Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лопатинская основная общеобразовательная школа»
Лямбирского муниципального района РМ
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры естественных дисциплин
Руководитель __________
«___» ____________ 2017 | Утверждаю Директор МКОУ «Лопатинская ООШ» _____________Н.П.Исайкина
Приказ № 31 от « 01 » сентября 2017 г. |
Рабочая программа
учебного предмета «Биология»
в 5 классе
Составитель:
Громова О.И,
учитель биологии и химии
Село Лопатино
2019 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами являются:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами является сформированные УУД.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т.д.)
Предметные результаты освоения учебного предмета:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов, бактерий, лишайников) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);
соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
различение на таблицах частей клетки, на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения, растений разных отделов, наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов с их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; постановка биологических опытов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями, выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
Содержание учебного предмета
Биология. Введение в биологию. 5 класс.
(34 часа, 1 час в неделю)
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение.(8 часов)
Что такое живой организм. Науки о живой природе. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований. Из истории биологии. Великие естествоиспытатели. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.
Методы изучения клетки. Увеличительные приборы: ручная лупа и световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода. Другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Лабораторные и практические работы:
Знакомство с оборудованием для научных исследований. (Л\р №1)
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. (Л\р №2)
Устройство ручной лупы и светового микроскопа. (Л\р №3)
Строение клеток кожицы чешуи лука. (Л\р № 4)
Демонстрационные работы:
Образование на свету в зеленых листьях углеводов.
Выделение зелеными листьями в процессе фотосинтеза кислорода.
Раздел 2. Многообразие организмов, их классификации (15 часов.)
Как развивалась жизнь на Земле.
Разнообразие живого. Бактерии. Грибы. Царства живой природы: Бактерии, Грибы.Существенные признаки представителей этих царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.
Демонстрации:
Знакомство со съедобными и ядовитыми грибами.
Водоросли. Строение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, их использование человеком. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие голосеменных. Роль голосеменных в природе, использование человеком. Покрытосеменные растения, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие.
Демонстрации:
Водоросли в аквариуме.
Листья и споры папоротников.
Хвоя и шишки голосеменных растений.
Строение цветкового растения (органы).
Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека.
Раздел 3 .Среда обитания живых организмов (6часов)
Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах. Природные сообщества.
Лабораторные и практические работы:
Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, гербариев). (Л/р №5)
Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения. (Пр.раб. №1)
Раздел 4 . Человек на Земле (5часов)
Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. Здоровье человека и безопасность жизни.
Лабораторные и практические работы:
Оказание первой медицинской помощи пострадавшему. (Пр.раб. № 2)
Формы организации учебной деятельности
Организация учебного процесса может стать более эффективной, более качественной, если при проектировании учебного занятия сочетать следующие организационные формы:
фронтальная работа, где происходит проблематизация и предъявляется необходимый минимум учебного материала
работа в постоянных парах (группах)– тренаж, повторение, закрепление материала, предъявленного в предшествовавшей фронтальной работе
работа в парах(группах) сменного состава – глубокое освоение отдельных моментов материала по изучаемой теме
индивидуальная работа — самостоятельное выполнение заданий по теме урока
Основной формой обучения в школе остается традиционный урок
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов | Количество часов |
|
1 | Живой организм: строение и изучение | 9 |
|
2 | Многообразие организмов, их классификации | 15 |
|
2 | Среда обитания живых организмов | 6 |
|
| Человек на Земле | 4 |
|
Календарно - тематическое планирование
№ урока | Тема урока
| Кол-во часов | Дом. зад | Дата проведения | |||||
план | факт | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
Тема 1. Живой организм: строение и изучение. (9 часов)
| |||||||||
1 | Что такое живой организм | 1 | §.1 №1-5 |
|
| ||||
2 | Науки о живой природе Лабораторная работа №1 | 1 | §.2 №1-4 |
|
| ||||
3 | Методы изучения природы Лабораторная работа №2 | 1 | §.3 №1-3 |
|
| ||||
4 | Из истории биологии. Великие естествоиспытатели | 1 | С.20-21, №4-5 |
|
| ||||
5 | Увеличительные приборы Лабораторная работа №3 | 1 | §.4 №1-7 |
|
| ||||
6 | Живые клетки | 1 | §.5 №1-3 |
|
| ||||
7 | Химический состав клетки.Обмен веществ. Питание Лабораторная работа №4 |
| §.6 №1-3 |
|
| ||||
8 | Дыхание и его роль в жизни организма. Контрольная работа № 1 |
| §.7 №1-5 |
|
| ||||
9 | Что такое живой организм |
| §.8 №1-2 |
|
| ||||
Тема 2. Многообразие организмов, их классификации (15 часов) | |||||||||
10 | Как развивалась жизнь на Земле. | 1 | §.9 №1 -2 |
|
| ||||
11 | Разнообразие живого | 1 | §.10 №1-3 |
|
| ||||
12 | Бактерии | 1 | §.11 №1-4 |
|
| ||||
13 | Грибы | 1 | §.12 №1-9 |
|
| ||||
14 | Водоросли | 1 | §.13 №1-9 |
|
| ||||
15 | Мхи | 1 | §.14 №1-7 |
|
| ||||
16 | Папоротники | 1 | §.15 №1-8 |
|
| ||||
17 | Голосеменные | 1 | §.16 №1-6 |
|
| ||||
18 | Покрытосеменные | 1 | §.17 №1-8 |
|
| ||||
19 | Значение растений в природе и жизни человека. | 1 | §.18 №1-10 |
|
| ||||
20 | Животные. Простейшие | 1 | §.19 №1-8 |
|
| ||||
21 | Беспозвоночные | 1 | §.20 №1-5 |
|
| ||||
22 | Позвоночные | 1 | §.21 №1-8 |
|
| ||||
23 | Значение животных в природе и жизни человека.Лаб.раб.№ 5 | 1 | §.22 №1-4 |
|
| ||||
24 | Контрольная работа № 2 | 1 |
|
|
| ||||
Тема 3. Среда обитания живых организмов (6 часа) | |||||||||
25 | Три среды обитания.Практ.раб.№ 1 | 1 | §.23 №1-7 |
|
| ||||
26 | Жизнь на разных материках. | 1 | §.24 №1-7 |
|
| ||||
27 | Природные зоны Земли. | 1 | §.25 №1-6 |
|
| ||||
28 | Жизнь в морях и океанах. | 1 | §.26 №1-9 |
|
| ||||
29 | Природные сообщества | 1 |
|
|
| ||||
30 | Контрольное тестирование по темам «Живой организм»,«Многообразие живых организмов», «Среда обитания» | 1 |
|
|
| ||||
Тема 4. Человек на Земле (4 часа) | |||||||||
31 | Как человек появился на Земле? | 1 | §.27 №1-8 |
|
| ||||
32 | Как человек изменил Землю | 1 | §.28 №1-5 |
|
| ||||
33 | Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? | 1 | §.1-29,30 №1-6 |
|
| ||||
34 | Как человек появился на Земле? | 1 | §.31 №1-5 |
|
| ||||
35 | Обобщение | 35 |
|
|
|