Тема урока: Конструирование и моделирование. Понятие «одежда», «проектирование», «конструирование». Эстетические, гигиенические, эксплуатационные требования к одежде. Мерки, необходимые для построения основы чертежа юбки. Правила снятия мерок
Цели:
Образовательная:
- ознакомить учащихся с видами одежды, требованиями, предъявляемыми к ней, и классификацией;
- сформировать представление об основных конструкциях юбок;
- научить правилам снятия и записи мерок для построения выкройки основы юбки;
Воспитательная:
- прививать аккуратность и терпение в работе;
Развивающая:
- формировать логическое мышление, умение анализировать, делать выводы;
- способствовать развитию компетенций;
- прививать интерес к профессиям сферы обслуживания.
Методы обучения: игровые, наглядные, информационные, словесные;
Дидактический материал: карточки, модели юбок.
Оборудование: компьютер, электронный носитель с презентацией, мультимедийный проектор, демонстрационный экран.
Материалы и принадлежности: тетради, сантиметровые
ленты, карандаш, бумага, тесьма для опоясывания фигуры по талии.
Формы организации учебной деятельности: практическая работа на основе интеграции алгоритмической и частично - поисковой деятельности.
Опорные знания, внутрипредметная и межпредметная интеграция: основные условные линии на фигуре человека (технология); антропометрические точки (биология); вычислительные навыки (математика).
Планируемые результаты: приобретение знаний о приёмах снятия мерок для построения чертежа юбки; закрепление умений работать в группах.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
I. Организационный момент:
- Приветствие;
- Проверка наличия учащихся по списку;
1.Упражнение «Букет настроения » (Слайд№2)
Каждое утро, когда мы одеваемся, встает вопрос «А что надеть?». Выбирая одежду, мы смотрим на погоду, вспоминаем, чем нам предстоит заниматься, обращаем внимание на свое настроение
- Знаете ли вы, что от настроения зависит качество работы и цветом можно охарактеризовать эмоциональное состояние человека?
Предлагаю вам определить характер своего настроения.
- Перед вами на столе разноцветные цветы. Это цветы настроения, Они определят характер вашего эмоционального состояния. Закройте глаза на несколько секунд и представьте, с каким цветом ассоциируется ваше настроение (фиолетовый цветок – стрессовое состояние, зеленый –уверенность в себе, красный –агрессивное состояние, желтый – веселое настроение, оранжевый – настроенный на активную работу, черный - плохое настроение). Теперь подойдите к столу, возьмите по цветку соответствующего цвета и прикрепите его на картину. А теперь посмотрим каких цветов у нас получилось больше…
II. Актуализация опорных знаний обучающихся:
Сегодня мы будем работать под девизом: «По одежке встречают, по уму провожают». (Слайд№3)
1. Как вы думаете, о чем у нас сегодня пойдет речь? (Об одежде)
2. Что такое одежда и для чего она предназначена ? ( Одежда – это совокупность изделий, которые покрывают, облекают тело человека для обеспечения его жизнедеятельности.)
3. Как различается одежда по назначению? (Назначение определяется ситуацией: повседневная, праздничная, домашняя, спортивная, вечерняя, деловая, зимняя, демисезонная одежда и т.д.)
4.Каким требованиям должна отвечать одежда? (К основным требованиям относятся: эстетические, эксплуатационные, гигиенические и экономические).
5.Назовите ассортимент женской одежды (К ассортименту женской одежды относится белье, костюмы, платья и верхняя одежда).
6. Какие специалисты участвуют в создании одежды? (Художник. конструктор. технолог, закройщик, швея.)
3.Теоретические сведения (изучение нового материала):
Только сегодня мы будем говорить об одной особенной группе одежды – поясной, т.е. об одежде, которую носят на талии, там, где должен быть поясок. Запишите тему сегодняшнего урока. (Слайд№4) Давайте послушаем сообщения, которые вы приготовили к этому уроку. И так, возникновение юбки, как вида одежды…(сообщение учащихся):
Слово “юбка” исследователи считают близким к слову “шуба”, которое, в свою очередь, происходит то арабского слова “джубба” - так раньше называли суконную тунику без рукавов. В русский язык слово “юбка” попала из польского, а в него – из немецкого.
В средние века это – одеяние от шеи до колен, присобранное у шеи и подпоясанное на талии. Носили такую одежду, как женщины, так и мужчины. (Слайд№5). В 15 веке женская готическая “юбка” была разделена на две части: нижняя стала собственно юбкой, а верхняя – верхом платья.
В средние века ее украшали шлейфом – удлиненным концом, волочащимся сзади по земле. Он зрительно удлинял фигуру, делал ее величественной. И чем длиннее был шлейф, тем знатнее, богаче была персона, его носящая. В народной одежде шлейф просто не мог прижиться, так как мешал движению, а значит, работе. В 16 веке стали популярны широкие юбки. Для придания соответствующей формы их набивали конским волосом. Носить их было неудобно, и вскоре изобретен каркас для юбки, который делали из обручей. По-испански обруч назывался “вердугос”, поэтому такие юбки стали называть “вердугадо”. Эти юбки пропутешествовали из Испании в Италию и Францию,
(Слайд№6) В 17 веке юбка приобрела более удобные формы, но стала многослойной. Законодателями этой моды были французы. Даже летом под основную юбку надевали несколько нижних, а зимой их количество доходило до 12.
18 век принес юбку в виде купола. Снова сооружаются каркасы, а на них натягиваются ткани. Юбка стала растянутой в боках и сплюснутой спереди и сзади. Называлась она “панье” (по-французски это слово означает “корзинка”). К концу 80-х годов широкое распространение получила английская мода, которая предложила отменить жесткие каркасы, но заставила модниц драпировать юбку сзади, образуя турнюр (в переводе с французского это слово означает “сложение, осанка, манеры”).
(Слайд№7) Деревенская юбка пыталась угнаться за городской, были даже кринолины, сплетенные из ивовых веток, поскольку китовый ус или конский волос были крестьянам не по карману. Носить такие кринолины деревенским модницам было, конечно неудобно, и они нашли выход: стали надевать нижние ватные юбки. В южных губерниях России носили поневу – поясную одежду, которую мы теперь назвали бы, скорее всего юбкой. Поневы были будничные и праздничные, отделанные вышивкой, кружевом, всевозможными вставками.
(Слайд№8) В начале 19 века возникает новый каркас-кринолин, созданный из льняного полотна, проплетенного конским волосом. Придумал его француз Идин. И вот, наконец, 20 век. Какой только юбка не была и как только ее не называли. В начале века была даже “хромая юбка” (женщины во время ходьбы вынуждены были прихрамывать – так сильно была она заужена на уровне щиколоток). Длина юбки несколько раз менялась, становясь то длиннее, то короче. Появились даже такие невиданные ранее формы юбок, как “юбка-портфель”, “юбка-брюки”.
(Слайд№9) Мы привыкли считать, что юбка – сугубо женский вид одежды, однако в некоторых странах (Шотландия, Греция) юбки носят и мужчины. (Слайд№10) На Фиджи мужские юбки входят в обязательный дресс-код чиновников, военную форму, в них ходят бизнесмены, офисные работники.
Женская юбка не утратила своей актуальности и сегодня. Хотя в последнее десятилетие брюки вытесняют на второй план этот наряд для женщин.
(Слайд№11) В Википедии сказано:
"Юбка (фр. jupe) — предмет верхней одежды, покрывающий нижнюю часть тела. Юбка представляет собой кусок ткани, обернутый вокруг талии. В Европе юбка традиционно считается элементом женской одежды, однако в Шотландии встречается килт — мужская юбка. Юбка эволюционировала из набедренной повязки".
И так, юбки могут быть различны по форме (силуэту) и конструкции деталей. (Слайд №12) По силуэту различают юбки: прямые (рис. 1, а), трапециевидные (рис 1,6), расширенные книзу (рис. 1, в), зауженные книзу (рис. 1, г). (Слайд №13) По конструкции различают три основных покроя юбок: прямые, клиньевые, конические. Прямые юбки состоят из двух деталей: переднего и заднего полотнища. Юбка прямого покроя плотно облегает фигуру. (Слайд№14,15)Прямые юбки могут иметь разрезы, различные складки или кокетки, сборки, карманы и т.д. (Слайд№16) Клиньевые состоят из нескольких одинаковых клиньев расширяющихся к низу. Число клиньев может быть любым. (Слайд№17,18) Конические юбки самые простые по конструкции, их можно строить прямо на ткани, без лекал. Конические юбки состоят из одной или двух деталей и не имеют вытачек
Учащиеся записывают в тетради конструкции юбок. Ознакомление учащихся с конструкциями юбок по покрою.
(Слайд№19) Во время конструирования и моделирования одежды применяют конструктивные линии, которые помогают сконцентрировать внимание на основных линиях и точках фигуры человека. Конструктивные линии - это основные горизонтальные линии, которые условно делят фигуру по горизонтали через основные опорные точки. С помощью конструктивных линий определяют стилевые особенности модели эскиза, силуэт и его форму, положение и характер декоративно-конструктивных линий, размещение, размеры и форму деталей. Изготовление швейного изделия начинают с конструирования - разработки базовых чертежей деталей изделия. Конструирование одежды основывается на многих факторах, но одним из основных является учет особенностей фигуры человека. (Слайд№20,21) Для правильного построения чертежа изделия надо определить размерные признаки фигуры человека. А для этого нужно научиться правильно снимать мерки. Какие мерки необходимы для построения юбки? Ответ: Для изготовления юбки нам были необходимы мерки полуобхват талии, полуобхват бёдер, длина спины до талии, длина изделия. Рассказать и показать правила снятия мерок, используя манекен и инструкционную карту «Снятие мерок для конструирования юбки»
Снятие мерок для конструирования юбки
Название мерки | Буквенное обозначение | Назначение | Как правильно снимать мерку | Примерная величина мерки в см. |
Полуобхват талии | Ст | Определение ширины изделия по линии талии | Горизонтально вокруг туловища по линии талии |
|
Полуобхват бедер | Сб | Определение ширины изделия по линии бедер | Горизонтально вокруг туловища; сзади через наиболее выступающие точки ягодиц; спереди с учетом выступа живота |
|
Длина спины до талии | Дст | Определение расстояния от линии талии до линии бедер | От седьмого шейного позвонка по позвоночнику до шнурка, фиксирующего линию талии |
|
Длина изделия | Ди | Определение длины изделия | От линии талии до желаемой длины изделия |
|
Перед выполнением практической работы, давайте проведем физкультминутку. (Слайд№22)
III. Физкультминутка.
IV. Текущий инструктаж. (Слайд№23)
При снятии мерок нужно помнить следующее.
Мерки снимают по правой стороне фигуры.
Талию предварительно опоясывают пояском.
При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо без напряжения.
Мерки снимают сантиметровой лентой. При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.
Мерки длины записывают полностью. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры.
Все величины записывают в сантиметрах.
V. Практическая работа.(Слайд№24)
1. Ролевая игра "Заказчик-закройщик". Ученицы делятся на пары."Закройщик" снимает с "Заказчика" мерки и записывает их в тетрадь "Заказчика". Затем девочки меняются ролями.
2.Учитель обходит рабочие места учащихся с целью оказания помощи при затруднениях.
3. Проверка и оценка результатов.
VI. Закрепление нового материала.(Слайд№25)
- Перечислите мерки, необходимые для построения чертежа юбки.
- Как обозначаются эти мерки?
- Как правильно снять эти мерки?
- Назначение мерок.
- Какие конструкции юбок вы знаете?
- Какие силуэты юбок вы знаете?
VII. Заключительный инструктаж.
Что нового вы узнали на уроке? (Ответ учеников)
- В начале занятия вы определили свое настроение. Изменилось ли оно у вас? Прошу еще раз выразить свое эмоциональное состояние на нашем «Букете настроения». Какого цвета у нас оказалось больше?
VIII. Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся на уроке.
IX. Уборка рабочих мест.
X. Домашнее задание: запись задания (чертежные инструменты для построения чертежа).(Слайд№26)
Информационные ресурсы:
В.Д. Симоненко Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Обслуживающий труд 6класс. Москва Издательский центр «Вентана – Граф» 2008г
В.Н. Чернякова Технология Обработка ткани 6класс. Москва «Просвещение» 2000
Технология Поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко 6класс (вариант для девочек).
Л.Д.Карачевцева Технология Дополнительные и занимательные материалы 5-9 класс Издательство «Учитель»
Theater.siteedit.ru
Ru.wikipedia.org
Виды юбок
Источник: https://www.myjane.ru/articles/text/?id=2466Юбки источник: http://womanwiki.ru/w/юбка