Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей «Серпухов»
Конспект открытого урока обучения грамоте в 1 классе по теме: «Звук [ц], буква Цц»
Подготовила и провела: учитель начальных классов Пашко Светлана Павловна г. Серпухов 25 января 2018г
|
Тема урока «Звук [ц], буква Цц» Задачи: учить распознавать звук [ц] и соответствующую букву, писать буквы Цц; познакомить с особенностями звука [ц], как всегда твердого согласного звука; упражнять в осмысленном и выразительном чтении; развивать умения устанавливать причинно – следственные связи; прививать читательский интерес, ответственное отношение к учебе, стремление к успеху. Формируемые УУД: распознавать звук [ц] и соответствующую букву; правильно писать буквы Цц; характеризовать звук [ц], как всегда твердый согласный звук, читать слова с буквой ц; строить доказательные и полные ответы на вопросы учителя.
I. Самоопределение к деятельности. Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: — Доброе утро! Доброе утро! Солнцу и птицам. Доброе утро! Улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым... Пусть доброе утро длится до вечера! Н. Красильников -С каким настроением вы пришли на урок? -Я желаю вам быть добрыми по отношению друг к другу. – -Слышать и слушать своих товарищей, уважать мнения других. Несколько уроков назад мы с вами были в школьной библиотеке. А сегодня мы с вами посетим виртуальную библиотеку. Узнаем много интересного и полезного.
«Думательный колпачок»
|
II. Актуализация знаний. Игра «Доскажи словечко» 1. Игра «Доскажи словечко». Я начну, а ты продолжи… Речь бывает…(устная и письменная) Устную речь мы…(слышим и произносим) Письменную речь мы…(пишем и читаем) Наша речь состоит из …(предложений) Предложение состоит из…(слов) Слова делятся на…(слоги) Слоги состоят из…(звуков) Звуки мы…(слышим и произносим) Буквы мы…(читаем и пишем) Звуки бывают…(гласные и согласные) - Когда мы произносим гласные воздух… - Когда мы произносим согласные воздух … - Согласные бывают… Самооценка. Оцените свои знания. III. Мотивационно-целевой этап (вход в тему) Аудиозапись «Пение птиц». - Чьи голоса прослушали? (птиц) - Какие бывают птицы? (дикие и домашние) (на доске картинки: курицы, синицы, цапли) - Что общего у слов, что их объединяет? (курица, синица, цапля) - При произношении, что заметили? ( звук [Ц], который еще не изучали) - Давайте попробуем охарактеризовать этот звук. (согласный, докажите, всегда твердый, глухой, непарный) (в процессе характеристики вывешивается значок буквы) - А как обозначим звук на письме? (буквой) - Какое имя у этой буквы? (Ц, на доску вывешивается буква Ц) Вывод. IV. Открытие нового знания Откройте «Азбуку» - Посмотрите на новую букву. - Из чего она сделана?(Из металлической цепочки.) - Каким звуком начинается слово «цепочка»? (Звуком [ц].) Какой же звук обозначает новая буква? (Звук [ц].) - Сформулируйте цель и задачи урока, продолжив предложения. Мы познакомимся__________________. Мы выясним_______________________. Мы научимся______________________.
Первичное закрепление. Характеристика звука [ц]. —Итак: - Какой «бусинкой» обозначен звук [ц]? (синей) - О чём это говорит? (Это звук согласный твёрдый.) Есть ли у звука [ц] парный мягкий звук? (Нет.) Определите, какой звук [ц]: звонкий или глухой. (Это глухой звук, так как произносится без участия голоса.) Игра «Хоккей» - Мотоцикл, на цыпочках, книжечка, борцы, цыган, волчок, пальцы, гнездо, пословица, водица. - А теперь вы попробуйте вспомнить слова, в которых встречается звук [ц]. Оценка.
Чтение слогов с буквой ц. На слайде слоги. Обратите внимание на слоги: ци, це рядом стоят буквы, которые обозначают… цы, ца рядом стоят буквы, которые обозначают…. как произносим звук ц в обоих случаях? (одинаково) Вывод: так как эта буква обозначает один твёрдый звук [ц], она читается одинаково во всех слогах.
Работа с моделями слов: цапля, синица. — Отгадайте, о какой птице говорится в загадке: Длинным клювом тонким Схватит лягушонка. Капнет с клюва капля. Кто же это? ... (Цапля.) Картинка —Составьте модель этого слова. - Разделите на слоги и поставьте ударение.
Работа в паре. У доски пара.
Работайте дружно, помогайте друг другу. Уважайте мнение товарища.
(Ученик у доски. Сравнение). Как узнали цаплю? (По длинному клюву.) С какого звука начинается это слово? (ц) С помощью новой буквы прочитайте это слово в «Азбуке».
Отгадайте ещё одну загадку: Спинкой зеленовата, животиком желтовата, чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица.) Картинка - Составьте модель этого слова. - Разделите на слоги и поставьте ударение.
Самостоятельно. (Ученик у доски. Сравнение). Как догадались, что это синица? (По внешнему описанию птицы в загадке.) Назовите звуки в этом слове????? Укажите букву, которой обозначен звук [ц]. Прочитайте слово. Чему учились выполняя задания? (выполнять звуко-буквенный анализ слов) Оцените работу.
Самостоятельная работа Логическое упражнение на классификацию. — Игра «Третий лишний» Работа в группе. - Прочитайте слова. (Цапля, синица, курица.) - Какое слово с точки зрения «Окружающего мира» лишнее? (Слово «курица», так как это название домашней птицы.) - Какие знания вам помогли при выполнении этого задания.
Физкультминутка. Птички Маленькие птички, Машем руками, как Птички-невелички, крылышками. По лесу летают, Песни распевают. Буйный ветер налетел, Руки вверх, раскачиваемся Птичек унести хотел. из стороны в сторону. Птички спрятались в дупло, Приседаем на корточки, Там уютно и тепло. закрываем голову руками.
— Аня и Ваня спросили меня перед уроком, есть ли такая книга, из которой можно узнать обо всём на свете. Как бы вы ответили Ане и Ване на этот вопрос? (Выслушиваются мнения детей.) — Действительно, есть такие книги — научные справочники об окружающем мире. Они называются энциклопедиями. - У кого из вас в домашней библиотеке есть энциклопедии? - О чём в них рассказывается? Мы были в школьной библиотеке, вспомните какие энциклопедии рассматривали? - Энциклопедии бывают разные: о странах, о природе, об искусстве. - Как вы думаете из какой энциклопедии предлагаются вашему вниманию страницы? (Из энциклопедии о птицах.)
V. Закрепление изученного Формирование установки на внимательное, вдумчивое чтение. - Прежде чем прочитать страницу энциклопедии, нужно научиться читать её название. Так как это слово длинное, прочитайте его сначала по слогам: Слайд эн-ци-кло-пе-ди-я. Теперь повторите слово целиком. Поскольку энциклопедия — это научный справочник, читать её нужно внимательно, думая над каждым словом, предложением. Развитие речевого аппарата.
(Медленно вдохнуть через нос, ощутить в грудной клетке «распирание» и медленно выдохнуть на звуки (а-о-у-а-о-у).
|
Чтение статьи о цапле. — Прочитайте выделенное слово. (Цапли.) О ком же рассказывает эта статья? Прочитайте первое предложение. О чём вы узнали из этого предложения? (О том, что цапли живут возле рек, на болоте.) Прочитайте второе предложение. О чём в нём говорится?
Прочитайте выделенное слово во второй статье. О ком же рассказывает вторая статья? Послушайте статью. Прочитайте еще раз самостоятельно. - Какой описывается синица? Найдите и прочитайте эти строки в тексте. (Бойкая, умная птица.) - Какой взгляд у синицы? Прочитайте
Прочитайте выделенное слово в третьей статье.
- О ком она? - Чтение «цепочкой» - Расскажите, что интересного вы узнали о соколе
- Какая статья вам больше всего понравилась? (обозначьте)
VI. Подведение итогов. Рефлексия. Мы познакомились__________________. Мы выяснили_______________________. Мы научились______________________. Что понравилось на уроке? Самооценка работы на уроке. - как вы сегодня работали на уроке? (Оцените себя) -Кто без ошибок справился со всеми заданиями на уроке? А кто испытывал затруднения? - А я оценила бы вашу работу на уроке в целом бы так: «Мои мальцы,сегодня молодцы!!!!» С каким настроением уходите с урока? (обозначьте).
|