Тема | Становление наук о человеке |
Тип урока | урок усвоения новых знаний и видов учебных действий |
Цель | Формирование представлений о науках, занимающихся изучением организма человека и методах, которые они используют; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации. |
Задачи | Образовательные: познакомить с краткой историей возникновения и развития наук об организме человека, с методами изучения организма человека; раскрыть значение медицины, анатомии, физиологии, психологии, гигиены для человека и его общества; доказать необходимость знаний о собственном организме; вызвать интерес к изучению нового учебного предмета; продолжить развивать навыки самостоятельной работы с учебником, наглядными пособиями, с другими источниками информации; познакомить с особенностями структуры учебника «Биология 8 класс» и правилами работы с ним. Развивающие: развивать мыслительные процессы через приемы умственных действий. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету. |
Планируемые результаты | Предметные: обучающие должны знать: определение понятий «медицина», «анатомия», «физиология» «психология», гигиена; цели и задачи наук, изучающих человека, его организм; методы изучения организма человека; значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения человека; значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья; историю возникновения и развития наук о человеке, о вкладе ученых разных эпох и времен в развитие наук о строении и жизнедеятельности организма; обучающиеся должны уметь: различать объекты изучения теоретической и практической медицины; устанавливать связи и соответствие между науками ,изучающими человека, направлениями их работы; характеризовать открытия и заслуги представляемых ученых в создании и развитии наук об организме человека и показывать актуальность этих открытий для современной биологии; работать с учебником, дополнительной литературой и другими источниками знаний, демонстрировать навыки конспектирования, логического изложения материала составления и заполнения схем и таблиц. |
Метапредметные (УУД): обучающиеся должны уметь: работать с учебником, рабочей тетрадью, другими пособиями УМК, с электронными материалами и материалами ЦОР; работать с различными источниками информации, структурировать материал, выбирать главное в тексте; осознанно выбирать учебный материал по изучаемой теме для представления его своим одноклассникам; определять цели изучаемого и учебных действий; задачи, необходимые для их достижения; работать в составе творческих групп, излагать информацию своим товарищам, воспринимать ее на слух; владеть устной речью; строить отношения с учителем и одноклассниками на основе взаимоуважения и понимания. | |
Личностные: уважение к истории развития наук о человеке и осознание ценностей их открытий для сохранения здоровья человечества; познавательный интерес к изучаемому предмету; осознание важности научных исследований для развития наук о человеке; ответственное отношение к учению, способности у самообразованию и саморазвитию; развитые мотивации для формирования устойчивых познавательных процессов. | |
Основные понятия | Биология, физиология, анатомия, психология, гигиена, медицина. |
Ресурсы: - основные -дополнительные |
Учебник, печатная тетрадь Таблицы и рисунки с изображениями кишечнополостных животных; интерактивное учебное пособие, мультимедийная установка, компьютер, портреты ученых. |
Межпредметные связи | Медицина, история |
Этап урока. Цель | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||
Этап мотивации к учебной деятельности.
| Создает комфортную ситуацию для начала урока.
| Приветствуют учителя | ||||
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
| Сегодня мы продолжаем говорить о царстве животных, о каком его представителе мы узнаем в этом году? Полистайте учебник и ответьте на вопрос, о чем мы будем говорить в этом году? | О человеке. Отвечают после самостоятельной работы с учебником биологии. В этом году мы будем учить человека: подробно поговорим о каждой из систем органов, обратим внимание на укрепление и сохранение здоровья, выделим факторы, ухудшающие его. | ||||
III. Актуализация знаний. Организовать уточнение и согласование темы урока. | Почему мы целый год будем изучать организм человека, а на изучение всего царства Животных – такой же промежуток времени? Почему так необходимо знать организм человека?
Чтобы мы смогли все это сделать нам необходимо проанализировать историю возникновения и развития научных знаний о человеке, об их направлениях и взаимосвязи с другими науками. Когда человек стал интересоваться собой как объектом исследования? | Предположения учащихся. Изучив свой организм, человек сможет создавать лучшие условия для своей жизни, работы и отдыха, иметь правильную и красивую осанку, здоровые сердце, сосуды и легкие, хорошее зрение и слух; быть сильным и выносливым, работоспособным.
С момента возникновения и осознания себя как части природы.
| ||||
IV. Первичное усвоение новых знаний.
| Прочитайте П. 2 и заполните таблицу
| Заполняют таблицу
| ||||
V. Первичная проверка понимания
| Устная беседа по вопросам - Почему в античные времена знания о человеке накапливались медленно, а начиная с XIX в. - гораздо быстрее? - Основоположник пластической анатомии, классифицировал мышцы по величине, форме, изображал в объеме. - Высказал мысль, что организмы развиваются по законам природы и, познав их, можно использовать эти законы на благо людей. - Ввел представление о рефлексе. - Одним из первых стал изучать влияние на здоровье людей природных факторов - Ввел термин организм |
Фронтальная работа с вопросами . | ||||
VI. Этап Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
| Параграф 2 учебника, проверить правильность своих знаний, ответив на вопросы в конце параграфа.
| Делают записи. | ||||
VII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Отмечаем удачные ответы и не очень; выставляем отметки. благодарность за урок, Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.
| Подводят итог работы на уроке.
Отвечают несколько учеников. На уроке я работал… Своей работой на уроке я… Урок для меня показался… За урок я… . Мое настроение... Материал урока мне был… Домашнее задание мне кажется… |