Открытый урок по русскому языку в рамках курсов повышения квалификации по программе «Русский язык»
1 | Фамилия, имя, отчество | Погорелова Виталия Сергеевна |
2 | Место работы | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа-детский сад» №21 г. Сальска. |
3 | Должность, стаж работы, категория | Учитель начальных классов, 14 лет |
4 | Предмет | Русский язык. |
5 | Класс | 2 класс. |
6 | Тема и номер урока в теме | Тема: «Местоимение. Ознакомление с особенностями текста-письма». |
7 | Базовый учебник, УМК | Русский язык. Канакина В,П., Горецкий В.Г., Ч 2, стр. 97. «Школа России». |
Тема: «Местоимение. Ознакомление с особенностями текста-письма».
Цель урока: развивать умения определять лицо, число и род (для 3 лица единственного числа) местоимений, употреблять местоимения для замены имён существительных в тексте; ознакомиться с особенностями текста-письма.
Планируемые результаты:
Предметные:
В результате организации образовательной деятельности обучающиеся научатся:
распознавать личные местоимения среди других частей речи;
определять грамматические признаки личных местоимений;
употреблять местоимения для замены имён существительных в тексте;
участвовать в устном общении на уроке;
понимать содержание читаемого текста;
применять ранее изученные правила;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю;
Обучающиеся получат возможность научиться:
писать текст – письмо;
пользоваться словарями;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки;
Метапредметные:
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Формирование умения работать в паре: умение договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль.
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Личностные:
Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе.
Формирование мотивации к работе на результат.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы с учащимися: самостоятельная, фронтальная, работа в парах.
Необходимое оборудование: проектор, интерактивная доска, карточки «Словарные слова», карточка-помощница для написания письма, тесты.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Организационый | 1 мин | - Ребята, у нас на уроке сегодня присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними. А друг другу улыбнёмся и пожелаем успеха.
| Приветствие учителей.
| Настрой на урок. |
Мотивация к учебной деятельности
| 1 мин | Хочу сразу предупредить: урок проходит в форме соревнования по рядам и от каждого зависит успех целой группы. | Слушать учителя
| Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний Практический
Постановка цели и задач урока. Словесный: ответы на вопросы
Первичное усвоение новых знаний. Практический
Закрепление
Фронтальная проверка
Рефлексия
Физкультминутка
Самостоятельная работа.
Домашнее задание. | 10 мин
| Словарная работа. Записать словарные слова, определить род имен существительных, подставив местоимения 3 лица (он, она, оно). В каком числе употреблены эти существительные? Приведите пример существительных, к которым можно поставить местоимение они. В каком числе употребляются эти существительные? ( Во множественном) Что ещё знаете о личных местоимениях? Итог работы со словарными словами. Послушайте текст, выскажите своё мнение. (Текст написан на доске) В доме у нас жил ёжик. Ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это ёжика прозвали Пушком. Что нужно сделать, чтобы текст был правильно построен? Сформулируйте тему нашего урока. - Чем будем заниматься на урока? (употреблять местоимения для замены имён существительных в тексте, чтобы исключить повторы) Поиграем в игру «Редакторы» Кто такие редакторы? Чем они занимаются? Слово редактор в толковом словаре С.И.Ожегова: Человек, который редактирует что-нибудь. Редактировать – проверять и исправлять текст при подготовке к печати. Какая часть речи помогла определить род имен существительных в словарной работе и в редактировании текста? (Местоимение) Работа по учебнику. Упр. 166, с. 97. 2 предл. – записывает 1 ряд, работая в паре. 3 предл. – 2 ряд, работая в паре. 4 предл. – 3 ряд, работая в паре. Зачитайте свои предложения. Найдите повторяющиеся имена существительные и замените одно из них местоимением. Запишите 2 предложения. Зачитать вслух с каждого ряда предложения. Подчеркнуть местоимение. Определить лицо, число и род. О какой части речи идет речь на уроке? Проверим, насколько вы усвоили тему «Личные местоимения» Тест в тетрадях автор Е.М. Тихомирова. Тесты по русскому языку. 3 класс. Часть 2.: 1 в. – с.43, 2 в. – с.46. Подведение итога работы с тестом. Физкультминутка (несколько ОРУ) Мацкиев Н. Заканчивается учебный год. Скоро наступят летние каникулы. Предлагаю написать небольшой текст другу и рассказать ему куда вы поедете на каникулах отдыхать. Используйте местоимения. Проверка: 2-3 ученика зачитывают свои тексты. А знаете ли вы каким способом общались люди в прошлом? (Они писали письма) Письмо имеет свою структуру и мы ее рассмотрим на примере упр. 167, с.97. Упр. 167, работаем устно. Прочитать письмо самостоятельно. С какого обращения начинается письмо? Какими словами заканчивается? О чем говорится в каждой части письма? Работа на интерактивной доске. Расположи части письма в правильной последовательности. Упр. 168, с. 97. Написать письмо другу или родственнику. Сообщить в нем о своей школе, о том, как вы учитесь и отдыхаете.
| Выполнять задание. Поставить ударение, отметить безударные гласные в словах.
Это местоимения 3 лица, ед. ч.
Отвечают на вопрос. Показывают знания правила о местоимениях.
Высказывать своё мнение
Помните: местоимение – важнейшее средство связи предложений в тексте, оно помогает исключить повторы.
Редактировать текст у доски.
Определять лицо, число и род местоимений.
Рассматривание картинки ежа.
Отвечать на вопросы
Написание тестов, взаимная проверка по эталону.
Краткий анализ.
Рассмотреть конверт с письмом.
Пользоваться карточкой-помощницей при написании письма. |
самопроверка , оценивание. Подведение итогов.
участвовать в устном общении на уроке; анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей; применять ранее изученные правила правописания; проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
|
Итог урока.
Рефлексия.
| 2 мин
2 мин
| Оценивание себя на уроке. Что дал урок? Зачем мы изучаем местоимения? В чем причина допущенных ошибок на уроке? Каких знаний не хватает, чтобы успешно справиться с поставленной задачей? Мне понравилось работать на уроке. Мне было трудно. Дополнительно: Учитель показывает карточки с местоимениями, а дети называют их лицо, число, род (3 л.) | «Корзина с цветами» По рядам выставляют желтый цветок – комфортно, успешно, понравилось. Розовый – не успевал, допускал ошибки, не знал.
Подводить итоги работы по рядам.
| Участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания. |
Возможные части текста письма | Примеры |
Обращение | Дорогая Ольга Викторовна! Уважаемая учительница. |
Начальная фраза | Я решил написать Вам... Хочется поделиться с Вами мыслями... |
Содержание письма | Я хочу рассказать Вам... У меня много интересных новостей... |
Благодарность | Спасибо за внимание... |
Прощание | До свидания... До скорой встречи... |
Концовка и подпись. | Ваш ученик... Ф.И.О. |
Дата написания |
|
Возможные части текста письма | Примеры |
Обращение | Дорогая Ольга Викторовна! Уважаемая учительница. |
Начальная фраза | Я решил написать Вам... Хочется поделиться с Вами мыслями... |
Содержание письма | Я хочу рассказать Вам... У меня много интересных новостей... |
Благодарность | Спасибо за внимание... |
Прощание | До свидания... До скорой встречи... |
Концовка и подпись. | Ваш ученик... Ф.И.О. |
Дата написания |
|
|
|
он его
зверька
он
она оно они я мы ты вы