«Осенний фестиваль знаний 2024»

Технологическая карта урока Окружающего мира в 3 классе УМК «Начальная школа XXI века», по теме: «КРАСНАЯ КНИГА РОССИИ»

Цель урока: создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся через использование технологии проблемно – диалогического обучения.

Задачи урока: знакомство с красной книгой России ( растения );

экологическое образование: причины исчезновения растений, охрана растений;

знакомство с неадаптированной статьей о цветковых растениях красной книги, определение понятия из контекста.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

НЕВЬЯНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА











Технологическая карта урока

Окружающего мира в 3 классе

УМК «Начальная школа XXI века», по теме:

«КРАСНАЯ КНИГА РОССИИ»















Подготовила:

учитель начальных классов

Артамонова Анастасия Евгеньевна
















г. Невьянск

2018 год

Технологическая карта урока

Предмет:

Русский язык

Класс:

3 класс

Учебно-методический комплект (автор):

УМК «Начальная школа XXI века», Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.

Тема урока:

Красная книга России

Тип урока:

урок изучения нового

Цель урока:

создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся через использование технологии проблемно – диалогического обучения.

Задачи урока:

знакомство с красной книгой России ( растения );

экологическое образование: причины исчезновения растений, охрана растений;

знакомство с неадаптированной статьей о цветковых растениях красной книги, определение понятия из контекста.  

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

сформировать представление о Красной книге России;

расширять знания об окружающем мире;

развивать умение работать с различными источниками информации: учебником, дополнительной литературой;

совершенствовать умение использования информационно-коммуникационных технологий.


Познавательные УУД

умение ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы и представлять результаты своей работы по предложенному плану; развитие операций мышления.

Регулятивные УУД

умение удерживать внимание при решении учебной задачи; проводить работу по предложенному учителем плану, используя необходимые средства; учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения; оценивать свою деятельность; вносить необходимые коррективы в оперативные действия.

Коммуникативные УУД

использовать речевые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; умение формулировать выводы; высказывать свою точку зрения; соблюдать грамматические нормы речи.

расширение познавательных интересов и учебных мотивов; владение приемами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы; стремление к достижению положительных результатов в учебе.



Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

учебник по русскому языку, автор: Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.


ПК, проектор, экран, презентация

Межпредметные связи


Организация пространства

Стандартная

Этапы урока

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный

момент

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!

Все ль на месте?

Всё ль в порядке?

Вы проверьте-ка, ребятки!

Сегодня в нашем классе

Урок уж больно важный!

- Сегодня мы отправляемся с вами в поход по просторам нашей родины.

- Перед нами маршрутный лист с остановками для привала. На этих остановках мы будем узнавать что-то новое, обобщать полученные знания, делать выводы.



Личностные:

формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Создание проблемной ситуации для выяснения темы урока.


- Чтобы отправиться в поход мы должны помнить о правилах поведения, быть внимательным ко всему окружающему, чётко и правильно отвечать на поставленные вопросы, уметь правильно задавать вопросы другим.

- Ну что в путь?!

- Перед нами «ПОЛЕ ЗАМЕЧАЙ-КА»

- Ребята, посмотрите фотовыставку на тему «Как прекрасен этот мир» послушайте стихотворение и попробуйте определить тему нашего урока.

На Земле исчезают цветы,

С каждым годом заметно это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,

Если все и я, и ты, если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны, и не будет красоты.

Действительно на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Они нуждаются в охране.

- Как вы думаете, над какой темой будем работать во время похода по уголкам нашей Родины? (выясним, почему исчезают растения, какие растения занесены в Красную книгу, выработаем правила поведения в природе)

- Сегодня мы с вами узнаем о редких растениях и познакомимся с особой книгой, в которую они занесены.



Познавательные УУД

развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Постановка цели.

Следующий привал «ЛУГ УЗНАВАЙ-КА»

Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими, а есть и такие, которых мы никогда не увидим. Откройте учебник, прочитайте тексты на с.90 и скажите, почему стали редкими некоторые виды растений?

ВЫВОД (от того, как человек будет вести себя в природе, будет зависеть благополучие окружающего мира. Нанося вред природе, мы наносим вред в первую очередь себе. Ведь человек – это часть природы).

Не убивайте – кричат животные!

Остановитесь – шепчут растения!

И человек услышал мольбу природы.

- Что нужно сделать человеку, чтобы растения и животные не исчезли с лица Земли? (создавать заповедники, парки)

- Что такое заповедники, национальные парки, дендрарии?

- Давайте прочитаем, что такое заповедник, национальный парк, дендрарий из словаря Ожегова.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Заповедник – место, где оберегаются редкие животные и растения, уникальные участки природы.

Дендрарий – или ботанический сад, в котором выращивают различные деревья и кустарники.

Парк – большой сад или насаженная роща с аллеями, цветниками, водоёмами.

- Ребята, чаще всего жителями заповедных мест являются растения, которые занесены в Красную книгу.

- А, кто знает, что такое «Красная книга»?

- Почему её назвали красной? (сигнал опасности, тревоги)

- Правильно. Её цвет, как сигнал светофора, предупреждает: ОСТОРОЖНО!

Эта книга необычна тем, что у неё страницы разноцветные: это сделано не для красоты. А как вы думаете, почему? Можете ли вы дать ответ на вопрос?

Давайте выясним это и найдем ответ на вопрос. Работа по учебнику с. 88. Что вы узнали из прочитанного, какие страницы есть в этой книге?

Чёрные: списки тех, кого мы никогда не увидим, кто уже вымер (сигиллярия)

Красные: особо редкие и исчезающие виды растений и животных (тюльпан поникающий)

Оранжевые: списки растений и животных, число которых быстро уменьшается. (кувшинка белая)

Жёлтые: виды растений и животных, считаются редкими, но число не сокращается (герань цыганская)

Белые: мало изученные виды (земляная звезда)

Зелёные: животные и растения, которых удалось спасти (майский ландыш)

Физминутка.

- В нашей стране «Красную книгу создали в 1974 году. И занесли, в неё удивительные растения о двух из этих растений вы узнаете из рубрики «Этот удивительный мир» на стр.89. (вслух)

Мы вошли в «ПАРК СЛУШАЙ-КА»

Наша Свердловская область, как и вся страна не стала исключением. Здесь тоже погибали и исчезали растения и животные. Красная книга Свердловской области — особый документ, в котором зафиксированы редкие и исчезающие животные и растения региона. Интересно, что ранее существовал подобный перечень, но в него входили обитатели всего Среднего Урала. Однако с 2006 года у Свердловской области есть свой пополняемый список. Несанкционированная добыча животных и использование растений из него строго карается законом страны. Например.



Валериана волжская

Это многолетнее растение. Размножается семенами. Цветёт в июне июле, заготавливают подземные части растения в качестве лекарственного сырья. Необходимо запретить сбор населению, следует выращивать в ботаническом саду (дендрарии).

Венерин башмачок

Многолетнее растение первые три года ведёт подземный образ жизни. Зацветает на 15-17 год. Название этого цветка произошло от древнегреческой легенды. Бежала красавица по имени Венера и обронила башмачок, красивый золотой, с красно - коричневыми ленточками, и превратился он в прекрасную орхидею, которую называют венерин башмачок. Форма лепестка-чашечки этой редкой орхидеи действительно напоминает башмачок, а остальные лепестки – бархатные ленты. Недаром где бы ни росли башмачки (а их около 50 видов), они напоминают обувь



Регулятивные УУД

развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Первичная проверка понимания

Первичное закрепление.

- Следующий привал на «ЛУЖАЙКА – ОБОБЩАЙ-КА»

  1. Как называется цветок, который похож на золотую туфельку древнегреческой богини Венеры.

  2. Цвет страницы красной книги, на которой записаны растения и животные, численность которых восстановлена.

  3. Как называется ботанический сад, в котором выращивают различные растения.

  4. Как называется участок земли, на котором запрещена любая хозяйственная деятельность.

  5. Хвойное дерево, более 30 метров в высоту. Семена ярко-красного цвета похожи на ягоды.

  6. Как по другому называется водяной орех.



Личностные результаты

развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Домашнее задание

И последний наш привал «РЕКА ЗАПОМИНАЙ-КА»

Стр.92-93 прочитать о редком и могущественном женьшене, о национальном парке Лосиный остров.




Рефлексия педагогической деятельности

- Я хотела бы поблагодарить всех ребят за активное участие в походе.

Спасибо всем!






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее