Технологическая карта урока математики по теме
«Математика вокруг нас. Числа в стихах, загадках, пословицах и поговорках».
1 класс
Предмет: Математика. УМК «Школа России»
Тип урока: Комбинированный урок
Тема урока: «Математика вокруг нас. Числа в стихах, загадках, пословицах и поговорках».
Цель: формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регултивных) учащихся 1Д класса в предметной области «Математика» через включение в монопроект по теме: «Математика вокруг нас. Числа в стихах, загадках, пословицах и поговорках».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- овладение способностью принимать и сохранять учебные задачи; формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность; формирование умения формулировать тему и цель урока с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение, определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем. ( регулятивные УУД)
- формирование умения работать с информацией (осуществлять поиск и выделять необходимую информацию), овладение операциями мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, группировка, обобщение, выделение лишнего; формирование основ квалифицированного читателя (познавательные УУД)
- формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, распределять роли в паре и группе и выполнять соответствующие ролям функции; формирование умения работать в подготовленной информационно-образовательной среде, осуществлять выбор (партнёра, материалов и инструментов, разноуровневых заданий в карточках, выбор центров) (коммуникативные УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- познакомить с использованием математических знаний в жизни;
- развивать математическую речь, внимание, аналитическое мышление, формировать умения выделять существенные признаки и свойства;
- воспитывать интерес к предмету, дисциплинированность.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся отбирать и классифицировать информацию по разделам стихотворения, загадки, пословицы, поговорки; применять навыки счёта и знание состава чисел, работать в парах, группах, центрах активного взаимодействия; слушать собеседника и вести диалог; слушать учителя и выполнять его требования.
Технологии: технология проблемного диалога, проектная деятельность.
Оборудование урока:
- инструкционные карты,
- разноуровневые карточки для работы в центрах активного взаимодействия,
- книги с загадками, стихами, пословицами и поговорками,
- листы самооценки,
- цветные карандаши, клей, спичечные коробки, цветная бумага, картон, ножницы.
Ход урока
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Мотивация к учебной деятельности. | Создание мотивационного успеха Прозвенел сейчас звонок, Начинается урок. Начинаем мы опять Решать, отгадывать, считать! Мы в первом классе учимся! Всё у нас получится! Пожелаем всем удачи – За работу, в добрый час! - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успехов! | Хоровое проговаривание стихотворения, эмоциональный настрой на урок. | Коммуникативные УУД - активное взаимодействие со сверстниками; - проявление доброжелательного внимания к окружающим. Регулятивные УУД: - организация своего рабочего места |
2 | Постановка проблемной ситуации. | Мозговой штурм - Какое сегодня число? - Сколько дней в этом месяце? - Какой по счёту день недели? - Сколько дней в неделе? - Сколько месяцев в году? - Назови номер своей квартиры. - На каком этаже ты живёшь? - В каком классе ты учишься? - Назови номер своей школы. - Знания какого предмета помогли вам быстро и правильно ответить на мои вопросы? - Что же является главным на уроке математики и без чего нам не обойтись в жизни? Слайд1 - Как понимаете смысл выражения «Математика всюду»? - Приходилось ли вам в жизни вне школы встречаться с математикой и где? - Приведите примеры ситуаций, когда на уроках обучения грамоте и письму, других предметов приходилось использовать числа? Слайд2 - Посмотрите на экран и постарайтесь ответить на вопрос: « Как данные произведения связаны с нашим уроком математики? -Вывод: В названиях произведений есть числа. | Ответы на вопросы, формулировка темы урока. | Личностные УУД: - развитие положительной мотивации Регулятивные УУД: - определение цели учебной деятельности; - поиск средства её осуществления. Познавательные УУД: - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли полно и точно. |
3 | Актуализация знаний. | Фронтальная работа. Математика встречается всюду: на зданиях школы, на домах, на дверях квартиры, на машинах, на уроках обучения грамоте считаем звуки, буквы, слоги, на уроке рисования узнали, сколько цветов у радуги, на окр. мире говорили, что у насекомых 6 ног и т.д. И сегодня мы с вами будем говорить о числах в литературных произведениях. - Математика встречается и в загадках. Посмотрим, сумеете ли вы услышать в загадках числа. Слайды3-9
Вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк. (паук – число 8)
Из овечьей шерсти тонкой. Как гулять – так надевать, Чтоб не мёрзли пять да пять! (варежки – число 5, 2)
Не глаза, а три огня. Он по очереди ими Сверху смотрит на меня. (светофор – число 3)
Мы не мыши и не кошки. Хоть мы все имеем спинки, Мы не овцы и не свинки. Мы не кони, хоть на нас Вы садились много раз. (стул – число 4)
С неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина У неё теперь ангина. (град – число 6)
И сто дней не вынимали. А копать под осень стали, Не одну нашли, а десять. (картофель – число 1, 10, 100)
А друг друга не видят. (глаза – число 2) | Отвечают на вопросы, отбирают и классифицируют информацию. | Личностные УУД: - развитие положительной мотивации Регулятивные УУД: - развитие умения сверять свои действия с целью и исправлять ошибки с помощью учителя, умение вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения. Познавательные УУД: - умение выстраивать логическую цепь рассуждений. |
4 | Физкультминутка | Организация отдыха детей с целью снятия эмоционального напряжения и подготовки руки к выполнению практической работы. Слайд10 Буратино потянулся. Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развёл, видно ключик не нашёл. Чтобы ключик нам достать. нужно на носочки встать. Раз, два – выше голова, Три, четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть, Семь, восемь – лень отбросим.
| Выполняют движения под руководством учителя. | Личностные УУД: - развитие положительной мотивации Коммуникативные УУД: - умение работать в группе. |
5 | Работа над проектом. | Организация работы над проектом. Слайд 11 - 15 - Теперь мы готовы к работе, и я предлагаю вам сегодня начать создавать книгу под названием «Математика вокруг нас». - Какие страницы могут быть в этой книге? (с точки зрения жанров литературных произведений) - Работать с вами будем в центрах активности: «Литературный центр», «Научный центр», «Центр рисования», «Центр конструирования», «Исторический центр», можно работать одному, либо в паре или группе. В каждом центре есть консультант. Работу начинайте с инструкционной карты.
Выступления от каждого центра. | Отвечают на вопросы, отбирают и классифицируют информацию, выполняют практическую работу. | Личностные УУД: - развитие положительной мотивации Регулятивные УУД: - развитие умения сверять свои действия с целью и исправлять ошибки с помощью учителя, - умение вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения. Познавательные УУД: - умение выстраивать логическую цепь рассуждений. Коммуникативные УУД: - умение слушать других, - умение строить отношения в сотрудничестве, быть готовым изменить свою точку зрения. |
6 | Рефлексия. | Слайд 16 - Где можем применить знания, полученные на уроке? - Оцените свою работу, заполните лист самооценки. - Заинтересовала ли вас работа, которую мы выполняли? Закрасьте смайлик соответствующим цветом. Оформление последней страницы из книги. | Оценивать свою работу на уроке. | Личностные УУД: - освоение роли ученика - формирование интереса к учению. Регулятивные УУД: - умение проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные УУД: - осуществление поиска и выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД: - умение слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою. |
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
- учащиеся будут учиться уважительно относиться к мыслям других людей, учитывать разные точки зрения;
Регулятивные:
- учащиеся будут учиться формулировать тему и цель урока с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и работать по плану, высказывать своё предположение; определять успешность выполнения задания в диалоге с консультантом в группе и учителем.
Познавательные:
-учащиеся будут учиться отбирать и классифицировать информацию по разделам стихотворения, загадки, пословицы, поговорки; применять навыки счёта и знание состава чисел.
Коммуникативные:
- учащиеся будут учиться работать в парах, группах, центрах, вести диалог, четко выражать свои мысли.
Предметные:
- учащиеся закрепят навыки счёта и знания состава чисел в пределах 10, будут учиться развивать математическую речь.