Урок геометрии в 7 классе «Формула здоровья»
Цели урока:
Образовательные: проверить степень усвоения учащимися изученного материала;
Воспитательные: дать учащимся представление о здоровом образе жизни;
добиться формирования у учащихся активной жизненной позиции по данной проблеме; сделать вывод, что способствует здоровью, а что приносит вред;
Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы, творческие способности, память, внимание, познавательный интерес.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья.
Сообщение темы и цели урока.
- Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая большая ценность. Мы говорим о здоровье на уроках биологии, физкультуры, ОБЖ, классных часах, а сегодня и на уроке геометрии мы вместе с вами выведем формулу здоровья. А заодно проверим, как вы усвоили материал по теме «Признаки равенства прямоугольных треугольников». Но прежде, чем вывести формулу здоровья, давайте уточним, что же такое здоровье?
Учащиеся: - Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия.
Учитель: - Здоровье зависит от некоторых факторов, которые мы сейчас будем отгадывать.
Актуализация опорных знаний.
-Но сначала проведем математическую игру «Верю – не верю». Если ваш шифр-код будет верным, вы узнаете крылатую фразу – эпиграф нашего урока.
Для этого ответим на предложенные вопросы, используя значки: «+» – да, « — » - нет. Итак, начали!
(-) В прямоугольном треугольнике напротив угла в 300 лежит гипотенуза равная двум катетам
(+) Сумма острых углов в прямоугольном треугольнике равна 900
(+) Если гипотенуза в прямоугольном треугольнике равна двум катетам, то напротив катета лежит угол равный 300
(-) В прямоугольном треугольнике самая большая сторона, которая лежит напротив угла в 600
(+) Если катет в прямоугольном треугольнике равен половине гипотенузы, то напротив него лежит угол в 300
(+) Если острый угол в прямоугольном треугольнике равен 450, то треугольник равнобедренный
(-) Если один острый угол в прямоугольном треугольнике равен 350, то другой 650
(+) В прямоугольном треугольнике напротив угла в 300 лежит катет, равный половине гипотенузы
Прямоугольные треугольники равны:
(+) По гипотенузе и катету
(-) По двум гипотенузам
(+) По гипотенузе и острому углу
(+) По двум катетам
(-) По катету и прямому углу
(+) По катету и противолежащему острому углу
(+) По катету и гипотенузе
(-) По трем катетам
(+) По катету и прилежащему углу
(-) По гипотенузе и двум острым углам
Взаимопроверка:
«Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто».
Это высказывание известного человека - Сократа. (Сократ - это древнегреческий философ).
Сколько получилось правильных ответов, столько баллов ставите в «Оценочный лист»
Фронтальная работа
Ι фактор.
Тому, кто начинает каждое утро с этого действия, надо в два раза меньше времени, чтобы собраться и настроиться на рабочий лад. Хотите узнать, что это за действие? Тогда выполните задание – закончи предложение:
В прямоугольном треугольнике напротив угла в 300 лежит …
Если один острый угол в прямоугольном треугольнике равен 280, то другой…
В прямоугольном треугольнике самая большая сторона…
Сумма острых углов в прямоугольном треугольнике …
(Взаимопроверка, выставление баллов)
Итак, это действие называется утренняя зарядка. Разминка, физнагрузка, одним словом – активный образ жизни. Он способствует укреплению здоровья?
(На доску, в графу «Положительные факторы здоровья» учитель прикрепляет «Активный образ жизни»)
2 фактор.
А этот фактор помогает выработке у сосудов кожи и нервной системы способности быстро реагировать на смену температуры.
Решите задачу: 1 вариант: Внешний угол в прямоугольном треугольнике равен 1300. Найдите второй острый угол треугольника. (40)
2 вариант: Внешний угол в прямоугольном треугольнике равен 1100. Найдите второй острый угол треугольника. (20)
Это – «Закаливание».
Физкультурная пауза.
Движение – это здоровье,
Движение – это жизнь.
Не ленись – подтянись,
Руки в боки, ноги врозь,
Три наклона вниз,
На четвёртый поднимись.
Раз – направо, два – налево,
Приседанья каждый день
Прогоняют сон и лень.
Решение задач
3 фактор.
Следующий фактор очень опасен для здоровья. Дети, которые занимаются этим - медленно соображают, быстро устают, на физкультуре не могут выполнить нагрузку, задыхаются. Они нервные и обидчивые, неопрятные, плохо учатся. Чем же занимаются эти дети?
Учащиеся: - Курением. Также, ребята, кроме курения огромный вред здоровью наносят такие вредные привычки, как алкоголь и наркотики. Они нарушают деятельность всех органов и систем человеческого организма, приводят к деградации личности.
Решив эту задачу, вы узнаете, какая доза никотина является смертельной для человека.
В прямоугольном треугольнике катет равен 1дм и расположен он напротив угла в 300, чему равна гипотенуза. Ответ: (2 капли)
4 фактор.
Следующий фактор «Хорошее настроение». Хорошее настроение тоже влияет на здоровье человека. Когда человеку хорошо, весело, значит со здоровьем у него всё в порядке. Поэтому веселитесь, смейтесь на здоровье. Ведь, по мнению учёных, смех – продлевает жизнь. Также, по мнению учёных, цвет одежды и интерьера комнаты отражают привычки человека, во многом определяя его настроение. Сколько творческих работ можно сделать из треугольников
Создайте свою композицию из треугольников, желательно из прямоугольных.
Кто выполнил работу получает 3 балла.
Устная работа
5 фактор.
Мы сегодня ещё ничего не сказали о питании, а ведь, как известно, от питания зависит порой вся наша жизнь. Недаром древние мудрецы говорили: «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты есть». И это правда. Известно, что молодому растущему организму еженедельно требуется 30 видов разнообразных продуктов. Каких, вы узнаете, если ответите на следующие вопросы:
Тест: «Здоровый образ жизни и его составляющие»
1. Здоровый образ жизни - это? (Молоко)
а) когда человек занимается спортом,
б) жизнедеятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья,
в) образ жизни без алкоголя, табака и наркотиков.
2. Относится ли гигиена жилых помещений к компонентам здорового образа жизни? (Хлеб)
а) да; б) нет.
3. Какие продукты питания способствуют здоровью зубов?
а) кондитерские; б) жирная пища; в)овощи и фрукты. (Фрукты) («Овощи»)
4. Солнечные ванны в летнее время лучше принимать: (Мясо)
а) до полудня; б) после полудня; в) вечером.
5. Что такое активный отдых? (Рыба)
а) отдых в движении; б) активные поиски места отдыха.
6.Во время занятий уменьшает нагрузку на опорно-двигательный аппарат, предупреждает нарушение осанки (Правильное положение тела за столом) (Ягоды, орехи)
Добавляем к факторам здоровья – «Рациональное питание»
Самостоятельная работа
6 фактор.
Следующий фактор это ваше любимое занятие - спорт! Какие виды спорта вы знаете? (Ответы учащихся). Вот и посоревнуемся в определении признаков равенства прямоугольных треугольников. Тест с взаимопроверкой.
Итог урока
Вот мы с вами и разобрали все основные факторы, влияющие на здоровье. Отметили все плюсы и минусы. Какой же вывод можно сделать? Как закончить фразу – «Формула здоровья – это…»?
Ответы учащихся: Формула здоровья – это активный образ жизни, закаливание, занятия спортом, рациональное питание.
Учитель: - Ну, а так как это был обобщающий урок по теме «Признаки равенства прямоугольных треугольников», давайте оценим ваши знания. (Выставление оценок в оценочном листе).
Творческое домашнее задание (по выбору):
1. Составить кроссворд по теме «Прямоугольные треугольники».
2. Написать сочинение-интервью «Интервью с прямоугольным треугольником» или сказку на эту же тему.
Закончить урок разрешите словами:
Мы открыли вам секреты,
Как здоровье сохранить.
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!
Спасибо за урок. До свидания!
Приложение
Оформление на доске:
Эпиграф:
«Здоровье – не всё,
но всё без здоровья ничто»
Сократ.
Факторы здоровья
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ
Активный образ жизни Курение
Закаливание Алкоголь
Спорт Наркотики
Хорошее настроение
Рациональное питание
Оценочный лист | |||
ФИ ученика: | |||
№ | Факторы | Максимальное количество баллов | Полученные баллы |
1 | Верю – не верю | 18х1б = 18б |
|
2 | Закончи предложение | 4 х 1б = 4б |
|
3 | 1 задача | 1б |
|
4 | 2 задача | 1б |
|
5 | Композиция из треугольников | 3б |
|
6 | Тест «ЗОЖ и его составляющие» | 6х1б = 6б |
|
7 | Графический тест | 12х1б = 12б |
|
8 | Итого: | 45 баллов |
|
| «3» - 22 – 30 баллов |
|
|
| «4» - 31 – 39 балла |
|
|
| «5» - 40 – 45 баллов |
|
|
Оценочный лист | |||
ФИ ученика: | |||
№ | Факторы | Максимальное количество баллов | Полученные баллы |
1 | Верю – не верю | 18х1б = 18б |
|
2 | Закончи предложение | 4 х 1б = 4б |
|
3 | 1 задача | 1б |
|
4 | 2 задача | 1б |
|
5 | Композиция из треугольников | 3б |
|
6 | Тест «ЗОЖ и его составляющие» | 6х1б = 6б |
|
7 | Графический тест | 12х1б = 12б |
|
8 | Итого: | 45 баллов |
|
| «3» - 22 – 30 баллов |
|
|
| «4» - 31 – 39 балла |
|
|
| «5» - 40 – 45 баллов |
|
|
Оценочный лист | |||
ФИ ученика: | |||
№ | Факторы | Максимальное количество баллов | Полученные баллы |
1 | Верю – не верю | 18х1б = 18б |
|
2 | Закончи предложение | 4 х 1б = 4б |
|
3 | 1 задача | 1б |
|
4 | 2 задача | 1б |
|
5 | Композиция из треугольников | 3б |
|
6 | Тест «ЗОЖ и его составляющие» | 6х1б = 6б |
|
7 | Графический тест | 12х1б = 12б |
|
8 | Итого: | 45 баллов |
|
| «3» - 22 – 30 баллов |
|
|
| «4» - 31 – 39 балла |
|
|
| «5» - 40 – 45 баллов |
|
|