Баркова Ольга Станиславовна
учитель начальных классов
МАОУСОШ №36 г. Томск
Урок окружающий мир 1 класс
УМК Перспективная начальная школа
О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов учебник Окружающий мир 1 класс.
О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов Наш мир знакомый и загадочный учебник-хрестоматия.
Тема урока: Как помочь птицам зимой.
Цель урока:
обобщение жизненных наблюдений детей за зимующими птицами;
расширить знания детей о зимующих птицах;
воспитание ответственного отношения к природе на примере посильной помощи детей птицам.
Оборудование: учебник хрестоматии,
набор из семян, ягод и кормушки для птиц.
Ход урока
Ι. 1. Отгадайте загадку
Кто осенью улетает
А весной возвращается?
Сегодня на уроке наш разговор пойдет о птицах.
2. А знаете ли вы, чем отличаются птицы от других групп животных
• Давайте поиграем
Игра «Да – Нет»
Цель игры: обобщить признаки, по которым из всех животных выделяется особая группа – группа птиц.
Методика проведения:
Учитель перечисляет признаки животных и если признак характеризует птицу, которую они знают, дети хлопают в ладоши.
Тело покрыто шерстью.
Тело покрыто перьями. (+)
Есть зубы. Есть клюв (+)
Крылья заменяют передние конечности (+)
Отыскивают птицу с помощью клюва и лап (+)
Две пары ног. Есть клыки. Длинный пушистый хвост.
Перья на голове отличаются особой длиной (+)
Эти животные летают (+), плавают (+), издают звуки (+), бегают (+), зимуют с нами (+), улетают зимой в теплые края (+).
3. Почему вы хлопали, когда говорилось, что эти животные «улетают от нас зимой в теплые края», и тогда, когда говорилось, что «зимуют с нами?»
Делается вывод, что есть птицы, которые зимой улетают в теплые края и птицы зимующие с нами.
ΙΙ. Рассмотрите птиц в учебнике на страницах 38-39.
• Отгадайте загадки. Найдите этих птиц на рисунке в учебнике.
• Каждый год я к вам лечу-
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко красный галстук мой. (снегирь)
• Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает
В поле ночует
Коноплю ворует. (воробей)
• Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (сорока)
• Все время стучит
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (дятел)
Физминутка
Птички
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть.
(Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много.
(Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг, Ура! Ура!
Приземляться нам пора
(Дети садятся за парты)
ΙΙΙ. Какие из птиц живут в нашем крае постоянно, а какие прилетают на зимовку?
• Ближе всех к людям воробьи. Они живут и в нашем городе. Но, кажется, нет ни одной страны в мире, где бы люди не знали воробьев. Особенно любят их французы. В парижских уличных кафе воробьи свободно прыгают по столикам, покрытыми чистыми скатертями. Там их никто не гоняет. Название этих птиц сложилось из двух слов «вора бей». Раньше люди выращивали коноплю, а маленькие серые птички склевывали спелые семена. Ребятишкам было поручено их охранять. Когда дети видели этих птиц, они кричали: «Вора бей!», бей вора!» так и назвали их – воробей.
Воробьи не умеют вить красивые гнезда. В укромном местечке, где-нибудь за карнизом каменного или деревянного дома, в дупле старого дерева они кое-как устраивают гнезда. Иногда воробьи забираются в уютные гнезда ласточек.
• А где ночуют птицы?
• Как ведут себя птицы во время морозов?
(Во время морозов птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно птицы поднимают перья и толщина «воздушной шубы» увеличивается.
Физминутка.
ΙV. Почему птицы зимой перебираются поближе к жилью человека?
• Чтение рассказов из хрестоматии «Почему птицы зимой перебираются ближе к жилью человека» (по Г. Скребицкому, А. Клыкову) и «Зимние гости» (по Н. Плавильщикову, Г. Скребицкому).
• Почему нужно помогать птицам зимой?
• А как можно помочь птицам?
• Рассмотрите в учебнике рисунки кормушек.
Показ, сделанных кормушек.
• Какие из этих кормушек можно сделать на уроке труда?
• А чем можно угощать птиц зимой?
• Работа в группах:
Каждая группа получает набор: семена арбуза, тыквы, подсолнуха, кусочки хлеба, овсяную крупу, ягоды рябины, черемухи, кусочки сала и т.д.
Задание: «составить меню для птиц»
• обсуждение результатов выбора.
Итог урока:
• Выполнить задание в тетради.
• Дети встают в круг, передают мяч и говорят: «На уроке я узнал, что…
• Задание:
С помощью родителей сделать кормушку,
понаблюдать за птицами у кормушки.