Тема: «Земля – планета людей».
Урок – обобщение знаний.
Цели урока:
- проверить, обобщить и закрепить умения и знания обучающихся по теме «Население Земли»;
- показать преимущества новых технологий – как повышение эффективности образовательного процесса;
- обратить внимание учащихся на изменения, происходящие в структуре населения мира;
- продолжить формировать умения и навыки работы детей с наглядным материалом;
- развивать умения детей работать с разными источниками географических знаний.
Оборудование: политическая карта мира, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с вопросами по блиц –турниру и таблицы «Характеристика религий» на партах у учащихся.
Ход урока.
1.Орг.момент.
Проверка наличия у учащихся принадлежностей, необходимых на уроке: учебников, рабочих тетрадей, дневников, атласов и контурных карт.
2. Вступительное слово учителя.
Среди планет Солнечной системы Земля отличается особыми условиями. В её географической оболочке возникла и развилась жизнь, появился человек. Вопрос о том, когда и где появились первые люди на Земле ещё окончательно в науке не решен. Считается, что родиной человека была Восточная Африка и Юго-Западная Евразия.
3.Проверка знаний по теме.
Численность населения Земли, расселение людей.
Ученики отвечают на вопросы, работая при этом с политической картой мира и диаграммами на экране:
а) какова общая численность населения Земли? Как она будет изменяться в будущем? (диаграмма «Численность населения»)
б) одинаково ли распределено население на различных территориях? (диаграмма «Плотность населения Земли»)
в) расселение по полушариям и материкам (политическая карта мира, диаграмма «Расселение людей по материкам»)
г) что такое демография? От чего зависит численность населения?
Человеческие расы, этнические группы людей.
Учащиеся делают небольшие сообщения по темам:
а) Основные и промежуточные человеческие расы.
б) Деление населения Земли на этносы, характеристики этноса.
Учащиеся разгадывают кроссворд. (Каждый ученик по очереди отвечает на вопрос кроссворда и вписывает ответ маркером)
Религии мира.
Проверка домашнего задания по таблице.
Характеристика религий.
Проверка с комментированием.
Ученики читают вопросы таблицы и отвечают по цепочке.
(см. приложение)
Физкультминутка.
4. Страны мира. Классификация стран. Работа учащихся по политической карте атласа и у доски:
Страны можно классифицировать:
По площади занимаемой территории:
а) Россия- 1 место в мире (S = 17,1млн. км );
б) страны, занимающие целый континент (Австралия);
в) страны, занимающие половину континента (Канада);
г) страны-карлики (страна в стране) (Ватикан, Монако).
По численности населения:
а) многочисленные ( более 100 млн.человек – Китай, Индия)
(диаграмма «Самые многочисленные страны мира»);
б) страны, где проживают 1-2 млн.человек (Эстония);
в) малочисленные – проживают тысячи человек (Сан-Марино).
По географическому положению:
а) страны-архипелаги – занимают группу небольших островов (Япония, Филиппины);
б) островные (Куба, Ямайка, Ирландия);
в) полуостровные (Индия, Италия, Норвегия);
г) приморские (Бразилия, Франция);
д) не имеющие выход к морю – внутри-континентальные (Швейцария, Афганистан).
Показ на карте самых густонаселенных городов мира (более 10 млн.человек) в разных частях света.
Подведение итогов урока.
Итак, давайте подведем итоги урока. Какие понятия и термины мы с вами вспомнили, изучили и закрепили сегодня на уроке?
(Учащиеся с места отвечают на вопрос)
Заключительное слово учителя
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание.
Повторить материал на стр.103-113 учебника, устно ответить на вопросы 1-6 (стр.113), отметить на контурной политической карте:
- самые крупные страны мира: Россию и Канаду;
- самые густонаселенные страны мира: Китай и Индию, их столицы.