Конспект урока по литературному чтению
Для 3 «Г» класса
Учитель: Кужахметова З.А
Тема урока: Иван Андреевич Крылов басня «Слон и Моська».
Оборудование: Компьютер, учебник, тетрадь рабочая.
Цель и задачи урока:
Предметные:
Работать с произведениями И.А. Крылова;
Учить осмысливать нравственные ценности басен И.А.Крылова;
Оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали.
Метапредметные:
Регулятивные:
- формулировать учебные задачи урока;
- планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока;
- оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, которые дает басня.
Познавательные:
- осмыслять понятия наставления, иносказания, нравоучительный комический рассказ;
- работать с текстом ( осмысление структурных особенностей басни, характеристика героев басни, понимание нравоучения).
Коммуникативные:
- развивать навыки сотрудничества с одноклассниками;
- уважительно относиться к иному мнению.
Личностные:
- осмыслять понятия любовь к близким, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческих положительных качеств характера;
- проявлять интерес к произведениям И.А.Крылова.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент
| Здравствуйте, ребята. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, меня зовут Мария Александровна.
| - приветствие.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формулировка темы и цели урока
Физминутка
Подготовка к восприятию художественного произведения
Первичное чтение басни
Проверка первичного восприятия
Повторное чтение и анализ
Подготовка к выразительному чтению
Обобщение по прочитанному
Итог
Домашнее задание
| Прослушайте стихотворение Михаила Исаковского и скажите, о ком идет речь? Кто не слыхал его живого слова, Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались. В те дни букварь постигшие едва, И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. - О ком написал Михаил Исаковский? - Что бы узнать, о ком мы с вами сегодня будем говорить давайте, разгадаем, что здесь зашифровано?
3,4; 3,5;1,5; 2,3. 1,5;2,3;5,5;5,3; 6,5; 6,5; 3,5; 3,4; 6,2. 5,4; 5,3; 3,1; 6,4; 3,3; 3,5. | - Об И.А.Крылове.
Иван Андреевич
Крылов
Узнаем новые басни.
- животные. Растения, вещи, люди.
Крылов любил и уважал людей. Он хотел, чтобы они стали лучше. Очень важно, что в его баснях высмеиваются не люди, а их недостатки: жадность, глупость, самоуверенность.
-о слоне и собаке
Водили напоказ
В диковинку у нас Толпы зевак ходили
Отколь ни возьмись
Перестань срамиться Вот то-то мне и духу придает. «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона!»
-принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
Моська хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться.
Поведение Моськи, потому что она стремится показать, что она смелая, хотя на самом деле это не так.
Я думаю, следует одобрить Шавку, потому что она понимает, что Моська зря лает на Слона, что она с ним не справится и советует ей не срамиться.
Урок был посвящен басням Крылова. Мы познакомились с басней «Слон и Моська»
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Молодцы, ребята! Кто догадался творчество какого писателя мы будем изучать? Соответственно тема нашего урока «И.А.Крылов - баснописец». Какие мы поставим цели урока? Как вы думаете, чему мы будем учиться? Что нового вы узнаете?
Послушайте небольшой рассказ, который поможет вам не только вспомнить, но и узнать новое о баснописце.
Иван Андреевич родился 13 февраля в 1769 году в городе Москве. Учился писатель, будучи ребенком, не слишком усердно и в школу ходил бессистемно, в основном образованием занимался отец – привил ему любовь к чтению, обучил письму и математике. Когда Крылову было 10 лет, он лишился отца, из-за чего мальчику пришлось рано повзрослеть. Уже с годами Крылов восполнял недостатки такого образования – он постоянно расширял свой кругозор, выучился игре на скрипке и итальянскому языку. Когда писателю было четырнадцать лет, он переехал в культурную столицу – Петербург, куда его мама отправилась хлопотать о том, чтобы ей назначили хорошую пенсию. После этого он был переведен служить в казенную палату. Несмотря на занимаемую должность, на первом месте у Крылова всегда оставались литературные увлечения и посещение театральных постановок. Эти увлечения остались при нем и после того, как в 17 лет его мать скончалась, и он стал заботиться о младшем брате. Таким было отрочество Ивана Андреевича Крылова, краткая биография его, к сожалению, не раскрывает всех событий жизни писателя, наложивших отпечаток на его творчество. С 1790 по 1808 год Крылов писал пьесы для театра. Но постепенно Крылов перестал писать для театра и много внимания уделил написанию басен. А в 1808 году было издано более семнадцати басен Ивана Андреевича, среди которых и самая популярная среди читателей «Слон и Моська». Сборники его басен начинают выходить большими тиражами, общая численность которых при жизни писателя уже превысила 75 тысяч экземпляров. В течение этого времени басни Крылова перевели на десять языков, а в настоящее время - уже на 50 языков. До конца своей жизни Крылов продолжал творить
Ребята, что вы узнали о Крылове?
Ребята, на стр. 44 представлен диалог, давайте прочитайте его с вами. - Из прочитанного, скажите, кто является главными героями басен? - Ребята, а как вы думаете, почему же из многих баснописцев народная память выделяет И.Крылова?
Ребята, кто читал басни Крылова? Какие?
- Откройте стр. 46 . Рассмотрите рисунки. Соотнесите их с текстами из басен И.Крылова. вспомните название этих басен. Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной басней И. А. Крылова «Слон и Моська». -Посмотрите на иллюстрацию. Как вы думаете, о чем эта басня?
Откройте стр. 46 и приготовьте карандаши, я прочитаю, а вы внимательно следите, и отмечайте непонятные слова. -Ребята, понравилась ли вам басня? Чем понравилась?
Все ли слова вам понятны? ( презентация, словарная работа)
Зеваки-тот, кто склоняется по улицам без дела. Напоказ-обратить внимание для вида. Забияка-человек, который любит затевать ссоры. Отколе-откуда. Шавка-непородистая собака, уличная или дворовая. Диковинка-странная, удивительная вещь или явление.
- Самостоятельно прочитайте басню. Прочитайте внимательно басню и приготовьтесь ответить на вопросы, показанные на экране.
Работа над образными выражениями. Отыщите в тексте строчки, соответствующие данным словосочетаниям:
Показывали на улице людям. Невидаль, редкость. Ходили группы любопытных бесцельно глядящих по сторонам. Откуда-то внезапно вдруг появится. Перестань себя позорить. Придает смелости.
-В каких словах, ставших крылатыми, заключен смысл басни?
-В любой басне есть мораль? Что это такое?
-Какая мораль в басне «Слон и Моська»?
-Как вы понимаете эти строки? Да, Моська – хвастунишка. Но она и хитрая.
-Хорошо! Ей так хочется показать себя и выделиться среди других.
Подумайте, как нужно читать слова каждого из действующих лиц, чтобы передать их характер.
Самостоятельно читаем басню и готовимся к выразительному чтению.
Выразительное чтение 3 человек. Анализ чтения, выставление отметок.
-Чье поведение вызывает осуждение?
-Кого из героев следует одобрить?
-Что высмеивает автор в басне?
-Какой вывод из прочитанной басни следует сделать?
Ребята, какие цели и задачи мы с вами поставили в начале урока? -Чему был посвящен наш урок? -С какой новой басней И.А. Крылова мы познакомились? -Кто в этой басне нравится вам?
Домашнее задание стр. 49 басня «Чиж и голубь». Прочитайте и ответьте на вопросы. |
Учитель:
Методист: