Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Ровеньковская гимназия №1»
Урок- игра
Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток
Космическое путешествие
Урок математики в 1-Б классе
Ровеньковской гимназии №1
Учитель высшей квалификационной категории
старший учитель
Одинцова Лариса Васильевна
Ровеньки, 2017
Тип урока: закрепление полученных знаний
Цель: способствовать актуализации и закреплению полученных на предыдущих уроках знаний, упражнять в навыках счёта.
Задачи образовательные:
Закрепить и обобщить изученные приёмы сложения и вычитания в пределах 20, нумерацию и сравнение чисел в пределах 20.
Закрепить изученные приёмы зависимости между компонентами и результатами сложения и вычитания.
Закрепить умение ориентироваться в геометрических фигурах, в пространстве, различать цвет.
Составлять и решать задачи изученных типов.
Задачи развивающие:
Развивать навык беглого, правильного счёта.
Развивать воображение, мышление, память.
Развивать интеллектуальные качества детей: математическую речь, внимание.
Развивать кругозор, любознательность, память.
Развивать навыки групповой самоорганизации, умение определять роль внутри группы.
Развивать коммуникативные УУД: построение речевого диалога.
Прививать любовь к родной земле, желание приносить пользу.
Задачи воспитательные:
Воспитывать любознательность, активность, усидчивость, прилежание.
Активизировать интерес к предмету, актуальность, точность, самостоятельность, взаимоподдержку, самоконтроль.
Коммуникативные УУД:
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)
Уметь решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
Предметные УУД: Ученик в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
Группировать предметы по заданному признаку, решать ребусы, магические квадраты, круговые примеры, задачи на смекалку, головоломки, цепочки примеров, задачи-шутки, логические задачи.
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, строить многоугольники, ломаные линии.
Внимательно относится к собственным переживаниям и переживаниям других людей.
Выполнять правила безопасного поведения в школе.
Личностные УУД:
Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
Адекватно воспринимать оценку учителя.
Оборудование:
1.Учебник - М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика. 1 класс.
2. рабочая тетрадь;
3. карточки ;
4.мультимедийный проектор, экран;
5. компьютер;
6.тесты
Ход урока
І. Организационный момент:
Учитель:
- Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие. Узнаем много нового и интересного, а заодно закрепим знания, полученные на предыдущих уроках. В конце урока вы мне расскажите, какие задания вы выполняли, что мы с вами закрепляли и что нового узнали на уроке.
-Но сначала давайте отгадаем, куда мы с вами совершим путешествие?
Там все знаки зодиаки-
Водолея, девы, рака.
Светятся и ночью, и днём,
Туда смотрит астроном. (Космос)
ІІ. Постановка цели и задачи. Мотивация учебной деятельности. «Космическое путешествие»
Учитель:
- Мы отправимся не просто в космос, мы многое узнаем, сделаем открытие и совершим сказочное путешествие в космос.
- Какие качества мы возьмём с собой в полёт?
(Лень. Внимание. Скука. Находчивость. Трудолюбие. Усталость. Дружба.)
Учитель:
-А кто скажет: на какой планете мы с вами живём? А какая она? Найдите у себя на партах изображение планеты Земля. (Дети выбирают круг голубого цвета)
Отгадайте загадку и вы узнаете, на чём мы полетим.
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться!
Лишь распустит птица хвост-
Вдруг поднимется до звёзд. (Ракета)
Ракета- древнее изобретение. В Древнем Китае уже две тысячи лет назад люди начиняли бамбуковые трубки порохом и поджигали с открытого конца. Ракета взмывала вверх, охватывая небо пламенной дугой. Ракеты были маленькими и использовались только для увеселения.
ІІІ. Подготовка к активной учебной деятельности.
Представление экипажей.
– Сегодня с планеты Земля будут стартовать три ракеты.
- Я хочу представить наши дружные экипажи. К нашему полёту готовятся 3 экипажа.
1 экипаж – «Испытатели»
2 экипаж – «Астрономы»
3 экипаж – «Искатели»
-Участники полёта пройдут сложные испытания и покажут свою готовность №1
2. Групповая работа
Наши корабли побывают на различных планетах. Сейчас каждый экипаж должен сконструировать из имеющихся геометрических фигур для полёта ракету. (Составление ракеты из геометрических фигур)
Учитель:
- Экипажи, готовы! Отсчитываем минуты. На последней парте лежат карточки – ракеты. Каждый из вас решает один пример, передаёт карточку соседу. (примеры)
6+4= 8-3= 9+1= 4+3=
7-5= 6-3= 3+5= 9-5=
- Приготовиться к полёту!
- Есть приготовиться к полёту!
- Пристегнуть ремни!
-Есть пристегнуть ремни!
- Командирам экипажей доложить готовность к полёту!
Командиры.
- Экипаж корабля «Испытатель» к полёту готов! Командир…
- Экипаж корабля «Астрономы» к полёту готов! Командир…
- Экипаж корабля «Исследователи» к полёту готов! Командир…
- Включить контакты!
- Есть включить контакты!
Учитель:
- Мы сели в свои ракеты и отправляемся в полёт.
Ученик.
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать, надо много уметь.
И при этом, и при этом
Вы заметьте-ка
Очень нам нужна наука «Ма-те-ма-ти-ка»
Учитель:
- Молодцы!
До старта нашей ракеты осталось несколько секунд. Включить счётчик!
- Есть включить счётчик!
Начинаем обратный отсчёт: 20,19,……5,4,3,2,1
Старт ! ( Решение примеров на слайдах)
ІV. Актуализация опорных знаний
Звучит музыка группы «Space». На фоне музыки звучат слова.
Мы летим к одной из планет, которая называется «Планета-Математика».
Это очень большая планета. И чтобы поскорее добраться до этой планеты нам помогут звёзды.
- Ребята, любите смотреть на звёзды? Каждый взрослый и ребёнок любит смотреть на звёзды, кто-то просто восхищается красотой, кто-то хочет, разгадать тайны… и вот к одной из тайн мы сейчас прикоснёмся.
1. Отгадывание загадки
Бродит одиноко огненное око,
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (Солнце)
- А что такое Солнце? ( Солнце – это раскалённая газовая звезда)
- Покажите солнце. (Дети показывают жёлтый круг)
- Планеты вращаются вокруг Солнца. Они образуют солнечную систему. Наша Земля тоже находится в солнечной системе. Она 3-я планета от солнца.
-Во время полёта вам потребуется внимательность, сообразительность и полученные знания на планете Земля. Итак, во время полёта вы увидели звёзды. Какие они?
2. Упражнение в систематизации. (Дети работают в группах)
- Каждый экипаж корабля получает конверт со звёздами.
Вам необходимо распределить эти звёзды на группы ( по размеру, цвету)
Командиры экипажей объясняют, по каким признакам распределяли звёзды по группам.
1 экипаж: -Сколько всего звёзд?
2 экипаж: -Сколько красных звёзд?
-Сколько жёлтых звёзд?
3 экипаж:- Сколько больших звёзд?
-Сколько маленьких звёзд?
- А как можно сосчитать быстро эти звёзды? Существует много вариантов.
- Предложите свои варианты.
Учитель:
- Астрономы распределяют звёзды по их светимости: гиганты и карлики. Наше Солнце средняя звезда. По цвету: жёлтые, белые, голубовато-белые. Цвет звезды связан с температурой её поверхности. (6000⁰,10000⁰,30000⁰)
- Как вы думаете какой цвет у нашей звезды? (жёлтый)
3. Развитие вычислительных навыков
На пути первая планета «Сосчитай-ка»
- В космосе очень много различных звёзд, давайте попробуем их зажечь. Если ответ будет правильным, то звезда будет мерцать, меняя свой цвет. А вы должны быть внимательными и следить за правильностью ответов своего экипажа.
( показывают ответ на карточке)
1… 10+3 10+8 10+5 14-4 19-9 16-6 10+10 17-7
V. Первичное усвоение знаний
1. Минутка каллиграфии. Работа в тетрадях.
- Откройте бортовые журналы, ведь именно так называются тетради у космонавтов.
- Каждый космонавт должен красиво писать в тетради. Вам предстоит подсчитать все вершины в этих ломаных и записать данное число (7). А теперь увеличьте это число на 1 десяток. Что можно сказать об этом числе? (двузначное). Используя эти две цифры, какое число можно ещё составить. ( на доске запись 7,17,71)
-Найдите карточку, где записаны двузначные числа и прочитайте задание.
2. Индивидуальная работа ( по карточкам)
- Вставь пропущенное число
10,…12, 13,…,…,16, 17,18,…,20 ( проверка)
3Устная работа
–Назовите число, состоящее из 1 десятка и 6 единиц.
- Назовите последующее число числа 14.
- Назовите число, которое стоит между числами 12 и 14.
- назовите самое большое и самое маленькое число- А теперь сравним эти числа.
VІ. Физкультминутка.
Планета «Спортивная»
Учитель: Не зевай по сторонам
Ты сегодня космонавт
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.
Учитель:
- Ребята, вы знаете, что космонавты много занимаются спортом и всегда делают зарядку, даже в полёте, они находят время для спортивных упражнений.
Сделаем и мы физкультминутку.
- Молодцы! Оказывается, ребята, вы ещё и отличные спортсмены.
- Экипажам занять свои места.
VІІ. Закрепление знаний и умений.
Самостоятельная работа.
– Давайте выполним заправку наших ракет. Решают примеры из учебника
( взаимопроверка)
Решение задач
- Наша ракета продолжает путешествие и прибывает на планету «Решай-ка»
Дифференцированное задание ( три уровня сложности). Уровень сложности ребёнок выбирает сам.
- Перед нами три лунохода. Скорость первого невелика, и управлять им легко – это нетрудные задачи.
- У второго лунохода скорость повыше, и управлять им сложнее - надо вспомнить некоторые правила. А именно – на сколько одно число больше или меньше другого.
- За управление третьим луноходом вы сразу встретите на пути много сложностей. Взвесьте все свои силы и приступайте к работе. Желаю удачи!
( Проверка)
Задание 1. Длина первой ракеты 6 метров, а длина второй ракеты – на 3 метра больше. Узнай длину второй ракеты.
Задание 2. В одном экипаже 8 человек, а в другом 10 человек. На сколько человек больше во втором экипаже?
Задание 3. У одного лунохода 6 колёс, а у другого на 4 колеса больше. Сколько колёс у двух луноходов?
3. Разминка для глаз.
-Чтобы выполнить поставленную задачу, экипаж космического корабля должен быть дружным.
- Зарядились энергией, отправляемся на следующую планету.
4. Работа с геометрическим материалом. Планета «Начерти»
- А теперь посмотрим по какому пути летели наши ракеты.
- Что напоминает? (Ковш)
-Какое созвездие имеет форму ковша? (Созвездие Большая медведица)
- Как называются такие линии? ( Ломаные)
- Какие ломаные вы знаете? Из каких ломаных состоит созвездие Большая медведица?
- Сколько звеньев у незамкнутой ломаной? А у замкнутой?
- Молодцы! Вы справились с заданием.
VІІІ. Контроль и самоконтроль. Планета «Тестовая»
- Космонавты должны подготовить отчёт о своём путешествии. Те, кто правильно решит тесты, тот настоящий космонавт.
1. Обведи в кружочек двузначные числа: 1,10,2,5,20,11
2. Обведи в кружочек самое маленькое число: 19,15,12,17,20
3. Обведи в кружочек самое большое число: 11,13,12,17,20
4. Обведи в кружочек число, которое состоит из 1 десятка и 3 единиц.
5. Подчеркни число, следующее за числом 15. : 13,16,14,17
6. Обведи в кружочек число, которое меньше 16: 17,16,13,19
7. Обведи в кружочек число, которое больше 12: 10,12,14,11
8. Число 12 увеличь на 1. Сколько получится. Обведи число.: 11,12,14,13
9. Число 18 уменьши на 1. Обведи ответ.: 15,17,18,16
ІX. Рефлексия.
- Наше путешествие подходит к концу.
- выключить моторы.
-Отключить контакты.
-5,4,3,2,1
-Спуск!
Приготовить парашюты, мы приближаемся к Земле. Каждый должен приземлиться в заданной точке. (У детей карточки-«парашюты», на которых написаны примеры). Они решают самостоятельно и встают к «клумбе» того цвета, какое у них настроение.
- А вы обратили внимание, что наши точки приземления находятся на «клумбе» эмоций. (В каждой «клумбе» числа 12,15,18). Покажите к какому цвету ближе ваше настроение. И от вашего настроения, какая стала наша Земля?
Завершаем наш полёт.
Наступает миг – пора!
Наконец вся детвора
Из полёта возвратилась
И на Землю приземлилась!
X. Итог урока
-Понравилось вам путешествие?
- Вспомните, какие трудности (задания) вам пришлось преодолевать?
- Что мы повторяли сегодня на уроке?
( Сложение и вычитание в пределах 20. Измерение длин отрезков. Сравнение чисел. Решение задач. Узнали много нового о космосе и звёздах).
- Наш урок подошёл к концу.
- Спасибо за урок.
Дополнительный материал для учителя
Наша Земля — это огромный шар, на котором есть моря, реки, горы, пустыни и леса. А также живут люди. Наша Земля и все, что ее окружает называется Вселенной, или космос. Кроме нашей голубой планеты есть и другие, а также звезды. Звезды — это огромные светящиеся шары.
Солнце — тоже звезда. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы его видим и ощущаем его тепло.
Звезды мы видим только ночью, а днем Солнце их затмевает. Есть звезды даже больше Солнца
Кроме Земли в солнечной системе есть еще 8 планет, у каждой планеты свой путь, который называется орбитой.
Космонавт — это человек, который испытывает космическую технику и работает в космосе. Сейчас космонавты есть во многих странах.
Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил полет в космос на корабле »Восток-1» и облетел Землю за 1 час 48 минут. Вернулся назад живым и здоровым.
Родился Юрий Гагарин 9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского района Смоленской области в обычной семье колхозника. Рос обычным ребенком. В юности увлекался занятиями в аэроклубе. После училища стал летчиком. В 1959 году был зачислен в группу кандидатов в космонавты. И за свой первый полет в космос был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден орденом Ленина.
Юрий Гагарин всегда останется в нашей памяти как первый космонавт. Его именем названы города, улицы, проспекты. На Луне есть кратер, названный его именем , а также малая планета.
Космонавты — мужественные люди, они много тренируются, должны много знать и уметь, чтобы управлять космическим кораблем.
Первый выход в космос был совершен Алексеем Леоновым в 1965 году. А первой женщиной -космонавтом была Валентина Терешкова, которая совершила полет в космос в 1963 году. Она выдержала 48 оборотов вокруг Земли, провела почти трое суток в космосе, делала фотографии, которые использовались для изучения аэрозольных слоев атмосферы.
Предыстория появления пороха
Предыстория появления пороха. Долгое время не утихали споры о том, когда изобрели порох. Одни приписывали рецепт горючего вещества китайцам, другие считали, что его изобрели европейцы, и только оттуда он попал в Азию.
Трудно с точностью до одного года сказать, когда изобрели порох, но вот его родиной однозначно необходимо считать Китай. Редкие путешественники, попавшие в Китай в Средневековье, отмечали любовь местных жителей к шумным весельям, сопровождавшимся необычными и весьма громкими взрывами. Самих китайцев это действо очень веселило, а вот европейцам внушало страх и ужас.
На самом деле это был еще не порох, а просто бамбуковые побеги, брошенные в огонь. После нагрева стебли лопались с характерным звуком, который был очень похож на небесный гром. Эффект от взрывающихся побегов дал почву для размышления китайским монахам, начавшим проводить эксперименты по созданию подобного вещества из природных компонентов.
В каком году китайцы изобрели порох История изобретения Трудно сказать, в каком году китайцы изобрели порох, но существуют сведения о том, что уже в шестом веке китайцы имели представление о смеси нескольких компонентов, которая горит ярким пламенем.
Пальма первенства в изобретении пороха по праву принадлежит монахам даосистских храмов. Среди них было очень много алхимиков, которые постоянно проводили эксперименты по созданию эликсира бессмертия. Они соединяли различные вещества в разной пропорции, надеясь однажды найти верную комбинацию. Некоторые китайские императоры находились в тяжелой зависимости от этих снадобий, они мечтали получить вечную жизнь и не гнушались употреблением опасных смесей. В середине девятого века один из монахов написал трактат, в котором описывал практически все известные эликсиры и способы их применения. Но не это было самым важным - в нескольких строках трактата упоминался опасный эликсир, который внезапно загорелся в руках алхимиков, причинив им неимоверную боль. Погасить пламя не удалось, и за несколько минут сгорел целый дом. Именно эти данные могут поставить жирную точку в споре о том, в каком году изобрели порох и где. Хотя вплоть до десятого-одиннадцатого века порох в Китае не производили массово.
К началу двенадцатого века появилось несколько китайских научных трактатов с подробным описанием компонентов пороха и необходимую для горения концентрацию. Стоит уточнить, что когда изобрели порох, он был горючим веществом и не мог взрываться.
Рассказываем о планетах и звездах
Мы живем на планете Земля. Это огромный шар, на котором есть горы, реки, пустыни, леса и много разнообразных жителей. Это единственная планета, на которой есть вода и суша. Так вот Земля и все, что ее окружает, называется Космосом, либо Вселенной. Космос огромен. Даже если полететь на ракете, невозможно добраться до его края. В космосе, кроме нашей планеты есть другие, а также – звезды. Посмотрите вечером на небо. Видите сколько на нем звездочек? Они нам кажутся маленькими, а на самом деле это огромные раскаленные шары. Солнце – тоже относится к звездам. Просто оно располагается ближе всего к Земле, поэтому, кажется больше. Мы ощущаем его тепло и видим свет. Есть звезды намного больше солнца, но они расположены дальше от Земли и кажутся маленькими огоньками на ночном небе.
Вокруг Солнца вращаются планеты. Всего их насчитывается 9. А также кометы и астероиды. Все планеты отличаются своими размерами. Самая большая планета – Юпитер. Самая маленькая планета – Плутон. У каждой планеты есть свой путь, который называется орбитой.
Кто такие астрономы?
Астрономы - это ученые, которые наблюдают за звездами и изучают их. В древние времена астрономы изучали звезды, не имея специальных приборов. Они просто наблюдали за небом с земли. В средние века изобрели подзорную трубу и телескоп, а сейчас в космос запускаются искусственные спутники и космические станции, которые исследуют звезды и планеты.
Собаки-космонавты
Чтобы отправить в космос человека, ученым нужно было узнать, с чем он может там столкнуться. Они приняли решение отправить в космос животных. Первой собакой-космонавтом была Лайка. Она на специальной ракете была отправлена в космос 3 ноября 1957 года, но не вернулась. Позже в космос летали и другие собаки, такие, как Белка и Стрелка, которые удачно вернулись на Землю. Так ученые сделали вывод, что в невесомости живые существа тоже могут жить
Список используемой литературы:
М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011 ( школа России)
Л. Г. Петерсон. Математика. 1 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителей. 2007.
Энциклопедический справочник «Русский космос». Москва, Книжный мир, 2011.
Е. П. Левитан. Маленькие планетки. М.: Белый город, 2008.
Э. Прати. Звёзды и планеты. Энциклопедия для детей. Махаон., 2016.
К. Домбровский. Про Луну т про ракету. Детгиз, 1961.
Интернет –ресурсы:
http://pedsovet.su/
http://metodisty.ru/
http://www.proshkolu.ru/
http://www.rusedi.ru/