«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Тема: «Местоимение. Ознакомление с особенностями текста-письма».

Урок-закрепление о местоимении,видах местоимений.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки



Открытый урок по русскому языку в рамках курсов повышения квалификации по программе «Русский язык»

1

Фамилия, имя, отчество

Погорелова Виталия Сергеевна

2

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа-детский сад» №21 г. Сальска.

3

Должность, стаж работы, категория

Учитель начальных классов, 14 лет

4

Предмет

Русский язык.

5

Класс

2 класс.

6

Тема и номер урока в теме

Тема: «Местоимение. Ознакомление с особенностями текста-письма».

7

Базовый учебник, УМК

Русский язык. Канакина В,П., Горецкий В.Г., Ч 2, стр. 97.

«Школа России».



Тема: «Местоимение. Ознакомление с особенностями текста-письма».

Цель урока: развивать умения определять лицо, число и род (для 3 лица единственного числа) местоимений, употреблять местоимения для замены имён существительных в тексте; ознакомиться с особенностями текста-письма.




Планируемые результаты:

Предметные:

В результате организации образовательной деятельности обучающиеся научатся:

  • распознавать личные местоимения среди других частей речи;

  • определять грамматические признаки личных местоимений;

  • употреблять местоимения для замены имён существительных в тексте;

  • участвовать в устном общении на уроке;

  • понимать содержание читаемого текста;

  • применять ранее изученные правила;

  • подбирать примеры с определённой орфограммой;

  • обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;

  • находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • писать текст – письмо;

  • пользоваться словарями;

  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки;

Метапредметные:

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

  • Формирование умения работать в паре: умение договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль.

  • Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные:

  • Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе.

  • Формирование мотивации к работе на результат.



Тип урока: комбинированный.

Формы работы с учащимися: самостоятельная, фронтальная, работа в парах.

Необходимое оборудование: проектор, интерактивная доска, карточки «Словарные слова», карточка-помощница для написания письма, тесты.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность

 ученика

Планируемые результаты

(УУД)

Организационый

1 мин

- Ребята, у нас на уроке сегодня присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними.

А друг другу улыбнёмся и пожелаем успеха.


Приветствие учителей.




Настрой на урок.

Мотивация к учебной деятельности


1 мин

Хочу сразу предупредить: урок проходит в форме соревнования по рядам и от каждого зависит успех целой группы.

 Слушать учителя


Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний

Практический



























Постановка цели и задач урока.

Словесный: ответы на вопросы



















Первичное усвоение новых знаний.

Практический





















Закрепление





















Фронтальная проверка













Рефлексия







Физкультминутка



Самостоятельная работа.













































Домашнее задание.

10 мин
































































































































Словарная работа.

Записать словарные слова, определить род имен существительных, подставив местоимения 3 лица (он, она, оно).

В каком числе употреблены эти существительные?

Приведите пример существительных, к которым можно поставить местоимение они.

В каком числе употребляются эти существительные? ( Во множественном)

Что ещё знаете о личных местоимениях?

Итог работы со словарными словами.

Послушайте текст, выскажите своё мнение.

(Текст написан на доске)

В доме у нас жил ёжик. Ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это ёжика прозвали Пушком.

Что нужно сделать, чтобы текст был правильно построен?

Сформулируйте тему нашего урока.

- Чем будем заниматься на урока? (употреблять местоимения для замены имён существительных в тексте, чтобы исключить повторы)

Поиграем в игру «Редакторы»

Кто такие редакторы?

Чем они занимаются?

Слово редактор в толковом словаре С.И.Ожегова:

Человек, который редактирует что-нибудь.

Редактировать – проверять и исправлять текст при подготовке к печати.

Какая часть речи помогла определить род имен существительных в словарной работе и в редактировании текста? (Местоимение)

Работа по учебнику. Упр. 166,

с. 97.

2 предл. – записывает 1 ряд, работая в паре.

3 предл. – 2 ряд, работая в паре.

4 предл. – 3 ряд, работая в паре.

Зачитайте свои предложения.

Найдите повторяющиеся имена существительные и замените одно из них местоимением.

Запишите 2 предложения.

Зачитать вслух с каждого ряда предложения.

Подчеркнуть местоимение. Определить лицо, число и род.

О какой части речи идет речь на уроке?

Проверим, насколько вы усвоили тему «Личные местоимения»

Тест в тетрадях автор Е.М. Тихомирова. Тесты по русскому языку. 3 класс. Часть 2.:

1 в. – с.43, 2 в. – с.46.

Подведение итога работы с тестом.

Физкультминутка (несколько ОРУ) Мацкиев Н.

Заканчивается учебный год. Скоро наступят летние каникулы. Предлагаю написать небольшой текст другу и рассказать ему куда вы поедете на каникулах отдыхать. Используйте местоимения.

Проверка: 2-3 ученика зачитывают свои тексты.

А знаете ли вы каким способом общались люди в прошлом? (Они писали письма)

Письмо имеет свою структуру и мы ее рассмотрим на примере упр. 167, с.97.

Упр. 167, работаем устно.

Прочитать письмо самостоятельно.

С какого обращения начинается письмо?

Какими словами заканчивается?

О чем говорится в каждой части письма?

Работа на интерактивной доске.

Расположи части письма в правильной последовательности.

Упр. 168, с. 97. Написать письмо другу или родственнику. Сообщить в нем о своей школе, о том, как вы учитесь и отдыхаете.


Выполнять задание.

Поставить ударение, отметить безударные гласные в словах.



Это местоимения 3 лица, ед. ч.







Отвечают на вопрос.

Показывают знания правила о местоимениях.







Высказывать своё мнение



Помните: местоимение – важнейшее средство связи предложений в тексте, оно помогает исключить повторы.













Редактировать текст у доски.











Определять лицо, число и род местоимений.



Рассматривание картинки ежа.





Отвечать на вопросы





























Написание тестов, взаимная проверка по эталону.























Краткий анализ.



Рассмотреть конверт с письмом.































Пользоваться карточкой-помощницей при написании письма.















самопроверка , оценивание.

Подведение итогов.















































участвовать в устном общении на уроке;

анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей;

применять ранее изученные правила правописания;

проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.




Итог урока.



Рефлексия.






















2 мин



2 мин






















Оценивание себя на уроке.

Что дал урок?

Зачем мы изучаем местоимения?

В чем причина допущенных ошибок на уроке?

Каких знаний не хватает, чтобы успешно справиться с поставленной задачей?

Мне понравилось работать на уроке.

 Мне было трудно.

Дополнительно:

Учитель показывает карточки с местоимениями, а дети называют их лицо, число, род (3 л.)

«Корзина с цветами»

По рядам выставляют желтый цветок – комфортно, успешно, понравилось.

Розовый – не успевал, допускал ошибки, не знал.





Подводить итоги работы по рядам.










Участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.







                                                                     

Возможные части текста письма

Примеры

Обращение

Дорогая Ольга Викторовна!

Уважаемая учительница.

Начальная фраза

Я решил написать Вам...

Хочется поделиться с Вами мыслями...

Содержание письма

Я хочу рассказать Вам...

У меня много интересных новостей...

Благодарность

Спасибо за внимание...

Прощание

До свидания...       До скорой встречи...

Концовка и подпись.

Ваш ученик...        Ф.И.О.

Дата написания


                                                                                                                          

Возможные части текста письма

Примеры

Обращение

Дорогая Ольга Викторовна!

Уважаемая учительница.

Начальная фраза

Я решил написать Вам...

Хочется поделиться с Вами мыслями...

Содержание письма

Я хочу рассказать Вам...

У меня много интересных новостей...

Благодарность

Спасибо за внимание...

Прощание

До свидания...       До скорой встречи...

Концовка и подпись.

Ваш ученик...        Ф.И.О.

Дата написания






он его

зверька

он

она оно они я мы ты вы

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее