Урок литературного слушания

Муниципальное образовательное учреждение – средняя образовательная школа

с. Елизаветино Аткарского района Саратовской области

Урок литературного слушания в 1 классе

«Сказки К.И. Чуковского. К.Чуковский «Муха-Цокотуха».

Подготовили:

Темергалиева С.М.

12.12.18

Урок литературного слушания, 1 класс

УМК «Начальная школа XXI века»

Знакомство с книгой должно начинаться с чтения вслух…

Желательно, чтобы такое чтение сделалось привычным

и постоянным праздником среди рабочих будней.

А.С. Макаренко

Литературное слушание – важнейшее звено в обучении, воспитании и развитии первоклассников. Уроки литературного слушания направлены на формирование труднейшего вида речевой деятельности – слушания художественного слова, важная роль которому отводится в ФГОС НОО. Цель уроков слушания – обогащение читательского опыта, развитие читательского интереса, эстетического вкуса учащихся, их стремления к самостоятельному общению с книгой.

Главной задачей уроков литературного слушания является обучение искусству слушать – сказку, рассказ, стихотворение. Умение слушать художественное произведение позволяет ребёнку эмоционально воспринимать произведение, задумываться о нравственных категориях – добре и зле, дружбе и вражде, любви и ненависти, а также испытать радость, веселье, гордость, грусть, печаль, нежность, восхищение. Уроки слушания – это ежедневная школа обогащения нравственного и эмоционального опыта, духовного и эстетического развития.

Тема: Сказки К.И. Чуковский. К.Чуковский«Муха-Цокотуха».

Цель деятельности педагога: создать условия для выявления уровня начитанности (читательского опыта), знания сказок К.Чуковского, для ознакомления со сказкой К.Чуковского «Муха-цокотуха», формирования представлений об авторской сказке, сказке в стихотворной форме.

Задачи:

-формировать у детей живой интерес к театральной игре;

-способствовать развитию памяти, диалогической речи и двигательной активности;

-способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей от совместной театральной деятельности

-передать характер героев;

-развивать умение распознавать и передавать эмоциональные состояние.Оборудование:

  • портрет К.И.Чуковского
  • книги К.И.Чуковского
  • аудиозапись сказки «Муха-Цокотуха»
  • плакат с нарисованным сказочным островом
  • чудо-дерево
  • жетоны, на которых изображены герои сказки «Муха-Цокотуха»
  • лист бумаги и цветные карандаши
  • карточка с заданием

Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок

Начинаем мы урок литературного слушания.

Какие хорошие ученики сидят в этом классе!

Какая ровная у них осанка!

Какие замечательные гости пришли на них посмотреть!

Как аккуратно лежат на партах школьные принадлежности!

Я вижу, вы готовы трудиться. Можно начинать урок.

Что мы будем делать на уроке литературного слушания?

2. Постановка целей и задач урока. Знакомство с биографией писателя

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир сказок на таинственный остров Чукокколо.

- Мы вспомним произведения К.И.Чуковского.

- Посмотрите на портрет этого автора.

Ребята, а что такое сказка? (Литературный жанр)

- Какие бывают сказки? (Народные и авторские)

Сказка – одна из самых замечательных выдумок человека и одно из самых больших украшений нашей жизни. Будь ты взрослый или ребёнок – у тебя всегда есть любимые сказки и любимые сказочные персонажи.

-Ребята, а у вас есть любимые сказки? Какие?

Учитель: (слова под музыку)

Все дети любят сказки, Их любим ты и я, Ведь сказки – это чудо, Не правда ли, друзья? Злодеи, принцы и принцессы Придут лишь палочкой взмахни. В волшебном мире зазеркалья Для малышей живут они.

Чтобы попасть на остров сказок нужно произнести заклинание: «А у наших у ворот чудо-дерево растёт».

- Из какого произведения эти строки? («Чудо-дерево»)

Учитель выставляет книгу на доску. (Дерево на доске)

- К какому жанру относится это произведение? Это народная или литературная сказка? (Литературная)

- Кто автор этой сказки? (К.И. Чуковский)

Учитель. Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.

Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя – Николай Васильевич Корнейчуков.

Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.

Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К. Чуковский написал для детей много стихов и сказок. Писателем К.И.Чуковский стал случайно. А вышло это так.

Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:

Жил да был крокодил,

Он по улицам ходил.

Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово. Так случай помог Чуковскому стать писателем.

И второй случай. Работая у себя в кабинете, Чуковский услышал, что его дочь плачет,не желая умываться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и сказал ей, сам того не ожидая:

«Надо, надо умываться,

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам,

Стыд и срам…»

Так появилось стихотворение «Мойдодыр».

- Ребята, вы догадались, герои чьих сказок живут на острове? (Герои сказок Корнея Чуковского)

3. Путешествие по произведениям К.И. Чуковского

А какая сказка без волшебства и какое волшебство без загадки? Ворота острова открываются и нас встречают загадки. (Иллюстрации отгадок появляются на острове).

- Вот иголки и булавки выползают из-под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят. (ёж)

- Ах, не трогайте меня: обожгу и без огня! (крапива)

- Был белый дом чудесный дом, и что-то застучало в нём, и он разбился, и оттуда живое выбежало чудо – такое тёплое, такое пушистое и золотое. (яйцо, цыплёнок)

- Загадки К.И.Чуковского вы можете прочитать в книге «Шёл Кондрат в Ленинград»

4. Речевая разминка

Отправляемся дальше. Наш путь лежит через реку, где живёт герой многих сказок Чуковского – коварный, злой, с большими зубами; обитает в южных жарких странах. Кто это? (Крокодил)

А в большой реке крокодил лежит,

И в зубах его не огонь горит-

Солнце краденое….

- Героем каких ещё сказок К. Чуковского является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)

5. Игра «Послушай, назови» из какого произведения слова.

Великий Умывальник,

Умывальников начальник

И мочалок командир!.

-Кто это?

В Африке разбойник,

В Африке злодей…

Он бегает по Африке

И кушает детей…

…Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушеными грибами…

6. Подготовительная работа к восприятию сказки.

- Кроме загадок и сказок К.И.Чуковский писал ещё и стихи.

- Что объединяет все эти книги? (автор, стихотворная форма)

- Проделав длинный путь, мы подошли на отдых к костру. Самое время послушать сказку.

Но сначала нам надо дать отдых нашим глазкам.

7. Физминутка: гимнастика для глаз (Презентация)

- Садитесь поудобнее. Слушаем сказку, которую читает сам автор.

8. Слушание сказки.

Звучит аудиозапись сказки «Муха-Цокотуха».

- Какое настроение вызывает эта сказка?

- Когда мы ощущаем радость?

- Когда мы ощущаем грусть?

- Какая же это сказка?

9. Словарная работа

Крендель

Злодей, лапти

10. Работа над обложкой и содержанием сказки

А сейчас нам предстоит оформить обложку.

- Кто является автором произведения?

- Как называется это произведение?

- К какому жанру оно относится? Докажите. Нарисуем круг вместо слова «сказка».

- Прочитайте начало сказки.

- Так ли начинаются народные сказки? А как?

- Прочитайте концовку сказки.

- А как заканчиваются народные сказки?

- Значит, какая это сказка? (Авторская)

- Кто являются героями сказки? (Насекомые; паук не относится к насекомым)

- Значит, о ком эта сказка? (О животных)

- Каким цветом закрасим круг? (Коричневым)

- Кто из героев вам больше всего понравился? Почему?

11. Подчеркни правильный ответ

- Почему Муху назвали Цокотухой? Это слово придумал сам автор.

- Какой вы себе её представляется?

- Чему учит эта сказка?

12. Театрализация сказки

Ребята, а давайте представим себя в роли испуганных гостей, изобразим их поведения и действия.

Постановка «Муха-Цокотуха». Вед.: Муха, Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. «ТАНЕЦ МУХИ-ЦОКОТУХИ» (муз. Карело-финская полька) Вед.: Пошла Муха на базар и купила самовар. (Муха кладёт копейку на стол) Муха: приходите ко мне, гости, я вас чаем угощу. Вед.: Приходил к Мухе в гости кузнечик. «ТАНЕЦ КУЗНЕЧИКа» (муз.В.Шаинского, сл.Н.Носова) Кузнечик: Здравствуй, Муха, именинница! Принестебе я вареньица! Муха: Здравствуй, гость дорогой! Я тебя чаем угощу с пирогом, да с крендельком! Проходи! (Садятся за столик). Вед.: Приходили к Мухе блошки, приносили ей сапожки. «ТАНЕЦ ПЧЕЛКИ» (рус.нар.танецКардриль) Блошки: Здравствуй, Муха-именинница,

Вот тебе сапожки

А сапожки не простые,

В них застёжки золотые

Муха: Здравствуйте, гости дорогие! Я вас чаем угощу с пирогом, да с крендельком! Проходите! (Садятся за столик). Вед.: Бабочка-красавица к Мухе прилетала И цветы любимые для нее сорвала. «ТАНЕЦ БАБОЧЕК» (муз.Л.Боккерели, «Менуэт») Бабочки: Здравствуй, Муха-именинница! С днем рожденья поздравляем, и цветы тебе вручаем! Муха: Здравствуй, гостья дорогая! Я тебя чаем угощу с пирогом, да с крендельком! Проходи! (Садятся за столик). Песня «К НАМ ГОСТИ ПРИШЛИ» (муз.А.Александрова, сл.М.Ивенсен) Вед.: Вдруг, откуда ни возьмись – Паучок! «ВЫХОД ПАУКА» (муз.Л.Бетховен, симфония №5) Вед.: Нашу Муху в уголок поволок. Хочет бедную убить, Цокотуху погубить! (Паук обвязывает Муху верёвочкой) Звучит «Реквием» (В.Моцарт) Муха: (Жалобно, протягивая руки) Дорогие гости, помогите! Паука-злодея погубите! Не покиньте меня в мой последний час! Вед.: Но букашки все испугалися, по углам, по щелям разбежалися. Муха криком кричит, надрывается, а злодей то молчит, ухмыляется. Вдруг откуда-то летит маленький Комарик, И в руке его горит маленький фонарик. «ТАНЕЦ КОМАРИКА» (муз.Н.Римский-Корсаков, «Полёт шмеля») Комарик: Где убийца? Где злодей? Не боюсь его когтей! (Сражаются Комарик с Пауком. Паук падает. Комарик освобождает Муху.) Вед.: Муху за руку берёт и к окошечку ведёт. (Берёт Муху за руку, ведёт на средину зала). Комарик: Я злодея погубил, я тебя освободил И теперь, душа-девица, на тебе хочу жениться! «ТАНЕЦ МУХИ И КОМАРИКА» (песня Ф.Киркорова «Этот целый мир».) Вед.: Вот так в сказке добро всегда побеждает зло. Звучит музыка. Все герои берутся за руки, идут по кругу и выстраиваются на поклон.

13. Подведение итогов урока

Наше путешествие подходит к концу.

- По страницам книг какого писателя мы путешествовали?

Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, а загадки – мыслить.

- Ребята, как вы оцените нашу работу на уроке?

САМОАНАЛИЗ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

1 КЛАСС

учитель Темергалиева С.М.

Дата –12.12.18 Кол-во учащихся на уроке – 5 ч.

Тема урока: «Сказки К.И. Чуковский. К.Чуковский«Муха-Цокотуха».

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: Урок-путешествие.

Основные цели:

Цель деятельности педагога: создать условия для выявления уровня начитанности (читательского опыта), знания сказок К.Чуковского, для ознакомления со сказкой К.Чуковского «Муха-цокотуха», формирования представлений об авторской сказке, сказке в стихотворной форме.

Задачи:

-формировать у детей живой интерес к театральной игре;

-способствовать развитию памяти, диалогической речи и двигательной активности;

-способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей от совместной театральной деятельности

-передать характер героев;

-развивать умение распознавать и передавать эмоциональные состояние.

Оборудование:

  • портрет К.И.Чуковского
  • книги К.И.Чуковского
  • аудиозапись сказки «Муха-Цокотуха»
  • плакат с нарисованным сказочным островом
  • чудо-дерево
  • жетоны, на которых изображены герои сказки «Муха-Цокотуха»
  • лист бумаги и цветные карандаши

Этапы урока:

1. Организационный момент

2. Постановка целей и задач урока. Знакомство с биографией писателя

3. Путешествие по произведениям К.И. Чуковского

4. Речевая разминка.

5. Игра «Послушай, назови» из какого произведения слова.

6. Подготовительная работа к восприятию сказки.

7. Физминутка: гимнастика для глаз.

8. Слушание сказки.

9. Словарная работа

10. Работа над обложкой и содержанием сказки

11. Подчеркни правильный ответ

12. Театрализация сказки

13. Подведение итогов урока

Урок по литературному чтению я строила в соответствии с требованиями ФГОС, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся, использовала частично-поисковый, наглядно-образный метод. При подготовке к уроку постаралась учесть работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребенка, были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

Материал урока опирается на знания обучающихся, полученные на предыдущих уроках. В содержание урока мной были включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: тему и цели урока определяли сами ученики.

Между всеми этапами четко прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа. Орг. момент – целевая установка, мотивация, психологический настрой. Начало урока должно быть четким и мобилизирующим, иначе урок не состоится. Фронтальный опрос – на этом этапе осуществляется преемственная связь с предыдущими уроками. Это очень важно, так как знания должны формироваться последовательно, в системе, а не отрывками, обрывками. Проведение физкультминуток способствовало предотвращению у учащихся усталости. Закрепление ранее изученного материала – это, на мой взгляд, наиболее важный из этапов, так как именно на этом этапе осуществляется присвоение учащимися полученных знаний.

Урок я старалась вести таким образом, чтобы мои ученики были активными участниками учебного процесса. Способствовала тому, чтобы на уроке царила доброжелательная, теплая атмосфера. При подведении итогов и рефлексии был применен самоанализ деятельности учеников. По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения. Особенным вниманием у учащихся пользовался демонстрационный материал (использование компьютера и проектора). Если использовать мультимедийные технологии на уроках, то интерес детей к учёбе поднимется, оптимизируются процессы понимания и запоминания учебного материала, решится проблема дефицита подвижной наглядности, а значит, качество образования будет повышено.

Олимпиады: Технология 1 - 4 классы

Содержимое разработки

«Сказки К.И.Чуковского. К.И.Чуковский  «Муха-цокотуха»

«Сказки К.И.Чуковского. К.И.Чуковский «Муха-цокотуха»

Настоящие имя и фамилия — Николай Васильевич К о р н е й ч у к о в, годы жизни1882—1969, русский писатель, критик, литературовед, переводчик

Настоящие имя и фамилия —

Николай Васильевич К о р н е й ч у к о в,

годы жизни1882—1969,

русский писатель, критик,

литературовед, переводчик

Его любили дети и карикатуристы .  Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка.

Его любили дети и карикатуристы .

Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка.

Корней Иванович стал сказочником совершенно случайно. Случилось это так. Заболел его сынишка, мальчик стонал, плакал, долго не засыпал. Корней Иванович, чтобы как-то развлечь его, стал рассказывать сказку: « Жил да был крокодил, Он по улицам ходил Крокодил, Крокодил, Крокодилович…»

Корней Иванович стал сказочником совершенно случайно. Случилось это так.

Заболел его сынишка, мальчик стонал, плакал, долго не засыпал. Корней Иванович, чтобы как-то развлечь его, стал рассказывать сказку:

« Жил да был крокодил, Он по улицам ходил Крокодил, Крокодил, Крокодилович…»

И второй случай. Работая в своём кабинете, Корней Иванович услышал, как рыдает его младшая дочь, не желая мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал  ей: «Надо, надо умываться По утрам и вечерам. А нечистым трубочистам Стыд и срам! Стыд и срам! Так появился «Мойдодыр».

И второй случай. Работая в своём кабинете, Корней Иванович услышал, как рыдает его младшая дочь, не желая мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей:

«Надо, надо умываться По утрам и вечерам. А нечистым трубочистам Стыд и срам! Стыд и срам!

Так появился «Мойдодыр».

Речевая разминка

Речевая разминка

  • «Мяу, мяу!»
  • «Хрю, хрю, хрю!»
  • «Ква, ква, ква!»
  • «Кря, кря, кря!»
К.И.Чуковский «Путаница»

К.И.Чуковский «Путаница»

… А в большой реке крокодил лежит,  И в зубах его не огонь горит-  Солнце краденое….

А в большой реке крокодил лежит,

И в зубах его не огонь горит-

Солнце краденое….

Игра «Послушай и назови». … Великий Умывальник,  Умывальников начальник  И мочалок командир!.. -Кто это?

Игра «Послушай и назови».

Великий Умывальник,

Умывальников начальник

И мочалок командир!..

-Кто это?

… В Африке разбойник,  В Африке злодей…  Он бегает по Африке  И кушает детей…

В Африке разбойник,

В Африке злодей…

Он бегает по Африке

И кушает детей…

… Долго, долго крокодил  Море синее тушил  Пирогами, и блинами,  И сушеными грибами…

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушеными грибами…

К.И.Чуковский « Муха-Цокотуха»

К.И.Чуковский « Муха-Цокотуха»

Словарная работа

Словарная работа

  • Крендель
  • Злодей
  • Лапти
Моделируем обложку К.И.Чуковский Фамилия автора Какое произведение и о чём Заголовок Муха-Цокотуха

Моделируем обложку

К.И.Чуковский

Фамилия автора

Какое произведение и о чём

Заголовок

Муха-Цокотуха

Тест  Подчеркни правильный ответ Блошки подарили мухе-цокотухе….  тапочки чемодан сапожки

Тест Подчеркни правильный ответ

Блошки подарили мухе-цокотухе….

тапочки

чемодан

сапожки

Именинницу поймал…. клещ грач паук

Именинницу поймал….

клещ

грач

паук

Под диваном спрятались… тараканы гусеницы обезьяны

Под диваном спрятались…

тараканы

гусеницы

обезьяны

С жуками отплясывали… сверчки червячки бабочки

С жуками отплясывали…

сверчки

червячки

бабочки

Бабушка –пчела принесла мухе… сок лук мёд

Бабушка –пчела принесла мухе…

сок

лук

мёд

Выскажи свое мнение!

Выскажи свое мнение!

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • У меня получилось…
  • Мне захотелось…
Молодцы!

Молодцы!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее