«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Тестовый материал к изучению темы "Сложное предложение". 9 класс

«Тест может быть использован в 9 классе в общеобразовательной школе»

Тавенко Надежда Кондратьевна, учитель русского языка и литературы

МОУ «Школа № 120 города Донецка» Русский язык

Сложное предложение (ознакомительная тема)

9 класс

Тип теста (соответствие, один правильный вариант, верно/неверно, выбор нескольких правильных вариантов)

Схемы даны на листе ответов

Баллы начисляются за полностью правильный ответ

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Ответы к тесту «Сложное предложение»

Это сложное предложение (укажи верно/неверно)

Устаревшие слова, оставшиеся в языке как воспоминание о дедовских временах, когда с простотой и наивностью человека оценивали по его душевным жестам, по способности и неспособности чувствовать, как своё собственное, чужое страдание.

Верно

Неверно


В житейской же практике уже тот ныне хороший человек, кто не делает зла, кто без спросу ни во что не вмешивается и ничему не мешает.

Верно

Неверно

Неестественная склонность к добру стала мерилом хорошего человека, а избранное удобное положение между добром и злом - постоянная и уравновешенная температура души.

Верно

Неверно


Что такое теперь хороший или плохой человек? А ничего.

Верно

Неверно

«Хата с краю» с окнами на две стороны перебралась в центр.

(По В.Распутину.) Верно

Неверно



Отделим ошибочную информацию от правильной (укажи верно/неверно)

По своему строению части сложного предложения могут совпадать или не совпадать с простыми предложениями, входящими в его состав.

Верно

Неверно


Сложное предложение имеет смысловую и интонационную законченность.

Верно

Неверно

Предложение: Иногда люди путают благородство с внешней красивой позой, с кичливостью, зазнайством является простым предложением с однородными членами.

Верно

Неверно

Предложение: Начав работать над собой, вы увидите, что свойства характера не только сопутствуют друг другу, но и поддерживают друг друга. является простым предложением.

Верно

Неверно

Сложное предложение состоит из двух простых предложений, связанных при помощи союзов

Верно

Неверно



Отделим ошибочную информацию от правильной (укажи верно / неверно)

Сложное предложение передаёт различные отношения между частями: перечислительные, противительные, причинно-следственные, временные, условные, уступительные и др.

Верно

Неверно

Предложение: Ветра не было, и люди задыхались в жарком воздухе. является сложным союзным предложением.

Верно

Неверно

В русском языке сложные предложения делятся на три группы в зависимости от средства связи между простыми частями в них.

Верно

Неверно

В предложении: Доказывать, что благородство человека определяется не положением и не знатным происхождением, вряд ли стоит. обозначаются временные отношения.

Верно

Неверно

Сложное предложение имеет две грамматические основы

Верно

Неверно


Установи соответствие (между основными понятиями синтаксиса сложного предложения и их определениями):


Сложносочинённое предложение - это

сложное предложение, части которого равноправны, связаны между собой интонацией и сочинительными союзами;

сложное предложение, части которого соединяются только с помощью интонации.


Придаточная часть - это

зависимое предложение, подчинённое по смыслу и грамматически другому предложению;

Простое предложение в составе сложного предложения, образующее смысловое и интонационное целое.


Сложноподчинённое предложение – это

сложное предложение, одна из частей которого подчиняется другой;

сложное предложение, части которого равноправны между собой по смыслу.


Бессоюзное предложение – это

сложное предложение, части которого соединяются только с помощью интонации;

сложное предложение, части которого равноправны между собой по смыслу.


Выбери правильный ответ.

Есть люди, которые путают благородство с внешней красивой позой, с кичливостью, зазнайством.

Верно

Неверно

Он (человек) не станет кипятиться по пустякам и слишком оберегать своё достоинство. У кого оно есть, у того его не отнимешь.

Верно

Неверно



Любое критическое замечание в свой адрес, они воспринимают как оскорбление собственной чести.

Верно

Неверно

Человека, способного на благородный поступок обладающего чувством собственного достоинства, как раз труднее всего обидеть и оскорбить.

Верно

Неверно

В большей или меньшей степени благородство свойственно всякому честному и твёрдому человеку. Обладающему этими качествами, чужды амбиция и высокомерие. (По Ю.Ценину.)

Верно

Неверно



Установи соответствие (между основными понятиями синтаксиса сложного предложения и их определениями):


Виды связи в сложном предложении:

в сложном предложении бывает союзная и бессоюзная связь;

в сложном предложении существует союзная связь.


Признаки сложного предложения:

простые предложения в составе сложного предложения образуют смысловое и интонационное целое;

простые предложения иногда образуют смысловое и интонационное целое.


Средства связи.

Простые предложения соединяются в сложные при помощи союзов, союзных слов и интонации.

Простые предложения соединяются в сложные при помощи союзов и интонации.


Отличие сложных предложений от простых.

Сложные предложения отличаются не только количеством грамматических основ, но и по сравнению с простыми предложениями помогают передать большой объём информации, делают нашу речь эмоциональной, образной.

Сложные предложения отличаются средствами связи и большим объёмом информации


Выбери предложение, в котором правильно расставлены знаки препинания.

Доказывать, что благородство человека определяется не положением, и не знатным происхождением, вряд ли стоит.

В основе благородства: прежде всего - лежит высокое понимание чести и долга.

Кодекс благородного человека включает в себя такие понятия: как честность, прямота, смелость, принципиальность, настойчивость и, в то же время, гуманность, широта взглядов, умение щадить слабого, быть выше мелочей. (По Ю.Ценину.)


Укажи, какое предложение соответствует характеристике (выбор ответа из предложенных):


Сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью.

Я расту из земли, как трава, цвету, как трава, меня косят, меня едят лошади, а я опять с весной зеленею и летом к Петрову дню цвету. (По М.Пришвину.)

Как часто мы бросаемся высокими словами, не вдумываясь в них. (По В.Астафьеву.)

В моей борьбе вынесла меня народность моя, язык мой материнский, чувство родины. (По М.Пришвину.)


Сложноподчинённое предложение с придаточной частью.

Если человека заботит стремление показать себя культурным, значит, настоящая культура, – и внутренняя и внешняя – ещё не стала свойством его натуры, нравственной привычкой. (По Л.Грибовой.)

Каждый человек неповторим на земле. (По В.Астафьеву.)


Сложноподчинённое предложение с придаточной частью.

Каждую свою книгу, да и строку каждую, и поступок свой просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность. (По В.Астафьеву.)

Вместе с накопленным жизненным опытом приходит переоценка ценностей, даже против своей воли человек всматривается в окружающих более пристально, более взыскательно. (По И.Пановой.)



Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.

От нагромождения дел человек, может, и останется жив, но, без сомнения, гибнет то сердечное, доброе, сочувственное и отзывчивое, что нас с ним связывало. (По И.Пановой.)

Жизнь убедила меня, что в годы отрочества и ранней юности человека воодушевляет нравственный идеал, если человек понимает, что такое правильный человек, дружба духовно обогащает его, в дружбе он ищет не провождения времени, а поле для самоутверждения, для самопознания и самовоспитания. (По В.Сухомлинскому.)



Укажи, какое предложение соответствует характеристике (выбор ответа из предложенных):


Сложносочинённое предложение.

Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоём сердце расцветёт благородство. (По В.Сухомлинскому.)

С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на красоту вечерней зари, он стал всматриваться в самого себя. (По В.Сухомлинскому.)


Простое предложение.

Идеал человеческой красоты – это вместе с тем и идеал нравственности.

(По В.Сухомлинскому.)

Единство физического, нравственного, эстетического совершенства – это и есть та гармония, о которой так много говорят. (По В.Сухомлинскому.)



Простое предложение с однородными членами предложения.

Нужно учиться обогащать свою душу высокими стремлениями, ставить перед собой значительные не только для собственной личности, но и нужные другим людям цели. (По Е.Воронцовой.)

А ведь человеческое «Я» не простая капля, оно обладает собственной волей, способностью различать добро и зло, способностью делать собственный выбор. (По И.Кону.)


Сложноподчинённое предложение.

Чтобы состояться как личность, человек должен мочь, сметь и уметь выбирать свой путь и быть за него в ответе. (По И.Кону.)

Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоём сердце расцветёт благородство. (По В.Сухомлинскому.)


Выбери сложное предложение, в котором знаки препинания расставлены правильно.


Нет людей «без характера», есть те, кого в народе звали и зовут бесхарактерными, те люди, которые всю жизнь ищут место в заветрии, кого, как щепку или бумажку, куда несёт ветром, туда они и плывут. (По В.Астафьеву.)

Нет людей «без характера», есть те кого в народе звали и зовут бесхарактерными, те люди которые всю жизнь ищут место в заветрии, кого, как щепку или бумажку куда несёт ветром, туда они и плывут. (По В.Астафьеву.)

Нет людей «без характера», есть те, кого в народе звали и зовут бесхарактерным те люди, которые всю жизнь ищут место в заветрии, кого как щепку или бумажку, куда несёт ветром туда они и плывут. (По В.Астафьеву.)



Выбери сложное предложение, в котором знаки препинания расставлены правильно.

И «приплывают» они (люди) чаще всего к тому берегу, где не надо ничего делать, а только тешить себя ленью, ждать, когда заработают и принесут хлеба кусок другие люди, и ещё обидятся, что хлеб чёрствый.

И «приплывают» они (люди) чаще всего к тому берегу где не надо ничего делать, а только тешить себя ленью, ждать, когда заработают и принесут хлеба кусок другие люди и ещё обидятся, что хлеб чёрствый.

И «приплывают» они (люди) чаще всего к тому берегу, где не надо ничего делать а только тешить себя ленью, ждать когда заработают и принесут хлеба кусок другие люди, и ещё обидятся, что хлеб чёрствый.



Выбери сложное предложение, в котором знаки препинания расставлены правильно.

Очень часто безвольные люди страдают от бездумья и безделья, тревожатся только о себе, постепенно забывая всё, чему их учили дома, в школе, теряют свой человеческий облик. (По В.Астафьеву.)

Очень часто безвольные люди страдают от бездумья и безделья, тревожатся только о себе, постепенно забывая всё чему их учили дома, в школе, теряют свой человеческий облик. (По В.Астафьеву.)

Очень часто безвольные люди страдают от бездумья и безделья, тревожатся только о себе постепенно забывая всё, чему их учили дома, в школе теряют свой человеческий облик. (По В.Астафьеву.)


Выберите правильный ответ.

Это бессоюзное предложение.

Ожидание всегда связано с переходом от одного душевного состояния к другому: оно рождает надежду. (По Ю.Бондареву.)

Мы живём ожиданием и утверждением жизни. Ожидание – это возможность счастья, вера и облегчение, это первая любовь, которая будет, это вечерняя прохлада после нестерпимого зноя, это белое после чёрного, смех после слёз. (По Ю.Бондареву.)

Это союзное предложение. И мы продолжаем жить, бороться и искать истину, так как мы живём будущим. (По Ю.Бондареву.) Мы живём верой в человеческие возможности и в возможности нашего общества. (По Ю.Бондареву.)


Это союзное предложение.

Я ненавижу и в жизни, и в своих книгах несправедливость, ложь, равнодушие, предательство, карьеризм, и я хочу верить, что золотые истины могут победить, и они побеждают свинцовые инстинкты! (По Ю.Бондареву.)

И я ищу в людях активное добро, мужество, товарищество и единение, не умиляясь и не приукрашивая человека…не унижая его презрением и жалостью. (По Ю.Бондареву.)


Выберите правильный ответ.

Сложным является предложение:

Если ты подумаешь и ответишь на эти вопросы, - значит, ты уже имеешь свою жизненную позицию, ты всерьёз решил оставить после себя добрые дела. (По А.Алексеевой.)

Ради чего вообще пришли мы на землю? (По А.Алексеевой.)

Какой мы след оставим после себя? (По А.Алексеевой.)

А добрых дел много: построенный дом, вспаханная земля, написанная картина, воспитанные тобой дети, защищённая тобой природа. (По А.Алексеевой.)


Сложное предложение, состоящее из трёх простых:

То мир тебя не понимал, то ты его не понимал, то разрыв между мечтой и действительностью приводил в недоумение. (По А.Алексеевой.)

Позади годы отрочества. (По А.Алексеевой.)

Ты был в конфликте чуть ли не со всем миром. (По А.Алексеевой.)

Ты не научился ещё реально смотреть на мир, взвешивать свои силы. (По А.Алексеевой.)


Сложносочинённым является предложение:

Найдите разумное сочетание между «хочу» и «надо», и вы станете счастливыми. (По А.Алексеевой.)

Теперь тебе предстоит научиться соотносить мечту со своими возможностями, понять: чем больше человек знает, тем полнее он воспринимает жизнь. (По А.Алексеевой.)

Истинное счастье – удел знающих, умеющих, ищущих. (По А.Алексеевой.)

Значит, учиться надо не потому, что надо, а для интереса жизни.

(По А.Алексеевой.)


Выберите правильный ответ.

Сложноподчинённым является предложение:

Сегодня же, сейчас же заставьте сделать себя тот правильный шаг, который вы откладываете. (По А.Алексеевой.)

Не оставляйте ума и рук в праздности! (По А.Алексеевой.)

Повторите это завтра, послезавтра. (По А.Алексеевой.)

Лев Толстой писал: «Праздный ум – это пища для дьявола. (По А.Алексеевой.)


Сложным бессоюзным является предложение:

Сыновьями рождаются – достойными сыновьями становятся. (По И.Овчинниковой.)

И, значит, достойным сыном отечества вырастет тот, кто сумел воспитать в себе гражданственность. (По И.Овчинниковой.)

Тот, в ком это свойство достаточно развито, всегда ощущает себя виноватым, ответственным за то, что общее дело получилось плохо.

Если ты уклонился от какого-то малоприятного дела под предлогом, что и без тебя обойдутся, значит, в тебе нет ни грамма гражданственности. (По И.Овчинниковой.)


Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью

Гражданственность принадлежит к тем человеческим качествам, которые воспитываются всей нашей жизнью, но прежде всего они выковываются в результате самовоспитания. (По И.Овчинниковой.)

Шаг к гражданственности – это не пассивное недовольство, отношение не зрителя, наблюдателя, а деятельное участие. (По И.Овчинниковой.)

Не ждать, пока кто-то сделает жизнь класса интересной и содержательной, а самому в меру своих сил браться за дело. (По И.Овчинниковой.)

Гражданственность предполагает, что человек, живущий «для блага ближнего», не жертвует при этом собой, своими интересами. (По И.Овчинниковой.)


Выбери правильный знак препинания в предложении.

Держись за правду ### будут за тебя держаться все честные люди. (Пословица.)

-I , I:


Слабые люди выжидают благоприятных случаев ### сильные их создают. (А.Афиногенов.)

-I : I;


У человека должна быть единственная специальность ### он должен быть большим человеком, человеком настоящим. (А.Макаренко.)

-I : I,


Не давайте гордыне овладеть вами. Из-за неё вы будете упорствовать там ### где нужно согласиться,…из-за неё вы утратите меру объективности. (И.Павлов.)

,I ; I-

Дайте правильный ответ.

Жизнь необыкновенно хороша, если её не бояться и принимать с открытой душой. (К.Паустовский.)

Верно

Неверно

Коли спорить, так уж смело, коль карать, так уж за дело, коль простить, так всей душой, коли пир, так пир горой. (Н.Некрасов.)

Верно

Неверно

Воспитывай в себе идеалы будущего ибо это своего рода солнечные лучи, без оживотворяющего действия которых земной шар превратился бы в камень. (М.Салтыков – Щедрин.)

Верно

Неверно

А.М.Горький призвал не быть равнодушным «ибо равнодушие смертоносно для души человека».

Верно

Неверно


Выберите правильный ответ:

Сложноподчинённое предложение.

В жизни человека бывает период времени, от которого зависит моральная судьба его, когда совершается перелом его нравственного развития. (Н.Помяловский.)

Верно

Неверно


Простое предложение.

Усилием воли можно организовать себя, подавить страх, приучить себя бескорыстно и с полной отдачей выполнять работу, связанную с опасностью. (В.Волков.)

Верно

Неверно


Сложносочинённое предложение.

Кто не воспитал в себе чувства ответственности в юности, тот не научится этому в зрелые годы. (Из газеты.)

Верно

Неверно

Бессоюзное предложение.

Жизненный путь и поведение человека тесно связаны гармоничным отношением к самому себе, своим мыслям, поступкам. (По С.Томильцеву.)

Верно

Неверно


Установим соответствие (между предложениями и схемами)

(Первые схемы – правильные)

Высококультурный, организованный человек отвечает за всё в мире, начиная от дикого животного, нарядной певчей птицы, живого цветка, речного или морского пейзажа. (По В.Астафьеву.)

  1. [ ]. 2) [ ], (что…).


Работа – это то, что остаётся после тебя. (По В.Распутину.)

  1. [ … то], (что…). 2) [ ], [ ].


Тебя нет, ты уже и сам становишься работой для других, а она долго-долго ещё будет напоминать о тебе живущим вслед за тобой. (По В.Распутину.)

1) [ ], [ ], а [ ]. 2) [ ], [ ]и [ ].


Поступки людей не исключительный порыв, а естественное поведение, вытекающее из внутренней убеждённости, высокой нравственной культуры. (По Л.Грибовой.)

[ ], а [ ]. 2) [ ]а [ ].


В работе человек помнит, что это километры, кубометры и рубли, он возносится над ними в какую-то иную высь, где нет никакой бухгалтерии, а есть лишь движение, ритм и празднество. (По В.Распутину.)

1) [ ], (что…), [ ], (где…). 2) [ ], (что…), (где…).


Каждый человек, принадлежащий к старшему поколению, является твоим учителем и наставником, если он имеет на это моральное право. (По В.Сухомлинскому.)

1) [ ], (если…). 2) [ ], и (если…).


Основа всех действий человека – глубокая осознанность того, что в общении между людьми, в отношении к животным, природе нет мелочей. (По Л.Грибовой.)

1) [ того ], (что…). 2) [ ], - [ ], (что…).


Выбери правильный ответ (верно/ неверно)

Чем свободнее ум, тем богаче человек (М.Горький)

Верно

Неверно

Мы живём в разноцветном мире, и от нас зависит, сколько красок будет в нашей палитре: две (чёрная и белая) или все цвета радуги. (По С.Томильцеву.)

Верно

Неверно

Не тот мужественен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот, кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности, не подчиняясь страху. (К.Ушинский.)

Верно

Неверно

Тот ничего не сделал кто ничего не начал. (Пословица.)

Верно

Неверно

Всех кто честен душою мы зовём за собою. (Л.Ошанин.)

Верно

Неверно

Каждый сам волен выбирать как поступать ведь нам дана свобода воли. (По С.Томильцеву.)

Верно

Неверно


Определи сложное предложение (знаки препинания не расставлены).

Истинный успех ### это достижение поставленных целей ### необходимо задуматься ### кто их поставил? (По Е.Лысых.)


Самое плохое в привычках то ### что их с годами всё больше ### и в разряд привычек могут перейти самые значимые явления в нашей жизни. (И.Кононова.)

Основная духовная работа над собой должна быть направлена на то ### чтобы установить равновесие между всеми нашими свойствами и добиться строгой меры их проявления. (По Д.Бисти.)


Необходимо научиться защищать свой внутренний мир от обыденности ### от натиска будничности ### которая грозит превратить духовную красоту в глухой, слепой и немой обрубок. (По Д.Бисти.)


Нужно деятельно трудиться над собой и не нужно бояться труда### потому что тому ### кто взялся за дело ### немедленно придёт на помощь одна важная особенность жизни ### которую я назвал законом гармонии качеств. (По Д.Бисти.)


Привычки принято делить ### на плохие и хорошие. (И.Кононова.)


Самое первое и трудно достигаемое равновесие ### это равновесие чувства и разума. (По Д.Бисти.)


Я уверен в огромных возможностях самовоспитания ### вопреки распространённому утверждению о власти врождённого над человеком. (По Д.Бисти.)


Под час такая вера в полную предопределённость судьбы ### делает человека игрушкой в руках обстоятельств.

(1-5) сложные

















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее