Тема : А.Фет «Осень». И.Бунин «Первый снег». Образ природы в произведениях литературы.
Образовательная система | «Школа России» |
Тип урока | Постановка и решение частных задач |
Педагогические цели | - формирование читательского кругозора через знакомство с произведениями А.Фета «Осень». И.Бунина «Первый снег». - формирование представления об особенностях лирического произведения. |
Задачи урока | - ознакомить обучающихся с краткой биографией А.Фета, биографией И.Бунина. -формировать представление о лирическом произведении. - сформировать умения: определять настроение лирического произведения и обосновывать своё мнение; выделять в тексте средства художественной выразительности; выразительно читать поэтический текст; проводить исследование поэтического и текста и оформлять результаты в виде таблицы; выделять в тексте средства художественной выразительности выполнять учебное задание по плану; использовать речевые средства для представления результата деятельности; адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания. - развивать интерес к чтению лирических текстов стимулируя желание читать лирические произведения о красоте русской природы - воспитывать бережное отношение к природе |
Планируемые результаты | Предметные умения: работать с текстом лирического произведения; представлять картину, используя простой план; проводить исследование текстов и оформлять результаты в виде таблицы; Метапредметные умения: Познавательные умения: определять особенности лирического произведения и обосновывать своё мнение; соотносить содержание текста с сюжетом картины и обосновывать своё мнение; определять средства художественной выразительности в поэтических текстах и обосновывать своё мнение; Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебное задание в соответствии с планом; выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания; ориентироваться в разных способах выполнения задания. Коммуникативные умения: формулировать высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; читывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; использовать речевые средства для представления результата деятельности Личностные умения: проявлять: интерес к изучению темы; желание читать лирические произведения о русской природе |
Оборудование | Компьютерная презентация, карточка- план анализа произведения, портреты писателей, наборы для фото-выставки, предметный диск «Литературное чтение» |
Организационная структура урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I.Организацион ный момент. Эмоциональный настрой | - Здравствуйте, ребята. Давайте начнем наш урок со знакомства. Вы сейчас по моей команде «Раз, два, три!» все вместе произнесете свое имя, а я постараюсь запомнить. -Раз, два, три!
- Очень приятно. А меня зовут Ирина Васильевна. Садитесь. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. |
Дети произносят свои имена.
Садятся. |
II.Актуализация опорных знаний. | - Какое домашнее задание вы получили на прошлом уроке?
-Какими умениями необходимо обладать, чтобы чтение было выразительным?
Высвечивание слайда «Оценка критериев выразительности чтения»
- Кто хочет прочесть произведение Ф.Тютчева «Листья» - Какой оценкой вы оцениваете свое чтение? - Что вам особенно удалось?
| - определение настроения произведения; -выбор интонации и темпа чтения ; - соблюдение логических пауз; -правильная постановка логического; ударения -безошибочное чтение. - Выразительное чтение произведения Ф.Тютчева «Листья» 3 человека -учащихся оценивают свое чтение согласно критериям. |
III.Формулирование темы урока. Постановка учебной задачи. | -Сегодня мы познакомимся с произведениями А.Фета «Осень» и И.Бунина «Первый снег». - Научимся анализировать и сравнивать эти произведения, определим отношение авторов к своим «духовным деткам».
(Высвечивается слайд «А.Фет «Осень».И.Бунин «Первый снег») | Читают информацию на слайде |
IV.Освоение нового материала | (Слайд А.Фет) - Афанасий Афанасьевич Фет Поэт родился в Орловской губернии, в одном из многочисленных поселений под названием Новоселки. Это произошло 23 ноября 1820 года. Его отчим был дворянином, довольно богатым, мать (Шарлотта Беккер) приехала в Россию из Германии. Еще в школе – пансионате юноша писал стихи. В 1844 году он закончил словесное отделение Московского университета. А.А.Фет написал много замечательных произведений. Окончил свой земной путь в Москве.Это случилось в 1892 году.
(Слайд А.Фет) - Откройте 146-ю страницу учебника. Найдите произведение «Осень»
- Послушайте, как прочтет это стихотворение Диомид Виноградов | Читают информацию на слайде
Работа с учебником
Прослушивание произведения.
|
V. Работа с произведениям ( с текстами)
Физминутка.
| -Прочтите самостоятельно стихотворение «Осень».
-Перед каждым из вас на парте лежит лист, на котором написано «Анализ произведения» -Найдите графу, в которой написано А. Фет «Осень» - Давайте ответим на вопросы, используя текст стихотворения:
1.Какая пора осени описана в стихотворении? 2. Какие краски использует автор для описания? 3.Какае настроение вызывает стихотворение? 4.Нравится ли поэту описанное им время года? 5.Нравится ли вам это время года? - Какую словесную картину можно нарисовать к данному произведению? -Кто хочет выразительно прочесть произведение А.Фета?
А теперь нам нужно встать, Руки медленно поднять, В танце листьев покружиться, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Отдохнули все немножко И отправились в дорожку.
- Сейчас хочется сказать несколько слов об Иване Бунине.
Иван Бунин родился 10 (22) октября 1870 года в Воронеже, где прожил первые три года своей жизни. В дальнейшем семья переехала в имение Озёрки под Елец. До 11 лет воспитывался дома. В 1881 поступает в Елецкую уездную гимназию, в 1885 возвращается домой и продолжает образование под руководством старшего брата Юлия. Много занимался самообразованием. В 17-летнем возрасте начинает писать стихи, в 1887 — дебют в печати. Бунину трижды присуждалась Пушкинская премия. 1 ноября 1909 года он был избран почётным академиком Санкт-Петербургской академии наук. Умер во 8 ноября 1953 года в Париже. Похоронен на кладбище во Франции.
- Прослушайте данное произведение в исполнении Елены Габец
- Заполняем третью графу таблицы, опираясь на текст произведения.
-Прочтите данное произведение самостоятельно , поработайте в парах. Прочтите в полголоса друг другу произведение. Дайте советы. Чтобы чтение звучало выразительно.
-Проведем конкурс чтецов.
- А теперь ответьте на следующие вопросы: - Что общего у этих произведений? - В чем отличие двух стихотворений? | Самостоятельное чтение .
(Работа в таблице № 1 приложения)
Чтение информации, представленной на слайде
Прослушивание произведения
Работа с таблицей
Самостоятельное чтение
Участие в конкурсе
Ответы на вопросы |
V. Итог урока. Рефлексия деятельности | - Что общего у этих произведений? - И еще я думаю, что любовь к природе к своему краю. Родине объединяет эти два произведения. Резерв - Сейчас, вам предстоит поработать в парах. Представьте, что вы фотокорреспонденты. Вам необходимо оформить выставку к произведениям А.Фета и И.Бунина. 1 команда – оформляет фото- выставку «Осень» 2-команда – «Первый снег» .Используйте материал, который лежит у вас на столе. Наклейте все фото, которые подходят к теме выставке , поместите свою работу на доске. (На столе альбомный лист и фотографии) Помните о том, что вы. якобы, современниками писателей, поэтому фотовыставка у вас получиться в черно- белых тонах. Используйте при этом таблицу анализа произведения и текст произведения. Фото- выставка учащихся.
| Работа в парах
Выставка поделок учащихся.
Ответы на вопросы |
Домашнее задание. | -Фотограф современник А.Фета и И.Бунина оставил вам ,ребята. Подарок, фотографии русской природы . Эти фотографии необычные. С обратной стороны вы найдете свое домашнее задание. Фотографиями можно будет поменяться. 1.Выразительное чтение произведений А.А.Фета «Осень» И И.Бунина «Первый снег» 2.Ответить на вопрос - Кто такой современник? 2. Написать сочинение-описание к репродукции В.Поленова «Ранний снег» 3.Выучить наизусть одно стихотворение по выбору : А.А.Фет «Осень» или И.Бунин «Первый снег» 4. Сочинить своё стихотворение о поздней осени или первом снеге.
Сегодня на уроке шёл разговор О прелестях родной природы, Что восхищает нас в любое время года, И кисть художника, и слово мудрое поэта Всё помогает нам увидеть это. Всё на уроке осенью дышало, И музыка Чайковского звучала. Пейзажи взор наш восхитили, Стихи поэтов русских покорили.
| Записывают д.з. |