«Зимний фестиваль знаний 2025»

А.Фет «Осень». И.Бунин «Первый снег». Образ природы в произведениях литературы.

Тема : А.Фет «Осень». И.Бунин «Первый снег». Образ природы в произведениях литературы.

Образовательная система

«Школа России»

Тип урока

Постановка и решение частных задач

Педагогические цели

- формирование читательского кругозора через знакомство с произведениями

А.Фета «Осень». И.Бунина «Первый снег».

- формирование представления об особенностях лирического произведения.

Задачи урока

- ознакомить обучающихся с краткой биографией А.Фета, биографией И.Бунина.

-формировать представление о лирическом произведении.

- сформировать умения:

  • определять настроение лирического произведения и обосновывать своё мнение;

выделять в тексте средства художественной выразительности;

  • выразительно читать поэтический текст;
  • проводить исследование поэтического и текста и оформлять результаты в виде таблицы;
  • выделять в тексте средства художественной выразительности
  • выполнять учебное задание по плану;
  • использовать речевые средства для представления результата деятельности;
  • адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания.

- развивать интерес к чтению лирических текстов стимулируя желание читать лирические произведения о красоте русской природы

- воспитывать бережное отношение к природе

Планируемые результаты

Предметные умения: работать с текстом лирического произведения;

представлять картину, используя простой план;

проводить исследование текстов и оформлять результаты в виде таблицы;

Метапредметные умения:

Познавательные умения:

определять особенности лирического произведения и обосновывать своё мнение; соотносить содержание текста с сюжетом картины и обосновывать своё мнение; определять средства художественной выразительности в поэтических текстах и обосновывать своё мнение;

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебное задание в соответствии с планом; выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания; ориентироваться в разных способах выполнения задания.

Коммуникативные умения:

формулировать высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

читывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; использовать речевые средства для представления результата деятельности

Личностные умения:

проявлять: интерес к изучению темы; желание читать лирические произведения о русской природе

Оборудование

Компьютерная презентация, карточка- план анализа произведения, портреты писателей, наборы для фото-выставки, предметный диск «Литературное чтение»

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Организацион ный момент. Эмоциональный настрой

- Здравствуйте, ребята. Давайте начнем наш урок со знакомства.

Вы сейчас по моей команде «Раз, два, три!» все вместе произнесете свое имя, а я постараюсь запомнить.

-Раз, два, три!

- Очень приятно. А меня зовут Ирина Васильевна.

Садитесь. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Дети произносят свои имена.

Садятся.

II.Актуализация опорных знаний.

- Какое домашнее задание вы получили на прошлом уроке?

-Какими умениями необходимо обладать, чтобы чтение было выразительным?

Высвечивание слайда «Оценка критериев выразительности чтения»

- Кто хочет прочесть произведение Ф.Тютчева «Листья»

- Какой оценкой вы оцениваете свое чтение?

- Что вам особенно удалось?

- определение настроения произведения;

-выбор интонации и темпа чтения ;

- соблюдение логических пауз;

-правильная постановка логического; ударения

-безошибочное чтение.

- Выразительное чтение произведения Ф.Тютчева «Листья»

3 человека

-учащихся оценивают свое чтение согласно критериям.

III.Формулирование темы урока.

Постановка учебной задачи.

-Сегодня мы познакомимся с произведениями А.Фета «Осень» и И.Бунина «Первый снег».

- Научимся анализировать и сравнивать эти произведения, определим отношение авторов к своим «духовным деткам».

(Высвечивается слайд «А.Фет «Осень».И.Бунин «Первый снег»)

Читают информацию на слайде

IV.Освоение нового материала

(Слайд А.Фет)

- Афанасий Афанасьевич Фет

Поэт родился в Орловской губернии, в одном из многочисленных поселений под названием Новоселки. Это произошло 23 ноября 1820 года.

Его отчим был дворянином, довольно богатым, мать (Шарлотта Беккер) приехала в Россию из Германии.

Еще в школе – пансионате юноша писал стихи. В 1844 году он закончил словесное отделение Московского университета.

А.А.Фет написал много замечательных произведений. Окончил свой земной путь в Москве.Это случилось в 1892 году.

(Слайд А.Фет)

- Откройте 146-ю страницу учебника. Найдите произведение «Осень»

- Послушайте, как прочтет это стихотворение Диомид Виноградов

Читают информацию на слайде

Работа с учебником

Прослушивание произведения.

V. Работа с произведениям

( с текстами)

Физминутка.

-Прочтите самостоятельно стихотворение «Осень».

-Перед каждым из вас на парте лежит лист, на котором написано «Анализ произведения»

-Найдите графу, в которой написано А. Фет «Осень»

- Давайте ответим на вопросы, используя текст стихотворения:

1.Какая пора осени описана в стихотворении?

2. Какие краски использует автор для описания?

3.Какае настроение вызывает стихотворение?

4.Нравится ли поэту описанное им время года?

5.Нравится ли вам это время года?

- Какую словесную картину можно нарисовать к данному произведению?

-Кто хочет выразительно прочесть произведение А.Фета?

А теперь нам нужно встать,

Руки медленно поднять,

В танце листьев покружиться,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Отдохнули все немножко

И отправились в дорожку.

- Сейчас хочется сказать несколько слов об Иване Бунине.

Иван Бунин родился 10 (22) октября 1870 года в Воронеже, где прожил первые три года своей жизни.

В дальнейшем семья переехала в имение Озёрки под Елец. До 11 лет воспитывался дома. В 1881 поступает в Елецкую уездную гимназию, в 1885 возвращается домой и продолжает образование под руководством старшего брата Юлия. Много занимался самообразованием. В 17-летнем возрасте начинает писать стихи, в 1887 — дебют в печати.

Бунину трижды присуждалась Пушкинская премия. 1 ноября 1909 года он был избран почётным академиком Санкт-Петербургской академии наук.

Умер во 8 ноября 1953 года в Париже. Похоронен на кладбище во Франции.

- Прослушайте данное произведение в исполнении Елены Габец

- Заполняем третью графу таблицы, опираясь на текст произведения.

-Прочтите данное произведение самостоятельно, поработайте в парах. Прочтите в полголоса друг другу произведение. Дайте советы. Чтобы чтение звучало выразительно.

-Проведем конкурс чтецов.

- А теперь ответьте на следующие вопросы:

- Что общего у этих произведений?

- В чем отличие двух стихотворений?

Самостоятельное чтение.

(Работа в таблице

№ 1 приложения)

Чтение информации, представленной на слайде

Прослушивание произведения

Работа с таблицей

Самостоятельное чтение

Участие в конкурсе

Ответы на вопросы

V. Итог урока. Рефлексия деятельности

- Что общего у этих произведений?

- И еще я думаю, что любовь к природе к своему краю. Родине объединяет эти два произведения.

Резерв

- Сейчас, вам предстоит поработать в парах.

Представьте, что вы фотокорреспонденты. Вам необходимо оформить выставку к произведениям А.Фета и И.Бунина.

1 команда – оформляет фото- выставку «Осень» 2-команда – «Первый снег».Используйте материал, который лежит у вас на столе. Наклейте все фото, которые подходят к теме выставке, поместите свою работу на доске.

(На столе альбомный лист и фотографии) Помните о том, что вы. якобы, современниками писателей, поэтому фотовыставка у вас получиться в черно- белых тонах.

Используйте при этом таблицу анализа произведения и текст произведения.

Фото- выставка учащихся.

Работа в парах

Выставка поделок учащихся.

Ответы на вопросы

Домашнее задание.

-Фотограф современник А.Фета и И.Бунина оставил вам,ребята. Подарок, фотографии русской природы. Эти фотографии необычные. С обратной стороны вы найдете свое домашнее задание. Фотографиями можно будет поменяться.

1.Выразительное чтение произведений А.А.Фета «Осень»

И И.Бунина «Первый снег»

2.Ответить на вопрос

- Кто такой современник?

2. Написать сочинение-описание к репродукции В.Поленова «Ранний снег»

3.Выучить наизусть одно стихотворение по выбору : А.А.Фет «Осень» или И.Бунин «Первый снег»

4. Сочинить своё стихотворение о поздней осени или первом снеге.

Сегодня на уроке шёл разговор

О прелестях родной природы,

Что восхищает нас в любое время года,

И кисть художника, и слово мудрое поэта

Всё помогает нам увидеть это.

Всё на уроке осенью дышало,

И музыка Чайковского звучала.

Пейзажи взор наш восхитили,

Стихи поэтов русских покорили.

Записывают д.з.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


Тема : А.Фет «Осень». И.Бунин «Первый снег». Образ природы в произведениях литературы.

Образовательная система

«Школа России»

Тип урока

Постановка и решение частных задач

Педагогические цели

- формирование читательского кругозора через знакомство с произведениями

А.Фета «Осень». И.Бунина «Первый снег».

- формирование представления об особенностях лирического произведения.

Задачи урока

- ознакомить обучающихся с краткой биографией А.Фета, биографией И.Бунина.

-формировать представление о лирическом произведении.

- сформировать умения:

  • определять настроение лирического произведения и обосновывать своё мнение;

выделять в тексте средства художественной выразительности;

  • выразительно читать поэтический текст;

  • проводить исследование поэтического и текста и оформлять результаты в виде таблицы;

  • выделять в тексте средства художественной выразительности

  • выполнять учебное задание по плану;

  • использовать речевые средства для представления результата деятельности;

  • адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания.

- развивать интерес к чтению лирических текстов стимулируя желание читать лирические произведения о красоте русской природы

- воспитывать бережное отношение к природе

Планируемые результаты

Предметные умения: работать с текстом лирического произведения;

представлять картину, используя простой план;

проводить исследование текстов и оформлять результаты в виде таблицы;

Метапредметные умения:

Познавательные умения:

определять особенности лирического произведения и обосновывать своё мнение; соотносить содержание текста с сюжетом картины и обосновывать своё мнение; определять средства художественной выразительности в поэтических текстах и обосновывать своё мнение;

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебное задание в соответствии с планом; выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания; ориентироваться в разных способах выполнения задания.

Коммуникативные умения:

формулировать высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

читывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; использовать речевые средства для представления результата деятельности

Личностные умения:

проявлять: интерес к изучению темы; желание читать лирические произведения о русской природе

Оборудование

Компьютерная презентация, карточка- план анализа произведения, портреты писателей, наборы для фото-выставки, предметный диск «Литературное чтение»

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Организацион ный момент. Эмоциональный настрой

- Здравствуйте, ребята. Давайте начнем наш урок со знакомства.

Вы сейчас по моей команде «Раз, два, три!» все вместе произнесете свое имя, а я постараюсь запомнить.

-Раз, два, три!


- Очень приятно. А меня зовут Ирина Васильевна.

Садитесь. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.




Дети произносят свои имена.





Садятся.

II.Актуализация опорных знаний.

- Какое домашнее задание вы получили на прошлом уроке?


-Какими умениями необходимо обладать, чтобы чтение было выразительным?




Высвечивание слайда «Оценка критериев выразительности чтения»


- Кто хочет прочесть произведение Ф.Тютчева «Листья»

- Какой оценкой вы оцениваете свое чтение?

- Что вам особенно удалось?


- определение настроения произведения;

-выбор интонации и темпа чтения ;

- соблюдение логических пауз;

-правильная постановка логического; ударения

-безошибочное чтение.

- Выразительное чтение произведения Ф.Тютчева «Листья»

3 человека

-учащихся оценивают свое чтение согласно критериям.

III.Формулирование темы урока.

Постановка учебной задачи.

-Сегодня мы познакомимся с произведениями А.Фета «Осень» и И.Бунина «Первый снег».

- Научимся анализировать и сравнивать эти произведения, определим отношение авторов к своим «духовным деткам».


(Высвечивается слайд «А.Фет «Осень».И.Бунин «Первый снег»)

Читают информацию на слайде

IV.Освоение нового материала

(Слайд А.Фет)

- Афанасий Афанасьевич Фет

Поэт родился в Орловской губернии, в одном из многочисленных поселений под названием Новоселки. Это произошло 23 ноября 1820 года.

Его отчим был дворянином, довольно богатым, мать (Шарлотта Беккер) приехала в Россию из Германии.

Еще в школе – пансионате юноша писал стихи. В 1844 году он закончил словесное отделение Московского университета.

А.А.Фет написал много замечательных произведений. Окончил свой земной путь в Москве.Это случилось в 1892 году.


(Слайд А.Фет)

- Откройте 146-ю страницу учебника. Найдите произведение «Осень»


- Послушайте, как прочтет это стихотворение Диомид Виноградов

Читают информацию на слайде















Работа с учебником



Прослушивание произведения.



V. Работа с произведениям

( с текстами)























Физминутка.







-Прочтите самостоятельно стихотворение «Осень».


-Перед каждым из вас на парте лежит лист, на котором написано «Анализ произведения»

-Найдите графу, в которой написано А. Фет «Осень»

- Давайте ответим на вопросы, используя текст стихотворения:


1.Какая пора осени описана в стихотворении?

2. Какие краски использует автор для описания?

3.Какае настроение вызывает стихотворение?

4.Нравится ли поэту описанное им время года?

5.Нравится ли вам это время года?

- Какую словесную картину можно нарисовать к данному произведению?

-Кто хочет выразительно прочесть произведение А.Фета?


А теперь нам нужно встать,

Руки медленно поднять,

В танце листьев покружиться,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Отдохнули все немножко

И отправились в дорожку.





- Сейчас хочется сказать несколько слов об Иване Бунине.


Иван Бунин родился 10 (22) октября 1870 года в Воронеже, где прожил первые три года своей жизни.

В дальнейшем семья переехала в имение Озёрки под Елец. До 11 лет воспитывался дома. В 1881 поступает в Елецкую уездную гимназию, в 1885 возвращается домой и продолжает образование под руководством старшего брата Юлия. Много занимался самообразованием. В 17-летнем возрасте начинает писать стихи, в 1887 — дебют в печати.

Бунину трижды присуждалась Пушкинская премия. 1 ноября 1909 года он был избран почётным академиком Санкт-Петербургской академии наук.

Умер во 8 ноября 1953 года в Париже. Похоронен на кладбище во Франции.


- Прослушайте данное произведение в исполнении Елены Габец


- Заполняем третью графу таблицы, опираясь на текст произведения.


-Прочтите данное произведение самостоятельно , поработайте в парах. Прочтите в полголоса друг другу произведение. Дайте советы. Чтобы чтение звучало выразительно.


-Проведем конкурс чтецов.

- А теперь ответьте на следующие вопросы:

- Что общего у этих произведений?

- В чем отличие двух стихотворений?

Самостоятельное чтение .











(Работа в таблице

№ 1 приложения)










Чтение информации, представленной на слайде
















Прослушивание произведения



Работа с таблицей


Самостоятельное чтение


Участие в конкурсе


Ответы на вопросы

V. Итог урока. Рефлексия деятельности

- Что общего у этих произведений?

- И еще я думаю, что любовь к природе к своему краю. Родине объединяет эти два произведения.

Резерв

- Сейчас, вам предстоит поработать в парах.

Представьте, что вы фотокорреспонденты. Вам необходимо оформить выставку к произведениям А.Фета и И.Бунина.

1 команда – оформляет фото- выставку «Осень» 2-команда – «Первый снег» .Используйте материал, который лежит у вас на столе. Наклейте все фото, которые подходят к теме выставке , поместите свою работу на доске.

(На столе альбомный лист и фотографии) Помните о том, что вы. якобы, современниками писателей, поэтому фотовыставка у вас получиться в черно- белых тонах.

Используйте при этом таблицу анализа произведения и текст произведения.

Фото- выставка учащихся.


Работа в парах






Выставка поделок учащихся.


Ответы на вопросы

Домашнее задание.

-Фотограф современник А.Фета и И.Бунина оставил вам ,ребята. Подарок, фотографии русской природы . Эти фотографии необычные. С обратной стороны вы найдете свое домашнее задание. Фотографиями можно будет поменяться.

1.Выразительное чтение произведений А.А.Фета «Осень»

И И.Бунина «Первый снег»

2.Ответить на вопрос

- Кто такой современник?

2. Написать сочинение-описание к репродукции В.Поленова «Ранний снег»

3.Выучить наизусть одно стихотворение по выбору : А.А.Фет «Осень» или И.Бунин «Первый снег»

4. Сочинить своё стихотворение о поздней осени или первом снеге.


Сегодня на уроке шёл разговор

О прелестях родной природы,

Что восхищает нас в любое время года,

И кисть художника, и слово мудрое поэта

Всё помогает нам увидеть это.

Всё на уроке осенью дышало,

И музыка Чайковского звучала.

Пейзажи взор наш восхитили,

Стихи поэтов русских покорили.


Записывают д.з.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее