Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го,
2-го,3-го склонения.
Цель:
Создать условия для формирования умения правильного написания безударных падежных окончаний имен существительных;
Ожидаемый результат:
ученик сможет по алгоритму определить падежные безударные окончания существительных
смогут составить словосочетания и правильно писать падежные окончания;
смогут самостоятельно подобрать имена существительные с безударным окончанием
Форма организации урока: по технологии ЛОО
Методы и приёмы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.
Формы учебной работы: фронтальная, в группах, в парах, дифференцированная.
Оборудование: слайдовая презентация, личностно-ориентированный план, алгоритм.
Этапы урока / | Содержание урока | |
время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Мотивационно-целевой этап. 1)Эмоционально-психологический настрой
Создание ситуации успеха (2 мин.)
2)Каллиграфическая минутка 4 мин.
3) проверка теоретических знаний (8 мин)
3)Постановка цели
(5 мин)
II.Операционный этап. ( 21 мин)
III. Рефлексия. Итог урока. 3 мин
Выбор домашнего задания. 1 мин. ( на слайде)
| . -Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Каким вы хотите видеть урок? (познавательным, интересным.) - Ребята, а я предлагаю вам работать под девизом: «Душу и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи.» Думаю, мы совершим много интересных открытий. Согласны? Откройте свои тетради, запишите дату , классная работа. А начнем мы с коррекции своего почерка. - Если правильно назовете слова, то догадаетесь сами, написание какой буквы будем повторять.
- Какая орфограмма объединяет все эти слова? (у существительных мужского рода с шипящими на конце мягкий знак не пишется) - На какую букву оканчиваются эти слова? (буква «ч») - запишите в тетради строчку: заглавная и строчная буква Чч в соединении. - Какие правила правописания мы знаем, связанные с этой буквой? (ча пиши с буквой а, чу пиши с буквой у, сочетания чк-чн пишутся без мягкого знака). - Запишите на следующей строке эти сочетания: ча чу чк чн. На следующей строчке слова с данными сочетаниями чайка чудак тучка сочник
К какой части речи относятся данные слова? - Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет) - Назовите постоянные признаки имён существительных. (Род, склонение) - Назовите непостоянные признаки имён существительных. (Число, падеж) Определите склонение каждого существительного. Работа в группах. Просклоняйте эти существительные, впишите падежное окончание. ( чайка- рука, чудак-небо,степь- лошадь) - Легко ли было определить, какую букву писать в окончании существительных? (предположение детей) - В каких словах окончание не вызвало затруднений? Почему? ( В данных словах окончание ударное, мы ясно слышим звук.) - В каких словах появилось сомнение в написании окончаний? Почему?(Окончания безударные, на месте безударного гласного звука при письме есть опасность выбрать не ту букву) - Как вы будете действовать? ( подобрать такое слово, в котором тот же корень, что и в проверяемом, но опасное место стало безопасным)
Определите тему нашего урока. Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать на уроке? Поставьте цели в паре. Озвучьте на класс. (Узнать правило проверки безударных падежных окончаний имён существительных.) - Давайте воспользуемся уже знакомым нам способом действия – безударный гласный проверяю ударным - для решения орфографической задачи не только в корне, но и в окончании. Для этого мы должны действовать по алгоритму: ( на слайде) 1. Определить тип склонения. 2. Подставить на место проверяемого проверочное слово того же склонения в той же форме. 3.Написать в окончании слова ту же букву, что и в окончании проверочного.
Вывод: Проверочным для безударного окончания имени существительного будет слово того же склонения, в том же падеже, что и проверяемое, но с ударным окончанием. А теперь проверим в работе нашу памятку и выполним задания личностно-ориентированного плана. Возьмите индивидуальный план. -Прочитайте, что надо знать и уметь, чтобы работать на уроке. -Прочитайте задание 1-го уровня. Что необходимо сделать в этом задании? Уровень 1. Спишите существительные, раскрыв скобки, поставьте их в нужную форму. Выделите окончания у этих существительных и определите падеж и склонение. По(речка), у(озеро),на (верхушка), с (обложка), о (рыбак), к(дверь) Самопроверка Время вышло. Оцените работу. Посчитайте свои баллы . Отметьте своё настроение в цветограмме. Какие были затруднения?
Уровень 2 Составь словосочетания. Укажи падеж и склонение. Смотрит, на, степь; летит, в, самолёт; рисунок, на, асфальт; побежал, по, дорога; узнал, о, встреча; отказался ,от, помощь.
Взаимопроверка. Время работы вышло. Поменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените работу соседа по ключу -Кому было сложно?
- Какой цели мы достигли, выполнив это задание? Назначение консультантов. ФИЗМИНУТКА
Уровень 3. Самостоятельно подобрать существительное с безударным падежным окончанием, верно его вписать Телеграмма для______________. Рассказ о __________________. Сидит на __________________. Сок из _____________________. Гулял в ____________________. Оцените работу. Отметьте своё настроение в цветограмме. Дополнительное задание: Отгадать ребусы. С отгадками составь и напиши предложения. Определи падеж имён существительных.
А Блиц- опрос. Приём « Кардиограмма» 1.Какая часть речи называется именем существительным? Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?(+)
2.Что называют склонением? Изменением имен существительных по родам?(-) 3. Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа? с помощью рода и окончания.(+) 4.Как определить падеж у существительных с безударным окончанием? С помощью проверочного слова(+) 5.Существительное « книга» в предложном падеже имеет окончание-и ? (-)
Давайте проверим нашу работу .У кого ритм совпал с моим. ( на слайде)
-Ребята, над какой темой урока мы сегодня с вами работали, что повторили ? Достигли ли вы поставленной цели? Удалось ли решить поставленную задачу? Что пока не удалось? - Довольны ли вы своей работой Сколько баллов вам удалось набрать за урок?
Выберите себе задание того уровня, который вызвал у вас затруднения. Предлагаю вам выбрать в качестве упражнения для отработки полученных на уроке навыков следующие виды заданий: 1) №142на стр.53 (списать текст, вставить пропущенные буквы.Определить склонение и падеж. 2)упр 144.Выписать имена существительные 2-го склонения.Определить падеж
- Продолжите предложения: ( на слайде)
• Самым интересным было… • Мне понравилось… • Я испытывал затруднения… • За что я могу похвалить товарищей… • Я работал с… настроением. • Я доволен собой и своей работой. У вас на партах лежат кружочки разного цвета. Оцени свою работу на уроке: - Спасибо за урок!
| Учащиеся мысленно настраиваются на урок
Защита спикерами
Ответы учащихся.
Ставят цель, проговаривают вслух
взаимопроверка
Анализируют результаты, делают выводы
Выполняют уровень. Производят взаимопроверку и взаимооценку.
Оценивают свою работу.
Учащиеся отмечают ответы. Сверяются с ответом . |