Урок литературного чтения

Открытый урок на районном семинаре завучей.

Олимпиады: ЗОЖ 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема: А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

Цели: познакомить с жизнью и творчеством А.И. Куприна; раскрыть смысл рассказа «Барбос и Жулька», смысл дружбы и вер­ности; учить анализировать поступки героев; прививать любовь к животным; отрабатывать навыки выразительного чтения; обо­гащать словарный запас; развивать речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозиро­вать содержание рассказа, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение;

метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исхо­дя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художест­венного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необхо­димой информации в учебной и справочной книге, самостоятель­ный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе;

личностные: осмысление понятий «автор-рассказчик», «периодическая литература».

Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя, аудиоприложение к учебнику.


Ход урока

  1. Орг. момент


- Встаньте ровно и закройте глаза. Повторяйте за мной.

«Я в любимой школе. У нас урок литературного чтения. Я учусь и радуюсь этому. Я готов к уроку».

- Мы будем оценивать работу группы и от каждого из вас зависит конечный результат. У нас 4 группы. Удачи

II. Мотивация учебной деятельности

Назовите раздел литературного чтения, который мы начали изучать. ( Природа и мы)


- Назовите автора и название изученного произведения?

- Почему Мамин – Сибиряк назвал свой рассказ « Приёмыш»

-Почему Тарас решил приютить птицу?

-Почему старик назвал птицу особенной птицей?

- Что почувствовал Тарас, когда Приёмыш улетел?

- Почему старик отпустил лебедя?

- Какая главная мысль рассказа? «Мы в ответе за тех, кого приручили» Антуан де Сент - Экзюпери.

- Согласны ли вы с таким высказыванием Экзюпери?


Выполните задание в парах (Оценивание своей работы после коллективной проверки)

-К кому из персонажей относятся слова, поставьте знак «+» нужную колонку.

№п/п

Слова

Тарас

Лебедь

Собака

1

Пёстрая



+

2

Умная


+

+

3

Лучший друг человека



+

4

Гуляка


+


5

Бобыль

+



6

Князь князем

+



7

Божья тварь




8

Гордая


+


9

Настоящая


+


10

Царская


+


11

Старый

+



12

Утомлённый

+



13

Дряхлый

+



14

Жалкий

+



- Оцените работу своей пары.

III. Работа по теме:

  1. Определение темы и задач урока

– Посмотрите на слайд презентации. (Слайд № 1)

- Прочитайте записи. («Слон», «Чудесный доктор», «Белый пудель»)

- Что объединяет эти произведения? (Все произведения о животных; их написал А.И. Куприн)

- Как вы думаете, случайно ли выбраны эти произведения? Какое предположение можно сделать?

- Ребята подготовили небольшие сообщения об этом писателе (Слушаем выступления Емельянова, Антощенко, Савченко, Беликовой) (Слайд № 3)

- Обратите внимание на выставку книг Александра Ивановича Куприна (Слайд № 4)

Некоторые произведения вам уже знакомы, с другими вам ещё предстоит познакомиться.

  1. Мотивация детей на изучение произведения.

Я вам хочу загадать загадку.

Ноги тонки,

Бока звонки,

А хвост закорючкой.

Днём молчит,

А ночью рычит.

(собака)

- Какие породы собак вы знаете?

- В наше время существует более 400 пород собак. Обычно породы собак группируют по характеру их применения.

- На какие группы можно разделить породы собак? (Слайд № 5)

- Случайно ли мы заговорили о собаках? - Почему?

- Итак, какая тема нашего урока? А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

2) Формулирование задач

- Какие задачи поставим перед собой?

- Мы сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Куприна, продолжим учиться анализировать текст, составлять сравнительную характеристику персонажей, продолжим развивать умение выразительно и грамотно читать текст, узнаем значения новых слов.

3) Актуализация знаний

- Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ? (О жизни собак; о дружбе собак; о ссорах между собаками; о том, как собаки помогали людям и др.)

4) Представление характеристик собак по ассоциациям (работа в группах)

– Предположите по кличкам собак, как они могут выглядеть? Почему их так назвали?

У одних на столах картинки собак, выберите те, которые по вашему представлению должны быть похожи на Барбоса и Жульку. Объясните, почему?

У других на столах лежат образцы тканей разных фактур. Какая из них, по вашему, соответствует облику Барбоса, а какая Жульке? - Почему

Проверим после прочтения соответствуют ли ваши предположения действительности.


  1. Постановка проблемного вопроса


-Попробуйте определить жанр произведения, его тему

-После чтения ответьте на вопрос, какие мысли возникли у вас, что вы ощущали?

6) Словарная работа

– При чтении рассказа вам встретятся много непонятных слов. Давайте познакомимся с их значением.


А) В словаре Ожегова

Барбос – большая дворовая собака.

Жулька – (жулик) – вор, мелкий мошенник.

В тексте вам встретятся новые, непонятные слова. Попробуем найти им объяснение в толковых словарях.

Сталактит – имеющий форму сосульки, спускающийся с потолка пещеры известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.

Флирт – любовная игра, кокетство.

Фестоны – выступы зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья.

Чиновники – государственные служащие.

Деликатный – вежливый, мягкий в обращении.

Полный карьер – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.

Триумф – блестящий успех.

Подпалина – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.

Лицемерие – поведение, прикрывающее неискренность, злые намерения.

Лицемерный – отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия.

Лавры – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды. (Увенчать лаврами победителя. Пожинать лавры (перенос.) – пользоваться плодами успехов.)

Репяхами – репейник.

Искони – издавна.

Приземистый - 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий.


  1. Работа с текстом


А) Чтение 1 части рассказа

(чтение рассказа учителем, подготовленными учащимися.)

-Почитаем произведение вместе, читать будем по абзацам.

- Итак, к какому жанру мы отнесём это произведение?

Б) работа в группах по составлению портретов героев рассказа

– Назовите главных героев произведения?

– Найдите в тексте описание внешнего вида и запишите в таблицу, какие слова автор выбрал для описания собак.

Барбос

невелик ростом

приземист

широкогруд

длинная, чуть-чуть вьющаяся шерсть унизана колючими "репяхами", сталактиты

уши со следами «боевых схваток»


Жулька

маленькая

тонконогая

гладкая черная шерсть с желтыми подпалинами над бровями и на груди



А теперь послушайте вопрос, над которым надо подумать. Почему описание Жульки занимает одно предложение. А описание Барбоса целый абзац? (Автор настраивает читателей на необычность Барбоса и заурядность Жульки.)


- Эти две собаки отличаются только внешностью?

- Предлагаю выбрать черты характера, относящиеся к Барбосу и Жульке.

верность, независимость, деликатная вежливость, неаккуратность, застенчивость, буйный нрав, смелая доверчивость, гордость.


1 вариант Барбос

2 вариант Жулька

верность

деликатная вежливость

независимость

застенчивость

неаккуратность

смелая доверчивость

буйный нрав


гордость


( Оценивание работы)

- Как люди относились к собакам? (К Жульке хорошо, заботились о ней, это была домашняя собака. А Барбоса постоянно гнали на улицу, но тоже любили и заботились.).

- Кто лучше всего понимал животных? (Дети их очень любили и заботились).

- Как вы думаете, почему автор в начале произведения подробно описывает внешний вид собак? (Чтобы мы смогли понять их характер).

Вывод: Внешность и характеры различны. Что связывало таких разных собак? ДРУЖБА

- Какое настроение вызвал у вас первая часть рассказа? Радостное, равнодушное или грустное?


Б) Работа над второй частью рассказа

(Слушание её в аудио записи)


- Какое настроение у вас сейчас, когда вы узнали, чем закончилось произведение?

- Объясните, почему у вас изменилось настроение?

- Ваши впечатления от прочитанного.
- Когда был самый напряжённый момент?

- Найдите и прочитайте поведение бешеного пса во дворе.

- Как поступили люди, увидев во дворе бешеного пса? Прочитайте. С каким чувством вы будете читать отрывок? (С чувством страха).

- А как бы вы поступили в такой ситуации?

(Выступление Брешко Алёны о бешенстве)

Бешеная собака – это больное животное. Алёна подготовила сообщение об этом заболевании.

Бешенство — особо опасная вирусная инфекция, которая проникает в организм со слюной больного животного или при укусе. Если заболевшее животное в течение 10 дней не взбесится, укус не может привести к заболеванию. От укуса ранки до появления клинических признаков бешенства проходит от 14 суток до 3 месяцев. Болеют все теплокровные животные и человек. Заболевание всегда заканчивается гибелью.

Теперь вы знаете, чем опасно это заболевание. Вот почему все, даже Барбос, боялись бешеной собаки.



- Найдите и прочитайте, а как повёл себя Барбос в этот момент? Какие чувства передадите при чтении? (Страх)

- Ожидали вы от него такого поступка? Почему? (Раньше всегда кидался в драку).

-Расскажите, как поступила Жулька.

- Можно ли её поступок считать героическим?

–Скажите, Барбос и Жулька раскрылись нам с новой стороны?

– Какие новые черты характера раскрылись в Барбосе? Жульке? (трусость – смелость)

- Чувствовал ли Барбос себя виноватым? В чем это проявлялось? Найдите и перескажите своими словами.

Вывод: Смелость собаки не зависит от её внешнего облика. Большая собака может быть трусливой, а маленькая наоборот смелой. Все зависит от силы воли.

- В чём заключается основная мысль произведения «Барбос и Жулька». Кто может ответить на этот вопрос? (Автор нам показал, что между животными есть дружба и преданность друг другу и к людям; показал, что люди берут животных и должны нести за них ответственность.)

- Иногда эта дружба, ребята, гораздо крепче, чем у людей.

IY. Рефлексия

1. «Остров»

- Оцените свои ощущения от урока. Поселите себя со своим четвероногим другом соответствующим вашим ощущениям.

О. Комфортности

О. Грусти

О. Удовлетворённости

О. Неуверенности

2. Синквейн – Барбос, Жулька


  1. Д/з

- Скажите, а можно ли было изменить конец рассказа? Как? (Если бы люди и сильный Барбос не спрятались, не разбежались, а выскочили на защиту Жульки, то может быть она и осталась жива).

Перечитайте рассказ ещё раз, но концовку измените, придумайте свою.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее