«Зимний фестиваль знаний 2025»

Русская народная сказка "Петух и собака" 1 класс

Урок литературного чтения в 1 классе УМК "Школа России" по теме Русская народная сказка "Петух и собака".Урок с мультимедийным приложением и с использованием технологии продуктивного чтения

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Описание методической разработки


  1. Тема урока: Русская сказка «Петух и собака»


  1. Краткая аннотация:

Урок литературного чтения с мультимедийным приложением проведен с использованием технологии продуктивного чтения


  1. Учебный предмет(ы) , учебник и его авторы: Предмет - литературное чтение. Учебник : Литературное чтение. 1 класс в 2 ч. Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого – М., Просвещение, 2011.


  1. Уровень обученности школьников: 1 класс


  1. Форма учебной работы: классно-урочная


  1. Приложение (графические, аудио, видеоматериалы и т. д.)














Технологическая карта урока


Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Предметные

Будут сформированы:


- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;


- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.


- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Ученик получит возможность для формирования:


-способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении

Ученик научится:


- принимать и сохранять учебную задачу;


- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;


- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Ученик получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Ученик научится:

- строить речевое высказывание в устной форме;


- основам смыслового чтения художественного текста с выделением существенной информации из текста


-делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя

Ученик получит возможность научиться:


- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей.

Ученик научится:

- формулировать свое собственное мнение и позицию;


- задавать вопросы;


- Контролировать действия партнера


- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Ученик получит возможность научиться:


- учитывать разные мнения, обосновывать собственную позицию

Ученик научится:

- осознанно воспринимать содержание текста,


- отвечать на вопросы по содержанию произведения;


- определять последовательность событий;



Ученик получит возможность научиться:


- определять главную мысль и героев произведения;

- читать по ролям произведение


- выявлять специфику текста - (сказка);








Этап урока

Деятельность учителя

деятельность обучающихся

Результаты этапа

Организационный

Момент



Работа с текстом до чтения (антиципация)


























































Работа с текстом во время чтения





































Работа с текстом после чтения























Физминутка























































Итог урока























- Ребята, проверьте свою готовность к уроку – дневник, учебник.


- Я хотела бы урок начать с пословицы.(слайд 2) Прочитайте ее.

- Как понимаете ее смысл?


- Сегодня мы будем читать новое произведение. Что нужно, чтобы извлечь из прочитанного пользу?


- Сформулируйте задачи урока



1) - Прочитайте названия произведения, которое мы будем читать на стр. 54 нашего учебника.

- Вспомните, в каком разделе находится это произведение?

- Тогда, как вы думаете, что мы будем читать?

- Какие бывают сказки?

- А какую сказку будем читать мы? Почему вы так думаете?

- Кто, по вашему, герои этой сказки? Докажите.



- Учитывая все сказанное. Можем ли мы предположить, что мы будем читать?




2) Чтение опорных слов: (слайд 3)

Ли -са, со –ба- ка, пе- тух, жи- во – тин- ка, по- ла- ко- мить- ся;

Счас- тье при- ва- ли-ло,

еле жи- вая

- Какие из прочитанных слов вам непонятны?

- Какие выражения использованы в переносном значении? Как понимаете?




- Итак, про кого будем читать сказку?



3) - Давайте рассмотрим рисунок к сказке в учебнике. (слайд 4)

Кого видите?



- Где происходят события?

- Что скажите о главных героях?

- Еще раз прочитайте название сказки и предположите, как могут развиваться

События





- Интересно вам узнать, что же происходило в сказке на самом деле? Теперь давайте ее прочитаем.



- Комбинированное чтение (учитель и ученики)

а)чт. до слов «Услыхал Петушок , что старик со старухой хотят его зарезать»


б) чт .до слов «Ночью подошли к лесу?»

- задайте вопрос автору.

- А вы как думаете, где могли бы переночевать Петушок и собака?


- Прочитайте абзац. Найдите ответ на этот вопрос.


в) чт. до слов « Красны песенки поет»

- Как думаете, Почему лиса стала расхваливать Петушка?

- Почему вас это не удивило?


г) чтение до слов «Я его позову в гости».

- какой бы вопрос вы задали автору сейчас?

- А вы как на месте автора ответили бы на этот вопрос?


-д) чт. до конца сказки

- Как думаете, как герои «и сейчас там живут»?







1)- Понравилась ли вам сказка? Чем?



- Почему спасся петух?

А почему собака стала помогать петуху?



- Какая мысль, по – вашему, в сказке самая главная, важная?




- А вас лично эта сказка о чем заставила задуматься? Чем она вам может помочь в общении с друзьями?




Эй, кузнец – молодец!

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять!


Отчего не подковать?

Вот гвоздь, вот подкова.

Раз, два – и готово!







2) Прочитайте пословицы. Подумайте, к кому из героев сказки они подходят. (слайд 5)


Друга иметь – себя не жалеть.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей




3)- Кого из героев вам хотелось бы нарисовать в иллюстрации к сказке? Какими вы их себе представляете? Я вам помогу. Вы видите: записаны несколько черт характера. Подберите слова – характеристики к каждому герою. (Соотнесение рисунков собаки, петуха и лисы с словами):

Смелая, трусливая, лживая, верная, хитрая, коварная, сообразительный, умный (слайд 6, 7)


- Опишите герое сказки, используя речевую схему:

Лиса …., потому что ….. .

Петух…., потому что ….. .

Петушок …., потому что ….. .

- Но ведь петушок не только сообразительный. Он заманил лису к собаке, понимая что ей не сдобровать. Как оценить этот проступок?




- Еще раз рассмотрите иллюстрацию в учебнике. А художник согласен с вашим мнением?


4) Теперь, когда мы с вами все обсудили, давайте приготовим выразительное чтение сказки. Какой эпизод вам кажется особенно интересным?

- см текст на с. 56. Как его можно прочитать?

- какие герои?

- Какую интонацию нужно выбрать, чтобы выразительно прочитать?

- Чтение отрывка по ролям





- C каким произведением познакомились?

- Чему учит сказка «Собака и петух»?


- А чему на уроке учились вы?


- Попробуйте оценить свою работу на уроке. У вас «смайлики».Дорисуйте их, с учетом вашей работы (Слайд 8)

1. у вас все получилось, вы смогли справиться со всеми предложенными заданиями.

2. у вас все получилось, но вам потребовалась помощь или подсказками 3. не удалось верно справиться с заданиями, нужна помощь.


- Продемонстрируйте свои смайлики.


- Дом задание - краткий пересказ от одного из героев сказки, иллюстрация к любому эпизоду сказки





С книгой поведешься– ума наберешься.


Много полезного можно извлечь из книг.


Быть внимательным читателем, не только читать, но и думать.



- познакомимся м новым текстом.

- будем учиться внимательно анализировать поступки героев.


«Петух и собака»



«Сказки, загадки. небылицы»


Будем , наверное читать сказку.


Народные и авторские

Народную, п.ч. автор не записан.


Животные, п.ч. Петух и собака и в названии сказки и на иллюстрации




Поучительную историю с нереальным событиями.




Читают слова вслух




Объяснение слов «животинка, полакомится»


- Счастье привалило – появилось неожиданно;



Про петуха, собаку, лису



Лису, убегающую от собаки; петух, который сидит на ветке дерева и смотрит на них.



В лесу


Предположения ребят:

- собака защищает от лисы петушка

- собака охотится на лису, а петушок наблюдает

- петушок прячется от лисы и собаки.










Почему старик со старухой хотели зарезать Петушка?


Где же переночуют герои в лесу?


Предположения ребят (в траве, или обнявшись, чтобы было тепло)


Чтение, поиск ответа



Хотела съесть петуха.



Лиса обычно в сказках хитрая.



зачем петух позвал собаку?


Возможно петух надеялся, что собака поможет, спасет от лисы?


Дружно, помогают друг другу, выручают.









Делятся первыми впечатлениями о прочитанном.


Петуху помогала собака.

Они стали друзьями. Их объединило несчастье.


Нужно помогать друг другу, нужно дружить, и тогда не страшна никакая беда. Друзья помогут найти выход, помогут.


Нужно стараться дружить, а не ссориться. И если у тебя есть друг – ему нужно помогать и тогда друг тоже поможет тебе.





Шагают, припадая то на одну, то на другую ногу.


Разводят руки в стороны, ударяют кулаками перед собой в воздухе на каждое слово












1 – к собаке, она не побоялась лисы , спасая петуха.

2 – к петуху, п.ч. он спасся только благодаря своему другу








Составление таблицы:

Собака

петух

лиса

Смелая

верная

Сообразитель

ный

Хитрая

Коварная

трусливая








Высказывают свое мнение: У лисы был злой умысел, а петух помог зло наказать Нужно отвечать за поступки.



Да, на рисунке собака смело прогоняет лису, которая трусливо убегает. Петух своим криком поддерживает друга.







По ролям


Автор, лиса, петух

Обсуждение интонации






- нужно приходить друг другу на помощь, дорожить дружбой)

- учились различать сказки, понимать произведение, читать по ролям.

- самооценка, представление






- принимать и сохранять учебную задачу;










Рeгулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать свое предположение на основе работы названием и автором произведения и с иллюстрацией учебника.


Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике;

- основам смыслового чтения художественного текста с выделением существенной информации из текста



Личностные:УУД:

- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;

- Ведение диалога с автором


Коммуникативные УУД:

- формулировать свое собственное мнение и позицию;
























Рeгулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Познавательные УУД:

- строить речевое высказывание в устной форме;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

- пользоваться разными видами чтения

- осознанно воспринимать содержание текста,

Личностные: УУД:

- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;

- ведение диалога с автором










Рeгулятивные УУД:

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- строить рассуждения;

- отвечать на вопросы по содержанию произведения

- определять главную мысль и героев произведения;

- читать

Личностные: УУД:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

- умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим, сопереживать

-способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении

Коммуникативные УУД:

- формулировать свое собственное мнение и позицию;

- Контролировать действия партнера
















































Личностные УУД

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности










Содержимое разработки

Петух и собака   Красильникова Ольга Викторовна  учитель начальных классов МКОУ «Горячеключевская СОШ» Омского района Омской Области

Петух и собака

Красильникова Ольга Викторовна

учитель начальных классов

МКОУ «Горячеключевская СОШ» Омского района Омской Области

Прочитай Ли-са, со-ба-ка, пе-тух; Жи-во-тин-ка; по-ла-ко-мить-ся; Счас-тье при-ва-ли-ло; Е-ле жи-ва-я

Прочитай

Ли-са, со-ба-ка, пе-тух;

Жи-во-тин-ка;

по-ла-ко-мить-ся;

Счас-тье при-ва-ли-ло;

Е-ле жи-ва-я

Пословицы

Пословицы

  • Друга иметь – себя не жалеть.
  • Не имея сто рублей, а имей сто рублей.
Смелая, трусливая, верная, сообразительный, лживая, хитрая, коварная, умный

Смелая, трусливая, верная, сообразительный, лживая, хитрая, коварная, умный

Смелая Верная Сообразительный Умный Хитрая Коварная Трусливая

Смелая

Верная

Сообразительный

Умный

Хитрая

Коварная

Трусливая

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее