«Зимний фестиваль знаний 2025»

Технологическая карта урока "Становление наук о человеке"

Цель

Формирование представлений о науках, занимающихся изучением организма человека и методах, которые они используют; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема

Становление наук о человеке

Тип урока

урок усвоения новых знаний и видов учебных действий

Цель

Формирование представлений о науках, занимающихся изучением организма человека и методах, которые они используют; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации.

Задачи

Образовательные: познакомить с краткой историей возникновения и развития наук об организме человека, с методами изучения организма человека; раскрыть значение медицины, анатомии, физиологии, психологии, гигиены для человека и его общества; доказать необходимость знаний о собственном организме; вызвать интерес к изучению нового учебного предмета; продолжить развивать навыки самостоятельной работы с учебником, наглядными пособиями, с другими источниками информации; познакомить с особенностями структуры учебника «Биология 8 класс» и правилами работы с ним.

Развивающие: развивать мыслительные процессы через приемы умственных действий.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету.

Планируемые результаты

Предметные:

обучающие должны знать: определение понятий «медицина», «анатомия», «физиология» «психология», гигиена; цели и задачи наук, изучающих человека, его организм; методы изучения организма человека; значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения человека; значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья; историю возникновения и развития наук о человеке, о вкладе ученых разных эпох и времен в развитие наук о строении и жизнедеятельности организма;

обучающиеся должны уметь: различать объекты изучения теоретической и практической медицины; устанавливать связи и соответствие между науками ,изучающими человека, направлениями их работы; характеризовать открытия и заслуги представляемых ученых в создании и развитии наук об организме человека и показывать актуальность этих открытий для современной биологии; работать с учебником, дополнительной литературой и другими источниками знаний, демонстрировать навыки конспектирования, логического изложения материала составления и заполнения схем и таблиц.

Метапредметные (УУД):

обучающиеся должны уметь: работать с учебником, рабочей тетрадью, другими пособиями УМК, с электронными материалами и материалами ЦОР; работать с различными источниками информации, структурировать материал, выбирать главное в тексте; осознанно выбирать учебный материал по изучаемой теме для представления его своим одноклассникам; определять цели изучаемого и учебных действий; задачи, необходимые для их достижения; работать в составе творческих групп, излагать информацию своим товарищам, воспринимать ее на слух; владеть устной речью; строить отношения с учителем и одноклассниками на основе взаимоуважения и понимания.

Личностные: уважение к истории развития наук о человеке и осознание ценностей их открытий для сохранения здоровья человечества; познавательный интерес к изучаемому предмету; осознание важности научных исследований для развития наук о человеке; ответственное отношение к учению, способности у самообразованию и саморазвитию; развитые мотивации для формирования устойчивых познавательных процессов.

Основные понятия

Биология, физиология, анатомия, психология, гигиена, медицина.

Ресурсы:

- основные

-дополнительные


Учебник, печатная тетрадь

Таблицы и рисунки с изображениями кишечнополостных животных; интерактивное учебное пособие, мультимедийная установка, компьютер, портреты ученых.

Межпредметные связи

Медицина, история



Этап урока.

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Этап мотивации к учебной деятельности.


Создает комфортную ситуацию для начала урока.


Приветствуют учителя

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Сегодня мы продолжаем говорить о царстве животных, о каком его представителе мы узнаем в этом году?

Полистайте учебник и ответьте на вопрос, о чем мы будем говорить в этом году?

О человеке.

Отвечают после самостоятельной работы с учебником биологии.

В этом году мы будем учить человека: подробно поговорим о каждой из систем органов, обратим внимание на укрепление и сохранение здоровья, выделим факторы, ухудшающие его.

III. Актуализация знаний.

Организовать уточнение и согласование темы урока.

Почему мы целый год будем изучать организм человека, а на изучение всего царства Животных – такой же промежуток времени?

Почему так необходимо знать организм человека?



Чтобы мы смогли все это сделать нам необходимо проанализировать историю возникновения и развития научных знаний о человеке, об их направлениях и взаимосвязи с другими науками.

Когда человек стал интересоваться собой как объектом исследования?

Предположения учащихся.

Изучив свой организм, человек сможет создавать лучшие условия для своей жизни, работы и отдыха, иметь правильную и красивую осанку, здоровые сердце, сосуды и легкие, хорошее зрение и слух; быть сильным и выносливым, работоспособным.





С момента возникновения и осознания себя как части природы.


IV. Первичное усвоение новых знаний.


Прочитайте П. 2 и заполните таблицу


Ученый

Его вклад в науку





Заполняют таблицу



V. Первичная проверка понимания


Устная беседа по вопросам

 - Почему в античные времена знания о человеке накапливались медленно, а начиная с XIX в. - гораздо быстрее?

- Основоположник пластической анатомии, классифицировал мышцы по величине, форме, изображал в объеме.

- Высказал мысль, что организмы развиваются по законам природы и, познав их, можно использовать эти законы на благо людей. 

- Ввел представление о рефлексе. 

- Одним из первых стал изучать влияние на здоровье людей природных факторов

- Ввел термин организм


Фронтальная работа с вопросами .

VI. Этап Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


Параграф 2 учебника, проверить правильность своих знаний, ответив на вопросы в конце параграфа.


Делают записи.

VII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.


Отмечаем удачные ответы и не очень; выставляем отметки.

благодарность за урок,

Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.


Подводят итог работы на уроке.


Отвечают несколько учеников.

На уроке я работал…

Своей работой на уроке я…

Урок для меня показался…

За урок я…

. Мое настроение...

Материал урока мне был…

Домашнее задание мне кажется…


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее