Описание методической разработки
Тема урока: Русская сказка «Петух и собака»
Краткая аннотация:
Урок литературного чтения с мультимедийным приложением проведен с использованием технологии продуктивного чтения
Учебный предмет(ы) , учебник и его авторы: Предмет - литературное чтение. Учебник : Литературное чтение. 1 класс в 2 ч. Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого – М., Просвещение, 2011.
Уровень обученности школьников: 1 класс
Форма учебной работы: классно-урочная
Приложение (графические, аудио, видеоматериалы и т. д.)
Технологическая карта урока
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Предметные | ||||||
Будут сформированы:
- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | Ученик получит возможность для формирования:
-способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении | Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; | Ученик получит возможность научиться: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи | Ученик научится: - строить речевое высказывание в устной форме;
- основам смыслового чтения художественного текста с выделением существенной информации из текста -делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя | Ученик получит возможность научиться:
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей. | Ученик научится: - формулировать свое собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- Контролировать действия партнера
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | Ученик получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения, обосновывать собственную позицию | Ученик научится: - осознанно воспринимать содержание текста,
- отвечать на вопросы по содержанию произведения;
- определять последовательность событий;
| Ученик получит возможность научиться:
- определять главную мысль и героев произведения; - читать по ролям произведение
- выявлять специфику текста - (сказка);
|
Этап урока | Деятельность учителя | деятельность обучающихся | Результаты этапа | ||||||
Организационный Момент
Работа с текстом до чтения (антиципация)
Работа с текстом во время чтения
Работа с текстом после чтения
Физминутка
Итог урока
| - Ребята, проверьте свою готовность к уроку – дневник, учебник.
- Я хотела бы урок начать с пословицы.(слайд 2) Прочитайте ее. - Как понимаете ее смысл?
- Сегодня мы будем читать новое произведение. Что нужно, чтобы извлечь из прочитанного пользу?
- Сформулируйте задачи урока
1) - Прочитайте названия произведения, которое мы будем читать на стр. 54 нашего учебника. - Вспомните, в каком разделе находится это произведение? - Тогда, как вы думаете, что мы будем читать? - Какие бывают сказки? - А какую сказку будем читать мы? Почему вы так думаете? - Кто, по вашему, герои этой сказки? Докажите.
- Учитывая все сказанное. Можем ли мы предположить, что мы будем читать?
2) Чтение опорных слов: (слайд 3) Ли -са, со –ба- ка, пе- тух, жи- во – тин- ка, по- ла- ко- мить- ся; Счас- тье при- ва- ли-ло, еле жи- вая - Какие из прочитанных слов вам непонятны? - Какие выражения использованы в переносном значении? Как понимаете?
- Итак, про кого будем читать сказку?
3) - Давайте рассмотрим рисунок к сказке в учебнике. (слайд 4) Кого видите?
- Где происходят события? - Что скажите о главных героях? - Еще раз прочитайте название сказки и предположите, как могут развиваться События
- Интересно вам узнать, что же происходило в сказке на самом деле? Теперь давайте ее прочитаем.
- Комбинированное чтение (учитель и ученики) а)чт. до слов «Услыхал Петушок , что старик со старухой хотят его зарезать»
б) чт .до слов «Ночью подошли к лесу?» - задайте вопрос автору. - А вы как думаете, где могли бы переночевать Петушок и собака?
- Прочитайте абзац. Найдите ответ на этот вопрос.
в) чт. до слов « Красны песенки поет» - Как думаете, Почему лиса стала расхваливать Петушка? - Почему вас это не удивило?
г) чтение до слов «Я его позову в гости». - какой бы вопрос вы задали автору сейчас? - А вы как на месте автора ответили бы на этот вопрос?
-д) чт. до конца сказки - Как думаете, как герои «и сейчас там живут»?
1)- Понравилась ли вам сказка? Чем?
- Почему спасся петух? А почему собака стала помогать петуху?
- Какая мысль, по – вашему, в сказке самая главная, важная?
- А вас лично эта сказка о чем заставила задуматься? Чем она вам может помочь в общении с друзьями?
Эй, кузнец – молодец! Захромал мой жеребец. Ты подкуй его опять!
Отчего не подковать? Вот гвоздь, вот подкова. Раз, два – и готово!
2) Прочитайте пословицы. Подумайте, к кому из героев сказки они подходят. (слайд 5)
Друга иметь – себя не жалеть. Не имей сто рублей, а имей сто друзей
3)- Кого из героев вам хотелось бы нарисовать в иллюстрации к сказке? Какими вы их себе представляете? Я вам помогу. Вы видите: записаны несколько черт характера. Подберите слова – характеристики к каждому герою. (Соотнесение рисунков собаки, петуха и лисы с словами): Смелая, трусливая, лживая, верная, хитрая, коварная, сообразительный, умный (слайд 6, 7)
- Опишите герое сказки, используя речевую схему: Лиса …., потому что ….. . Петух…., потому что ….. . Петушок …., потому что ….. . - Но ведь петушок не только сообразительный. Он заманил лису к собаке, понимая что ей не сдобровать. Как оценить этот проступок?
- Еще раз рассмотрите иллюстрацию в учебнике. А художник согласен с вашим мнением?
4) Теперь, когда мы с вами все обсудили, давайте приготовим выразительное чтение сказки. Какой эпизод вам кажется особенно интересным? - см текст на с. 56. Как его можно прочитать? - какие герои? - Какую интонацию нужно выбрать, чтобы выразительно прочитать? - Чтение отрывка по ролям
- C каким произведением познакомились? - Чему учит сказка «Собака и петух»?
- А чему на уроке учились вы?
- Попробуйте оценить свою работу на уроке. У вас «смайлики».Дорисуйте их, с учетом вашей работы (Слайд 8)
1. у вас все получилось, вы смогли справиться со всеми предложенными заданиями. 2. у вас все получилось, но вам потребовалась помощь или подсказками 3. не удалось верно справиться с заданиями, нужна помощь.
- Продемонстрируйте свои смайлики.
- Дом задание - краткий пересказ от одного из героев сказки, иллюстрация к любому эпизоду сказки
|
С книгой поведешься– ума наберешься.
Много полезного можно извлечь из книг.
Быть внимательным читателем, не только читать, но и думать.
- познакомимся м новым текстом. - будем учиться внимательно анализировать поступки героев.
«Петух и собака»
«Сказки, загадки. небылицы»
Будем , наверное читать сказку.
Народные и авторские Народную, п.ч. автор не записан.
Животные, п.ч. Петух и собака и в названии сказки и на иллюстрации
Поучительную историю с нереальным событиями.
Читают слова вслух
Объяснение слов «животинка, полакомится»
- Счастье привалило – появилось неожиданно;
Про петуха, собаку, лису
Лису, убегающую от собаки; петух, который сидит на ветке дерева и смотрит на них.
В лесу
Предположения ребят: - собака защищает от лисы петушка - собака охотится на лису, а петушок наблюдает - петушок прячется от лисы и собаки.
Почему старик со старухой хотели зарезать Петушка?
Где же переночуют герои в лесу?
Предположения ребят (в траве, или обнявшись, чтобы было тепло)
Чтение, поиск ответа
Хотела съесть петуха.
Лиса обычно в сказках хитрая.
зачем петух позвал собаку?
Возможно петух надеялся, что собака поможет, спасет от лисы?
Дружно, помогают друг другу, выручают.
Делятся первыми впечатлениями о прочитанном.
Петуху помогала собака. Они стали друзьями. Их объединило несчастье.
Нужно помогать друг другу, нужно дружить, и тогда не страшна никакая беда. Друзья помогут найти выход, помогут.
Нужно стараться дружить, а не ссориться. И если у тебя есть друг – ему нужно помогать и тогда друг тоже поможет тебе.
Шагают, припадая то на одну, то на другую ногу.
Разводят руки в стороны, ударяют кулаками перед собой в воздухе на каждое слово
1 – к собаке, она не побоялась лисы , спасая петуха. 2 – к петуху, п.ч. он спасся только благодаря своему другу
Составление таблицы:
Высказывают свое мнение: У лисы был злой умысел, а петух помог зло наказать Нужно отвечать за поступки. Да, на рисунке собака смело прогоняет лису, которая трусливо убегает. Петух своим криком поддерживает друга. По ролям Автор, лиса, петух Обсуждение интонации - нужно приходить друг другу на помощь, дорожить дружбой) - учились различать сказки, понимать произведение, читать по ролям. - самооценка, представление |
- принимать и сохранять учебную задачу; Рeгулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать свое предположение на основе работы названием и автором произведения и с иллюстрацией учебника. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике; - основам смыслового чтения художественного текста с выделением существенной информации из текста Личностные:УУД: - учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу; - Ведение диалога с автором Коммуникативные УУД: - формулировать свое собственное мнение и позицию; Рeгулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные УУД: - строить речевое высказывание в устной форме; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя - пользоваться разными видами чтения - осознанно воспринимать содержание текста, Личностные: УУД: - учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу; - ведение диалога с автором Рeгулятивные УУД: - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; - строить рассуждения; - отвечать на вопросы по содержанию произведения - определять главную мысль и героев произведения; - читать Личностные: УУД: - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. - умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим, сопереживать -способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении Коммуникативные УУД: - формулировать свое собственное мнение и позицию; - Контролировать действия партнера Личностные УУД способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |