Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей №6» имени З. Г. Серазетдиновой
Конспект урока по географии 7 класс по теме:
«географиЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МАТЕРИКА АФРИКА. История исследования»
Автор методической разработки
Учитель географии
первой квалификационной категории
Иноземцева Елена Александровна
Оренбург, 2014
Методы обучения: Наглядно-иллюстративный словесный, практический, частично-поисковый.
Тип урока: Изучения нового материала
Планируемые результаты:
- личностные: Создание условий для развития коммуникативных навыков. Развитие любознательности
- метапредметные: Формирование познавательных интересов, развитие способности к самостоятельному приобретению знаний, практических навыков и умений по анализу карты
- предметные: Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения. Формирование представлений об особенностях географического положения материка Африка. Продолжить формирование умений работы с географической картой и использования карты как одного из «языков общения».
Виды учебной деятельности:
- Фронтальная
- Групповая
- Индивидуальная
- Практическая работа
- Работа с учебником
Система средств обучения: Физическая карта полушарий, физическая карта Африки, Атлас «география материков и океанов», контурные карты, компьютерная и мультимедийная техника, учебник, тетрадь.
Ход урока
I Организация учебной деятельности
II. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний
-Предлагаю в начале урока просмотреть фрагмент видеофильма .
У: Итак, ребята, Вы просмотрели фрагмент фильма и теперь предлагаю Вам ответить на вопрос: с какими географическими объектами мы с Вами сегодня будем знакомиться? (дети дают варианты ответов). Какому же материку принадлежат данные географические объекты? (Африка) .Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока на сегодня (Физико-географическое положение материка Африка). Итак, тема сформулирована, давайте запишем ее в тетрадь. Для того, что бы рассмотреть данную тему, нам нужно наметить план изучения или определить цели нашего урока. Как Вы думаете, каковы могут быть цели нашего урока? (учащиеся высказывают предположения). У: Итак, что мы знаем о материке Африка? Как мы его себе представляем? (выслушиваем ответы учащихся, что это второй по величине материк, что самая большая пустыня Сахара, что самый жаркий).
У: Молодцы! Мне только хотелось бы добавить и напомнить Вам, что есть основание полагать, что человечество зародилось в Африке и именно оттуда оно распространилось потом по всему миру. Развитая и во многом загадочная цивилизация сложилась в Египте, правители которого посылали экспедиции с исследовательскими и торговыми целями на юг по Нилу и вдоль африканского побережья к Красному морю.
У:Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в воображаемое путешествие вокруг Африки и совершим несколько экспедиций, во время которых будем исследовать особенности этого удивительного материка. Посмотрите содержание учебника и ответьте на вопрос: В какой последовательности авторы учебника предлагают изучать любой материк? (ученики приводят последовательность)
У: Давайте запишем план изучения материка в тетрадь
У: С какой темы начинается рассмотрение каждого материка? (учащиеся дают ответ, что рассмотрение каждого материка начинается с географического положения).
У: Мы с Вами не будем нарушать данный порядок и тоже начнем изучение Африки именно с географического положения. Любой материк имеет свои особенности: Австралия – самый сухой материк, Антарктида – самый холодный, Евразия – самый разнообразный. Это зависит от географического положения материка, т. е. «адреса». ГП влияет на особенности материка: климат, размещение природных зон, хозяйственную деятельность человека.
У: Среди других континентов Земли Африка занимает особое положение. По своим размерам Африка уступает лишь Евразии. Площадь Африки составляет 30, 3 млн. км2 или 1\5 суши нашей планеты. Африка континент контрастов. Около 1\2 ее территории занимают пустыни и полупустыни. Снежные шапки поднимаются над просторами саванн. В Африке протекает самая полноводная река восточного полушария (посмотрите на карту, назовите ее) и самая длинная река мира (определите ее по карте)
Но задача у нас не из легких! Я надеюсь, что в результате нашего воображаемого путешествия вам захочется воочию увидеть красоты этого сказочного материка! На быстроходном морском теплоходе Африку можно обогнуть за 20 дней! А нам предстоит это сделать за 45 минут! Открываем атласы на странице 24 и контурную карту на странице 8. Начинаем наше путешествие , во время которого все географические объекты мы с Вами увидим на физической карте в атласе и будем наносить увиденные объекты на контурную карту. От морского порта города Александрии (нанесите на карту морской порт Александрия) наш путь лежит по Средиземному морю на запад к Гибралтарскому проливу! Пока мы плывем, давайте послушаем стихотворение Н.С. Гумилева об Африке, из которого мы получим первую информацию о материке:
Оглушенная ревом и топотом, Облаченная в пламя и дым О тебе, моя Африка, шепотом В небесах говорят серафимы Про деяния свои и фантазии Про звериную душу послушай Ты на дереве древнем Евразии Исполинской висящая грушей
У: Что хотел сказать нам поэт в этих строках: ) оглушенная ревом и топотом?
Б) Облаченная в пламя и дым?
А) Африка – родина многих крупных животных и слонов, носорогов, жирафов, бегемотов и др.
Б) в Африке часты пожары, как природного так и антропогенного происхождения
Учитель: Как влияет близость Евразии на природу Африки? Если бы на месте Евразии располагался океан, что бы изменилось?
Ученики: материк не был бы таким сухим, выпадало бы больше осадков, и не образовалась бы пустыня Сахара.
Учитель: Мы подплываем к Гибралтарскому проливу, на африканском побережье которого расположена крайняя северная точка Африки — Бен – Секка ( Эль – Абъяд)
Учитель: Наш корабль выходит на просторы Атлантического океана и движется к экватору. Температура воздуха повышается, и становится жарко. Впереди показалась Земля! Что это? (Ищем по карте) Ученики: о- ва Мадейра
Учитель: примерно в 500 км от северо – западных берегов Африки расположены гористые острова Мадейра, принадлежавшие Португалии и представляющие их себя вершины подводных вулканов. На горизонте показались очертания огромной горы! Это действующий вулкан — Тенерифе, расположенный на одном из Канарских островов 120 км от берегов государства Марокко. В древности Канарские острова казались человеку краем света. Геродот писал о них: «Мир кончается там, где нельзя больше ехать…»
Учитель: А для нас это не конец света, и мы плывем дальше! Проплываем западную крайнюю точку мыс Альмади (наносят на карту и записывают в тетрадь) и далее подплываем к самому большому заливу Африки – Гвинейскому. Мы уже почти добрались до мыса Доброй Надежды! Его открыл в 1488 г Бартоломеу Диашом и дал ему название мыс Бурь. Здесь образуются большие волны на стыке двух океанов – Атлантического и Индийского. А позже мыс переименовали в мыс Доброй Надежды, в надежде скоро открыть Индию. Но об этом поговори позже, а сейчас определите и запишите координаты крайней южной точки Африки — мыса Игольного и продолжим плавание. Плывем вдоль восточного побережья острова Мадагаскар, поворачиваем на запад и плывем вдоль восточных берегов! Осталась последняя крайняя точка — восточная, достигнув которую вы должны определить ее координаты. Отметить ее на контурной карте, а координаты записать в тетрадь. Полуостров Сомали еще называют «Африканским рогом» и крайняя восточная точка – мыс Рас- Хафун – расположена на острие «рога» — полуострова Сомали. Наш маршрут подходит к концу. Впереди Красное море. Отметьте его на контурной карте. При изучении какой темы мы уже говорили про это море?
Ученик: В 6 классе при изучении солености вод Мирового океана. Здесь самая большая соленость – 42%.
Учитель: Чем можно объяснить это явление?
Ученик: Красное море находится в тропическом климатическом поясе, где выпадает мало осадков и большое испарение.
Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Осталось проплыть Суэцкий канал. Отметьте его на контурной карте. Раньше здесь был сухопутный перешеек, через который позже прорыли канал. Длина канала – 160 км. Строился он в течение 10 лет. С какой целью его построили?
Учитель: Итак, наше путешествие завершилось. Карта видоизменилась. На ней появились: крайние точки, моря, заливы проливы, острова, полуострова. А теперь нам нужно сделать выводы, которые и станут пунктами плана характеристики ГП Африки.
Ученики: (Крайние точки, протяженность материка, положение материка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана и т.д.)
Учитель: план описания географического положения материка есть и в учебнике на странице …. откройте его. Наша следующая задача – выполнить практическую работу.
III. Выполнение практической работы «Описание географического положения материка Африка». Положение материка относительно экватора, тропиков, нулевого меридиана.
- Среди других материков Африка занимает особое положение на поверхности Земли. Только она одна почти посередине пересекается экватором, следовательно, располагается как в Северном, так и в южном полушарии- Большая часть Африки расположена между двумя тропиками.
- По отношению к нулевому меридиану Африка расположена в Западном полушарии и в Восточном полушарии
2. Крайние точки материка, их координаты.
Мы их уже знаем. Нужно только определить их координаты.
3. Протяженность материка в градусах и в километрах. Нужно решить задачу.
Определить протяженность материка в км с севера на юг,
1) 320+350=67 0
2) 67 0 * 111км = 7437 км
с запада на восток
1)160+ 37 0= 53 2) 53 0 * 102,5=5432,5 км
4. Положение материка в климатических поясах.
Африка расположена в 4 климатических поясах: 1) экваториальном 2) субэкваториальном 3) тропическом поясах 4) северная и южная окраины ее заходят в субтропический пояс.
5. Моря и океаны, омывающие материк (
Материк омывают Атлантический и Индийский океаны, Средиземное море на севере, Красное море на северо – востоке.
От Европы Африку отделяют неглубокий и узкий Гибралтарский пролив и Средиземное море.
На северо – востоке узкий Суэцкий перешеек соединяет ее с Евразией.
6. Положение материка относительно других материков.
Африка далеко находится от других материков за исключением Евразии.
IV. Изучение история исследования береговой линии и центральных частей материка. Задание учащимся. Используя текст учебника заполнить таблицу:
Имя исследователя | Дата (время) | Результаты исследования |
|
|
|
V. Закрепление
Географический диктант.
Учащимся раздается печатный вариант вопросов, они отвечают и далее происходит взаимопроверка.
Самый большой остров Африки Площадь Африки Крайняя северная точка . Африка почти посередине пересекается …. От Европы Африку отделяет неглубокий и узкий пролив. Крайняя южная точка На северо – востоке соединяется с Евразией перешейком. Самый крупный полуостров Африки. Большой залив Африки Крайняя западная точка. Крайняя восточная точка
VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок.