Русский язык 1 класс
Тема урока: Звуки [д] – [д,]. Буквы «Д д».
Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению со звуками [д], [д’] и буквами, научить выделять звуки в словах, давать характеристику звукам.
I. Вызов
Мы умные, мы дружные
Мы - внимательные, мы- старательные
Мы в первом классе учимся
Всё у нас получится!
На какие 2 группы делятся все звуки? (Гласные и согласные).
- Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают?
(Ударные и безударные).
- Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? (Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие).
Как отличить гласные звуки от согласных? (Гласные поем).
-Сколько гласных звуков в русском языке? Назовите их. (Шесть: А, О, У, Ы, Э, И). Какую главную роль выполняют гласные? (Образуют слог).
Как узнать, сколько в слове слогов? (Посчитать гласные звуки).
- Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Это знает каждый из учеников.
- Какие еще могут быть гласные? (Ударные и безударные).
- Какой постоянный признак у согласных звуков? (Звонкие, глухие). Назовите непостоянный признак согласных. (Твердые, мягкие).
-От чего это зависит? (От рядом стоящих гласных). Назовите гласные, которые обозначают мягкость согласных. (И).
-Назовите согласные звуки, которые мы уже изучили
II. Осмысление
1.Проведем исследование звуков.
- Посмотрите на иллюстрацию. (Слайд 1). Это что? (Дуб). Произнесём слово, выделяя гласные звуки. (Дууууб). Сколько гласных звуков в слове? (1). Обозначим их на схеме кружочком. Каким цветом? (Красным). Сколько слогов? (1). Почему? (Один гласный звук).
- Какую цель мы поставим себе на уроке? (Познакомиться с буквой Д, научиться читать слоги и слова с буквой Д) Предлагаю изучить букву Д и выяснить какие звуки она обозначает, где может находиться изучаемая буква в слове, и научиться писать строчную букву д.
- Произнесём слово по слогам и обозначим на схеме.
- Произнесём слово, выделяя 1 звук. (Ддддддддддуб). Произнесём 1 звук. (Ддддд). Как произносим этот звук? Преграда есть? (Да. Он не тянется, не поётся). Это гласный или согласный звук? (Согласный). Произнесём ещё раз. Как произносится – твёрдо или мягко? Это твёрдый согласный или мягкий? (Это твёрдый). Как обозначим на схеме? (Синим цветом).
2. Просмотр видеоматериала
- Слова на букву Дд
-Игра "Синий мешок, зелёный мешок"
-Кроссворд "Угадай слово"
-Чтение слов, чтение текста
3. Игра "Сделайте гнездо слов" в группах. У кого гнездо получится больше? (Придумайте слова на букву Д д) (детям дается картина дуба с дуплом, дети придумывают слова на букву Дд и стикерами клеют на дерево)
4. Работа по карточкам (Слова на букву д разделить на слоги , поставить ударение)
5. Ребята, вы любите рисовать?
А вы когда-нибудь рисовали картины?
Предлагаю вам нарисовать картину.
Я буду задавать вопросы, а Вы будете рисовать вместе со мной.
(Дети в группах рисуют картину)
У дороги стоит дом.
-Что идет из трубы? дым
-Кто живет в домике? девочка
Как зовут девочку? Даша
-Кто под окном? дед
Как зовут собаку? Дымок
-Что растет у дома? дерево
-Кто сидит на дереве? дятел
-Что есть на дереве? плод
6. Характеристика звука
Составление кластера ( в группах)
(Буква Д согласная, обозначает два звука: [д] – согласный, твердый звонкий и [д'] – согласный мягкий звонкий. Образует пару с буквой Т по звонкости-глухости. )
- Так к какой группе мы должны отнести Д?
К группе согласных букв, обозначающих звонкие звуки)
Ну, а сейчас мы с вами обратимся к прописи и будем учиться писать строчную букву д.
7.Письмо строчной буквы Дд. Работа в тетрадях
Правила посадки при письме.
— Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я, друзья, от Вас не скрою — ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
-Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели? Какие задания вы выполнили с удовольствием? А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?
Критерии оценивания:
Я могу различать согласные звуки [д], [д'], правильно их произносить.
Могу писать строчную и заглавную буквы Дд
Могу читать слоги, слова с буквами Дд
Оценивание: устное оценивание
III Рефлексия:
-Продолжите предложения:
-Я сегодня узнал…
-Мне захотелось….
-Мне было трудно…
-Мне было интересно…