Рабочая программа учебного предмета «Биология» в 5 классе

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами являются:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами является сформированные УУД.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,

договариваться друг с другом и т.д.)

Предметные результаты освоения учебного предмета:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов, бактерий, лишайников) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);
  • соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
  • классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
  • различение на таблицах частей клетки, на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения, растений разных отделов, наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
  • сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов с их функциями;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; постановка биологических опытов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями, выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними.

5. В эстетической сфере:

  • выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лопатинская основная общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района РМ




Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры естественных дисциплин


Руководитель __________


«___» ____________ 2017

Утверждаю

Директор МКОУ «Лопатинская ООШ»

_____________Н.П.Исайкина


Приказ № 31 от « 01 » сентября 2017 г.






Рабочая программа

учебного предмета «Биология»

в 5 классе











Составитель:

Громова О.И,

учитель биологии и химии













Село Лопатино

2019 год









Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами  являются:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами является сформированные УУД.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,

договариваться друг с другом и т.д.)

Предметные результаты освоения учебного предмета:

    1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов, бактерий, лишайников) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ,  рост, развитие,  размножение);

  • соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

  • классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;

  • различение на таблицах частей клетки, на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения,  растений разных отделов, наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;

  • сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов с их функциями;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; постановка биологических опытов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями, выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними.

5. В эстетической сфере:

  • выявление эстетических достоинств объектов живой природы.









Содержание учебного предмета

Биология. Введение в биологию. 5 класс.

(34 часа, 1 час в неделю)

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение.(8 часов)

Что такое живой организм. Науки о живой природе. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований. Из истории биологии. Великие естествоиспытатели. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Методы изучения клетки. Увеличительные приборы: ручная лупа и световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода. Другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические  вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.


Лабораторные и практические работы:

  • Знакомство с оборудованием для научных исследований. (Л\р №1)

  • Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. (Л\р №2)

  • Устройство ручной лупы и светового микроскопа. (Л\р №3)

  • Строение клеток кожицы чешуи лука. (Л\р № 4)


Демонстрационные работы:

  • Образование на свету в зеленых листьях углеводов.

  • Выделение зелеными листьями  в процессе фотосинтеза кислорода.

Раздел 2.  Многообразие организмов, их классификации (15 часов.)

Как развивалась жизнь на Земле.

Разнообразие живого. Бактерии. Грибы. Царства живой природы: Бактерии, Грибы.Существенные признаки представителей этих царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

Демонстрации:

  • Знакомство со съедобными и ядовитыми грибами.


Водоросли. Строение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, их использование человеком. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов  в природе, хозяйственное значение. Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие голосеменных. Роль голосеменных в природе, использование человеком. Покрытосеменные растения, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие.

Демонстрации:

  • Водоросли в аквариуме.

  • Листья и споры папоротников.

  • Хвоя и шишки голосеменных растений.

  • Строение цветкового растения (органы).


Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека.

Раздел 3 .Среда обитания живых организмов  (6часов)

Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах. Природные сообщества.

Лабораторные и практические работы:

  • Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, гербариев). (Л/р №5)

  • Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения. (Пр.раб. №1)

Раздел 4 . Человек на Земле (5часов)

Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. Здоровье человека и безопасность жизни.

Лабораторные и практические работы:

  • Оказание первой медицинской помощи пострадавшему. (Пр.раб. № 2)

Формы организации учебной деятельности

Организация учебного процесса может стать более эффективной, более качественной, если при проектировании учебного занятия сочетать следующие организационные формы:

  • фронтальная работа, где происходит проблематизация и предъявляется необходимый минимум учебного материала

  • работа в постоянных парах (группах)– тренаж, повторение, закрепление материала, предъявленного в предшествовавшей фронтальной работе

  • работа в парах(группах) сменного состава – глубокое освоение отдельных моментов материала по изучаемой теме

  • индивидуальная работа — самостоятельное выполнение заданий по теме урока

Основной формой обучения в школе остается традиционный урок




Тематическое планирование

Наименование разделов

Количество часов


1

Живой организм: строение и изучение

9


2

Многообразие организмов, их классификации

15


2

Среда обитания живых организмов  

6



Человек на Земле

4






Календарно - тематическое планирование



урока

Тема урока


Кол-во часов

Дом. зад

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

Тема  1. Живой организм: строение и изучение. (9 часов)


 1

Что такое живой организм

1

§.1 №1-5



 2

Науки о живой природе Лабораторная работа №1

1

§.2 №1-4



 3

Методы изучения природы Лабораторная работа №2

1

§.3 №1-3



4

Из истории биологии. Великие естествоиспытатели

1

С.20-21, №4-5



5

Увеличительные приборы Лабораторная работа №3

1

§.4 №1-7



6

Живые клетки

1

§.5 №1-3



7

Химический состав клетки.Обмен веществ. Питание Лабораторная работа №4


§.6 №1-3



8

Дыхание и его роль в жизни организма. Контрольная работа № 1


§.7 №1-5



9

Что такое живой организм


§.8 №1-2



Тема 2. Многообразие организмов, их классификации (15 часов)

 10

Как развивалась жизнь на Земле.

1

§.9 №1 -2



 11

Разнообразие живого

1

§.10 №1-3



 12

Бактерии

1

§.11 №1-4



 13

Грибы

1

§.12 №1-9



 14

Водоросли

1

§.13 №1-9



 15

Мхи

1

§.14 №1-7



 16

Папоротники

1

§.15 №1-8



 17

Голосеменные

1

§.16 №1-6



 18

Покрытосеменные

1

§.17 №1-8



 19

Значение растений в природе и жизни человека.

1

§.18 №1-10



 20

Животные. Простейшие

1

§.19 №1-8



 21

Беспозвоночные

1

§.20 №1-5



 22

Позвоночные

1

§.21 №1-8



 23

Значение животных в природе и жизни человека.Лаб.раб.№ 5

1

§.22 №1-4



 24

Контрольная работа № 2

1



Тема 3. Среда обитания живых организмов   (6 часа)

 25

Три среды обитания.Практ.раб.№ 1

1

§.23 №1-7



 26

Жизнь на разных материках.

1

§.24 №1-7



 27

Природные зоны Земли.

1

§.25 №1-6



 28

Жизнь в морях и океанах.

1

§.26 №1-9



29

Природные сообщества

1



30

Контрольное тестирование по темам «Живой организм»,«Многообразие живых организмов», «Среда обитания»

1



Тема 4. Человек на Земле (4 часа)

31

Как человек появился на Земле?

1

§.27 №1-8



32

Как человек изменил Землю

1

§.28 №1-5



33

Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней?

1

§.1-29,30 №1-6



34

Как человек появился на Земле?

1

§.31 №1-5



35

Обобщение

35



































































































































































































































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее