«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок математики 3 класс «Вычитание»

Разработка будет полезна учителям начальных классов

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Министерство науки и образования Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»



44.02.02 Преподавание в начальных классах



КОНСПЕКТ ПРОБНОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ

МБОУ «СОШ №8» г. Астрахани

Класс: 3 В, Тема: «Вычитание. Закрепление»







Студент: Истиярова А.Р.

Учитель: Сычева Е.В.

Методист: Рябова Н. Ю.

Оценка за урок: ______________





Астрахань, 2023

Тема: Вычитание трёхзначных чисел. Закрепление

Цель. Закрепить знания о вычитании трехзначных чисел, сформировать умение решать текстовые задачи на вычитание.

Задачи:

- Предметные-

• научаться выделять составные части задачи;

• выполнять краткую запись условия;

• выделять условие и вопрос задачи

• помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

- Личностные УУД:

• формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД:

• учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

- Познавательные УУД:

• ориентироваться в материале учебника и находить нужную информацию по заданию учителя, извлечение необходимой информации из текстов; использовать приобретенные знания в практической деятельности

- Коммуниккативные УУД:

• формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Оборудование: учебник и рабочая тетрадь «Математика» 3класс В.Н. Рудницкая, Т.Н. Юдачева, линейка, компьютер, презентация.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Аэлита Рамисовна, и сегодня у вас урок математики проведу у вас я. Проверьте у всех ли есть ручка, тетрадь, учебник. Тихо сели


Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!

Слушают учителя, настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку

Личностные:

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов; развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим;

Регулятивные:

Организация рабочего места.

Познавательные:

Умение воспринимать речь учителя.

Коммуникативные: Формирование умения общаться с учителем;

Подведение к теме

- Ребята, давайте вспомним, с каким действием над трехзначными числами вы познакомились на прошлом уроке?

-Верно. Как мы записываем примеры на сложение или вычитание трехзначных чисел?

С какого разряда начинаем вычитать?

- Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, посмотрите на слайд и прочитайте пословицу, как вы ее понимаете?

- С какой темой вы познакомились на прошлом уроке?

-Как вы думаете, чему будет посвящен сегодняшний урок, что мы будем сегодня делать?

-Верно. Тема сегодняшнего урока:

-А теперь скажите, какую цель мы поставим на сегодняшний урок?

- А что мы для этого будем делать?



-Ребята у вас на партах лежат листочки. Это алгоритм вычитания трехзначных чисел. Восстановите его в парах

-Теперь давайте проверим, правильно, ли вы его составили.

-Поднимите палец вверх если вы верно составили алгоритм. Опустите палец вниз, если ваш алгоритм составлен неверно.




- На прошлом уроке мы познакомились с вычитанием трехзначных чисел


-Пишем единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.

-С разряда единиц

Говорят свое мнение

- Мама главный человек для каждого, так же и повторение важно для учения, если мы не будем повторять, то не будет успехов в учении, знания не будут прочными.


- Вычитание трёхзначных чисел


Мы будем повторять прошлую тему

- Закрепление вычитания трёхзначных чисел


- Повторить вычитание трехзначных чисел

-Выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел. Решать задачи и примеры

Алгоритм сложения и вычитания:

Познавательные:

Умение учащихся применять знания устного счета, делать вывод на основе анализа материала; умение воспринимать речь учителя.

Регулятивные: выполнение заданий; умение действовать по плану; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности

Устный счет

- Открываем тетрадь, записываем число, классная работа. Какое сегодня число?

- Что вы можете сказать об этом числе?


- Верно, из каких разрядных слагаемых состоит число 26?

- Назовите соседей этого числа

- Верно, добавьте к числу справа в записи 0. Какое число получилось?

- Что вы можете сказать об этом числе?


- Молодцы, теперь запишите это число до конца строки, пропуская между числами одну клетку. (на слайде и на доске показ образца)

- А сейчас я буду говорить вам высказывания, если вы согласны, то ставите +, если не согласны, то –

1. 18 больше 9 на 9?


2. Сумма чисел 54 и 50 равна 4?


3. 69 меньше 96?


4. За числом 74 следует число 73?


5. 97 меньше 60 на 37?


6. Если к 51 прибавить 9, получится 60?


7. Разность чисел 78 и 30 равна 40?


8. 52 больше 30 на 22?


9.Если 24 разделить на 3, получиться 6?


10.Числа 36 нет в таблице умножения на 9

- Теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу по слайду

+, -, +, -, -, +, -, +, -, -

- Если задание выполнено правильно, то поставьте на полях +, а если нет, то знак ?

- Поднимите руку, кто справился с заданием, у кого есть ошибки?

- Если есть ошибки, это значит, вам нужно повысить свои знания именно в этой области, не расстраивайтесь

- А сейчас откройте учебник на странице 71, номер 4

- Что нужно сделать?

- Да, нам нужно выполнить вычитание столбиком. При решении примеров проговариваем вслух все действия, которые выполняете. Один ученик работает у доски (меняется), остальные в своих тетрадях.

- Приступаем к выполнению

- 26 октября


- оно двузначное, состоит из 2 десятков и 6 единиц

- 20 + 6


- 25 и 27

- 260


- оно трёхзначное, в нём 2 сотни 6 десятков и ноль единиц. Соседи числа 259 и 261










































- Выполнить вычитание

- Из 364 вычитаем 191. Вычитаю единицы, 4-1 = 3, пишу под единицами. Вычитаю десятки, 6 – 9 нельзя вычесть, занимаем сотню, 16 – 9 = 7, пишу под десятками. Вычитаю сотни, так как одну сотню занимали, 2 – 1 = 1, пишу под сотнями. Получается 173.


Из 243 вычитаем 162. Вычитаю единицы, 3-2=1, пишу под единицами. Вычитаю десятки, 4 – 6 нельзя вычесть, занимаем сотню, 14 – 6 = 8, пишу под десятками. Вычитаю сотни, так как одну сотню занимали, 1 – 1 = 0, не пишем. Получается 81.


Из 627 вычитаем 266. Вычитаю единицы, 7-6=1, пишу под единицами. Вычитаю десятки, 2-6 нельзя вычесть, занимаем сотню, 12 – 6 = 6, пишу под десятками. Вычитаю сотни, так как одну сотню занимали, 5 – 2 = 3, пишу под сотнями. Получается 361.


Из 938 вычитаем 52. Вычитаю единицы, 8-2=6, пишу под единицами. Вычитаю десятки, 3-5 нельзя вычесть, занимаем сотню, 13 – 5 = 8, пишу под десятками. Вычитаю сотни, так как одну сотню занимали, 8 – 0 = 8, пишу под сотнями. Получается 886


Из 429 вычитаем 87. Вычитаю единицы, 9 - 7 =2, пишу под единицами. Вычитаю десятки, 2-8 нельзя вычесть, занимаем сотню, 12-8=4, пишу под десятками. Вычитаю сотни, так как одну сотню занимали, 3– 0 = 3, пишу под сотнями. Получается 342


Из 813 вычитаем 20. Вычитаю единицы, 3-0=3, пишу под единицами. Вычитаю десятки, 1-2 нельзя вычесть, занимаем сотню, 11-2=9, пишу под десятками. Вычитаю сотни, так как одну сотню занимали, 7 – 0 = 7, пишу под сотнями. Получается 793


Познавательные:

Умение учащихся применять знания устного счета, делать вывод на основе анализа материала; умение воспринимать речь учителя.

Работа по теме

-Давайте прочитаем задачу под номером 11 на стр. 72

-О ком идет речь в задаче?

-О чем идет речь в задаче?

-Сколько мастер должен сделать по плану игрушек?

-А сколько мастер сделал?

-Что нам нужно узнать в задаче?

-Ребята, а что значит, перевыполнил план?

-Верно, а теперь давайте попробуем в вопросе использовать слово больше. Какой вопрос мы получим?

-Как мы покажем в краткой записи, на сколько мастер сделал больше игрушек? С помощью чего?



-Да, правильно, давайте запишем условие. Какие слова возьмем для краткой записи?


-Как мы узнаем, насколько мастер перевыполнил план?



-Верно, давайте запишем решение. Как запишем решение?


















-Давайте запишем ответ. С чего будет начинаться ответ задачи?






-О мастере

-Об игрушках


-150 штук

-212 штук

-На сколько мастер перевыполнил план

-Это значит, что мастер сделал больше игрушек

-На сколько больше мастер больше сделал игрушек

-Покажем с помощью вертикальной линии




По плану-150 игр. На ? иг. б.

Сделал- 212 игр.

-Чтобы узнать, насколько число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее.


-Запишем решение в столбик

- Из 212 вычитаем 150

1) Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями

2) Вычитаю единицы: из 2 вычесть 0, будет 2. Пишу 2 под единицами

3) Вычитаю десятки: из 2 вычесть 5 нельзя, занимаем у сотен, 1 сотню, 1 сотня это 10 десятков, поэтому над десятками пишем 10. К 10 десяткам прибавляем 1 десяток, получается 11. Из 11 вычитаем 5, получается 6. Пишу 6 под десятками

4) Вычитаем сотни: было 2 сотни, осталась 1 сотня. Из 1 сотни вычитаю 1 сотню, будет 0 сотен. 0 впереди числа не пишем.

_212

150

62

Записывают 212-150= 62 (иг.)

- Ответ будет начинаться с предлога на.

Ответ: на 62 игрушки мастер перевыполнил план

Личностные:

Проявление познавательного интереса к математике; положительное и адекватное представление об учебной деятельности.

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные:

выполнение задания умение осознанно; строить речевые высказывания в устной и письменном виде

ФМ

- Ребята, я вижу, вы немного устали, давайте отдохнем.

-Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться.

2 – нагнулись до земли

И не раз, а раза три.

3 – в ладоши хлопаем.

На 4 – руки в боки,

Дружно делаем подскоки.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пора.

-Слушают учителя, повторяют движения

Регулятивные

Умение соотносить свои действия с действиями учителя; Умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную; Коммуникативные

Умение слушать;

Работа по теме урока

Давайте прочитаем задачу номер 16 стр. 73


-О чем идет речь в задаче?

-Что сказано о первых блюдах?

-Что сказано о вторых блюдах?


-Знаем ли мы, сколько всего приготовили вторых блюд?

-Как мы это покажем в задаче?



-Что нам нужно узнать в задаче?


-Как мы покажем в краткой записи, на сколько больше приготовили вторых блюд, чем первых


Запишем краткую запись




-Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

-Что нам нужно узнать, чтобы ответить на вопрос задачи?

-Что для этого сделаем?


-Как мы узнаем, на сколько больше приготовили вторых блюд, чем первых?



-Как мы сможем найти?


-Верно, теперь мы можем ответить на вопрос задачи?

-Давайте запишем решение. Как запишем решение?



































-Запишем ответ. Прочитайте вопрос задачи




- Откроем учебник на странице 75 и посмотрим на упражнение 29.

- Кто прочитает задачу?

- О чем или о ком говориться в задаче?

- О каких фруктах?

- Что известно о яблоках?

- А о грушах и апельсинах что-нибудь сказано?

- Что нужно узнать?


- Прочитайте 2 абзац задачи.

- Что нужно сделать?

- Что значит подбором?


-Давайте для наглядности за яблоки возьмём зелёные квадратики, за апельсины- оранжевые, за груши- жёлтые. (наглядно показываю на доске) Итак, мы каждого вида по 1 квадратику взяли. Сколько фруктов получилось?

- А сколько фруктов должно лежать в вазе?

- Что еще нам известно о фруктах?


- Можем ли мы узнать, сколько фруктов каждого вида лежит в вазе, имея эти данные? Как?


- Удалось ли нам решить задачу?

- Можно ли решить задачу другим способом?

- Как?


- Сколько видов фруктов в вазе?

- Значит, сколько фруктов каждого вида лежит в вазе?

Может ли быть другое решение в этой задаче? Почему?

- Молодцы






-О первых и вторых блюдах

-Сказано, что приготовили 530 первых блюд

-Приготовили 287 вторых блюдах из мяса и 418 вторых блюд из овощей.

-Нет

-Фигурной скобкой




-На сколько больше приготовили вторых блюд, чем первых

-Покажем с вертикальной черты



П

?

ервое-530 б.

?б. На б.


-Нет


-Нужно узнать, сколько всего приготовили вторых блюд

-Сложим кол-во блюд из мяса и кол-во блюд из овощей

-Чтобы узнать, на сколько одно число меньше другого, надо из большего вычесть меньшее.

-Нужно из общего количества вторых блюд вычесть количество первых блюд

Да


-Запишем решение в столбик

1) к 287 прибавляем 418

- Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями

1) Складываю единицы: к 7 прибавляю 8, будет 15. Пишу под единицами 5, а 1 десяток запоминаю и переношу в десятки

2) Складываю десятки: к 8 прибавляю 1, будет 9, прибавляю еще 1, получается 10. 0 пишу под десятками, а 1 сотню запоминаю

3) Складываю сотни к 2 прибавляю 4 будет 6, прибавляю еще 1. Пишу 7 под сотнями.

+287

418

705

287+418=705(б.)- вторых



2) Из 705 вычитаем 530

1) Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями

2) Вычитаю единицы: из 5 вычесть 0, будет 5. Пишу 5 под единицами

3) Вычитаю десятки: из 0 десятков нельзя вычесть 3 десятка, занимаю в разряде сотен 1 сотню, это 10 десятков. Пишу 10 над десятками. Из 10 вычесть 3 будет 7 десятков. Пишу 7 под десятками.

4) Вычитаем сотни: было 7 сотни, осталась 6 сотен. Из 6 сотен вычитаю 5 сотню, будет 1 сотня. Пишу 1 под сотнями.

-705

530

175


705-530=175 (б.)

-Читают вопрос (На сколько больше приготовили вторых блюд, чем первых?)

Ответ: на 175 блюд больше приготовили вторых блюд, чем первых.








- Читают задачу

- О фруктах

- О яблоках, грушах и апельсинах

- Что их на 2 шт.больше, чем груш

- Нет, но сказано что всего фруктов 5 шт.

- Сколько фруктов каждого вида лежит в вазе.

- Читают

- Решить задачу подбором

- Подставить любое число так, чтобы получился ответ.





- 3

- 5

- Нам известно, что яблок на 2 шт. больше, чем груш.

Добавим ещё 2 яблока(2 зелёных квадратика) и посчитаем общее количество фруктов. Получилось 5шт., как и сказано в задаче.

- Да

- Да

- Из общего количества фруктов вычесть разницу яблок и груш. То есть 5 - 2 = 3

- 3

- 3 яблока, 1 груша, 1 апельсин



Нет, не может. Если груш будет не одна, а две, тогда яблок должно будет быть 4, 2+4 = 6, а это уже больше 5

Личностные:

Проявление познавательного интереса к математике; положительное и адекватное представление об учебной деятельности.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные:

выполнение задания умение осознанно; строить речевые высказывания в устной и письменном виде

Самостоятельная работа

- Ребята, у вас на столах лежат карточки. Эту работу вы выполняете самостоятельно. Вам нужно решить примеры в столбик

1в.

188-65=

309-145=

694-209=

147-119=28


2в.

789 – 186=

544-86=

671 - 237 =

777-49=


-А теперь поменяйтесь со своим соседом по парте тетрадями. И ваш сосед проверит работу. посмотрите на слайд там правильные ответы. Если у вашего соседа пример решён правильно рядом с примером ставим + карандашом, если пример решен неверно ставим знак?

- Снова поменяйтесь тетрадями. Кто не допустил ни одной ошибки, поднимите руку. Кто сделал 1-2 ошибки? Кто 3 и более?




1в.

188-65=123

309-145=164

694-209=485

147 - 119=28


2в.

789 – 186=603

544-86=458

671 - 237 =434

777- 49=728


На слайде





Личностные:

Проявление познавательного интереса к математике; положительное и адекватное представление об учебной деятельности.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные:

выполнение задания умение осознанно; строить речевые высказывания в устной и письменном виде

Итог. Рефлексия

- Ребята, какую цель мы поставили с вами в начале урока?

- Достигли мы ее?

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

-А какие числа мы вычитали?

-Что вам понравилось на уроке?

- Теперь оцените свою работу на уроке. Если вы поняли сегодняшнюю тему, узнали что-то новое, и у вас не было затруднений, поднимите вверх зелёный квадратик. Если у вас остались какие-то вопросы, и вы не совсем разобрались в материале, то поднимите желтый квадратик.

Если вы не поняли сегодняшнюю тему, не узнали ничего нового, и у вас было много затруднений поднимите красный квадратик.

- Спасибо за урок, ребята, мне было приятно с вами работать! До свидания!



-Достигли

-Решали примеры и задачи на вычитание

-Трехзначные




Коммуникативные:

Умеет вступать в диалог.

Личностные: Аргументировано оценивают свои работы.

Регулятивные:

Оценивает и анализирует результат своего труда, определяет то, что у него лучше всего получилось.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее