«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урокаПравописание падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го,3-го склонения.

Форма организации урока: по технологии ЛОО

Методы и приёмы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.

Формы учебной работы: фронтальная, в группах, в парах, дифференцированная.

Оборудование: слайдовая презентация, личностно-ориентированный план,

Этапы урока /

Содержание урока

время

Деятельность учителя

I.Мотивационно-целевой этап.

1)Эмоционально-психологический настрой

Создание ситуации успеха

(2 мин.)

2)Каллиграфическая минутка

4 мин.

3) проверка теоретических знаний

(8 мин)

3)Постановка цели

(5 мин)

II.Операционный этап.

( 21 мин)

III. Рефлексия.

Итог урока.

3 мин

Выбор домашнего задания.

1 мин.

( на слайде)

. -Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Каким вы хотите видеть урок? (познавательным, интересным.)

- Ребята, а я предлагаю вам работать под девизом: «Душу и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.»

Думаю, мы совершим много интересных открытий. Согласны?

Откройте свои тетради,

запишите дату, классная работа.

А начнем мы с коррекции своего почерка.

- Если правильно назовете слова, то догадаетесь сами, написание какой буквы будем повторять.

  1. Кто играет на скрипке? (скрипач)
  2. кто выступает в цирке? (циркач)
  3. Кто лечит больных? (врач)

- Какая орфограмма объединяет все эти слова? (у существительных мужского рода с шипящими на конце мягкий знак не пишется) - На какую букву оканчиваются эти слова? (буква «ч»)

- запишите в тетради строчку: заглавная и строчная буква Чч в соединении.

- Какие правила правописания мы знаем, связанные с этой буквой? (ча пиши с буквой а, чу пиши с буквой у, сочетания чк-чн пишутся без мягкого знака).

- Запишите на следующей строке эти сочетания: ча чу чк чн.

На следующей строчке слова с данными сочетаниями чайка чудак тучка сочник

К какой части речи относятся данные слова?

- Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет)

- Назовите постоянные признаки имён существительных. (Род, склонение)

- Назовите непостоянные признаки имён существительных. (Число, падеж)

Определите склонение каждого существительного.

Работа в группах. Просклоняйте эти существительные, впишите падежное окончание. ( чайка- рука, чудак-небо,степь- лошадь)

- Легко ли было определить, какую букву писать в окончании существительных? (предположение детей)

- В каких словах окончание не вызвало затруднений? Почему? ( В данных словах окончание ударное, мы ясно слышим звук.)

- В каких словах появилось сомнение в написании окончаний? Почему?(Окончания безударные, на месте безударного гласного звука при письме есть опасность выбрать не ту букву)

- Как вы будете действовать? ( подобрать такое слово, в котором тот же корень, что и в проверяемом, но опасное место стало безопасным)

Определите тему нашего урока.

Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать на уроке? Поставьте цели в паре. Озвучьте на класс.

(Узнать правило проверки безударных падежных окончаний имён существительных.)

- Давайте воспользуемся уже знакомым нам способом действия – безударный гласный проверяю ударным - для решения орфографической задачи не только в корне, но и в окончании. Для этого мы должны действовать по алгоритму: ( на слайде)

1. Определить тип склонения.

2. Подставить на место проверяемого проверочное слово того же склонения в той же форме.

3.Написать в окончании слова ту же букву, что и в окончании проверочного.

Вывод: Проверочным для безударного окончания имени существительного будет слово того же склонения, в том же падеже, что и проверяемое, но с ударным окончанием.

А теперь проверим в работе нашу памятку и выполним задания личностно-ориентированного плана. Возьмите индивидуальный план.

-Прочитайте, что надо знать и уметь, чтобы работать на уроке. -Прочитайте задание 1-го уровня. Что необходимо сделать в этом задании?

Уровень 1. Спишите существительные, раскрыв скобки, поставьте их в нужную форму. Выделите окончания у этих существительных и определите падеж и склонение. По(речка), у(озеро),на (верхушка), с (обложка), о (рыбак), к(дверь)

Самопроверка

Время вышло. Оцените работу. Посчитайте свои баллы.

Отметьте своё настроение в цветограмме.

Какие были затруднения?

  • Что можете посоветовать
  • Приступаем к заданию 2 уровня

Уровень 2

Составь словосочетания. Укажи падеж и склонение.

Смотрит, на, степь; летит, в, самолёт; рисунок, на, асфальт; побежал, по, дорога; узнал, о, встреча; отказался,от, помощь.

Взаимопроверка. Время работы вышло. Поменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените работу соседа по ключу

-Кому было сложно?

  • Что можете посоветовать?

- Какой цели мы достигли, выполнив это задание?

Назначение консультантов.

ФИЗМИНУТКА

  • Кто приступил к выполнению задания 3 уровня?
  • Кто успел его выполнить? (прочитайте).

Уровень 3. Самостоятельно подобрать существительное с безударным падежным окончанием, верно его вписать

Телеграмма для______________.

Рассказ о __________________.

Сидит на __________________.

Сок из _____________________.

Гулял в ____________________.

Оцените работу. Отметьте своё настроение в цветограмме.

Дополнительное задание: Отгадать ребусы. С отгадками составь и напиши предложения. Определи падеж имён существительных.

А

Блиц- опрос. Приём « Кардиограмма»

1.Какая часть речи называется именем существительным?

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?(+)

2.Что называют склонением?

Изменением имен существительных по родам?(-)

3. Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа?

с помощью рода и окончания.(+)

4.Как определить падеж у существительных с безударным окончанием?

С помощью проверочного слова(+)

5.Существительное « книга» в предложном падеже имеет окончание-и ? (-)

Давайте проверим нашу работу.У кого ритм совпал с моим. ( на слайде)

-Ребята, над какой темой урока мы сегодня с вами работали, что повторили ?

Достигли ли вы поставленной цели?

Удалось ли решить поставленную задачу? Что пока не удалось?

- Довольны ли вы своей работой

Сколько баллов вам удалось набрать за урок?

  • Какое настроение было преобладающим на уроке?

Выберите себе задание того уровня, который вызвал у вас затруднения.

Предлагаю вам выбрать в качестве упражнения для отработки полученных на уроке навыков следующие виды заданий:

1) №142на стр.53 (списать текст, вставить пропущенные буквы.Определить склонение и падеж.

2)упр 144.Выписать имена существительные 2-го склонения.Определить падеж

  • 3). Придумать рассказ из 5-7 предложений на тему: «Первый снег», используя имена существительные: снежинка, заморозок, лучик, оттепель, солнышко, парк, аллея, скамейка

- Продолжите предложения: ( на слайде)

• Самым интересным было…

• Мне понравилось…

• Я испытывал затруднения…

• За что я могу похвалить товарищей…

• Я работал с… настроением.

• Я доволен собой и своей работой.

У вас на партах лежат кружочки разного цвета. Оцени свою работу на уроке: Зелёный кружок - работал отлично. Могу помочь товарищу. Синий кружок - работал хорошо, всё понимаю. Жёлтый - работал хорошо, иногда нуждаюсь в помощи Красный - было интересно работать, но прошу помощи

- Спасибо за урок!

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го,

2-го,3-го склонения.

Цель:

  1. Создать условия для формирования умения правильного написания безударных падежных окончаний имен существительных;

Ожидаемый результат:

  1. ученик сможет по алгоритму определить падежные безударные окончания существительных

  2. смогут составить словосочетания и правильно писать падежные окончания;

  3. смогут самостоятельно подобрать имена существительные с безударным окончанием

Форма организации урока: по технологии ЛОО

Методы и приёмы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.

Формы учебной работы: фронтальная, в группах, в парах, дифференцированная.

Оборудование: слайдовая презентация, личностно-ориентированный план, алгоритм.

Этапы урока /

Содержание урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Мотивационно-целевой этап.

1)Эмоционально-психологический настрой


Создание ситуации успеха

(2 мин.)










2)Каллиграфическая минутка

4 мин.





































3) проверка теоретических знаний

(8 мин)

































3)Постановка цели


(5 мин)













II.Операционный этап.

( 21 мин)





























































































III. Рефлексия.

Итог урока.

3 мин

















Выбор домашнего задания.

1 мин.

( на слайде)





























. -Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Каким вы хотите видеть урок? (познавательным, интересным.)

- Ребята, а я предлагаю вам работать под девизом: «Душу и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.»

Думаю, мы совершим много интересных открытий. Согласны?

Откройте свои тетради,

запишите дату , классная работа.

А начнем мы с коррекции своего почерка.

- Если правильно назовете слова, то догадаетесь сами, написание какой буквы будем повторять.

  1. Кто играет на скрипке? (скрипач)

  2. кто выступает в цирке? (циркач)

  3. Кто лечит больных? (врач)

- Какая орфограмма объединяет все эти слова? (у существительных мужского рода с шипящими на конце мягкий знак не пишется) - На какую букву оканчиваются эти слова? (буква «ч»)

- запишите в тетради строчку: заглавная и строчная буква Чч в соединении.

- Какие правила правописания мы знаем, связанные с этой буквой? (ча пиши с буквой ачу пиши с буквой у, сочетания чк-чн пишутся без мягкого знака).

- Запишите на следующей строке эти сочетания: ча чу чк чн.

На следующей строчке слова с данными сочетаниями чайка чудак тучка сочник


К какой части речи относятся данные слова?

- Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет)

- Назовите постоянные признаки имён существительных. (Род, склонение)

- Назовите непостоянные признаки имён существительных. (Число, падеж)

Определите склонение каждого существительного.

Работа в группах. Просклоняйте эти существительные, впишите падежное окончание. ( чайка- рука, чудак-небо,степь- лошадь)

- Легко ли было определить, какую букву писать в окончании существительных? (предположение детей)

- В каких словах окончание не вызвало затруднений? Почему? ( В данных словах окончание ударное, мы ясно слышим звук.)

- В каких словах появилось сомнение в написании окончаний? Почему?(Окончания безударные, на месте безударного гласного звука при письме есть опасность выбрать не ту букву)

  - Как вы будете действовать? ( подобрать такое слово, в котором тот же корень, что и в проверяемом, но опасное место стало безопасным)


Определите тему нашего урока.

Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать на уроке? Поставьте цели в паре. Озвучьте на класс. 

 (Узнать правило проверки безударных падежных окончаний имён существительных.)

- Давайте воспользуемся уже знакомым нам способом действия – безударный гласный проверяю ударным - для решения орфографической задачи не только в корне, но и в окончании. Для этого мы должны действовать по алгоритму: ( на слайде)                            

        1. Определить тип  склонения.

       2. Подставить на место проверяемого проверочное слово того же склонения в той же форме.

       3.Написать в окончании слова ту же букву, что и в окончании проверочного.

     

 Вывод: Проверочным для безударного окончания имени существительного будет слово того же склонения, в том же падеже, что и проверяемое, но с ударным окончанием.

А теперь проверим в работе нашу памятку и выполним задания личностно-ориентированного плана. Возьмите индивидуальный план.

-Прочитайте, что надо знать и уметь, чтобы работать на уроке. -Прочитайте задание 1-го уровня. Что необходимо сделать в этом задании?

Уровень 1. Спишите существительные, раскрыв скобки, поставьте их в нужную форму. Выделите окончания у этих существительных и определите падеж и склонение. По(речка), у(озеро),на (верхушка), с (обложка), о (рыбак), к(дверь)

Самопроверка

Время вышло. Оцените работу. Посчитайте свои баллы .

Отметьте своё настроение в цветограмме.

Какие были затруднения?

  • Что можете посоветовать

  • Приступаем к заданию 2 уровня

Уровень 2

Составь словосочетания. Укажи падеж и склонение.

Смотрит, на, степь; летит, в, самолёт; рисунок, на, асфальт; побежал, по, дорога; узнал, о, встреча; отказался ,от, помощь.


Взаимопроверка. Время работы вышло. Поменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените работу соседа по ключу

-Кому было сложно?

  • Что можете посоветовать?

- Какой цели мы достигли, выполнив это задание?

Назначение консультантов.

ФИЗМИНУТКА

  • Кто приступил к выполнению задания 3 уровня?

  • Кто успел его выполнить? (прочитайте).

Уровень 3. Самостоятельно подобрать существительное с безударным падежным окончанием, верно его вписать

Телеграмма для______________.

Рассказ о __________________.

Сидит на __________________.

Сок из _____________________.

Гулял в ____________________.

Оцените работу. Отметьте своё настроение в цветограмме.

Дополнительное задание: Отгадать ребусы. С отгадками составь и напиши предложения. Определи падеж имён существительных.







А

Блиц- опрос. Приём « Кардиограмма»

1.Какая часть речи называется  именем существительным?

Имя существительное  – это часть речи, которая обозначает   предмет и отвечает на вопросы  кто? что?(+)


2.Что называют  склонением?

 Изменением имен существительных по родам?(-)

3.   Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа?

с помощью рода и окончания.(+)

4.Как определить падеж у существительных с безударным окончанием?

С помощью проверочного слова(+)

5.Существительное « книга» в предложном падеже имеет окончание-и ? (-)


Давайте проверим нашу работу .У кого ритм совпал с моим. ( на слайде)


-Ребята, над какой темой урока мы сегодня с вами работали, что повторили ?

Достигли ли вы поставленной цели?

Удалось ли решить поставленную задачу? Что пока не удалось?

- Довольны ли вы своей работой

Сколько баллов вам удалось набрать за урок?

  • Какое настроение было преобладающим на уроке?


Выберите себе задание того уровня, который вызвал у вас затруднения.

Предлагаю вам выбрать в качестве упражнения для отработки полученных на уроке навыков следующие виды заданий:

1) №142на стр.53 (списать текст, вставить пропущенные буквы.Определить склонение и падеж.

2)упр 144.Выписать имена существительные 2-го склонения.Определить падеж

  • 3). Придумать рассказ из 5-7 предложений на тему: «Первый снег», используя имена существительные: снежинка, заморозок, лучик, оттепель, солнышко, парк, аллея, скамейка


- Продолжите предложения: ( на слайде)


• Самым интересным было…

• Мне понравилось…

• Я испытывал затруднения…

• За что я могу похвалить товарищей…

• Я работал с… настроением.

• Я доволен собой и своей работой.

У вас на партах лежат кружочки разного цвета. Оцени свою работу на уроке:
Зелёный кружок - работал отлично. Могу помочь товарищу.
Синий кружок - работал хорошо, всё понимаю.
Жёлтый - работал хорошо, иногда нуждаюсь в помощи
Красный - было интересно работать, но прошу помощи    

- Спасибо за урок!






Учащиеся мысленно настраиваются на урок

































































Защита спикерами













Ответы учащихся.

















Ставят цель, проговаривают вслух
























взаимопроверка





Анализируют результаты, делают выводы
















Выполняют уровень.

Производят взаимопроверку и взаимооценку.











Оценивают свою работу.



























Учащиеся отмечают ответы. Сверяются с ответом

.







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее