Тема: «Умножение и вычитание: порядок выполнения действий»
Тип урока: открытие нового знания
Цели:
1) научить выполнять вычисления в выражении без скобок, в которых встречается умножение и вычитание;
2) закрепить умение составлять числовые выражения по рисунку;
3) формировать умение составлять задачу по выражению;
4) развивать умение анализировать и делать выводы.
Планируемые результаты:
- личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- метапредметные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в сотрудничестве; умение сравнивать; доказывать; анализировать; умение контролировать и оценивать учебные действия; освоение начальных форм познавательной рефлексии;
- предметные: умение считать, решать задачи, выполнять арифметические действия.
Оборудование: учебник, карточки с буквами, карточки с заданиями, стрелочки, смайлики для рефлексии.
Ход урока
1.Орг. момент.
-Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, подарим гостям улыбки. - Ребята и урок я хочу сегодня начать иначе.
Чему мы учимся на уроке математики? (ответы детей)
Где в повседневной жизни вы встречались с математикой?
- В магазине, когда что-то покупаем. Когда делаем ремонт в квартире. Измеряем, сколько нужно обоев, сколько плитки. Когда едем в машине, сколько бензина нужно залить, сколько километров проехали.
- Математика нужна во многих областях. И ни одна из профессий, которую вы выберете, став взрослыми, не может обойтись без знания математики. Строителю она нужна, чтобы рассчитать, сколько материалов нужно для строительства здания; врачу, чтобы рассчитать норму лекарства или создать новое лекарство от всех болезней; инженеру, чтобы создать новую совершенную машину, фермеру, чтобы знать, сколько корма потребуется на зиму животным, которых он выращивает. Без математики не может обойтись ни одна наука: ни химия, ни физика, ни астрономия.
Ещё в 18 веке знаменитый во всём мире учёный, наш соотечественник,
Михаил Васильевич Ломоносов, член Академии наук, талантливый физик и химик сказал: «Математику уже за тем учить надо, что она ум в порядок приводит».
- Ну, что ж, будем приводить свой ум в порядок?
Для классной работы предлагаю вам 2 пути: 1 путь- тяжелый, где вам придется думать, искать, догадываться, рассуждать, но главное, будете работать сами. 2 путь- легкий, где я все объясню, расскажу, покажу, вам нужно будет только меня слушать. Итак, Настраиваемся на урок.
Предлагаются 2 пути: желтая стрелка тяжелый, зеленая стрелка легкий путь. Дети выбирают, встают. Хорошо, ребята, так почему же вы выбираете нелегкий путь, ведь я вам часто говорю в математике нужно искать более легкие пути решения? - Объяснения детей своего выбора. –
- А что же вы мне позволите делать? А что же буду делать я?
Вы с нами?!
Анишит Йокоповна вместе с Асырк и Торк прислала нам послание на сегодняшний урок, но прочитать мы его сможем, если только правильно решим ее примеры и отгадаем буквы.
Решите примеры и отгадайте зашифрованное слово. Удачи
2. А теперь начинается ваш самостоятельный путь и мы работаем в парах.
Ваша задача решить устно задачи, предложенные мной, помня о том, что вы работаете в парах. Решаем задачи устно.
У 3 куриц по 2 цыпленка. Сколько всего у них цыплят?
Если собрать с дуба, ясеня и осины по 3 листа, сколько листьев будет в осеннем букете?
У одной кошки 4 лапы. Сколько лап у 3 кошек?
Мама дала Мише и Маше по 5 конфет. Сколько всего конфет дала мама своим детям?
У Маши есть брат Миша. Сколько братьев у Маши?
Каждый день Катя читает по 2 страницы из своей любимой книги, сколько страниц она прочитает за 3 дня?
Папа купил яблоки и раздал их 3 своим дочерям по 2 каждой. Сколько яблок купил папа?
На столе стояли 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе?
Одна кошка съедает 3 пакетика корма в день. Сколь пачек она съест за 3 дня?
Сколько колес у 3 машин марки «Калина»?
Во 2В классе 23 ученика, сколько учеников останется во 2 В, если 5 учеников заболеет?
У Вити 5 друзей и у Коли тоже 5 друзей, мальчики н знакомы друг с другом. Сколько у них всего друзей?
3. Следующий этап вашего самостоятельного пути - это арифметический диктант. Запишите цифрами то, что я буду говорить:
1.1дес.и 6ед;
2.7дес.;
3. Запишите, сколько см в 1 дм ;
4.Запишите сколько кг в 1 центнере
5.Запишите наименьшее двузначное число;
6. Запишите наименьшее трехзначное число;
7.Запишите, сколько см в 1 метре.
Проверим ваши ответы: поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и быстро проверьте его ответы по доске
16, 70, 10 см, 100 кг, 10, 100,100см,
4. Игра «Сортировщик» (карточки на доске)
3+8= 4*3= 15+15= 2+2+2+2= 3*3= 2*1=
9+10=0 7*0= 6*2=
7+4= 6+4*2=
Разделите эти карточки на две группы, обратите внимание на действия, указанные на карточках. Какую карточку вы не смогли отнести ни к одной группе? Почему
5. Постановка проблемного вопроса.
А теперь давайте с вами поработаем по учебнику. На какой странице мы должны открыть учебник? Как называется тема нашего сегодняшнего урока?
Маша и Миша любят решать примеры. Но вот им встретился такой пример, из-за которого у них сразу же возник спор: Маша считает, что 3+3·6=21, а Миша считает, что 3+3·6=36
Кто же из них прав? (обсудите в парах) - Как же решать выражения без скобок, в которых сразу встречается и сложение и умножение? Можем ли мы помочь Маше и Мише решить их спор? Почему?
Почему в одном и том же выражении получились разные результаты?
Как считала Маша? А как Миша считал?
Для удобства принятия решения о последовательности выполнения действий и чтобы не возникало таких споров и проблем как у Маши и Миши их разделили на две ступени: первая ступень — сложение и вычитание, вторая ступень —умножение и деление. |
При нахождении значения выражения действия выполняются в следующем порядке: Если в выражении присутствуют действия двух ступеней, т.е. умножение, сложение и вычитание, тогда в первую очередь выполняются действия второй ступени (т.е. умножение), а во вторую действия первой ступени (т.е. сложение и вычитание). |
Чтение правила на с.122
6. Первичное закрепление. Работа по учебнику.
Получили новые знания, теперь попробуем применить их на практике.
Я думаю, что можем смело приступать к выполнению №4 помня о порядке выполнения действий, работаем один ученик у доски с комментированием, остальные в своих тетрадях.
Определите порядок выполнения действий в арифметическом выражении и выполните вычисления.
7. Физ. минутка
(устно) №5: составьте задачу. Анишит Йокоповна узнала, что мы начинаем решать задачу. Она объявляет «Конкурс на лучшую задачу» и тот, кто станет ее победителем, запишет решение у доски и получит благодарность лично от Анишит Йокоповны. Кто хочет?
А теперь посмотрите на №6, какое это задание? А давайте с вами проверим по силам ли нам это сложное задание. Т.к. сегодня вы выбрали тяжелый путь и работаете без моей помощи, то задание нам читает Галя, а вы думаете, как его сделать, кто догадался запишет на доске, а остальные проверят и запишут в свои тетради.
Если останется время сделать задание в ТПО с. 54 № 1, сверху в кружочках указать порядок действий 1, 2, 3 и найти значение выражения.
8. Рефлексия
А сейчас я предлагаю Вам ребята оценить себя и свою работу на уроке, т.к. вы сегодня выбрали тяжелый путь и проделываете его самостоятельно, то и оценить себя тоже вы должны самостоятельно.
Ребята, выберите по цвету стрелочки и встаньте под ними
Зелёная стрелка – на уроке всё было понятно, задания выполняли легко и не испытывали трудностей;
Синяя стрелка – испытывали незначительные трудности, обращались за помощью к учителю и ребятам;
Красная стрелка – постоянно прибегали к помощи, но испытывали интерес к работе.
Спасибо за урок. Молодцы! Вы поднялись ещё на одну ступеньку знаний, надеюсь с каждым уроком мы с вами будем все выше и выше на пути к вершине знаний!
9. Домашнее задание
Д/з. ТПО с. 54 № 2, 3
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №28»
Открытый урок по математике
В рамках декады учителей начальной школы
Тема: «Умножение и вычитание: порядок выполнения действий»
Тип урока: открытие нового знания
Подготовила: учитель начальных классов
Юртайкина О.А.
Саранск 2018