«Зимний фестиваль знаний 2026»

Практическая работа по биологии

Практическая работа предназначена для проведения урока. Рекомендована для проведения занятий по биологии

Олимпиады: Биология 6 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема: Лабораторное занятие: « Изучение строения клеток растений животных и бактерий под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание». Обмен веществ в клетке. Роль ферментов в обмене веществ.

Цель: получение навыков работы микроскопом. На основе изучения клеток бактерий (прокариот) показать основные отличия в строении клеток прокариот и эукариот, а также обнаружить основные черты сходства в строении клеток бактерий, животных и растений как показатель единства организации живых систем.

Оборудование: микроскоп, предметное и покровное стекло, луковица, настой различных естественных материалов (мяса, рыбы, овощей и др.), лист элодеи, эпителий лягушки или другая животная ткань, вода и йод, препаровальная игла и пинцет.

Ход работы: Для морфологии бактерий следует заранее приготовить настой из различных естественных материалов: мяса, рыбы, белка яйца, навоза, сена и др.

Небольшое количество материала измельчают, помещают в колбу, на кончике скальпеля добавляют немного мела и заливают водопроводной водой на 2/3 объема. Колбу с настоем выдерживают в термостате при температуре 25-28 градусов или в теплом помещении 3-5 дней. За это время в среде накапливается масса разнообразных бактерий.На предметное стекло поместить каплю настоя и рассмотреть в микроскоп. Можно добавить в каплю настоя немного туши. В поле зрения микроскопа на общем окрашенном фоне будут отчетливо видны неокрашенные клетки бактерий.

После рассмотрения и зарисовки клеток бактерий приготовьте препараты растительной и животной клеток.

1.Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его салфеткой.

2.Пипеткой нанести 1-2 капли слабого раствора йода на предметное стекло.

3.При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите в каплю и расправьте кончиком иглы.

4.Покройте кожицу покровным стеклом.

5.Поместите приготовленный микропрепарат на предметный столик микроскопа, поставив минимальное увеличение (поверни барабан, в верхней части микроскопа к себе).

Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его салфеткой.

6.Пипеткой нанести 1-2 капли слабого раствора йода на предметное стекло.

7.При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите в каплю и расправьте кончиком иглы.

8.Покройте кожицу покровным стеклом.

9.Помести приготовленный микропрепарат на предметный столик микроскопа, поставив минимальное увеличение (поверни барабан, в верхней части микроскопа числом 10 себе), медленно поворачивая винты на микроскопе, добейся четкого изображения.

10.Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом при увеличении в 6 раз. Сделайте несколько рисунков.

11.Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом при увеличении в 8 раз.. Сделайте несколько рисунков.

12.Обозначьте на фотографиях части клеток (оболочку, ядро, вакуоль)..После изучения различных препаратов под микроскопом ответьте на вопрос:

Какие положения клеточной теории можно подтвердить результатами проведенной работы?





Обмен веществ (метаболизм) — это совокупность биохимических реакций, протекающих в клетке и обеспечивающих процессы её жизнедеятельности.В ходе превращения веществ в клетках образуются конечные продукты обмена, которые могут быть токсичными для организма и выводятся из него (например, аммиак).В зависимости от общей направленности процессов выделяют катаболизм и анаболизм

Анаболизм (ассимиляция) — совокупность химических процессов, направленных на образование и обновление структурных частей клеток.



Катаболизм (диссимиляция) — совокупность реакций, в которых происходит распад крупных органических молекул до простых соединений с одновременным высвобождением энергии.

Автотрофы могут образовывать все необходимые им органические вещества из неорганических веществ окружающей среды.

Гетеротрофы не способны образовывать органические вещества из неорганических и должны получать их из окружающей среды.

Автотрофные организмы используют различные способы получения энергии:

Хемосинтез — это процесс образования органических веществ из неорганических, происходящий с использованием энергии реакций окисления и восстановления соединений, содержащих азот, водород, железо и некоторые другие элементы.

К хемосинтезирующим организмам относятся некоторые виды бактерий.Выделяющаяся в реакциях окисления неорганических соединений энергия сначала аккумулируется в макроэргических связях АТФ, а затем и Ферменты играют важную роль в обмене веществ в клетке, ускоряя биохимические реакции в сотни тысяч раз.

Ферменты — это специфические белки-катализаторы, которые участвуют во всех биохимических реакциях обмена веществ. Для осуществления химического превращения требуется небольшое количество этих веществ, но в клетке содержится много разных ферментов, так как каждый из них ускоряет только определённый вид реакций.

На эффективность действия ферментов влияют условия протекания реакции: температура, pH среды, а также количество субстрата, то есть реагирующего вещества.спользуется при биосинтезе органических веществ.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2026»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее