Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области
«Ступинский техникум имени А.Т.Туманова»
Урок литературы
с применением здоровьесберегающих технологий
«Слово о здоровье»
Подготовила:
преподаватель русского языка и литературы
Позняк О.А.
Урок литературы: Слово о здоровье
Цели урока: - воспитание чувства ответственности за свое физическое и нравственное здоровье; - учить коллективному сотворчеству в решении задач; - привитие навыков проектно-исследовательской работы при подготовке материала; - создать условия для пробуждения интереса к проблемам укрепления своего здоровья. Тип урока: урок ситематизации знаний Вид урока: проектно-исследовательский урок Технологии и методы: ЗСТ, словесные, наглядные, пректно-исследовательские методы, проблемное обучение, Связь: внутрипредметная и межпредметная (русская и зарубежная литература, русский язык, МХК, история России) Оборудование: технологические карты у каждого студента, мультимедийный проектор, экран, компьютер, авторская презентация. Предварительное домашнее задание (распределяется по группам): 1-ая группа: «О здоровье в Библии» 2-ая группа: «Полезные советы от Ибн Сина» 3-я группа: «Мотивы здоровья и исцеления в русских народных сказках» 4-ая группа: «М.Булгаков – человек, подчинивший порывы и капризы сознанию и воле» 5-ая группа: «Доктор А.П.Чехов ставит диагноз» Всем обучающимся в начале урока раздаются аналитические карты урока. В течение урока (по мере выступления групп) обучающиеся заполняют их, что позволяет максимально включить каждого в процесс обсуждения, получить обратную связь.
Комментарии по выступлению, вопросы | |||||
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | 5 группа | Я (моя позиция)
|
|
|
|
|
|
|
Оценка за выступления | Как я оцениваю свое участие в уроке? Что нового я узнал? | ||||
|
|
|
|
|
|
Структура и содержание урока
№ | Основные этапы | Содержание | |
Деятельность учителя | Деятельность студентов | ||
I.
1.
2. | Мотивационный этап Урок преподаватель начинает с беседы.
Постановка темы и целей урока
|
- Здравствуйте, дорогие студенты! Я вас уже приветствовала, но теперь говорю ещё раз здравствуйте с другой целью. С какой целью? (Учитель подводит к теме урока) - Вспомните, пожалуйста, эпизод из своей жизни, когда вы или ваши близкие осознали ответственность за собственное здоровье, почувствовали потребность заботиться о здоровье? - Когда человек начинает задумываться о собственном здоровье? - Какие вы знаете высказывания, афоризмы, пословицы на тему здоровья? Всем предлагает в течение урока заполнять аналитические карты | Включение внимания.
Ответы: Нет, это не только приветствие, но пожелание здоровья, здравия. Наш урок посвящен теме здоровья.
Обучающиеся приводят примеры из своей жизни.
Обчающиеся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей, опираясь на темы проектных домашних заданий. После определения темы, целей урока, внимательно слушают выступления каждой группы с целью оценки целесообразности представленной информации на уроке в рамках разговора о здоровье человека. |
II.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. | Работа над темой урока «О Здоровье в Библии»
Вывод после сообщений и беседы «Полезные советы от Ибн Сины»
Художественное чтение отрывков из поэмы
Самостоятельное чтение и выбор ключевых слов, отражающих тему здоровья
«Мотивы здоровья и исцеления в русских народных сказках»
Инсценировка отрывков из сказок и вывод: Сказка-ложь да в ней намёк – добрым молодцам урок.
Физическая пауза-разминка.
М. Булгаков – врач, писатель и человек, который …
Решение проблемных вопросов.
«Доктор А.П.Чехов ставит диагноз».
|
Обратите внимание на экран и скажите, что эта за книга? ( На экране Библия) XXI век – век компьютерных технологий. Мы легко можем получить квалифицированный совет практически по всем проблемам современной жизни, строим наши отношения, основываясь на собственном мировоззрении и нравственных нормах. И всё же история человечества доказывает, что люди всегда будут обращаться к “Книге Жизни” - Библии как к мудрому советчику и нравственному идеалу. На экране портрет Ибн Сина. Преподаватель говорит обучающимся, что советы об отношении к здоровью мы слышим каждый день из современных телепередач типа «О самом главном», «Жить здорово» и др. Но и много столетий лет назад были люди, призывающие к сохранению здоровья. Читают текст заранее подготовившиеся из числа группы (обмен впечатлениями). Учитель раздаёт всем небольшие отрывки из поэзии Ибн Сина, чтобы все самостоятельно прочитали их, выбрали ключевые слова по теме «здоровье».
На экране появляются образы русских богатырей. Картина Васнецова «Три богатыря». Краткий анализ содержания картины под руководством учителя, обращаем внимание на вид богатырей, как и почему они так представлены. Да, здоровье – это сила и способность постоять за себя и родную землю. Но все мы помним, что все волшебные средства помогают только положительным героям, злодеев же наказывают. Донесенные до нас сказкой из глубин веков заговоры и ритуальные действия — свидетельства первых шагов лечебной магии. Инсценировки готовят те, кому было дано задание по теме. При желании могут принять участие студенты из аудитории
Какие уроки вы взяли из этих сказок, когда были малышами? Какие мысли теперь возникли? какое отношение к героям?
Учитель поощряет за активный отдых.
Жизнь людей, уровень и образ жизни постоянно меняется. А меняется ли здоровье человека? Здоровье Человечества? Остаётся ли оно неизменным? Тема здоровья волновала писателей всех веков, и в 20 столетии. До сих пор произведения М.А.Булгакова не утратили своей притягательной силы, вызывая интерес многочисленных почитателей и поклонников творчества писателя, а его жизнь таит в себе множество загадок. Хотелось бы попытаться разобраться, понять хотя бы отчасти дух, проявившийся в обстоятельствах жизни и творчества этого великого писателя. От наркотиков Михаил Афанасьевич действительно освободился и больше никогда не прибегал к их помощи.
Вызывает сомнение: - А возможно ли, имея громадный стаж, так быстро отказаться от морфия, как это сделал Булгаков? - Может ли человек, употреблявший наркотики, говорить другим об их пагубности?
На слайде портрет А.П.Чехова и отрывки из его писем друзьям. Другой русский врач и писатель А.П.Чехов лечил тело и душу. Давайте послушаем об этом.
-Почему он выбрал этот факультет? Вывод: Таким образом, и в жизни, и в творчестве Чехов всегда оставался врачом. Чехов утверждает идеалы равенства, свободы творчества, самовыражения, физического и нравственного здоровья, интеллекта, любви и свободы. "Мы высшие существа, и, если бы в самом деле мы познали всю силу человеческого гения, мы стали бы как боги" - пишет Чехов в одном из своих дневников.
Сам А.П.Чехов является ярким примером для подражания, и, несомненно, как завещание звучат сегодня его слова: “Я хотел бы быть свободным художником и - только, и жалею, что бог не дал мне силы, чтобы быть им. Я ненавижу ложь и насилие во всех их видах…Фарисейство, тупоумие и произвол царят не в одних только купеческих домах и кутузках; я вижу их в науке, в литературе, среди молодежи... Потому я одинаково не питаю особого пристрастия ни к жандармам, ни к мясникам, ни к ученым, ни к писателям, ни к молодежи. Фирму и ярлык я считаю предрассудком. Моя святая святых - это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние две ни выражались. Вот программа, которой я держался бы, если бы был большим художником”. , Чехов дважды принимает участие в спасении журнала “Хирургия”. Почитатель Пирогова, ученик Захарьина, Склифосовского, Остроумова, Чехов не простит позднее писателям “третирования медицины или недостаточной осведомлённости”.
|
Выступление студента 1-ой группы: “ О Здоровье в Библии” с демонстрацией презентации Библии. а) Помним из Библии, что “Сначала было Слово…”. В самой главной книге христиан – Библии много внимания уделяется вопросам физического и духовного здоровья. б) Как Библия рассматривает болезнь? В Моисеев закон входили правила гигиены, совершенно приемлемые с точки зрения современной науки. В этих правилах видна мудрость народа, поэтому нет ничего удивительного в словах Моисея о том, что израильтяне его дней жили в среднем 70-80 лет (Псалом 89).
Выступление 2-ой группы: «Полезные советы от Ибн Сины».
Примеры выступлений обучающихся: 1) В своих трудах знаменитый ученый, врач, писатель пишет, что в организме все является основой, а лучше сказать: сам организм - основа. Он пишет о пяти чувствах - от слуха до зрения, которые нам даны для общения. А мысль и память служат человеку внутри, они определяют все решения. Особо хочется остановиться на стихотворениях, непосредственно посвященных нашей теме. Их главный герой - врач, который от своего лица ведёт повествование. 2) В "Поэму о душе " поэт-врач вводит мудрые советы. Литературное мастерство Ибн-Сины ярко проявилось и в научных сочинениях. Ученые - арабисты подчеркивают, что "Канон " написан прекрасным литературным языком, что тоже способствовало его славе. Многие мысли сформулированы в виде афоризмов: “Остерегайся сахара, который смешан с ядом; берегись мухи, которая сидела на дохлой змее”. Кроме того, в соответствии с общей средневековой традицией ряд научных и дидактических трактатов были написаны им в стихах. При этом использовался особый стихотворный размер - “раджаз”. Обучающимся представляется возможность сказать об увиденном без наводящих вопросов, так как тема и цель урока им очень понятна, обо всем говорят с пониманием ценности здоровья во все времена. Выступление 3-ей группы: «Мотивы здоровья и исцеления в русских народных сказках»: 1) Для сказок очень важна идея сотрудничества человека с человеком, человека с животными. Через сказку происходит выражение ментальности народа, формируются узнаваемые национальные образы. И, наконец, человеку свойственно жить, надеясь на лучшее, поскольку сказка всегда заканчивается хорошо и внушает тем самым уверенность человеку в своих силах. Каждый раз, обращаясь к сказкам, мы вновь и вновь приобщаемся к истинно человеческим ценностям. 2) В сказках практически всегда добро побеждает зло. Положительный сказочный герой – добрый, справедливый, честный, смелый и, естественно, здоровый человек. Но если герой попал в беду, на помощь ему приходит матушка-природа. 3) Волшебно-целительными свойствами в сказках наделяются растения: корни, травы, плоды т.д. В одном случае их надо найти и доставить издалека. Герои целого ряда сказок отправляются на поиски молодильных яблок: “Один царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за девять девятин, в десятом царстве, есть сад с молодильными яблоками, а в нем колодец с живою водою, если съесть старику это яблоко, то он помолодеет, а водой этой помазать глаза слепцу - он будет видеть”. (Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде). 4) Разнообразные функции в сказках выполняет вода. В случае болезни или, чаще, временной смерти героя, в его спасении, как правило, главную роль играют живая и мертвая вода. Этот мотив непосредственно связан с древнейшими представлениями о жизни и смерти. Приведенный материал позволяет сделать следующие выводы: В сказках ярко отразились древнейшие народные представления о связях природных сил со здоровьем и жизнью человека. Разнообразные причины болезней и способы исцеления, фигурирующие в сказках, объединены магической, сверхъестественной природой. Болезнь воспринимается как вторжение злых сил в тело человека с помощью магических средств. Звучит песня «Богатырская наша сила». Все обучающиеся выполняют разминку, выйдя из-за парт Ответы уч-ся На экране портрет М.А.Булгакова и слайды с цитатами из рассказа «Морфий» (презентация). Выступление группы “– человек, подчинивший порывы и капризы сознанию и воле”. 1) В 1913 году, будучи уже женатым студентом, он однажды принес домой кокаин, предложив попробовать его и своей молодой жене. Плодом этого опыта явилась странная галлюцинация, сильно поразившая воображение Булгакова, - огненная змея, убивающая человека. Возникшие при этом переживания Булгаков попытался отразить в своем первом, видимо, самом раннем, но незаконченном и несохранившемся рассказе "Зеленый змий". 2) Закончив университет, Михаил уезжает вместе с женой в глухое село Никольское Смоленской губернии для работы в качестве земского врача. Однажды к молодому доктору привезли больного дифтеритом мальчика, которому пришлось через трубочку отсасывать дифтерийные пленки из горла. Одна из них по неосторожности попала в рот врача. Наспех сделанная неудачная прививка вызвала страшный зуд во всем теле, для избавления от которого был испробован укол морфия, затем еще и еще. Надобность в морфии уже давно пропала, а доктор Булгаков все продолжал его принимать. 3) «Михаил был морфинистом, и иногда ночью после укола, который он делал себе сам, ему становилось плохо, он умирал. К утру он выздоравливал, однако чувствовал себя до вечера плохо. Но после обеда у него был прием, и жизнь восстанавливалась. Иногда же ночью его давили кошмары. Он вскакивал с постели и гнался за призраками. Может быть, отсюда и стал в своих произведениях смешивать реальную жизнь с фантастикой», - писал муж сестры Булгакова Леонид Карум. Наркоманом Булгаков стал именно осенью 1916-го. 4) В период наркотической зависимости страдал не только Булгаков, но и его верная супруга Татьяна, ухаживавшая за мужем даже в самые критические моменты. Имея двухлетний наркотический стаж, Булгаков употреблял морфий часто, и в очень больших дозах. Ломка могла наступить среди ночи, и тогда будущий писатель вынуждал бежать в ближайшую ночную аптеку свою супругу. Кто спас опустившегося молодого врача, чтобы подарить миру великого писателя - до сих пор окончательно не установлено. Но, по крайней мере, есть небезосновательное предположение, что этим человеком стал пожилой известный в Киеве доктор медицины Воскресенский, также живший на Андреевском спуске. Этот факт наглядно показывает силу любви писателя Булгакова к жизни, но последствия употребления наркотиков сказывались на его здоровье. Не только может, а считает своим долгом уберечь других от этого яда.
Выступление 5-ой группы. “Доктор А.П.Чехов ставит диагноз”. 1) Учился А.П.Чехов на медицинском факультете Московского университета. Биограф Чехова, А. Измайлов, пишет по этому поводу следующее: “…это решение, по-видимому, явилось не случайно, оно было обдуманно: еще в списке учеников, удостоившихся аттестата зрелости, в графе — “в какой университет, и по какому факультету или в какое специальное училище желаете поступить” — против имени А.П.Чехова значится: “В Московский университет по медицинскому факультету”. 2) Годы пребывания Чехова-студента в Московском университете на медицинском факультете были насыщены учебными занятиями, работой в клиниках. У Богданова, Снегирёва и Склифосовского. Чехов получил отличные оценки (за всё время обучения у него было только две “тройки”). Он внимательно следит за новейшими открытиями в медицине: “Я верю и в Коха, и в спермин, и славлю Бога...” Будучи уже известным писателем. 3) В своих же произведениях (“Именины”, “Припадок” и других) он стремился к сочетанию жизненной правды и научных данных. “Не сомневаюсь, — писал доктор Чехов в автобиографии, — что занятия медицинскими науками... значительно расширили область наблюдений, обогатили меня знаниями. Служить правде — как в научном, так и в нравственном смысле этого слова. Быть человеком”. Это, по всей видимости, стало нравственным мерилом всей жизни Чехова. 4) Жизненному опыту и наблюдениям Чехова-студента обязаны появлением такие литературные произведения, как “Беглец”, “Мёртвое тело”, “Сельские эскулапы”, “Хирургия”, “Неприятность”, “По делам службы” и другие. Современники Чехова отмечали, что он “ревниво относился к своему званию доктора”, а в паспорте жены, по словам И.А. Бунина, написал: “жена лекаря”. А.П. Чехов решил посвятить себя врачебному искусству… 5) Гражданским подвигом (помимо поездки на остров Сахалин с инспекцией) стала деятельность А.П. Чехова в 1892 году, когда в средней полосе России свирепствовала эпидемия холеры. Доктор Чехов счёл своим долгом организацию врачебного пункта и оборудование его на личные средства. Впоследствии Чехов вспоминал: “Летом трудненько жилось, но теперь мне кажется, что ни одно лето я не проводил так, как это. Несмотря на холерную сумятицу и безденежье, мне нравилось и хотелось жить“. 6) Переехав из-за болезни в Ялту (писатель был уже тяжело болен туберкулёзом), Антон Павлович оставил врачебную практику, но продолжал активно интересоваться достижениями медицины. Медицина теперь прочно вошла в художественное творчество доктора Чехова, дав прозе замечательного новеллиста объективность и точность, научно достоверное изображение различных оттенков душевного состояния героев: хорошее или подавленное настроение, чувство тревоги и страха, радости и удовольствия... 7) В письме к писателю Д.В. Григоровичу он писал: “…Я врач и по уши втянулся в свою медицину, так что поговорка о двух зайцах никому другому не мешала так спать, как мне”. Врачу И.И. Островскому Чехов писал из Лопасни: “Медицина — моя законная жена, литература — незаконная. Врачи в рассказах А.П. Чехова — это труженики, верные клятве Гиппократа, самоотверженно борющиеся с людскими недугами, страданиями, а порой с ограниченностью ума и сердца. Таков доктор Старченко (“По делам службы”), который в страшную вьюгу едет исполнять свой служебный долг, только теперь он никого, к сожалению, не спасёт: человек кончает жизнь самоубийством, и доктор выезжает только для вскрытия. 8) Для Чехова врач - это прежде всего профессионал, человек высокого интеллекта, уникальной работоспособности и заинтересованности своим делом, чья жизнь — самопожертвование во имя науки; это человек щедрой души и золотого сердца, это настоящий интеллигент. |
IV. 1. | Итоги урока. Рефлексия Работа с аналитическими картами |
Учитель предлагает обсудить записи в технологических картах, задать вопросы. Обобщение учителем информации: “Мне хочется вам сказать, что здоровье человека не в сердце, не в почках, не в корнях, не в листве или спине. Конечно, слов нет, хорошо человеку, если у него все это здорово... Но самая суть чисто человеческого здоровья - это, когда его неудержимо тянет сказать что-то хорошее другому человеку, как будто это даже закон: раз мне хорошо— то должно быть и всем хорошо. Если поблизости нет человека, чтобы вместе порадоваться, то один пишет другому письмо или поет ему песенку. Так здоровый человек встречает весну, хотя пусть он на костылях или ему много лет, и за молодым бежать он не может.
|
Обучающиеся говорят о результатах урока, комментируют выступления групп и собственные достижения.
|
2.
| Это нужно понять молодым, что при утрате чего-нибудь внешнего в человеческом здоровье образуется внутри его какая-то замена, и часто замена эта ведет его к такому лучшему, что о старом он не горюет и молодым не завидует” (М.М.Пришвин)
| Предлагаю вам внимательно прочитать слова М.М.Пришвина. Какова главная мысль данного высказывания? Что вам показалось особенно важным и значимым, заставляет задуматься? Каждый из нас задумался и заставил задуматься другого о своём здоровье, как и те люди, чьи произведения мы сегодня читали. Им мы благодарны за уроки добра и здоровья. Мне остаётся вам пожелать по-русски: «Будем здоровы!»
|
|
3.
| ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ?
| В конце урока составляется таблица, данные которой соотносят с содержанием изученных на уроке произведений.
| Запись: Здоровье – это красота. Здоровье – это сила и ум. Здоровье – это самое большое богатство. Здоровье это то, что нужно беречь. Здоровье – это долгая счастливая жизнь. Здоровье – это когда ты весел и у тебя всё получается. |
V.
| Домашнее задание | Домашнее задание носит дифференцированный характер, в зависимости от результатов, полученных в ходе организованной учителем рефлексии обучающимися их деятельности на уроке. В качестве домашнего задания предлагается написать сочинение-рассуждение на одну из тем:
| Обучающиеся записывают темы сочинений. |