«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок литературного чтение

литературное чтения, урок закрепления 3 класс

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Конспект урока по литературному чтению

Для 3 «Г» класса

Учитель: Кужахметова З.А

Тема урока: Иван Андреевич Крылов басня «Слон и Моська».

Оборудование: Компьютер, учебник, тетрадь рабочая.

Цель и задачи урока:

Предметные:

  1. Работать с произведениями И.А. Крылова;

  2. Учить осмысливать нравственные ценности басен И.А.Крылова;

  3. Оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали.

Метапредметные:

Регулятивные:

- формулировать учебные задачи урока;

- планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока;

- оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, которые дает басня.

Познавательные:

- осмыслять понятия наставления, иносказания, нравоучительный комический рассказ;

- работать с текстом ( осмысление структурных особенностей басни, характеристика героев басни, понимание нравоучения).

Коммуникативные:

- развивать навыки сотрудничества с одноклассниками;

- уважительно относиться к иному мнению.

Личностные:

- осмыслять понятия любовь к близким, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческих положительных качеств характера;

- проявлять интерес к произведениям И.А.Крылова.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент





Здравствуйте, ребята. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, меня зовут Мария Александровна.


- приветствие.


Формулировка темы и цели урока





















































Физминутка




Подготовка к восприятию художественного произведения



















































































































Первичное чтение басни














Проверка первичного восприятия
























Повторное чтение и анализ


























































































Подготовка к выразительному чтению


















Обобщение по прочитанному
































Итог














Домашнее задание













Прослушайте стихотворение Михаила Исаковского и скажите, о ком идет речь?

Кто не слыхал его живого слова,

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались.

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

- О ком написал Михаил Исаковский?

- Что бы узнать, о ком мы с вами сегодня будем говорить давайте, разгадаем, что здесь зашифровано?

5

А

Б

В

Г

Д

Е

4

Ж

З

И

Й

К

Л

3

М

Н

О

П

Р

С

2

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

1

Ш

Щ

Ы

Э

Ю

Я


1

2

3

4

5

6


3,4; 3,5;1,5; 2,3.

1,5;2,3;5,5;5,3; 6,5; 6,5; 3,5; 3,4; 6,2.

5,4; 5,3; 3,1; 6,4; 3,3; 3,5.





















- Об И.А.Крылове.

















Иван

Андреевич


Крылов













Узнаем новые басни.





































































































- животные. Растения, вещи, люди.


Крылов любил и уважал людей. Он хотел, чтобы они стали лучше. Очень важно, что в его баснях высмеиваются не люди, а их недостатки: жадность, глупость, самоуверенность.

















-о слоне и собаке









































































Водили напоказ


В диковинку у нас

Толпы зевак ходили



Отколь ни возьмись


Перестань срамиться

Вот то-то мне и духу придает.

«Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона!»






-принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.









Моська хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться.






























Поведение Моськи, потому что она стремится показать, что она смелая, хотя на самом деле это не так.









Я думаю, следует одобрить Шавку, потому что она понимает, что Моська зря лает на Слона, что она с ним не справится и советует ей не срамиться.


















Урок был посвящен басням Крылова.

Мы познакомились с басней «Слон и Моська»



- Молодцы, ребята!

Кто догадался творчество какого писателя мы будем изучать?

Соответственно тема нашего урока «И.А.Крылов - баснописец».

Какие мы поставим цели урока?

Как вы думаете, чему мы будем учиться?

Что нового вы узнаете?





Послушайте небольшой рассказ, который поможет вам не только вспомнить, но и узнать новое о баснописце.


Иван Андреевич родился 13 февраля в 1769 году в городе Москве. Учился писатель, будучи ребенком, не слишком усердно и в школу ходил бессистемно, в основном образованием занимался отец – привил ему любовь к чтению, обучил письму и математике. Когда Крылову было 10 лет, он лишился отца, из-за чего мальчику пришлось рано повзрослеть. Уже с годами Крылов восполнял недостатки такого образования – он постоянно расширял свой кругозор, выучился игре на скрипке и итальянскому языку.

Когда писателю было четырнадцать лет, он переехал в культурную столицу – Петербург, куда его мама отправилась хлопотать о том, чтобы ей назначили хорошую пенсию. После этого он был переведен служить в казенную палату. Несмотря на занимаемую должность, на первом месте у Крылова всегда оставались литературные увлечения и посещение театральных постановок. Эти увлечения остались при нем и после того, как в 17 лет его мать скончалась, и он стал заботиться о младшем брате. Таким было отрочество Ивана Андреевича Крылова, краткая биография его, к сожалению, не раскрывает всех событий жизни писателя, наложивших отпечаток на его творчество.

С 1790 по 1808 год Крылов писал пьесы для театра. Но постепенно Крылов перестал писать для театра и много внимания уделил написанию басен. А в 1808 году было издано более семнадцати басен Ивана Андреевича, среди которых и самая популярная среди читателей «Слон и Моська». Сборники его басен начинают выходить большими тиражами, общая численность которых при жизни писателя уже превысила 75 тысяч экземпляров. В течение этого времени басни Крылова перевели на десять языков, а в настоящее время - уже на 50 языков. До конца своей жизни Крылов продолжал творить


Ребята, что вы узнали о Крылове?




Ребята, на стр. 44 представлен диалог, давайте прочитайте его с вами.

- Из прочитанного, скажите, кто является главными героями басен?

- Ребята, а как вы думаете, почему же из многих баснописцев народная память выделяет И.Крылова?





Ребята, кто читал басни Крылова?

Какие?


- Откройте стр. 46 . Рассмотрите рисунки. Соотнесите их с текстами из басен И.Крылова. вспомните название этих басен.

Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной басней И. А. Крылова «Слон и Моська».

-Посмотрите на иллюстрацию. Как вы думаете, о чем эта басня?

Откройте стр. 46 и приготовьте карандаши, я прочитаю, а вы внимательно следите, и отмечайте непонятные слова.

-Ребята, понравилась ли вам басня?

Чем понравилась?


Все ли слова вам понятны? ( презентация, словарная работа)


Зеваки-тот, кто склоняется по улицам без дела.

Напоказ-обратить внимание для вида.

Забияка-человек, который любит затевать ссоры.

Отколе-откуда.

Шавка-непородистая собака, уличная или дворовая.

Диковинка-странная, удивительная вещь или явление.



- Самостоятельно прочитайте басню.

Прочитайте внимательно басню и приготовьтесь ответить на вопросы, показанные на экране.


  • Назовите действующих лиц басни.

  • Как ведет себя Моська?(она громко лает и набрасывается на слона)

  • Как слон отнёсся к нападенью Моськи? (Слон спокойно идет по улице и даже не замечает Моську)

  • Какой вы представляете Моську?

  • Каким вы представляете слона?

  • Какой вы представляете Шавку?


Работа над образными выражениями.

Отыщите в тексте строчки, соответствующие данным словосочетаниям:


Показывали на улице людям.

Невидаль, редкость.

Ходили группы любопытных бесцельно глядящих по сторонам.

Откуда-то внезапно вдруг появится.

Перестань себя позорить.

Придает смелости.


-В каких словах, ставших крылатыми, заключен смысл басни?




-В любой басне есть мораль?

Что это такое?










-Какая мораль в басне «Слон и Моська»?




-Как вы понимаете эти строки?

Да, Моська – хвастунишка. Но она и хитрая.










-Хорошо! Ей так хочется показать себя и выделиться среди других.



Подумайте, как нужно читать слова каждого из действующих лиц, чтобы передать их характер.




Самостоятельно читаем басню и готовимся к выразительному чтению.


Выразительное чтение 3 человек. Анализ чтения, выставление отметок.







-Чье поведение вызывает осуждение?












-Кого из героев следует одобрить?









-Что высмеивает автор в басне?



-Какой вывод из прочитанной басни следует сделать?




Ребята, какие цели и задачи мы с вами поставили в начале урока?

-Чему был посвящен наш урок?

-С какой новой басней И.А. Крылова мы познакомились?

-Кто в этой басне нравится вам?




Домашнее задание стр. 49 басня «Чиж и голубь». Прочитайте и ответьте на вопросы.

Учитель:



Методист:

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее