Дифференциация звучания твёрдых и мягких согласных звуков

Класс: 2

Диагноз: Нарушение чтения и письма, обусловленное ФНР (акустическая дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания)

Тема: Дифференциация звучания твёрдых и мягких согласных звуков. Звуки п-пь (восприятие в слогах, словах), буквы П, п. Приставки по-, под-.

Цели:

  1. Закрепить понятия «твёрдый» согласный звук, «мягкий» согласный звук.

2. Развивать фонематический слух (восприятие звуков из ряда звуков, в слогах, словах), наблюдательность к языковым явлениям.

3. Уточнить контуры прописных и строчных букв П, п.

4. Развивать навыки словообразования с помощью приставок.

5. Закреплять навыки звуко-буквенного анализа, деления слов на слоги.

6. Обогащать и развивать словарный запас.

7. Воспитывать навыки контроля и самоконтроля.

Тип урока: закрепление и практическое применение знаний, умений, навыков.

Форма: коррекционное занятие, построенное на дидактических играх.

Оборудование: предметные картинки, маркеры, таблицы для чтения, карточки слогов, фишки, геометрические фигуры, простые карандаши, ручки разных цветов, тетради.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Класс: 2

Диагноз: Нарушение чтения и письма, обусловленное ФНР (акустическая дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания)

Тема: Дифференциация звучания твёрдых и мягких согласных звуков. Звуки п-пь (восприятие в слогах, словах), буквы П, п. Приставки по-, под-.

Цели:

  1. Закрепить понятия «твёрдый» согласный звук, «мягкий» согласный звук.

2. Развивать фонематический слух (восприятие звуков из ряда звуков, в слогах, словах), наблюдательность к языковым явлениям.

3. Уточнить контуры прописных и строчных букв П, п.

4. Развивать навыки словообразования с помощью приставок.

5. Закреплять навыки звуко-буквенного анализа, деления слов на слоги.

6. Обогащать и развивать словарный запас.

7. Воспитывать навыки контроля и самоконтроля.

Тип урока: закрепление и практическое применение знаний, умений, навыков.

Форма: коррекционное занятие, построенное на дидактических играх.

Оборудование: предметные картинки, маркеры, таблицы для чтения, карточки слогов, фишки, геометрические фигуры, простые карандаши, ручки разных цветов, тетради.

План занятия.

Организационный момент:

  • пальчиковая гимнастика и психогимнастика;

  • самомассаж.

Основная часть.

  1. Сообщение темы занятия:

    • закончить штриховку геометрических фигур, сложить из них букву П, приклеить на лист;

    • поселить букву П в домик согласных звуков.

2. Характеристика звуков , чтение слогов по таблицам.

3. Дидактическая игра «Послушай, повтори, запиши».

4. Дидактическая игра «Поймай звук».

Динамическая пауза

5. Дидактическая игра «Подарки в мешочке».

6. Дидактическая игра «Сложи слово».

8. Образование новых слов при помощи приставок по-, под-.

9. Дидактическая игра «Придумай слово».

Итог занятия. Вербальная оценка.

Ход урока.

п/п

Содержание

Примечание

I.

Организационный момент.



Пальчиковая и психогимнастика.

Какое сегодня число? Время года? Месяц? День недели?

Упражнения «Собери палочки», «Пальчики делают зарядку», «Кулак, ребро, ладонь», «Зайчики и ножницы»

II.

Основная часть.

  1. Сегодня мы вспомним всё, что знаем о букве П.

- Закончите штриховку геометрических фигур и сложите из них букву П. Приклейте её на лист.



- Звук п какой?

- Поселить в домик согласных звуков.

  1. Характеристика звуков :

    • чтение по таблицам;

    • картинка «Девочка пьёт».


  1. Дидактическая игра «Послушай, повтори, запиши».


  1. Дидактическая игра «Поймай звук».







Динамическая пауза.



  1. Ребята, догадались, кто пришёл к нам в гости?



Вини-Пух и Пятачок принесли какой-то мешочек. Посмотрим, что в нём.

Дидактическая игра «Подарки в мешочке».

Картинки:

Помидор, капуста, пила, повар, лопата, топор, рыба, собака, павлин, пингвин.







  1. У нас ещё один гость, и тоже с подарком. Кто это?


Дидактическая игра «Сложи слово».



Гласные и согласные.

Показать прописную и строчную буквы.

На что похожа буква П? (перекладина, ворота и т.п.)


Согласный, глухой.



Определение «твёрдости» - «мягкости». Смягчается гласными второго ряда или мягким знаком.

Па-пя-па, пё-по-пё, пу-пу-пю, пи-пи-пы, па-пя-пё, пу-пы-пё.

Вписать в схему слова букву П, правильно отметив её место в слове.

Полка, парус, капкан, бочка, почка, кабан, скрипач, бабочка, клубок, компот, спелый, кабачок, лампа, суп.

Подвижная, под музыку «Куда идём мы с Пятачком».

Вини-Пух и Пятачок (на доске вывешиваются фотографии)




- Достать из мешочка картинку, назвать слово.

- Определить, твёрдый

или мягкий звук п.

- «Подарить» Пуху или

Пятачку.

- Записать в 2 столбика,

по просьбе логопеда

сделать звуко-

буквенный анализ или

разделить на слоги.


Кролик. Коробка со слогами.


Дети складывают слова из слогов, запоминают их, записывают в тетрадь по памяти, подчёркивают «твёрдый» звук п чёрным,

«мягкий» - простым карандашом.


Слоги бывают длинные и короткие. Но в каждом слоге обязательно есть какой звук?


  1. Словообразование. Понятие о приставках.

На доске – приставки по-, под-. Давайте научим наших гостей образовывать новые слова при помощи приставок.









  1. Дидактическая игра «Придумай слово».


Гласный.

Отметить гласные красными точками.


Приставка – часть слова, которая пишется слитно со словом.

По- Под-

плакать -

плыть +

писать +

сидеть +

бежал +

бывать -

петь +

Отметить, что не ко всем словам подходит приставка под-.

Дети придумывают слова со звуками п-пь, определяют «мягкость» - «твёрдость». За правильный ответ получают фишку.

Определение победителя.

III.

Итог занятия.

На что похожа буква П?

Звук п согласный, глухой.


Как она пишется?

Звук п всегда твёрдый или мягкий. От чего это зависит?


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее