«Осенний фестиваль знаний 2024»

"Цветковые растения"

Тема: Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых растений. Растения как живой организм и как биосистема. Семенные и споровые растения.

Лабораторная работа № 1. «Рассмотрение споровых, семенных (голосеменных и покрытосеменных) растений: кукушкина льна, папоротника, сосны обыкновенной, пастушьей сумки, томатов»

Цели: Сформировать представление о Цветковых растениях. Познакомиться с органами Цветковых. Развивать познавательный интерес. Воспитывать дисциплинированность, самостоятельность, собранность и усердие.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок № 3

Дата :

Тема: Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых растений. Растения как живой организм и как биосистема. Семенные и споровые растения.

Лабораторная работа № 1. «Рассмотрение споровых, семенных (голосеменных и покрытосеменных) растений: кукушкина льна, папоротника, сосны обыкновенной, пастушьей сумки, томатов»

Цели: Сформировать представление о Цветковых растениях. Познакомиться с органами Цветковых. Развивать познавательный интерес. Воспитывать дисциплинированность, самостоятельность, собранность и усердие.

Тип урока: Комбинированный

Методы: словесный, наглядный, работа с учебником

Оборудование: интерактивная доска

Новые понятия: цветковые растения, биосистема

Ход урока:

  1. Орг.момент

  2. Актуализация знаний:

1. Работа с терминами

Наука о растениях –

Пигмент, придающий растению зеленый цвет-

Особые вещества, убивающие болезнетворные бактерии-

Специальные помещения для выращивания растений-

Растения, растущие независимо от человека-

3. Исключите лишнее:

Дуб, подорожник, дыня, кувшинка

Яблоня, василек, кукуруза, тыква

Мак, укроп, морковь, гвоздика

Морковь, капуста, репа, огурцы

Кипарис, алоэ, каланхоэ, валерьяна

Арбуз, тополь, туя, боярышник

фронтально: вопрос учитель: Перечислите критерии распределения растений на группы? - ответ; вопрос-ученик-ученик.

  1. Объяснение нового материала:

Признаки:

  1. Клеточное строение

  2. Способность к фотосинтезу

  3. Наличие тканей (образовательная, покровная, основная, механическая, проводящая, выделительная)

  4. Характерны все виды размножения (вегетативное, бесполое, половое, кроме почкования)

Царство растений делится на 2 подцарства: Низшие (водоросли) и Высшие (моховидные, плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные, голосеменные и покрытосеменные)

Самая распространенная группа на земле это отдел Покрытосеменные или Цветковые растения, которые подразделяются на два класса: Однодольные и Двудольные (составление схемы).

Цветковые растения имеют органы (побег: стебель, лист, почки; корень, цветок, плод, семя).

Растения – организм морфологически и физиологически представляет собой целостную систему. Благодаря взаимодействию всех органов осуществляется приспособление растений к изменяющимся абиотическим и биотическим условиям.

Растениям как живым организмам характерны:



Способы размножения

Бессемянные

расселяющиеся при помощи спор

Папоротники, водоросли

Семенные

размножаются с помощью семян

Цветковые растения



  1. Проверка понимания

Биологический диктант:

  1. Основная структурная единица тела растений? (клетка)

  2. Пигмент, придающий растению зеленый цвет? (хлорофилл)

  3. Процесс, характерный для растений, происходящий на свету? (фотосинтез)

  4. 2 название Покрытосеменных растений? (Цветковые)

  5. Назовите классы Покрытосеменных? (однодольные и двудольные)

  6. Назовите признаки характерные растениям, как живым организмам?

  7. Приведите примеры споровых и семенных растений?

  1. Закрепление нового материала

Лабораторная работа № 1 «Рассмотрение споровых, семенных (голосеменных и покрытосеменных) растений: кукушкина льна, папоротника, сосны обыкновенной, пастушьей сумки, томатов» (Приложение 1)

  1. Постановка домашнего задания

Конспект в тетради, выучить основные термины и понятия

Подведение итогов урока (Рефлексия).












Приложение 1

Лабораторная работа № 1 «Рассмотрение споровых, семенных (голосеменных и покрытосеменных) растений: кукушкина льна, папоротника, сосны обыкновенной, пастушьей сумки, томатов»

Цель: Изучить строение мха, папоротника, внешнее строение сосны обыкновенной, строение женских и мужских шишек, внешнее строение пастушьей сумки и томатов.

Оборудование: Гербарий, лупа.

Ход работы:

  1. Кукушкин лен



1.Рассмотрите внешнее строение мха

2.Найдите основные части кукушкина льна. Зарисуйте рас­тение и его части.

3.Рассмотрите верхушки нескольких стебельков. Найдите мужские и женские экземпляры



Проверьте свои знания:

1

. Орган, отсутствующий у мха:

A) Ризоиды;

B) Корень;

C) Стебель;
D) Лист;
E) Коробочка.

2. Кукушкин лен всасывает воду и минеральные вещества из почвы с помощью:

A) Ризоидов;

B) Корня;

C) Стебля;
D) Листа;
E) Коробочки.

3. Споры мха созревают:

A) В ризоидах;

B) В корнях;

C) На стебле;
D) На листьях;
E) В коробочке. 

4. Торфяной мох иначе называется:

A) Сфагнум;

B) Кукушкин лен;

C) Плаун;
D) Ламинария;
E) Багрянка.

5. Раздел ботаники, изучающий моховидные растения:

A) Бриология;

B) Альгология;

C) Цитология;
D) Гистология;
E) микология.

  1. Папоротник

  1. Изучите строение папоротника, найдите вегетативные органы, сравните с зеленым мхом.

  2. Зарисовать, подписать органы папоротника

  1. Проверьте свои знания:

  1. 1. В отличие от мхов у папоротника есть:

  2. A) Лист;

  3. B) Стебель;
    C) Корень;
    D) Споры;

  4. E) Плоды. 

  5. 2. Орган, которого нет у папоротника, несмотря на легенды:

  6. A) Споры;

  7. B) Стебель;
    C) Корень;
    D) Лист;

  8. E) Цветок.

  9. 3. На нижней стороне листа папоротника располагается:

  10. A) Заростки;

  11. B) Мешочки со спорами;
    C) Спороносные колоски;
    D) Почки;

  12. E) Плоды.

  13. 4. Папоротник размножается с помощью:

  14. A) Стебля;

  15. B) Листьев;
    C) Спор;
    D) Семян;

  16. E) Плодов.




  1. 3. Сосна обыкновенная

  2. 1. Рассмотрите внешнее строение по­бега сосны. Как располагаются хвоинки на побеге? Каков внешний вид хвоинки? Зарисуйте хвоинки сосны.

  3. 2. Рассмотрите мужские и женские шишки сосны, какую окраску они имеют?

  4. 3. Рассмотрите семя. Найдите крылышко, с помощью которого семя переносится ветром. Зарисуйте.










  5. 4. Пастушья сумка

  6. 1.Рассмотреть внешнее строение растения.

  7. 2.Найти органы растения, зарисовать и подписать.

  8. 3.К каким растениям сорным или культурным, семенным или бессемянным относится пастушья сумка?

  9. 5.Томаты

  1. 1.Рассмотреть внешнее строение растения.

  2. 2.Найти органы растения, зарисовать и подписать.

  3. 3.К каким растениям лекарственным или ядовитым, семенным или бессемянным относится томат?

  4. 4.В чем отличие томата и пастушьей сумки?

  1. Сделайте вывод: В чем заключается отличие данных растений, какие из них являются наиболее высокоорганизованными?

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее