«Осенний фестиваль знаний 2024»

Открытый урок математики в 5 классе «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Пояснительная записка

Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей

Возраст учащихся, класс: 5 класс

Характеристика класса:

Общеобразовательный класс со средним или выше среднего показателем качества обученности

Форма проведения урока: фронтальная, групповая, индивидуальная

Тип урока: урок открытия новых знаний

Программа: Математика. 5-6 классы

Базовый учебник: Н.Я Виленкин, В.И. Жохов, А.С Чесноков, С.И. Шварцбурд «Математика» 5 класс.

Количество часов: 170 учебных часов в год, 5 учебных часов в неделю

Цель: Создание условий для конструирования алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей

Задачи:

  • Активизировать знания учащихся о проблемах сохранения окружающей среды.
  • Побудить учащихся к открытию способа сложения и вычитания десятичных дробей.
  • Организовать в совместной деятельности с учащимися принятие цели и задач урока.
  • Развивать умения учащихся складывать и вычитать десятичные дроби.
  • Создать условия для формирования у учащихся ключевых компетенций
  • Воспитывать в учащихся потребность быть грамотным природопользователем, способствовать развитию активной гражданской позиции.
  • Создать комфортную образовательную среду.

Содержание (краткая аннотация)

Данный урок состоит из 10 этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения ребенка в учебный процесс.

В содержании урока используются задачи с экологическим содержанием. Урок был создан мною в 2014 году для класса, в котором часть ребят – дети, испытывающие трудности в обучении. Результат урока превзошел мои ожидания, так как дети с огромным интересом включились в урок, искренне поразились теми числами при решении задач, которые показывали, насколько серьезно страдает наша природа, почувствовали себя настоящими экологами.

Я считаю, что и математические знания учащихся в результате урока, несомненно, приросли. Причем, самостоятельно конструируя алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей с помощью разрядной таблицы, большой процент учащихся хорошо усвоили новую тему, относительно самого правила ошибок практически не делали (88% качества и 100% справились с проверочной работой).

Список использованной литературы и интернет-ресурсов:

1.Медведева Ю.Б. Сборник математических задач с экологическим содержанием http://nsportal.ru/user/134990

2. Леонтьева М.Р., главный редактор издательства «Просвещение» статья Жизнь на уроке должна быть подлинной

3. Юдмилов Д.С., Дышинский Е.А., Лурье А.М. Некоторые вопросы проблемного обучения математике: Пособие для учителей.-Пермь, 1975.

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. М.: Просвещение, 2011

5. Математика.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд.-25-е изд.,стер.-М.:Мнемозина,2009.-288с.:ил.

Приложение:

Используемые технологии, методы и приемы:

  • Коллективные способы обучения: работа в парах.
  • Технология критического мышления: создание проблемной ситуации.
Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Комсомольска-на-Амуре

















Открытый урок математики в 5 классе

«Сложение и вычитание десятичных дробей»





Автор: учитель математики

первой квалификационной категории

Колосовская Елена Викторовна











2014г.

Конспект открытого урока в 5В классе по теме

«Сложение и вычитание десятичных дробей»

Цель: Создание условий для конструирования алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей

Задачи:

  • Активизировать знания учащихся о проблемах сохранения окружающей среды.

  • Побудить учащихся к открытию способа сложения и вычитания десятичных дробей.

  • Организовать в совместной деятельности с учащимися принятие цели и задач урока.

  • Развивать умения учащихся складывать и вычитать десятичные дроби.

  • Создать условия для формирования у учащихся ключевых компетенций .

  • Воспитывать в учащихся потребность быть грамотным природопользователем, способствовать развитию активной гражданской позиции.

  • Создать комфортную образовательную среду.



I Оргмомент. Эпиграф: О дробь десятичная!

Удобная и практичная,

Место запятых знай,

Любую задачу решай!

Здравствуйте, ребята.

Ровно встали, тихо сели,

Головами повертели.

Очень сладко потянулись

И друг другу улыбнулись.

Прозвенел сейчас звонок

Начинаем наш урок.


II Введение в тему.

-Перед вами лежит таблица успешности, в которой вы должны оценить каждое выполняемое вами задание во время урока. (максимальный балл за каждое задание - 3 балла).

- А сейчас я хочу предложить вам интересное задание: откройте 1-ый лист «Экологическая шифровка» и обведите в кружок заглавные буквы тех высказываний, с которыми вы согласны.


Приложение 1. Экологическая шифровка.

Задание: обведи в кружок заглавную букву того высказывания, с которым согласен.


Доброе дело – не сорить на улице, убирать за собой мусор в лесу.

Полиэтиленовые пакеты, выброшенные на улицу, удобряют почву.

Риск отравиться и отравить окружающую среду грозит, если сжигаешь пластиковые бутылки.

Лес большой, можно выкидывать мусор, места хватит.

Открытый кран в школе увидел – подойди выключи.

Украсить жизнь весной можно большим букетом подснежников.

Зеленая книга – книга, в которую занесены исчезающие виды животных и растений.

Береги свои леса: лес – богатство и краса.

Исчезающие виды растений и животных занесены в красную книгу.


Если вы правильно выполнили задание, то из заглавных букв вы получите название чисел, с которыми сегодня мы будем продолжать работать.(«Дроби»)

Прочитайте вслух, с какими предложениями вы согласились (читают по цепочке)

-А какие дроби мы изучаем? (десятичные)

Оцените свою работу в таблице успешности.

Ребята, а судя по такому началу урока, как вы думаете, о чем еще очень важном сегодня пойдет речь? (Об экологии) А вы думаете на уроке математики получится у нас рассуждать об экологии? (да, нет) Попробуем?


III Целеполагание.

Давайте представим себя юными экологами и сегодня на уроке попробуем решить задачи не из учебника, а экологические задачи о нашем родном крае.

- Но сначала подготовительное задание: используя следующий набор цифр: 1,3,5 составьте наибольшую и наименьшую десятичную дробь так, чтобы целая часть содержала только одну из данных цифр, каждую цифру можно использовать один раз. (5,31 и 1,35).

Оцените свою работу в таблице успешности.


А вот и первая задача. На берегу реки Амур отдыхает две группы туристов. Одна группа оставила после себя 5,31 кг мусора, а вторая группа оставила – на 1,35 кг мусора меньше.

1) Сколько кг мусора оставила после себя вторая группа туристов?

2) Сколько кг мусора оставили после себя обе группы туристов?

Чтобы ответить на первый вопрос задачи, что надо сделать? (вычесть дроби).

А чтобы ответить на второй вопрос задачи, что надо сделать? (сложить дроби).


Сможете ли вы прямо сейчас решить задачу? (нет)

Почему? ( не умеем складывать и вычитать десятичные дроби).

Чем же мы сегодня на уроке будем заниматься? (будем учиться складывать и вычитать десятичные дроби).

В тетрадях – число, тема урока «Сложение и вычитание десятичных дробей».

А что мы будем делать для того, чтобы учиться складывать и вычитать десятичные дроби?

Задачи урока: (дети сами планируют урок)

  1. Повторим , что мы знаем о десятичных дробях;

  2. Найдем способ сложения и вычитания десятичных дробей, сконструируем правило;

  3. Порешаем примеры;

  4. Проверим свои знания


IV. Актуализация опорных знаний.

  1. Какую дробь считают десятичной?

  2. В чем особенность записи десятичных дробей?

  3. Что отделяет запятая?

  4. Где находится целая часть, а где дробная в записи десятичной дроби?

  5. Сколько цифр должно быть в дробной части?

  6. Выясните в каком столбце верно записана десятичная дробь, обведите букву ему соответствующую и вы узнаете название одного растений, занесенного в красную книгу Хабаровского края.


1 ) семь целых три десятых

7, 3

Р

7,03

У

7,003

П

2) ноль целых сорок пять сотых

0, 045

Л

0, 0045

Е

0,45

О

3) четыре целых двадцать восемь тысячных

4, 28

В

4, 028

Д

4, 0028

Ь

4) двенадцать целых девять сотых

12, 009

А

12, 9

Е

12,09

И

5) восемнадцать целых восемь десятых

18,08

Ш

18,8

О

18, 008

В

6) пять целых семнадцать десятитысячных

5, 0017

Л

5, 017

У

5, 17

И

7) тридцать шесть целых сто две тысячных

36, 0102

В

36, 1002

И

36,102

А

Родиола розовая (золотой корень) – травянистое многолетнее растение, растущее не выше полуметра. Растение имеет толстое и мощное корневище и мясистые корни

Родиола обладает многими полезными свойствами, например, она улучшает работу сердца и повышает артериальное давление. Улучшает умственную способность (в том числе и физическую). В корнях растения содержатся вещества, которые применяют для остановки кровотечения и восстановления сил организма после большого переутомления. Родиола применяется при плохом аппетите, нарушении процессов обмена и при воспалениях разного рода. А также препараты из родиолы применяют как жаропонижающее или противоаллергенное средство. Родиолой лечат острые и хронические радиационные поражения, перегревание или переохлаждение. Родиола быстро залечивает раны, улучшает зрение и повышает остроту слуха.

Оцените свою работу в таблице успешности.


7. На доске на карточках представлены –длины рек Хабаровского края. Записать их в порядке возрастания:

Амгунь - 723,16 км, Тунгуска - 85,7 км, Амур - 2824,25 км, Бурея - 622,9 км, Мая - 1053,32 км, Тумнин - 363,85 км, Тугур - 175,04 км. (Самая длинная – Амур, самая короткая – Тунгуска).

Оцените свою работу в таблице успешности


V. Открытие нового материала.

А теперь вернемся к теме нашего урока, какую же проблему мы должны с вами решить? (как складывать и вычитать десятичные дроби).

Где можно найти ответ на вопрос сегодняшней темы? (дети предлагают: спросить у учителя, у родителей, найти в интернете, в учебнике, ...)

Но мы постараемся найти ответ самостоятельно.


В таблицу впишите по разрядам десятичные дроби: 358,2 и 3,582.(Дети выполняют на раздаточном материале (приложение).


Разряды целой части числа

Запятая

Разряды дробной части числа

Десятки тысяч

Тысячи

Сотни

Десятки

Единицы


,

Десятые

Сотые

Тысячные

Десятитысячные

Стотысячные

Миллионные



3

5

8


2

0

0








3


5

8

2

















Ребята, какой главный принцип чтения десятичных дробей?


Задание: В таблице записать сумму этих чисел и разность этих чисел.


Разряды целой части числа

Запятая

Разряды дробной части числа

Десятки тысяч

Тысячи

Сотни

Десятки

Единицы


,

Десятые

Сотые

Тысячные

Десятитысячные

Стотысячные

Миллионные



3

5

8

,

2

0

0








3

,

5

8

2






3

6

1

,

7

8

2






3

5

4

,

6

1

8





Дети выполняют задание в парах или в группах (1 группа или пара находят сумму, 2 группа или пара разность).В случае затруднения у каждого есть возможность использовать вопросы-подсказки.

Вопросы-подсказки

  • Если не обращать внимания на запятую, то какие числа получились? (Натуральные)

  • Мы умеем складывать натуральные числа? (умеем)

  • А с какими числами сложить 2 и 8? (с нулями)

  • Вот мы и подошли к способу сложения десятичных дробей. В чем он заключается?

  • Повторим процедуру с вычитанием десятичных дробей. (Ученик у доски находит разность чисел 358,2 и 3,582. Ответ: 354,618)

Проверка задания, коррекция ошибок.

Значит, теперь каждый раз, чтобы сложить или вычесть дроби, мы будем чертить таблицу? (Нет).

Тогда, чтобы сложить или вычесть десятичные дроби, что мы должны знать? (правило)

Для этого создадим алгоритм. Перед вами лежат фразы, а вы должны соединить их в одно правило.

(Приложение):

  1. Записать десятичные дроби друг под другом в столбик, так чтобы запятая была под запятой;

  2. Уравнять количество цифр после запятой(если это необходимо);

  3. Выполнить сложение или вычитание дробей, не обращая внимания на запятую;

  4. В ответе поставить запятую под запятыми. (правило - на слайде).

(проверяем алгоритм - 4 ученика у доски распределяют действий в правиле).

Оцените свою работу в таблице успешности


VI. Физкультминутка.

Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
Еще попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.


VII. Закрепление нового материала.

- Работа в парах: задание Рассказать правило друг другу, затем привести один пример сложения или вычитания, 1 вариант объясняет 2 варианту еще раз.(2мин.)

- Ребята, теперь мы можем вернуться к задаче, которая вызвала у вас затруднение? (Можем)

Решают в парах, а один ученик на закрытой доске. Проверяем.

Решение в столбик:1) 5,31 - 1,35 = 3,96 (кг) – мусора после 2-ой группы.

2) 5,31 + 3,96 = 9,27(кг) – мусора после обеих групп.

(Дети удивляются и делают вывод по экологической проблеме).


VIII. Домашнее задание. п.32 № 1255(а-в), № 1256(а-г)


IX. Закрепление нового материала.

На слайде числа: 25,4 0,9 2,04 14,6 100,9

Задания (устно):

  • Сложите первое и четвертое числа и вы узнаете, какую площадь на планете занимают леса.(40млн км²)

  • Вычесть из первого с конца числа второе число сначала и вы узнаете, сколько лет разлагается в почве консервная банка.(100лет)

  • То число, которое у вас получилось, умножить на 5. Столько лет разлагается в почве пластиковая бутылка.(500лет)

  • Сумму всех чисел умножьте на 0. Стекло не переработается в почве никогда.


4.Задачи-шутки (устно на слайдах)

1. Коля свой дневник закопал на глубину 5,4м, а Толя закопал свой дневник на глубину 12,7м. На сколько метров глубже закопал свой дневник с двойками Толя?

2. Допустим, что ты решил прыгнуть в воду с высоты 8,2м и, пролетев 5,6м, передумал. Сколько метров тебе еще лететь поневоле?


Каким новым же правилом вы сегодня пользовались для решения задач?(дети проговаривают правило).


XI. Оцените и подведите итог своей работы во время урока.

"5" - 21-19 б; "4" - 18-15 б; "3" - 14-11 б; "2" - 10 и менее баллов.


Урок сегодня завершён,
И каждый должен знать:

Кто поработал хорошо
Получит точно пять.


XII. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Выскажите своё мнение: - Что удалось, что не удалось? Какие были трудности?

- Оценить свое эмоциональное состояние (настроение) на данный момент времени: возьмите в одну руку тучку, в другую – солнышко и поднимите вверх только ту фигурку, которая соответствует вашему настроению в конце урока.



Ребята, вы все сегодня очень хорошо работали. Молодцы! Спасибо за урок.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее