«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок литературного чтения в 1 классе

Урок литературного чтения в 1 классе. УМК "Перспектива"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей «Серпухов»











Конспект открытого урока

обучения грамоте в 1 классе

по теме: «Звук [ц], буква Цц»















Подготовила и провела: учитель начальных классов

Пашко Светлана Павловна













г. Серпухов

25 января 2018г


Тема урока «Звук [ц], буква Цц»

Задачи: учить распознавать звук [ц] и соответствующую букву, писать буквы Цц; познакомить с особенностями звука [ц], как всегда твердого согласного звука; упражнять в осмысленном и выразительном чтении; развивать умения устанавливать причинно – следственные связи; прививать читательский интерес, ответственное отношение к учебе, стремление к успеху.

Формируемые УУД: распознавать звук [ц] и соответствующую букву; правильно писать буквы Цц; характеризовать звук [ц], как всегда твердый согласный звук, читать слова с буквой ц; строить доказательные и полные ответы на вопросы учителя.


I. Самоопределение к деятельности.


Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

— Доброе утро!

Доброе утро! Солнцу и птицам.

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым,

доверчивым...

Пусть доброе утро длится до вечера!

Н. Красильников


-С каким настроением вы пришли на урок?

-Я желаю вам быть добрыми по отношению друг к другу. –

-Слышать и слушать своих товарищей, уважать мнения других.

Несколько уроков назад мы с вами были в школьной библиотеке. А сегодня мы с вами посетим виртуальную библиотеку. Узнаем много интересного и полезного.


«Думательный колпачок»


II. Актуализация знаний.

Игра «Доскажи словечко»

1. Игра «Доскажи словечко». Я начну, а ты продолжи…

Речь бывает…(устная и письменная)

Устную речь мы…(слышим и произносим)

Письменную речь мы…(пишем и читаем)

Наша речь состоит из …(предложений)

Предложение состоит из…(слов)

Слова делятся на…(слоги)

Слоги состоят из…(звуков)

Звуки мы…(слышим и произносим)

Буквы мы…(читаем и пишем)

Звуки бывают…(гласные и согласные)

- Когда мы произносим гласные воздух…

- Когда мы произносим согласные воздух …

- Согласные бывают…

Самооценка.

Оцените свои знания.

III. Мотивационно-целевой этап (вход в тему)

Аудиозапись «Пение птиц».

- Чьи голоса прослушали? (птиц)

- Какие бывают птицы? (дикие и домашние)

(на доске картинки: курицы, синицы, цапли)

- Что общего у слов, что их объединяет? (курица, синица, цапля)

- При произношении, что заметили? ( звук [Ц], который еще не изучали)

- Давайте попробуем охарактеризовать этот звук.

(согласный, докажите, всегда твердый, глухой, непарный)

(в процессе характеристики вывешивается значок буквы)

- А как обозначим звук на письме? (буквой)

- Какое имя у этой буквы? (Ц, на доску вывешивается буква Ц)

Вывод.

IV. Открытие нового знания

Откройте «Азбуку»

- Посмотрите на новую букву.

- Из чего она сделана?(Из металлической цепочки.) - Каким звуком начинается слово «цепочка»? (Звуком [ц].)

Какой же звук обозначает новая буква? (Звук [ц].)

- Сформулируйте цель и  задачи урока, продолжив предложения.

Мы познакомимся__________________.

Мы выясним_______________________.

Мы научимся______________________.



Первичное закрепление.

Характеристика звука [ц].

—Итак:

- Какой «бусинкой» обозначен звук [ц]? (синей)

- О чём это говорит? (Это звук согласный твёрдый.)

Есть ли у звука [ц] парный мягкий звук? (Нет.)

Определите, какой звук [ц]: звонкий или глухой. (Это глухой звук, так как произносится без участия голоса.)

Игра «Хоккей»

- Мотоцикл, на цыпочках, книжечка, борцы, цыган, волчок, пальцы, гнездо, пословица, водица.

- А теперь вы попробуйте вспомнить слова, в которых встречается звук [ц].

Оценка.


Чтение слогов с буквой ц.

На слайде слоги.

Обратите внимание на слоги: ци, це рядом стоят буквы, которые обозначают…

цы, ца рядом стоят буквы, которые обозначают….

как произносим звук ц в обоих случаях? (одинаково)

Вывод: так как эта буква обозначает один твёрдый звук [ц],

она читается одинаково во всех слогах.

Работа с моделями слов: цапля, синица.

— Отгадайте, о какой птице говорится в загадке:

Длинным клювом тонким

Схватит лягушонка.

Капнет с клюва капля.

Кто же это? ... (Цапля.)

Картинка

—Составьте модель этого слова.

- Разделите на слоги и поставьте ударение.


Работа в паре. У доски пара.


Работайте дружно, помогайте друг другу. Уважайте мнение товарища.


(Ученик у доски. Сравнение).

Как узнали цаплю? (По длинному клюву.)

С какого звука начинается это слово? (ц)

С помощью новой буквы прочитайте это слово в «Азбуке».


Отгадайте ещё одну загадку:

Спинкой зеленовата, животиком желтовата,

чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица.)

Картинка

- Составьте модель этого слова.

- Разделите на слоги и поставьте ударение.


Самостоятельно.

(Ученик у доски. Сравнение).

Как догадались, что это синица? (По внешнему описанию птицы в загадке.) Назовите звуки в этом слове?????

Укажите букву, которой обозначен звук [ц].

Прочитайте слово.

Чему учились выполняя задания? (выполнять звуко-буквенный анализ слов)

Оцените работу.





Самостоятельная работа

Логическое упражнение на классификацию.

Игра «Третий лишний»

Работа в группе.

- Прочитайте слова. (Цапля, синица, курица.)

- Какое слово с точки зрения «Окружающего мира» лишнее? (Слово «курица», так как это название домашней птицы.)

- Какие знания вам помогли при выполнении этого задания.


Физкультминутка.

Птички

Маленькие птички, Машем руками, как

Птички-невелички, крылышками.

По лесу летают,

Песни распевают.

Буйный ветер налетел, Руки вверх, раскачиваемся

Птичек унести хотел.  из стороны в сторону.

Птички спрятались в дупло, Приседаем на корточки,

Там уютно и тепло.  закрываем голову руками.



— Аня и Ваня спросили меня перед уроком, есть ли

такая книга, из которой можно узнать обо всём на свете.

Как бы вы ответили Ане и Ване на этот вопрос?

(Выслушиваются мнения детей.)

— Действительно, есть такие книги — научные справочники об окружающем мире. Они называются энциклопедиями.

- У кого из вас в домашней библиотеке есть энциклопедии?

- О чём в них рассказывается?

Мы были в школьной библиотеке, вспомните какие энциклопедии рассматривали?

- Энциклопедии бывают разные: о странах, о природе, об искусстве.

- Как вы думаете из какой энциклопедии предлагаются вашему вниманию страницы?

(Из энциклопедии о птицах.)


V. Закрепление изученного

Формирование установки на внимательное, вдумчивое чтение.

- Прежде чем прочитать страницу энциклопедии,

нужно научиться читать её название. Так как это слово

длинное, прочитайте его сначала по слогам:

Слайд

эн-ци-кло-пе-ди-я.

Теперь повторите слово целиком.

Поскольку энциклопедия — это научный справочник,

читать её нужно внимательно, думая над каждым словом,

предложением.


Развитие речевого аппарата.

  1. Упражнение «Голодный хомячок – сытый хомячок» (втянуть щеки, принять исходное положение; надуть щеки, принять исходное положение. Упражнение повторить 6 – 7 раз.)

(Медленно вдохнуть через нос, ощутить в грудной клетке «распирание» и медленно выдохнуть на звуки (а-о-у-а-о-у).







Чтение статьи о цапле.

— Прочитайте выделенное слово. (Цапли.)

О ком же рассказывает эта статья?

Прочитайте первое предложение.

О чём вы узнали из этого предложения? (О том, что

цапли живут возле рек, на болоте.)

Прочитайте второе предложение. О чём в нём говорится?


Прочитайте выделенное слово во второй статье.

О ком же рассказывает вторая статья?

Послушайте статью.

Прочитайте еще раз самостоятельно.

- Какой описывается синица? Найдите и прочитайте эти строки в тексте. (Бойкая, умная птица.)

- Какой взгляд у синицы? Прочитайте


Прочитайте выделенное слово в третьей статье.


- О ком она?

- Чтение «цепочкой»

- Расскажите, что интересного вы узнали о соколе



- Какая статья вам больше всего понравилась? (обозначьте)



VI. Подведение итогов. Рефлексия.

Мы познакомились__________________.

Мы выяснили_______________________.

Мы научились______________________.

Что понравилось на уроке?

Самооценка работы на уроке.

- как вы сегодня работали на уроке? (Оцените себя)

-Кто без ошибок справился со всеми заданиями на уроке?

А кто испытывал затруднения?

- А я оценила бы вашу работу на уроке в целом бы так: «Мои мальцы,сегодня молодцы!!!!»

С каким настроением уходите с урока? (обозначьте).









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее