Класс: 2
Диагноз: Нарушение чтения и письма, обусловленное ФНР (акустическая дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания)
Тема: Дифференциация звучания твёрдых и мягких согласных звуков. Звуки п-пь (восприятие в слогах, словах), буквы П, п. Приставки по-, под-.
Цели:
Закрепить понятия «твёрдый» согласный звук, «мягкий» согласный звук.
2. Развивать фонематический слух (восприятие звуков из ряда звуков, в слогах, словах), наблюдательность к языковым явлениям.
3. Уточнить контуры прописных и строчных букв П, п.
4. Развивать навыки словообразования с помощью приставок.
5. Закреплять навыки звуко-буквенного анализа, деления слов на слоги.
6. Обогащать и развивать словарный запас.
7. Воспитывать навыки контроля и самоконтроля.
Тип урока: закрепление и практическое применение знаний, умений, навыков.
Форма: коррекционное занятие, построенное на дидактических играх.
Оборудование: предметные картинки, маркеры, таблицы для чтения, карточки слогов, фишки, геометрические фигуры, простые карандаши, ручки разных цветов, тетради.
План занятия.
Организационный момент:
пальчиковая гимнастика и психогимнастика;
самомассаж.
Основная часть.
Сообщение темы занятия:
закончить штриховку геометрических фигур, сложить из них букву П, приклеить на лист;
поселить букву П в домик согласных звуков.
2. Характеристика звуков , чтение слогов по таблицам.
3. Дидактическая игра «Послушай, повтори, запиши».
4. Дидактическая игра «Поймай звук».
Динамическая пауза
5. Дидактическая игра «Подарки в мешочке».
6. Дидактическая игра «Сложи слово».
8. Образование новых слов при помощи приставок по-, под-.
9. Дидактическая игра «Придумай слово».
Итог занятия. Вербальная оценка.
Ход урока.
№ п/п | Содержание | Примечание |
I. | Организационный момент.
Пальчиковая и психогимнастика. | Какое сегодня число? Время года? Месяц? День недели? Упражнения «Собери палочки», «Пальчики делают зарядку», «Кулак, ребро, ладонь», «Зайчики и ножницы» |
II. | Основная часть. Сегодня мы вспомним всё, что знаем о букве П. - Закончите штриховку геометрических фигур и сложите из них букву П. Приклейте её на лист. - Звук п какой? - Поселить в домик согласных звуков. Характеристика звуков : чтение по таблицам; картинка «Девочка пьёт».
Дидактическая игра «Послушай, повтори, запиши».
Дидактическая игра «Поймай звук».
Динамическая пауза.
Ребята, догадались, кто пришёл к нам в гости?
Вини-Пух и Пятачок принесли какой-то мешочек. Посмотрим, что в нём. Дидактическая игра «Подарки в мешочке». Картинки: Помидор, капуста, пила, повар, лопата, топор, рыба, собака, павлин, пингвин. У нас ещё один гость, и тоже с подарком. Кто это?
Дидактическая игра «Сложи слово». |
Гласные и согласные. Показать прописную и строчную буквы. На что похожа буква П? (перекладина, ворота и т.п.)
Согласный, глухой.
Определение «твёрдости» - «мягкости». Смягчается гласными второго ряда или мягким знаком. Па-пя-па, пё-по-пё, пу-пу-пю, пи-пи-пы, па-пя-пё, пу-пы-пё. Вписать в схему слова букву П, правильно отметив её место в слове. Полка, парус, капкан, бочка, почка, кабан, скрипач, бабочка, клубок, компот, спелый, кабачок, лампа, суп. Подвижная, под музыку «Куда идём мы с Пятачком». Вини-Пух и Пятачок (на доске вывешиваются фотографии)
- Достать из мешочка картинку, назвать слово. - Определить, твёрдый или мягкий звук п. - «Подарить» Пуху или Пятачку. - Записать в 2 столбика, по просьбе логопеда сделать звуко- буквенный анализ или разделить на слоги.
Кролик. Коробка со слогами.
Дети складывают слова из слогов, запоминают их, записывают в тетрадь по памяти, подчёркивают «твёрдый» звук п чёрным, «мягкий» - простым карандашом. |
| Слоги бывают длинные и короткие. Но в каждом слоге обязательно есть какой звук?
Словообразование. Понятие о приставках. На доске – приставки по-, под-. Давайте научим наших гостей образовывать новые слова при помощи приставок.
Дидактическая игра «Придумай слово».
| Гласный. Отметить гласные красными точками.
Приставка – часть слова, которая пишется слитно со словом. По- Под- плакать - плыть + писать + сидеть + бежал + бывать - петь + Отметить, что не ко всем словам подходит приставка под-. Дети придумывают слова со звуками п-пь, определяют «мягкость» - «твёрдость». За правильный ответ получают фишку. Определение победителя. |
III. | Итог занятия. На что похожа буква П? Звук п согласный, глухой. |
Как она пишется? Звук п всегда твёрдый или мягкий. От чего это зависит? |