ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГосударственноЕ АвтономноЕ профессиональноЕ образовательноЕ учреждениЕ
«Унечский ТеХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТРАНСПОРТА имени героя россии а.в.рассказы»
г. Унеча Брянской области
«Утверждаю»:
Директор __________В.М. Боровков
«30» августа 2024 г.
Рабочая ПРОГРАММа
общепрофессиональной УЧЕБНОЙ ДИСЦИплинЫ
ОП.02 Техническая механика
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
Срок обучения: 3 года 10 месяцев
Рассмотрена и одобрена на заседании МО преподавателей и мастеров п/о по специальностям: 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог, 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей. Председатель МО ____ В.А. Автушенко Протокол №1 «30» августа 2024 г.
2024 г.
Рабочая программа общепрофессиональной учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.06. Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог, утвержденного приказом Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. № 1581 (далее - ФГОС СПО)
Организация-разработчик: ГАПОУ «Унечский техникум отраслевых технологий и транспорта имени Героя России А.В.Рассказы» г. Унеча, Брянская область.
Разработчик: Антипов И.Ф. - преподаватель ГАПОУ «Унечский техникум отраслевых технологий и транспорта имени Героя России А.В.Рассказы»
Рекомендована методическим советом ГАПОУ «Унечский техникум отраслевых технологий и транспорта имени Героя России А.В.Рассказы»
Протокол заседания № 1 от « 30 » августа 2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………..4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………… .…….6
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………..................................................11
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………..…………...…...12
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Рабочая программа учебной дисциплины Техническая механика является обязательной частью обще профессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ППССЗ по специальности 23.02.06. Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог.
Учебная дисциплина «Техническая механика» наряду с учебными дисциплинами обще профессионального цикла обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций для дальнейшего освоения профессиональных модулей.
Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
| Код ПК, ОК | Умения | Знания |
|
ПК 1.1, 1.2 1,3. ПК 2.3. ОК 01 ОК 02 ОК 09 ОК 10 | Читать кинематические схемы. Проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения. Проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц. Определять напряжения в конструкционных элементах. Производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость. Определять передаточное отношение. Определять координаты центра тяжести тел Выполнять расчеты на прочность и жесткость. | Виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики. Типы кинематических пар. Типы соединений деталей и машин. Основные сборочные единицы и детали. Характер соединения деталей и сборочных единиц. Принцип взаимозаменяемости. Виды движений и преобразующие движения механизмы. Виды передач, их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах. Передаточное отношение и число. Методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации. Виды деформации. Законы механического движения и равновесия. Методы механических испытаний материалов. Устойчивость при различных видах нагружения. Основные типы деталей и механизмов. |
В результате освоения дисциплины студент должен:
обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Обладать профессиональными компетенциями:
ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.
ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.
ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. Техническая механика
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
| Вид учебной работы | Объем в часах |
| Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем | 134 |
| Объем учебной дисциплины | 89 |
| Самостоятельная работа | 45 |
| в том числе: | |
| теоретическое обучение | 59 |
| лабораторные занятия | 8 |
| практические занятия | 22 |
| Промежуточная аттестация экзамен | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02 Техническая механика
| Наименование разделов и тем | № урока | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уровень освоения |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| Раздел I. Теоретическая механика | 51 |
| ||
| Тема 1.1. Основные понятия и аксиомы статики |
| Содержание учебного материала | 3 | |
| 1 | 1.Содержание, задачи механики. Основные понятия статики. | 1 | ПК 1.1, 1.2 1,3. ОК 01 ОК 02 ОК 09 ОК 10 | |
| 2 | 2. Механическое движение. | 1 | ||
| 3 | 3. Материальная точка, абсолютно твердое тело. | 1 | ||
|
| Практические занятия | 3 | ||
| 4 | 1 Связи и их реакции. | 1 | ||
| 5 | 2.Аксиомами статики. | 1 | ||
| 6 | 3.Сила и система сил. | 1 | ||
|
| Самостоятельные работы | 4 | ||
| №1. Работа с учебной и справочной литературой. | 1 | |||
| №2-3. Выполнение реферата на тему: «Равнодействующая и уравновешивающая силы». | 2 | |||
| №4. Составить отчет по теме: «Аксиомы статики». | 1 | |||
|
Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил
|
| Содержание учебного материала | 5 | |
| 7 | 4. Равнодействующая сила | 1 | ПК 1.1, 1.2 1,3. ОК 01 ОК 02 ОК 09 ОК 10
| |
| 8 | 5. Сложение параллельных сил | 1 | ||
| 9 | 6.Сложение параллельных сил | 1 | ||
|
| Практические занятия | 3 | ||
| 10 | 4.Момент силы относительно точки | 1 | ||
| 11 | 5.Нахождение момента | 1 | ||
| 12 | 6. Аналитические условия равновесия плоской системы сил | 1 | ||
|
| Самостоятельные работы | 3 | ||
| №5. Работа с учебной и справочной литературой | 1 | |||
| №6. Ответить на вопрос: «Как расположена равнодействующая, R=0» | 1 | |||
| №7. Составить отчет по теме: «Аналитические условия равновесия плоской системы сходящихся сил». | 1 | |||
| Тема 1.3. Пара сил и момент силы относительно точки
|
| Содержание учебного материала | 2 | |
| 13 | 7. Пара сил и момент пары сил. | 1 | ||
| 14 | 8.Пространственная система сил | 1 | ||
|
| Практические занятия | 3 | ||
| 15 | 7 Рещшение задач по теме Момент силы относительно точки | 1 | ||
| 16 | 8 Решение задач на определение пары сил и момента пары сил | 1 | ||
| 17 | 9 Условия равновесия пространственной системы сил | 1 | ||
|
| Самостоятельные работы | 1 | ||
|
| №8. Работа с учебником и справочной литературой. | 1 | ||
|
| №9-10 Плоская система сил | 3 | ||
| №12. Работа с учебником и справочной литературой | 1 | |||
| №13 – 14. Подготовить доклад на тему: «Произвольная пространственная система сил». | 2 | |||
| Тема 1.4. Трение.
|
| Содержание учебного материала | 3 | |
| 18 | 9. Трение | 1 | ПК 1.1, 1.2 1,3. ПК 2.3. ОК 01 ОК 02 ОК 09 ОК 10
| |
| 19 | 10. Трение скольжения | 1 | ||
| 20 | 11 Трение качения | 1 | ||
|
| Практические занятия |
| ||
| 21 | 10.Законы трения скольжения | 1 | ||
| 22 | 11.Сила тяжести | 1 | ||
| 23 | 12Ознакомление с приведением плоской системы сил к заданному центру. | 1 | ||
| 24 | 13теорема о приведении пространственной системы сил к заданному центру. | 1 | ||
| 25 | 14 Обобщение по теме статика | 1 | ||
|
| Лабораторная работа | 2 | ||
| 26-27 | №1-2 Определение опорных реакций на балку | 2 | ||
| 28-29 | №3-№4 Определение положения центра тяжести поперечного сечения вала. | 2 | ||
|
| Самостоятельные работы | 4 | ||
| №15. Работа с учебником и справочной литературой | 1 | |||
| №16. Ответить на вопрос: «По какой причине возникает трение скольжения». | 1 | |||
| №17-18. Подготовить доклад на тему: «Роль трения в природе и технике». | 2 | |||
|
Тема 1.5 Основные понятия кинематики
|
| Содержание учебного материала | 2 | |
| 30 | 12 Кинематика, ее задачи и основные понятия. | 1 | ПК 1.1, 1.2 1,3. ПК 2.3. ОК 01 ОК 02 ОК 09 ОК 10
ПК 1.1, 1.2 1,3. ПК 2.3. ОК 01 ОК 02 ОК 09 ОК 10
| |
| 31 | 13 Движением материальной точки | 1 | ||
|
| Практические занятия | 13 | ||
| 32 | 15. Поступательное движение. | 1 | ||
| 33 | 16. Вращательное движение. | 1 | ||
| 34 | 17. Плоское движение твердого тела. | 1 | ||
| 35 | 18. Анализ видов и кинематических параметров: равномерное движение. | 1 | ||
| 36 | 19 Анализ видов и кинематических параметров: неравномерное движение. | 1 | ||
| 37 | 20 Анализ видов и кинематических параметров: равнопеременное движение. | 1 | ||
| 38 | 21.Сложение осей. | 1 | ||
| 39 | 22 Сложение вращений твердого тела вокруг параллельных осей. |
| ||
| 40 | 23 Ознакомление со скоростью точки. | 1 | ||
| 41 | 24Ознакомление с кинематическими понятиями: ускорение точки | 1 | ||
| 42 | 25Ознакомление с мгновенным центром скоростей. | 1 | ||
| 43 | 26.Ознакомление со сложным движением | 1 | ||
| 44 | 27Обобщение по теме кинематика | 1 | ||
|
| Самостоятельные работы | 3 | ||
| №23. Работа с учебником и справочной литературой | 1 | |||
| №24-25. Составить конспект по теме: « Кинематика твердого тела и его точки». | 2 | |||
|
Тема 1.6. Основные понятия и аксиомы динамики
|
| Содержание учебного материала | 1 | |
| 45 | 14.Законы динамики. | 1 | ||
|
| Практические занятия | 6 | ||
| 46 | 28 Техническая и международная система механических единиц. | 1 | ||
| 47 | 29.Силы инерции | 1 | ||
| 48 | 30. Работа постоянной силы | 1 | ||
| 49 | 31.Мощность | 1 | ||
| 50 | 32.Ознакомление с принципом Д Адамбера. | 1 | ||
|
| Самостоятельные работы | 6 | ||
| №36-37 Работа с учебником и справочной литературой | 2 | |||
| №38-39. Ответить на вопрос: «В каких случаях тело движется прямолинейно и равномерно». | 2 | |||
| №40-41. Ответить на вопрос: «Какие задачи решает динамика». | 2 | |||
| 51 | 33 Обобщающий урок по разделу Теоретическая механика | 1 | ||
| Раздел II. Сопротивление материалов | 16 | |||
|
Тема 2.1. Основные положения.
|
| Содержание учебного материала | 4 | |
| 52. | 15 Основные понятия сопротивления материалов. | 1 | ПК 1.1, 1.2 1,3. ПК 2.3. ОК 01 ОК 02 ОК 09 ОК 10
| |
| 53. | 16. Понятие об упругих и пластических деформациях. | 1 | ||
| 54. | 17 Метод сечения. | 1 | ||
| 55. | 18 Растяжение и сжатие. | 1 | ||
|
| Практические занятия |
| ||
| 56. | 34 Срез, смятие | 1 | ||
| 57. | 35 . Кручение. | 1 | ||
| 58. | 36. Изгиб | 1 | ||
| 59. | 37.Понятие о сопротивлении усталости. | 1 | ||
| 60. | 38.Прочность при динамических нагрузка. | 1 | ||
| 61. | 39.Устойчивость при осевом нагружении стержня. | 1 | ||
| 62 | 40.Ознакомление с классификацией нагрузок. | 1 | ||
| 63 | 41Ознакомление с деформацией растяжения и сжатия, кручения. | 1 | ||
| 64 | 42 Ознакомление с законом Гука. | 1 | ||
| 65 | 43 Обобщение по теме: основные положения сопротивления материалов | 1 | ||
| 66 | 44 Расчет сжатых стержней на устойчивость | 1 | ||
| 67 | 45 Расчет коэффициента запаса по устойчивости | 1 | ||
|
| Самостоятельные работы | 3 | ||
| №42-43. Выполнить реферат на теме: «Понятие о механизмах и машинах» | 2 | |||
| №44. Составить отчет по теме: «Классификация нагрузок». | 1 | |||
| Раздел III Детали машин | 22 | |||
| Тема 3.1. Основные положения
|
| Содержание учебного материала | 16 | |
| 68. | 19Машины и их основные элементы. | 1 | ПК 1.1, 1.2 1,3. ПК 2.3. ОК 01 ОК 02 ОК 09 ОК 10
| |
| 69. | 20.Основные критерии работоспособности машин: прочность, точность, жесткость. | 1 | ||
| 70. | 21 Основные критерии работоспособности машин: износостойкость, стойкость к тепловым воздействиям, надежность. | 1 | ||
| 71. | 22. Машиностроительные материалы. | 1 | ||
| 72 | 23 Детали вращающего движения. | 1 | ||
|
| Практические занятия |
| ||
| 73 | 46. Корпусные детали. | 1 | ||
| 74 | 47 Пружины и рессоры. | 1 | ||
| 75 | 48. Неразъемные соединения деталей: сварные соединения. | 1 | ||
| 76 | 49. Неразъемные соединения деталей: клепаные, клеевые соединения. | 1 | ||
| 77 | 50. Разъемные соединения деталей | 1 | ||
| 78 | 51.Подшипники: скольжения. | 1 | ||
| 79 | 52.Подшипники: качения. | 1 | ||
| 80 | 53. Муфты. | 1 | ||
| 81 | 54. Фрикционные, ременные передачи. | 1 | ||
| 82 | 55. Зубчатые, червячные передачи. | 1 | ||
| 83 | 56. Цепные, реечные передачи. | 1 | ||
|
| Лабораторная работа | 2 | ||
| 86 | №7. Расчет соединений с натягом. | 1 | ||
| 87 | №8. Расчет плоскоременных передач по тяговой способности. | 1 | ||
|
| Самостоятельная работа |
| ||
| №45. Работа с учебной и справочной литературой | 1 | |||
| 88-89 | №57-58 .Зачет по теме: техническая механика. | 2 | ||
| Всего: | 134 | |||
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально- техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины осуществляется в кабинете
«Техническая механика»
Оборудование учебного кабинета:
рабочее место для преподавателя,
рабочие места по количеству обучающихся,
макеты (средства индивидуальной защиты),
комплект учебно-наглядных пособий «Техническая механика»,
компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе.
3.2.1Печатные издания
Е.М. Никитин. Теоретическая механика.– М.: Высшая школа, 2018.
А.И.Аркуша. Теоретическая механика. Сопротивление материалов. – М.: Высшая школа, 2018.
Г.М. Ицкович. Сопротивление материалов. – М.: Высшая школа, 2018.
В.А. Ивченко. Техническая механика. – М.: Инфра - М, 20017.
Н.Г. Куклин, Г.С. Куклина. Детали машин. – М.: Высшая школа, 2016.
В.П. Олофинская. Техническая механика. Сборник тестовых заданий. – М.: Форум: Инфра – М, 2016
И.И. Мархель. Детали машин. – М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 2017. (профессиональное образование)
3.2.2.Дополнительные источники:
А.А. Эрдеди, Н.А. Эрдеди. Теоретическая механика. Сопротивление материалов. – М.: Высшая школа, 2016.
В.П. Олофинская. Техническая механика (курс лекций). – М.: Форум: Инфра - М, 2016.
А.И. Аркуша. Руководство к решению задач по теоретической механике. – М.: Высшая школа, 2017.
А.А. Эрдеди, Н.А. Эрдеди. Детали машин. – М.: Академия, 2008.
В.А. Ивченко. Учебно – методический комплекс по технической механике. – М.: Инфра - М, 2016.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
| знать: Виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики. Типы кинематических пар. Типы соединений деталей и машин. Основные сборочные единицы и детали. Характер соединения деталей и сборочных единиц. Принцип взаимозаменяемости. Виды движений и преобразующие движения механизмы. Виды передач, их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах. Передаточное отношение и число. Методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации. | Знание основных понятий о передачах, знание классификации передач. Знание основных понятий и аксиом статики, динамики, основных понятий кинематики. Знание основных понятий и определений по расчёту элементов конструкций на прочность, жёсткость и устойчивость при различных видах деформации. | Тестирование |
| уметь: Читать кинематические схемы. Проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения. Проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц. Определять напряжения в конструкционных элементах. Производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость. Определять передаточное отношение. Определять координаты центра тяжести тел Выполнять расчеты на прочность и жесткость. | Правильно выполнять и обосновать решение задач. Понимать суть основ технической механики, определять по расчёту элементы конструкций на прочность, жёсткость и устойчивость при различных видах деформации. | Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических заданий
|


