«Осенний фестиваль знаний 2024»

Выступление на тему "Здоровьесберегающие технологии на ИКТ уроках"

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

гимназия города Зернограда

Здоровьесберегающие технологии

на ИКТ уроках

Гнилокост Александра Витальевна

учитель начальных классов

2017 г.

«Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто»

Сократ

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей школьного возраста. Поэтому именно на этом этапе приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

• объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

• нагрузка от дополнительных занятий в школе; • занятия активно-двигательного характера: динамические паузы и др.

Для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках применяются информационно-коммуникационные технологии, поэтому о здоровье ребенка необходимо подумать ещё задолго до того, как школьник приступил к занятиям с использованием компьютера. Детский развивающийся организм имеет свои особенности. Все эти особенности очень важно учитывать при посадке ученика за компьютером, за партой, а также при проведении уроков с использованием интерактивной доской

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие технологии на ИКТ-уроках - это:

  • условия обучения ребенка на уроке (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  • соответствие учебной и физической нагрузок возрастным возможностям ребенка;
  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
  • использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Методические рекомендации

по применению здоровьесберегающих технологий на ИКТ-уроках

  1. Для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером на ИКТ-уроках необходимо соблюдение санитарно – гигиенических требований: в 1 классе за компьютером можно работать не более 10 минут, во 2-4 классах – не более 15 минут
  1. Для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке необходимо проводить динамические паузы, физминутки и зрительные гимнастики.

Упражнения для глаз не только служат профилактикой нарушения зрения, снятием напряжения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

Зрительные гимнастики рекомендуется проводить в середине и в конце занятия в течение 1 минуты.

Так же для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради и за компьютером рекомендуется учащимся при первых симптомах усталости глаз отводить взгляд вдаль на несколько секунд.

Для укрепления глазных мышц, снятия усталости глаз очень полезно использовать стереограммы (определение изображения, спрятанного на рисунке). На уроке начинает присутствовать элемент соперничества, в котором зарядка для глаз не воспринимается как серьезный этап урока.

  1. Необходимо соблюдение требований к дизайну мультимедийных презентаций
  • шрифт без насечек, без наклона, размер от 20 пт
  • количество цветов на слайде не больше трёх
  • цвет шрифта и фона должны быть контрастными, чтобы текст хорошо читался
  • текста не должно быть много, чтобы не вызвать быстрого утомления учеников
  1. В течение урока необходимо применять разнообразные минутки релаксации, а конце урока элементы рефлексии.

Один из приемов создания положительных эмоций на уроке – юмор, доброе слово, обращение к ученику по имени, строки из стихотворения. В конце урока необходимо применять разнообразные элементы рефлексии.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии на ИКТ-уроках способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Процесс обучения становиться интересным и занимательным, у детей создается бодрое, рабочее настроение, облегчается преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливается интерес детей к предмету.

Список использованной литературы

  1. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования.- М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.
  2. Кучма, В.Р. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. М.: Просвещение, 2000.
  3. "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 года, с 1 сентября 2003 года
  4. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения // Школа. – 2005. – №3.
  5. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы // Педагогика. -2005. – №6. – С. 37–44.
  6. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.- №2.- С.19-22.
Олимпиады: ОБЖ 5 - 11 классы

Содержимое разработки


муниципальное бюджетное образовательное учреждение

гимназия города Зернограда









Здоровьесберегающие технологии

на ИКТ уроках








Гнилокост Александра Витальевна

учитель начальных классов

















2017 г.


«Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто»

Сократ




Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей школьного возраста. Поэтому именно на этом этапе приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

• объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

• нагрузка от дополнительных занятий в школе;
• занятия активно-двигательного характера: динамические паузы и др.

Для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках применяются  информационно-коммуникационные технологии, поэтому о здоровье ребенка необходимо подумать ещё задолго до того, как школьник приступил к занятиям с использованием компьютера. Детский развивающийся организм имеет свои особенности. Все эти особенности очень важно учитывать при посадке ученика за компьютером, за партой, а также при проведении уроков с использованием интерактивной доской

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие технологии на ИКТ-уроках - это:

  • условия обучения ребенка на уроке (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

  • соответствие учебной и физической нагрузок возрастным возможностям ребенка;

  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

  • использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.



Методические рекомендации

по применению здоровьесберегающих технологий на ИКТ-уроках


  1. Для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером на ИКТ-уроках необходимо соблюдение санитарно – гигиенических требований: в 1 классе за компьютером можно работать не более 10 минут, во 2-4 классах – не более 15 минут


  1. Для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке необходимо проводить динамические паузы, физминутки и зрительные гимнастики.

Упражнения для глаз не только служат профилактикой нарушения зрения, снятием напряжения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

Зрительные гимнастики рекомендуется проводить в середине и в конце занятия в течение 1 минуты.

Так же для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради и за компьютером рекомендуется учащимся при первых симптомах усталости глаз отводить взгляд вдаль на несколько секунд.

Для укрепления глазных мышц, снятия усталости глаз очень полезно использовать стереограммы (определение изображения, спрятанного на рисунке). На уроке начинает присутствовать элемент соперничества, в котором зарядка для глаз не воспринимается как серьезный этап урока.


  1. Необходимо соблюдение требований к дизайну мультимедийных презентаций

  • шрифт без насечек, без наклона, размер от 20 пт

  • количество цветов на слайде не больше трёх

  • цвет шрифта и фона должны быть контрастными, чтобы текст хорошо читался

  • текста не должно быть много, чтобы не вызвать быстрого утомления учеников


  1. В течение урока необходимо применять разнообразные минутки релаксации, а конце урока элементы рефлексии.


Один из приемов создания положительных эмоций на уроке – юмор, доброе слово, обращение к ученику по имени, строки из стихотворения. В конце урока необходимо применять разнообразные элементы рефлексии.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии на ИКТ-уроках способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Процесс обучения становиться интересным и занимательным, у детей создается бодрое, рабочее настроение, облегчается преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливается интерес детей к предмету.


Список использованной литературы

  1. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования.- М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.

  2. Кучма, В.Р. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. М.: Просвещение, 2000.

  3. "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 года, с 1 сентября 2003 года

  4. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения // Школа. – 2005. – №3.

  5.  Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы // Педагогика. -2005. – №6. – С. 37–44.

  6. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.- №2.- С.19-22.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее