком написать, но очень красиво. (Один ученик у доски).
-А теперь сравните свои записи с образцом. Кто доволен своей работой, кому нравиться, как он написал имена поставьте на полях +, кто не доволен своей работой поставьте -, а кто считает, что может и получше, тот кружок. Поднимите руку, кто поставил +. Итак, написали слова. (Убрать карточку).
3. Письмо слов «один-много».
-Прочитайте слово. (Грибы)- много, а один? Гриб.
-Какой звук вы слышите на конце слова гриб? (Парный согласный звук. Надо воспользоваться правилом «один-много»: гриб-грибы. Значит, надо писать букву б). Работа со словом годы- письмо год.
-Теперь что будем делать? (Схемы звуковые).
VI. Работа со звуковыми схемами.
-Вот что это за квадратики? (Каждый квадратик и треугольник обозначает звук)
-Первый вариант будет составлять звуковую модель слова гуси.
- Второй вариант поднимите руки – звуковую модель слова гляди.
(Два человека у доски).
-Кто закончил – руку поднимаем. 1,2,3.
-Объяснить выбор квадратиков
(гуси-1звук г-согл, тв., у-глас,поется, с-согл, мг, и-гл,поется;
гляди- г-согл, тв.,л-согл,мг.,а-гл,поётся, д-согл, мг, и-гл, поётся).
-У кого также как на доске – поднимите руки.(Убрать карточку).
VII. Работа с предложением.
Работа в прописи.
-Прочитайте предложение. Сколько слов в предложении. Какое первое слово? Как напишем? Что поставим в конце предложения? Спишем предложение. Закрываем прописи.
Работа в паре.
-У всех на парте есть карточки. Снимаем скрепки. Положите перед собой. Перед вами слова. Что можем сделать со словами? (Составить предложение).
Правила работы в паре:
1.Думаю сам.
2. Высказываю своё мнение.
3. Выслушиваю соседа.
4. Приходим к общему мнению.
- Работаем 1,2,3. Кто закончил-поднимаем руку. Прочитайте предложение. (У пруда гуси.У пруда белые гуси.)Ребята, что вам помогло составить предложение?
VIII. Рефлексия.
-Сегодня я узнал…
-У меня получилось…
-Было трудно…
-Теперь я умею…
-Кто доволен своей работой-поднимаем смайлики.