Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910), прозаик, драматург, публицист. Родился 9 сентября (по старому стилю 28 августа) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание
Лебеди Л.Н.Толстой
А.А.Рылов. «В голубом просторе», 1918
Тема урока
Л.Толстой «Лебеди».
Определение жанра произведения
Цели урока
- развитие умений воспринимать текст на слух;
- развитие умений читать правильно, выразительно, осознанно;
- развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации
План урока
1. Чтение произведения
2. Анализ произведения по вопросам
3. Определение жанра произведения
Клип
Л.Толстой
«Лебеди»
Читает Юрий Сидоров
Стадо лебедей Полет в тёплые земли Трудный перелёт
Трудный перелёт
Одинокий лебедь
Печаль
Одиночество
Своевременный отдых
Одиночество
Трудный взлёт
Полёт
Победа
Утро
Победа
Основные черты рассказа:
- небольшой объём произведения;
- в основу сюжета положено чаще всего одно событие, остальные лишь сюжетно очерчены автором;
- малое число персонажей: как правило, один – два центральных героя;
- автору интересна какая-то определённая тема;
- решается какой-то один главный вопрос
Противопоставление
Холодной – тёплые
День – ночь
Уморились – не остановились
Старые – молодые
Сильные – слабые
Впереди – сзади
Противопоставление
- Взмахнул – не мог (лететь)
- Ближе – дальше
- (он) не шевелился – (море) поднималось
Противопоставление
Море колышется (ночью) – (на заре) тихие волны
Красная заря - месяц, звёзды
Один - все волны
СИНКВЕЙН
- Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное)
- Вторая строка . 2 слова – описание этого понятия (прилагательные)
- Третья строка . 3 слова – действия (глаголы)
- Четвертая строка . Фраза или предложение, показывающее отношение к теме
- Пятая строка . 1 слово – синоним, который повторяет суть темы
Слушание музыки
Домашнее задание по выбору:
- Хрестоматия с.29-30,читать, пересказать
2. Выполнить рисунок к одной из частей и подписать его словами из текста
3. Написать своё продолжение рассказа (на отдельном листе)
«Ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через двадцать и будут над ним плакать и смеяться, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы»
Л.Н.Толстой