«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок " Имя существительное"

Провела открытый урок с использованием ИКТ. Дети участвовали в групповой работе.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки







Методическая разработка урока русского языка в 4 классе

Тема урока: «Повторение знаний о существительном»








Урок разработала: учитель начальных классов I категории

Батаева Эльмира Вагерсултановна

МКОУ «Гимназия № 2 им.А.М.Сайтиева»




















Актуальность.


Данный урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения. В его основе метод постановки проблемы и метод поиска решения проблемы. Важным переходным моментом, «мостиком» от постановки учебной проблемы к поиску ее решения является постановка цели и учебно-познавательная мотивация. На уроке использовались следующие побуждающие вопросы для организации действий целеполагания и формирования мотивов дальнейшей деятельности учащихся:

Какую цель поставим перед собой? К какому результату будем стремиться?

Для чего нам нужно изучить эту тему? Где нам пригодятся эти знания?

В конце урока обязательно возвращаемся к поставленной цели. На данном уроке использовались следующие побуждающие вопросы для организации рефлексивно-оценочной деятельности учащихся:

Какую цель ставили? Какой результат планировали?

Насколько мы его достигли? Чему научились?

С чем не справились? Над чем еще необходимо работать? Что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели?

На данном уроке учитель выполняет роль координатора, консультанта, учащиеся в большей степени самостоятельно добывают знания, поэтому преобладают формы самостоятельной работы (парной, индивидуальной). В процессе всего урока учащиеся включены в активную деятельность (ставят цели, определяют проблему, составляют алгоритм ее решения, решают проблему, закрепляют полученные знания, проводят рефлексию, оценивают свои умения)






Цель: повторение и обобщение изученного об имени существительном.

Задачи:
-Систематизировать знания об имени существительном, полученные на уроках русского языка;
-Закрепить ЗУН об имени существительном на практических заданиях;
-Продолжать развивать навык правильного написания имен существительных, определения грамматических форм, употребления их в речи;
-Воспитывать познавательную активность учащихся, ответственное отношение к учебе.



Оборудование: мультимедийный проектор,презентация,словари русского языка.





Ход урока.

Оргмомент. Начинается урок

Он пойдет ребятам в прок

Постарайтесь все понять,

Много нового узнать.



В добрый час, ребята! А знаете ли вы, что в старину пожелание «В добрый час!» употреблялось не только при прощании и напутствии на какое-нибудь важное дело, но и в других случаях требующих «сбережения» от злых сил и духов? Поговорка, «В добрый час будет сказано!» основана на поверье, что в «добрый час» можно говорить все, что хочешь, а в «худой час» лучше всего отмолчаться. Я надеюсь, что сейчас у нас с вами час добрый и мы можем не бояться и говорить все, что думаем.

Сейчас, я хочу задать вам очень простой вопрос: чему вы учитесь в школе?

- читать, грамотно писать, считать и решать задачи.

Все правильно. А вот великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский говорил, что мы должны не просто учиться, а учиться добру. Недаром пословица гласит: «Земля согревается солнышком, а душа – добротой»

Сегодня у нас не просто урок, а урок – исследование. Хотите быть исследователями? Тема нашего исследования – СЛОВО. Но слово – очень важное. Давайте узнаем что это за слово.

На уроках рисования вы узнали, что цвета бывают теплые и холодные. Посмотрите на доску и выберите только те буквы, которые написаны на карточках теплых цветов, и составьте из них слово.



Д

У

М

О

Б

Л

Р

О

С

Т

А

Дети составляют слово «ДОБРОТА». Это слово люди используют с незапамятных времен. Мы посмотрим на него с разных сторон науки о русском языке. Итак, в добрый путь по разделам русского языка!



Исследование по различным разделам.



ЛЕКСИКА

На доску прикрепляется карточка

Что изучает лексика?

Лексика – это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.

Самой маленькой единицей речи является слово. Слово имеет внешнюю форму, то есть звуковую оболочку. Однако не всякие звуки бывают словом.

Вот послушайте отрывок из стихотворения Ирины Такмаковой:

А я придумал слово, простое слово «плим»…

Вот прыгает и скачет плим, плим, плим

И ничего не значит плим, плим, плим.

- «Плим» - это слово?

- Нет, не любые звуки, взятые вместе, будут словом.

Помимо внешней формы, слово должно иметь внутреннее содержание. Внутренним содержанием слова является его лексическое значение.

- Что же обозначает слово ДОБРОТА?

- ДОБРОТА – качество человека, который делает добро другим, обладает мягким характером. Про такого человека говорят – добрый человек, добрая душа.



СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

На доску прикрепляется карточка



- Что изучает словообразование?

- Словообразование – это наука о языке, которая изучает процесс образования новых слов.

Из чего могут состоять слова?

(корень, суффикс, окончание, приставка)

- Может ли слово не иметь суффикса? (да)

- Может ли слово не иметь окончания? (да)

- А приставки? (да)

- А без чего слово не может существовать?

(Слово не может существовать без корня)

Разберите слово ДОБРОТА по составу.

- Какие слова называются родственными или однокоренными?

Ответ: Слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу, называются однокоренными.

В «Словообразовательном словаре» русского языка Л.Н. Тихонова мы нашли много слов с корнем – добр - . Вот некоторые из них:

Добрейший Добродушный

Добренький Добросердечный

Предобрый Добросовестный

Добряк Доброжелательный

Добрячок

Добро

Эти слова состоят из одного корня, но есть слова, образованные из двух корней.

Отправимся дальше.



ФОНЕТИКА

На доску прикрепляется карточка



- Что исследует раздел о языке, который называется фонетика?

- Фонетика – это наука, которая изучает звуки, их чередование, а также ударение, слоги, интонацию.

Посмотрите внимательно на слово ДОБРОТА и скажите, сколько звуков овы здесь слышите? (ответы детей).

- Давайте сделаем фонетический разбор слова и выясним: кто из вас прав?

(Один ученик у доски)

ДОБРОТА – 3 сл., 4 согласных, 3 гласных.

Д д - согл., зв., тв.

О о - гласн., безуд.

Бб - согл., зв., тв.

Рр - согл., сонорн., тв.

О о - гласн., безуд.

Т т - согл., гл., тв.

А а - гласн., ударн.

7 букв, 7 звукв.

- Сколько же звуков -О-в слове?

(Ни одного звука О в слове нет. Переходим к орфографии.

- Интересно, почему мы не слышим ни одного звука О , а пишем ее в двух случаях?

- Надо проверить безударную гласную словами ДОБР, ДОБРО, ДОБРОТНЫЙ.





Д__бр__та

Добр

Добро

Добротный



ОРФОГРАФИЯ

На доску вывешивается карточка

- Что изучает орфография?

- Орфография изучает правила написания слов.

В слове ДОБРОТА первую безударную гласную проверяем словами ДОБР, вторую безударную гласную – словом ДОБРО или ДОБРОТНЫЙ (качественный, хороший).

- А если безударную гласную проверить нельзя?

- Нужно посмотреть в словарик.



МОРФОЛОГИЯ

На доску вывешивается карточка

- Что исследует морфология?

- Морфология – это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов.

- Какой частью речи является слово доброта? (существительное).

- Давайте выполним морфологический разбор слова.

(один ученик работает у доски)

ДОБРОТА – сущ., (что?), нариц., неодушевл., ж.р., 1-е склонение, ед.ч.



СИНТАКСИС

На доску вывешивается карточка

- Синтаксис – это наука о языке, которая рассматривает, как слово взаимодействует с другими словами в предложении.



Запишем предложение. Выполним синтаксический разбор.

Доброго человека дела славят.

Грамматическая основа предложения – дела славят.

Подлежащее выражено именем существительным. Сказуемое выражено глаголом.

Славят (кого?) человека – это дополнение.

Человека (какого?) – доброго – это определение.

По цели высказывания предложения повествовательное (т.к. в конце предложения стоит точка)

По интонации – невосклицательное.

Распространенное.Двусоставное.Неосложненное

- Бывают люди, которым не даются науки.Бывают люди не очень ловкие и сообразительные. Но это совсем не означает. Что они глупее других. У каждого человека – свои достоинства. Кому-то прекрасно даётся учёба. У кого-то отлично получается любая ручная работа. Кто-то превосходно чувствует людей и их настроение, умеет помочь и утешить. Кто-то мудр своей добротой. Никого не нужно считать глупее себя. Ни над кем не надо смеяться и ни о ком злословить. Вы прочитали на уроках внеклассного чтения много книг о добрых людях и добрых поступках. Сейчас я бы хотела, чтобы вы послушали короткую легенду о старом плаще.
Рассказывает заранее подготовленный ученик.
- Жили три брата: ученый, врач и почтальон по имени Марио. Ученый и врач были людьми талантливыми, настойчивыми и честными. И вскоре они стали уважаемыми и известными людьми. Почтальон не имел особенных талантов, но был человеком необыкновенной доброты. Его уважали и любили. Для каждого находились у него доброе слово и улыбка. Малыши всегда могли отыскать в необъятном кармане его старого плаща конфету или пряник. Этот славный человек жил скромно, но не печалился об этом и никому не завидовал. Однажды почтальон появился на улице без хорошо знакомого всем плаща. И больше не надевал его. Никто не знал, что Марио отдал свой единственный плащ мальчишке из бедной семьи. Прошло много лет. Никого из героев этой сказки уже не было в живых. Открытия ученого продолжали служить людям. Помнили жители городка и о чудесном докторе. При помощи его методов в больнице возвращали к жизни даже самых тяжелых больных. Но самую светлую память сохранили горожане о скромном, добром почтальоне, о его добросовестности, об умении приносить людям радость, о его светлой улыбке. И, конечно, о единственном старом плаще, который Марио подарил бедному пареньку. Рассказывают, будто этот плащ хранится в местном музее как самая дорогая реликвия.
- Спасибо. Скажите, куда исчез его плащ? Почему?
- Добрые дела люди должны стремиться совершать независимо от того, будет ли кто-то знать об этом.

- Я уверена, что каждый из Вас, ребята, совершил много добрых поступков, и об одном из них Вы вспомните.
Творческая работа. -А сейчас мы с вами постараемся сами быть писателями. Мини-сочинение “Мой добрый поступок”.

Итог урока.

Мы сегодня рассмотрели с вами слово “доброта” с разных точек зрения науки о русском языке.

Какие разделы науки о языке мы вспоминали на уроке?

Чему мы сегодня учились? (Доброте).

Д/З. Мини-сочинение “Добро помни, а зло забывай”.























Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее